Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты работы с детьми

Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Хотелось бы заметить, что работа по патриотическому воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

Считаю важным проведение своевременного мониторинга успехов воспитанников, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.

Если исходить из позиции, что развитие творческих способностей детей и их патриотическое воспитание – это составная часть всей работы музыкального руководителя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты музыкального развития детей.

Правда, существует при этом определенного рода формальность, т. к. результат – это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель музыкального развития творческих способностей и чувства патриотизма детей – это участие ребёнка (детей) в мероприятиях, в данном случае, в фольклорных праздниках, театрализованных действиях и т.д., в праздниках с социально-значимыми идеями.

Хотелось бы обратить внимание, что в настоящей квалификационной работе результаты будут рассмотрены с трёх позиций:

1. Коэффициент показателей музыкального творчества детей возрастных групп за период – МАЙ 2004–05 уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч. год по показателям.

2. Уровень музыкального творчества детей, с которыми проводилась работа в обозначенном направлении (МАЙ 2004–05 уч. год, СЕНТЯБРЬ 2005–06 уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч. год)

3. Коэффициент уровня музыкального творчества возрастных групп – сравнительные результаты

Детское музыкальное творчество определено рядом показателей, каждый показатель имеет уровневую дифференциацию:

q Восприятие музыки

q

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Пение

q Музыка и движение

q Элементарное музицирование

q Песенное творчество

q Танцевальное творчество

q Музыкально-игровое творчество

q Импровизационное музицирование

В своей работе по музыкальному воспитанию детей я достигла определенных положительных результатов, что подтверждают результаты диагностики – май 2004–05 и сентябрь-январь 2005–06 годы.

В диагностическом исследовании приняли участие всего 67 человек

2004–05 уч. год – 1 младшая группа – 20 человек

средняя группа – 25 человек

старшая группа – 22 человека

2005–06 уч. год – 2 младшая группа – 20 человек

старшая группа – 25 человек

подготовительная группа – 22 человека

1. Коэффициент музыкального творчества детей возрастных групп за период – МАЙ 2004–05 уч. год, ЯНВАРЬ 2005–06 уч. год по показателям.

 

 

 

Так, из диаграмм видно, что увеличилось в%-ном соотношении количество детей, имеющих высокий уровень музыкального творчества. Например, значительное увеличение по показателю (соответственно) «восприятие музыки» 0%-38% в январе, «элементарное музицирование» 14%-71%, «музыкально-игровое творчество» 14% – 50%. Снизился%-ный показатель количества детей, имеющих низкий уровень как в целом, так и по отдельным показателям значительно. Например, «песенное творчество» 43% – 7%, «импровизационное музицирование» 29%-0%.

Таким образом, сравнительные результаты двух диагностик позволили выявить положительную динамику в плане развития детского музыкального творчества у детей этих возрастных групп.

2. Уровень музыкального творчества

Анализ диаграммы позволяет увидеть определенную положительную динамику в развитии музыкального творчества детей обозначенных возрастных групп. Так, значительно вырос коэффициент музыкального творчества за период МАЙ 2004–05 уч. года – ЯНВАРЬ 2005–06 уч. года во всех возрастных группах.

Для сравнения:

q высокий уровень:

ü 1 младшая группа (май, 2004–05 уч. г.) всего 20%, эта же группа, но уже 2 младшая (сентябрь, 2005–06 уч. г.) – 25%, в январе 2005–06 уч. г. уже 36%.

ü Средняя группа (май, 2004–05 уч. г.) – 55%, эта же группа, но уже старшая (сентябрь, 2005–06 уч. г.) – 62%, в январе 2005–06 уч. г. – 73%.

ü Старшая группа (май, 2004–05 уч. г.) – 32%, эта же группа, но уже подготовительная (сентябрь, 2005–06 уч. г.) – 44%, в январе 2005–06 уч. г. – 57%

q средний уровень соответственно то же претерпел значительные изменения в сторону снижения коэффициентов музыкального творчества в пользу высокого уровня.

q низкий уровень отсутствует.


 

3. Коэффициент уровня музыкального творчества возрастных групп – сравнительные результаты

Сравнительный анализ коэффициентов музыкального творчества детей за период с МАЯ 2004–05 уч. года по ЯНВАРЬ 2005–06 уч. года позволяет отметить положительную тенденцию в плане развития музыкального творчества детей, в целом, по всем выше обозначенным возрастным группам. Так, если сравнивать результаты диагностики МАЯ 2004–05 уч. года и ЯНВАРЯ 2005–06 уч. года, то видно, высокий уровень (соответственно по дате диагностики) вырос с 33% до 56%; средний уровень снизился в сторону высокого уровня с 67% до 44%.

 


 

Анализ результатов полученных данных позволяет сказать, что выдвинутая гипотеза настоящей квалификационной работы подтвердилась на практике работы с детьми.

Таким образом, результатом систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального творчества у выделенной группы дошкольников посредством использования фольклора как одного из средств развития творческих способностей и патриотического воспитания.

Хотелось бы заметить, что учебный год еще не закончился, работа продолжается и, думаю, что в МАЕ 2005–06 уч. года результаты музыкального творчества детей станут еще выше и качественно лучше.

Для достижения полученных результатов осуществлялась работа, предполагающая (со стороны музыкального руководителем) не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.

В работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитию творческих способностей детей использую материалы:

q Программы «Гармония», автор К.В. Тарасова

q Программы «Орфей», автор И.Г. Галянт

q Программы патриотического воспитания дошкольников «Наследие», автор М.Ю. Новицкая

q Программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под редакцией Т.И. Оверчук

q «Программы эстетического воспитания» /авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина/,

q Учебно-методических рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва/,

q Музыкально-литературные разработки журнала «Музыкальная палитра» и др.

Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Например, при обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, учу преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора. В систему такого вокального воспитания включаю развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжённого, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Основой нового репертуара, предназначенного для обучения ребят, являются произведения детского музыкального фольклора, которые они хорошо знакомы детям.

В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей детей также планируется проведение музыкальных досугов для детей – фольклорных ярмарок, театрализованных представлений и праздников, имеющих социально-значимые идеи; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и т.д.; осуществила подборку и систематизацию материала для музыкальных занятий (репертуар музыкальных произведений, декорации для театрализованных действий и т.д.).

Основания для аттестации на первую квалификационную категорию:

q Создала методическое обеспечение к программе «Гармония» К.В. Тарасовой и адаптировала к условиям работы в детском саду с детьми 3–7 лет.

q Составила педагогический мониторинг качества музыкального развития ребенка, который был представлен на заседании ГМО музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений в 2002 году.

q Разработала и систематизировала комплекс музыкально-оздоровительных игр и упражнений для детей с ослабленным здоровьем, который успешно применяется как воспитателями, так и специалистами детского сада в работе с воспитанниками.

q Обобщен опыт работы по программе «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, который рекомендован к использованию педагогам ДОУ при организации разных форм двигательной активности: утренней гимнастики, на занятиях по плаванию, физ. минутках в течение дня. Результатом является эмоциональное освоение детьми навыков здорового образа жизни.

q На протяжении пяти лет участвую в городском фестивале творчества «Самотлорские роднички», результаты которого являются призовые места в 2002 и 2004 годах, отмеченные дипломами в номинациях «Вокал» и «Хореография».

 

 


Заключение

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Д.С. Лихачев.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

Одним из направлений работы музыкального руководителя является воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами русского фольклора, каждый жанр интерес, красив и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.

Считаю, что предложенный материал в настоящей квалификационной работе имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия (Приложение) для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

 


Литература

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

2. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. – Смоленск, 1998

3. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3–4 лет., М., 2004

4. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ., М., 2004.

5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М., 2004

6. Мой родной дом / Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2004

7. Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр. 14

8. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. – М., 1992

9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду., М., 2003

10. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. – М., 1998

11. Науменко Г.М. От зимы до осени. – М., 1979

12. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. – М., 1999

13. Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 – зима, весна. Часть – 2 – лето, осень. – М., 1999

14. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000

15. От зимы до осени. Фольклорный праздник., М., 1979

16. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 года»., М., 2003

17. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – Спб., 1998

18. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. – М., 2002

19. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.

20. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М., 2002.

21. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...