Школа научного менеджмента.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Понятие и сущность менеджмента. Возникновение и эволюция менеджмента. Категории менеджмента — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией. К основным категориям менеджмента относят: - объекты и субъекты менеджмента, виды, функции, методы и принципы менеджмента. Объекты менеджмента, на которые направлено управление, могут быть отрасли территориальные общности людей, отдельные стадии воспроизводства, аспекты экономической деятельности, виды ресурсов, а также характеристики производства. При этом различают следующие виды объекта управления: операция; проект; система. Функциональные области деятельности объекта: маркетинг; производство; финансы; кадры; НИОКР. Уровни объекта управления: рабочее место; участок; цех; производство; предприятие; объединение. Субъекты менеджмента — руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов. Виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий (генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, профцентров. Функциональный (специальный ) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений.
По признаку содержания различают менеджмент: Стратегический менеджмент определяет долгосрочные цели организации, определяет основные пути их достижения, обеспечивая будущее. В рамках стратегического менеджмента говорят о миссии организации, общих принципах ее существования, философии жизни. Тактический менеджмент связан с постановкой и реализацией конкретных задач в среднесрочной перспективе. Тактический менеджмент определяет характер средств и методов достижения промежуточных целей, выбор технологий и инструментов, качество и источники ресурсов и другие элементы производства. Задача тактического менеджмента — обеспечить следование выбранным курсом. Оперативный, или текущий менеджмент решает элементарные задачи, на которые раскладываются цели. Текущий, оперативный, ежедневный менеджмент обеспечивает поступление ресурсов, осуществление контроля и оценки достигнутых результатов, поощрение и наказание исполнителей. Функции менеджмента — определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения. Различают — общие, технологические и социально-психологические функции менеджмента. Хронология менеджмента. объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). В Древней Греции Платон говорил о необходимости специализации производственных процессов. Сократ говорил: «Главная задача — поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний». В Древнем Риме Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена». Советовалось также дать управляющему план работ на год.
Менеджер: сущность, роли менеджера, разделение труда менеджеров. Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно и есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы, однако следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты. В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджерам, но, как правило, не имеющих подчиненных: их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов. Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста фирмы. Во-первых, менеджер, устанавливает цели. Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. В-четвертых, важный элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения - мало есть факторов столь важных для успеха фирмы. Наконец, в-пятых, менеджер способствует росту компетенции людей, включая себя самого. Менеджер решает две специфические задачи. Первая - создание подлинного целого, которое больше, чем сумма частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем вложено. Иными словами, менеджер создает систему и способствует возникновению порядка из хаоса или, во всяком случае, обеспечивает формирование нового порядка, качественно превосходящего прежний. Вторая задача - гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.
Методы менеджмента Методы менеджмента — система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы управления: Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал и базируется на власти, дисциплине и взысканиях. Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Экономические методы – способ осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий. К ним относятся: плановое ведение хозяйства; долевое участие подразделений в прибыли; открытие лицевых счетов подразделений; рост заработной платы; наличие чёткого положения об оплате руда персонала; развитие форм дополнительной заработной платы; развитие системы премирования из прибыли; развитие выплат материальной помощи; предоставление работникам беспроцентных ссуд на приобретение товаров длительного пользования; обеспечение работников бесплатным или частично оплаченным жильём (общежитием), оплачиваемой социальной инфраструктуры, развитие социального и медицинского обеспечения Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов, – группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Принципы менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы: - целостности (системное свойство); - иерархической упорядоченности; - целевой направленности развития; - научной обоснованности и оптимальности; - сочетание централизации и децентрализации; - демократизации.
Школа научного менеджмента. Школа научного менеджмента К концу XIX — началу XX - эпохи массового производства. Главная форма конкурентной борьбы — ценовая конкуренция.. Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор. В 1903 году вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 году — «Принципы и методы научного управления». Тейлор считал, что чем выше разделение труда, тем выше его производительность; заработная плата должна зависеть от количественных показателей; решения должны принимать собственно инженеры, а рабочие только работать и беспрекословно подчиняться управляющему. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность. Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов. Франк и Лилиан Гилберт, - 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилберт в обратом прочтении). Франк Гилберт написал широко известные книги «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений». Франк и Лилиан Гилберт были ведущими консультантами своего времени по промышленной эффективности. Г. Эмерсона- «Двенадцать принципов производительности». Ведущие - точно поставленные цели и здравый смысл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|