Проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования
Проблема исследования. На начальном этапе работы основное внимание сосредоточено на определении проблемы исследования. Важную роль здесь играют запросы практики, которые служат стимулом для применения научных средств решения практической задачи. Проблемы возникают на основе противоречий в сфере физического воспитания и спорта, от разрешения которых зависит прогресс научного познания и практики, например в оздоровлении и повышении физических кондиций учащейся молодежи, успехов в рекордном спорте и т.п. Не все противоречия в практике могут быть устранены средствами науки, например материально-техническое обеспечение подготовки квалифицированных спортсменов и т. п. Наука создает предпосылки и показывает способы разрешения противоречий в практике. Проблема вытекает из противоречия, и из него вычленено то, что имеет отношение только к науке. «Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании» [8. — С. 40], это «белое пятно на карте науки», «знание о незнании» [3]. Проблема указывает на неизвестное и побуждает к его познанию, обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних и организацию получения новых, добываемых в ходе исследования знаний. В постановке проблемы выделяют ее формулирование, оценку, обоснование и структурирование [8. — С. 41—42]. В процессе формулирования проблемы определяются вопросы, решение которых позволит неизвестное превратить в известное. Важное значение здесь имеют прогнозирование конечного результата, его модели, образа. В оценку проблемы входит определение всего того, что необходимо для ее решения (методы исследования, источники информации, научные работники, финансирование, научное оборудование, экспериментальная база и т.д.). Обоснование проблемы предполагает поиск аргументов в пользу ее решения, значимости ожидаемых результатов, сравнение с другими исследованиями. Здесь полезна практика обсуждения с коллегами, выдвижение аргументов против и доказательность правомерности данной проблемы, ее теоретическое и практическое значение. Структурирование проблемы представляет собой разделение ее на ряд дополнительных вопросов для более полного получения ответа на
главный — центральный — вопрос. Этот процесс наблюдается в ходе самого исследования, по мере получения фактического материала. Кроме того, определяются границы объекта изучения с учетом наличных сил исследователя или коллектива. В конечном счете формируется комплекс подцелей (подвопросов) или задач исследования [8]. Тема исследования. Проблема находит отражение в теме исследования, которая предопределяет весь ход дальнейшей работы, она должна отражать движение от накопленного наукой к новому и в какой-то мере — столкновение старого с новым. В формулировке темы должны просматриваться актуальность и то новое, что заключено в содержании, результатах и выводах [3, 6, 7]. Тема обсуждается также в коллективе ученых и практиков, может уточняться как на начальном этапе, так и в процессе исследования, это естественно. Должно быть четко определено, к какому типу исследований относится работа — фундаментальным или прикладным, по одной специальности (и по какой) или по двум — «на стыке» и в какой из них находится предмет исследования (в одной работе не может быть двух предметов). Имеет значение и такой показатель, как количество слов в названии темы: она должна быть не слишком широкой и не слишком узкой. Это относится как к диссертации, так и к учебнику, учебному пособию. В диссертациях в области физической культуры, как кандидатских, так и докторских, количество слов колеблется в широких пределах — от 6 до 16 и более. Исключение составляют учебники в качестве диссертаций («Хоккей», «Массаж»). Чтобы придать вес научной и методической работе, авторы нередко используют в названии слова «Оптимизация...», «Пути совершенствования...» и т. п., надо стремиться более четко отразить суть своей работы в названии.
Предпосылки для успешного выполнения научной или методической работы лучше, когда тема работы соответствует профилю базового образования автора или характеру его профессиональной деятельности. Актуальность исследования. В число характеристик исследования входят его актуальность, обоснование необходимости и своевременности вопроса, почему данную проблему надо изучать, значение этого для дальнейшего развития теории и практики физического воспитания, спорта, оздоровительной, адаптивной и рекреативной физической культуры. Различают актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри этого направления — с другой. В педагогических исследованиях, к которым относятся исследования в области физического воспитания и спорта, различают также практическую и научную актуальность темы. Доказательство актуальности темы — более сложный процесс: надо
убедительно показать, что именно выбранная тема должна быть исследована в данный момент [3, 6, 7, 13]. При оценке актуальности учитывается тип исследования: для фундаментальных работ первостепенное значение имеют предполагаемая теоретическая значимость темы, степень ее разработанности в науке; для прикладных работ в первую очередь учитываются практическая потребность в разработке темы, степень решения данного вопроса на практике. По научности и практической актуальности выделяют следующие уровни педагогического исследования: высокоактуальные исследования; актуальные исследования; малоактуальные исследования; неактуальные исследования. Учитывается степень разработанности темы и потребности в ней, значимость вклада в теорию и практику, перспективность этой проблематики [3, 10, 13]. Нередко авторы ограничиваются указаниями на то, что в «литературе данная проблема освещена слабо», «тема недостаточно разработана», «не находит применения в практике» и т.п.
Объект и предмет исследования. Для успешной подготовки научной или методической работы ее автору из всего многообразия объекта — физического воспитания и спорта — необходимо выделить то, на что направлено его внимание и в чем он хочет получить конкретные результаты. Применительно к научной и методи-^ ческой работе объект — это явление или процесс, избранный для изучения, предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Неправильный выбор объекта или предмета исследования может привести к ошибкам теоретического и практического характера. Возможна несогласованность между объектом и предметом исследования: объект определяется в области педагогики, а предмет — в области психологии [4, 6, 7]. В физическом воспитании и спорте часто в качестве объекта рассматриваются дошкольники, школьники, юные и квалифицированные спортсмены, студенты. Эти категории людей выступают объектами в практической педагогической деятельности, в научной педагогической деятельности объектами будут педагогический факт, процесс, явление. Ниже приводятся примеры формулирования объекта и предмета исследования. Тема: «Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе» (диссертация А.П.Золотарева); объект исследования: «Многолетняя подготовка спортивного резерва в футболе»; предмет исследования: «Методология и технология построения структуры и содержания многолетней подготовки юных футболистов». Тема: «Взаимосвязь физического воспитания старших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля и индивидуального программирования» (диссертация С. Ю.Курнаева); объект ис- следования: «Взаимосвязь содержания и методики физического воспитания старших дошкольников и младших школьников»; предмет исследования: «Индивидуализация направленного воздействия на физическое развитие и подготовленность старших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля».
Тема: «Лыжная подготовка как базовое акцентированно-оздоровитель-ное средство физического воспитания сельских школьников в регионах со снежной зимой»; объект исследования: «Система физического воспитания в общеобразовательной сельской школе»; предмет исследования: «Содержание и технология лыжной подготовки учащихся V—VII классов в процессе учебной, внеклассной работы, массовых соревнований и самостоятельных занятий». Примеры нечеткого формулирования объекта и предмета исследования. Тема: «Биоинформационные оздоровительные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем» (диссертация Т.Г.Коваленко); объект исследования: «Студенты обоего пола 1—3-го курсов Волгоградского государственного университета (683 человека в возрасте от 17 до 22 лет), отнесенные по состоянию здоровья, физическому развитию и подготовленности к специальной медицинской группе, занимающиеся в специальном медицинском учебном отделении». Тема: «Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования» (диссертация С.В.Сайфулина); объект исследования: «Квалифицированные команды по волейболу»; предмет исследования: «Командно-тактические действия нападения квалифицированных команд по волейболу». Смысл «объекта» лучше бы звучал в такой редакции: «Соревновательная деятельность квалифицированных команд по волейболу», в «предмете» же следовало отразить «методику совершенствования», обозначенную в названии работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|