Роль индивидуально-типологических особенностей личности в процессе обучения иностранному языку.
Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека. Органические основы темперамента: учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Психодинамические свойства темперамента. Неправомерность «оценочного» подхода к особенностям темперамента. Необходимость учета индивидуальных особенностей темперамента личности при его обучении и воспитании. Проблема волевой регуляции поведения личности. Понятие о воле. Структура произвольного (субъектного) поведения. Механизм волевого поведения. Побудительная и тормозная функции воли. Нейрофизиологические основы воли. Волевые качества личности и факторы, влияющие на их формирование. Возрастные особенности волевых проявлений. Эмоциональная регуляция поведения личности. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: сигнальная, защитная, коммуникативная, мотивационная, оценочная, регулятивная. Виды эмоциональных переживаний. Развитие эмоциональной сферы человека. Эмоциональные качества личности. Возможности управления эмоциональными состояниями личности. Развитие способностей личности. Проблема детской одаренности. Понятие о способностях. Задатки как предпосылки к развитию способностей. Природа индивидуальных психологических различий людей в способностях. Виды способностей: природные и специфически человеческие способности, общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие способности. Развитие способностей личности в процессе обучения иностранному языку. Понятие об одаренности. Проблема детской одаренности. Развитие памяти и внимания в процессе учебной деятельности.
Значение внимания и памяти в жизни и деятельности человека. Понятие о внимании. Функции внимания. Свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, переключаемость, устойчивость. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Определение памяти как познавательного процесса. Характеристика основных процессов памяти. Факторы забывания информации. Структура памяти: сенсорная, кратковременная, промежуточная и долговременная память. Индивидуальные различия памяти. Развитие памяти и внимания при обучении иностранному языку. Развитие мышления и воображения в процессе обучения иностранному языку. Значение мышления в процессе познания. Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Воображение как психический процесс. Сходство и различие воображения и мышления Функции воображения. Виды воображения. Особенности творческого воображения. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Развитие мышления и воображения в процессе обучения иностранному языку. Общение как социально-психологическое явление. Понятие об общении. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Обратная связь в общении. Основные виды общения. Вербальные и невербальные средства общения. Особенности педагогического общения. Психологические причины затруднений в педагогическом общении: этно-социокультурные, статусно-ролевые, возрастные, индивидуально-психологические. Развитие личности в общении. Социально-психологические закономерности развития учебной группы. Понятие малой группы Классификации малых групп. Этапы развития группы. Коллектив как высший уровень развития малой группы. Характеристика учебной группы как малой группы. Дифференциация и интеграция в учебных группах. Социометрия как метод изучения учебной группы. Психологические особенности работы педагога в ученических группах.
Социально-психологические особенности взаимодействия личности и группы. Позиция, роль и статус личности в группе. Механизмы групповой динамики: групповое давление, групповое сплочение, групповые нормы и санкции. Влияние социальных норм на личность. Референтные группы и личность. Проблема лидерства и руководства в группе. Психологические теории лидерства. Виды лидерства и руководства. Основные стили управления. Психологические особенности конфликтного взаимодействия в педагогической деятельности. Понятие о конфликте. Виды конфликтного взаимодействия. Структура конфликта. Этапы развития конфликта. Типы поведения участников конфликта. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов. Показатели конструктивного и деструктивного поведения педагога в конфликте. Основные стратегии управления педагогическим конфликтом. Психологическая характеристика деятельности. Деятельностный подход в психологии. Понятие о деятельности. Специфика человеческой деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности. Понятие о человеке как субъекте деятельности. Освоение деятельности человеком: формирование умений и навыков. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Роль деятельности в развитии личности. Литература по вопросам-проблемам по психологии Основная литература 1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ,Астрель, 2008. – 320 с. 2. Годфруа Ж.Что такое психология[Текст]/ Ж.Годфруа.- М.:Мир, 2009.- в 2-х т. 3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие. / И.А.Зимняя. – М.: Изд-во МПСИ,МОДЭК,2012 – 480 с. 4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2008. – 583 с. 5. Немов Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р.С.Немов.- М.: Владос, 2008. – 752 с. 6. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 511 с. 7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Дополнительная литература 1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 512 с. 2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты [Текст] / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 208 с. 3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. 4. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст]: учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2007. – 624 с. 5. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с. 6. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2008. – 684 с. 7. Основы социально-психологической теории [Текст]: учебное пособие / под общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 421 с. 8. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] /А. А. Реан. – СПб.: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», 2008. – 416 с. 9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.:Питер., 2009. – 328 с. 10. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2013. – 608 с. Электронные ресурсы
Вопросы-проблемы по педагогике
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|