Политика как общественное явление
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Для выяснения предмета изучаемой нами дисциплины обратимся к этимологии термина "политика". «Политика» — одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Мы говорим о политике государства, о политике партий, о семейной политике и т.д. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же существует разница в содержании понятия «политика» применительно к каждому из них? Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни? Какие области человеческой жизнедеятельности связаны с политикой? Термин «политика» (греч. politika — государственные и общественные дела; polis — город-государство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она принадлежит к наиболее сложным общественным образованиям. Ее возникновение связано с появлением социального неравенства, столкновения интересов различных социальных групп, появлением государства и т.п. Она во многом объясняется экономическими отношениями, потребностями жизнеобеспечения и выживания людей. Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь некоторые ее определения: - «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер). - Политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса», «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин).
- «Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика» (О. Шпенглер). - «Изучение политики есть изучение влияния и влияющего... иными словами, кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэлл). - «Политика — борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды» (А. Бирс). - «Политика — это процесс управления» (О. Ренни). - «Политика — властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон). - «Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер). Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания. Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политический сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: - как сфера общественной жизни; - как один из видов активности социальных субъектов; - как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.). В первом аспекте политика предстаёт в контексте структуры общества, как его элемент, занимающий свое место и играющий в нём определенную роль. Начиная с Аристотеля за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами. Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по совместительству» и «профессионально».
Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские историки периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. разрабатываются концепции «конфликта—консенсуса», характеризующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.
Существует точка зрения точка, что политика – это наука и искусство, искусство достижения возможного, хотя полтика вовсе не исчерпывает себя и тогда, когда общество подходит к сложнейшим проблемам, разрешение которых кажется невозможным. Немецкий политолог Макс Вебер /1864-1920/ писал: «даже и возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному". Отсюда следует, что политика. - это искусство достижения возможного и невозможного, поскольку абсолютно безвыходных положений не бывает. Когда политику называют наукой, имеется в виду то обстоятельство, что, согласно материалистическому пониманию истории, основу ее составляют не личные, субъективные желания кого-либо, а не зависящие от них объективные факторы человеческого бытия. Следовательно, разрабатываться и осуществляться политика должна не произвольно, не по простому хотению политических деятелей, а исходя из научных данных, с учетом требований объективных законов общественного развития, В политике, как и в науке нужно воспринимать вещи объективно. Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. С помощью научного инструментария политик может тщательно проанализировать подлинное состояние общества, объективное положение дел в определенной его сфере. Он должен обнаружить и выявить наметившиеся в общественном развитии тенденции, трезво учесть соотношение всех действующих социально-политических сил, определить назревшие потребности. И лишь затем политик может формулировать цели, ставить задачи, выдвигать лозунги, намечать меры по их осуществлению. Если же ничего подобного не делать, если руководствоваться только личными желаниями и побуждениями, то политика из строго выверенной и последовательной, какой должна быть, превратится в субъективистско-волюнтаристские упражнения, набор случайных действий, шараханье из одной крайности в другую. Такой стиль неизбежно приведет к ошибкам, потерям, поражениям. Когда политику называют искусством, имеется в виду то обстоятельство, что разработать научно выверенный курс очень важно, но недостаточно. Необходимо еще практическое умение его реализовывать, которое относится уже к области искусства политического поведения.
Ведь политическая жизнь, политическая деятельность чрезвычайно сложны, политика больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еше больше на высшую математику, чем на низшую. Иными словами, в политике не все так прямолинейно и однозначно, как в арифметике, где дважды два в любом случае будет четыре. Политика - не арифметика, а именно алгебра, именно высшая математика, где возникают задачи со множеством неизвестных, происходят запутанные, неоднозначные события и процессы. Политик обязан владеть искусством эффективно действовать в такой обстановке. Ему должен быть присущ политический глазомер. То есть умение правильно соизмерять свои задачи с имеющимися возможностями. Недаром политику называют искусством, возможного. Он должен иметь политическое чутье. То есть умение по едва заметным признакам верно угадывать состояние политической обстановки, назревающие события. Неотъемлемым его свойством должна быть гибкость в поведении. То есть умение эффективно использовать все формы, средства и методы борьбы, своевременно переходить от одних к другим сообразно изменившимся обстоятельствам. Важнейшим условием победы является умение политиков на каждом этапе борьбы находить главное звено в цепи событий, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить предпосылки для окончательного успеха. Не менее важно уметь правильно выбрать момент решающего удара по противнику и собрать большой перевес своих сил в самом уязвимом для него месте. Искусство политического поведения позволяет соединять в политике науку с практикой и добиваться нужного конечного результата.
Политика, не вытекающая из повседневных потребностей людей и национальных интересов, из анализа реальных процессов политической жизни, превращается в свою противоположность, в эрзац-политику или политиканство, которое проявляется в заигрывании с массами, обещаниях и склонностях к схоластике, фальши и лицемерии, торговле политическими убеждениями, неспособности видеть главное. Политиканы — это люди, проявляющие неразборчивость в своих действиях, изменчивость в поступках. Политиканство порождает грубые ошибки и промахи, запутанность социальных взглядов. Еще Г. В. Плеханов предупреждал властолюбцев: "Политика требует от людей, занимающихся ей, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил.... В политике неизменные, раз и навсегда принятые правила неизбежно и быстро ведут к поражению" (Соч. Т. 13. С.З-4). Политика, ведущая к поражению, — не истинная политика, а скорее результат абстрактных заблуждений, самообмана и попыток тщеславных деятелей. Политика означает умение управлять государством своевременно и непредвзято анализировать противоречия и трудности, вырабатывать наиболее рациональные средства политического действия. Она предполагает участие граждан в делах государства, определение форм и содержания его деятельности. Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами). Содержание, структура, законы и категории политологии Политика имеет свою структуру, под которой понимается относительно устойчивое единство элементов системы, их отношение внутри целостности, в которой выделяются различные аспекты и составные части политики. Наиболее широко распространено деление политики, которое разграничивает в ней форму, содержание и процесс. Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.
Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые оно решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений, В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Элементы и уровни политики. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить; 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.
Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования: 1. Локальный уровень – включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями (профсоюзы, фирмы, корпорации, партии). Локальный уровень не требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.д. 2. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
3. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства и международные организации (ООН, НАТО,ЕЭС и др.). Только органичное единство, диалектический синтез всех уровней политического знания позволяет получить тот сплав, который называется политологией.
Важнейшие направления воздействия политики на общество проявляются через её функции. К ним относятся: - поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; - разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; - авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; - предотвращение и регулирование групповых конфликтов; - конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция), - поддержание классового или социального господства; - защита основополагающих прав человека; - привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; - обеспечение социальной справедливости и общего блага. Таким образом, мы можем сделать вывод, что политика представляет собой сферу деятельности, связанную с отношениями классов, партий, наций, социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования власти, участия в делах государства, определения форм, задач содержания его деятельности. Политология есть наука о политике, т.е. об осо6ой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования_политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность. Узловыми проблемами современной политологии являются такие, как - политическая власть, ее сущность и структура; - политические системы и режимы современности; - формы правления и государственного устройства; - политическая стабильность и политический риск; - партийные и избирательные систёмы; - политические права и свободы человека и гражданина; - гражданское общество и правовое государство; - политическое поведение и политическая культура личности; - политическая коммуникация и средства массовой информации; - религиозные и национальные аспекты политики; - средства и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов; - международные политические отношения; - геополитика; - политическая глобалистика и др.
Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука. В этой системе она выполняет роль интегрирующего фактора, выступая одновременно и как составная часть других областей политического знания, и как относительно самостоятельная наука. Иными словами, в отличие от других областей политического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики. Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Теоретическое исследование политики отличается от прикладного ее анализа прежде всего следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Прикладная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Прикладная политология исследует основные субъекты политических событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образования, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этнические и религиозные группы, роль участников политических событий в принятии политических решений и их реализации. К прикладным отраслям политологии можно отнести концепции государственного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология выработки и принятия политического решения; технология проведения референдума, избирательной кампании и т.д.). В последнее время возникла новая отрасль политического знания — политический менеджмент. Составной частью политического менеджмента является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менеджмент — это наука и искусство политического управления. Политология имеет свою специфику. Она проявляется во-первых в том, что изучаемые ею вопросы не являются абстрактно-теоретическими, а находят свои основания в социальной практике; во-вторых, в том что политические процессы и события неразрывно связаны и рассматриваются в единстве с политической властью; в- третьих в том, что в каждом самостоятельном суверенном государстве "политология" "привязана" к своим национальным особенностям. Поэтому её наблюдения, анализ ситуации, рекомендации более всего отражают цели и средства именно этой страны. То, что неоспоримо, скажем, для Китая или Кореи, вовсе не обязательно должно подходить для России. Предмет политологии фиксируется в его методологическом аппарате: законах и категориях. Чем четче, конкретнее они изучены, выражены, тем определеннее предмет политологии. Сейчас этого сказать нельзя, поэтому представим данную проблему насколько это возможно. Любая из наук в первую очередь стремится раскрыть структуру предмета своего исследования, преподавания. Решение этой задачи дает возможность обнаружить законы функционирования и развития изучаемых политических явлений, процессов действительности. Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимообусловленность. Если тот или иной вид связи элементов существен и необходим для данной системы, то он имеет характер закона её структуры. В политике обнаруживаются законы различных структурных уровней и срезов, закон организации структурирования политических институтов и другие. Одни из них выражают связь элементов в отдельных подсистемах, в то время как другие действительны для групп подсистем или для всего общества в целом. Одни законы выражают связи сторон определенных видов общественных отношений, другие—характер связи элементов в системе (их устойчивость или изменчивость). Какой структурный уровень мы сейчас ни взяли бы в политике, везде обнаруживается отсутствие содержательного представления о его структуре, внутренней согласованности компонентов, механизмах их функционирования и т. п. Так, например, закон разделения властей на структурном уровне в качестве своих основных черт — необходимости, всеобщности, повторяемости, инвариантности — не разработан как в политической системе законов общества, так и на уровне внутрисистемных структурных элементов. Законы структуры познаются не для праздного любопытства. В объектах разных структурных уровней политической организованности по-разному проявляются законы и механизмы функционирования и развития политического бытия и действий людей. Законы функционирования политики — это законы ее жизнедеятельности как особого социального организма людей. Их действие воспроизводит политическую жизнь на достигнутой ступени развития. В отличие от законов структуры, выражающих такие отношения системы, в которых временной момент их зависимости явно не обнаруживается, законы функционирования, изменения и развития прежде всего включают фактор времени. Они характеризуют явления политической действительности как процессы. Например, закон отражения политических интересов субъектов, их диалектической взаимосвязи и т. п. Законы__функционирования выражают взаимодействие элементов в системе, способ их связи в условиях воздействия на её структуру внешних и внутренних изменений, связанных с количественными сдвигами в структурах низших порядков. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации системы, и сохраняют ее динамическую устойчивость.
Законы развития — это законы перехода от одного порядка взаимоотношений в системе к другому, законы качественных превращений на основе столкновения противоположных сил и тенденций в данной сущности. Это законы движения от одного состояния структуры к другому. Если в результате -действия законов функционирования происходит развитие системы политических отношений, точнее, ее отдельных сторон в пределах определенной формы собственности и власти, то действие законов развития приводит к коренным изменениям во всей политической структуре и к возникновению качественно новой системы политических отношений, например, закон смены политических режимов. В них выражается связь причинно-следственных зависимостей. Законы структуры, функционирования и развития характеризуют различные этапы движения противоречивого единства сторон политического явления или процесса. Законы развития действуют на основе преодоления противоречивых тенденций, выражаемых законами структуры и законами функционирования. Законы политической жизни существуют и проявляются только через деятельность людей и их отношение друг к другу. Политика — это деятельное проявление отношений, интересов социальных общностей людей друг к другу и к обществу в целом. Оно многообразно, так как политическая жизнь имеет внутренние и международные аспекты, разные уровни, объекты. Категории и понятия. Каждая научная дисциплина, располагающая предметом исследования, имеет свою систему категорий и понятий. Категории /от греч. категориа - высказывание, свидетельство - это формы осознания в понятиях наиболее общих свойств развития природы, общества_ и мышления. Изучение категориального аппарата любой науки - непременное условие овладения её научным потенциалом. Так, например, не зная соответствующих формул, мы не сможем использовать достижения математики, физики, химии, других точных наук. Не имея представления о сущностных свойствах организма, протекании болезней и характеристиках тех или иных препаратов, мы не сможем оказать помощь больному. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов политического развития, будем продвигаться методом проб и ошибок, социальные последствия которых могут выражаться в войнах, насилии, несправедливости и т.д. Категории, используемые политологией можно разделить на 3 вида: 1 группа - общенаучные, используемые всеми социально-гуманитарными науками. Это: цивилизация, общество. население,народ, свобода,власть, право,культура, прогресс,образ мышления, революция, эволюция и др. - категории наук. находящиеся на стыке с политологией.
К их числу относятся: Правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические конфликты и др; - собственные категории политологии (специфические). Политика, Политическая власть, Политическая жизнь, Политическая система, Политический режим, Политическая культура, Политические интересы, Политические ценности, Политическая деятельность, Политический процесс, Политическая идеология, Политическое лидерство и др. Большой интерес представляют методы политологии. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, можно выделить следующие: Общие методы исследования политических объектов (иногда их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. Сюда относятся: 1) прежде всего социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический подход широко представлен в теориях, осмысливающих политику как надстройку над экономическим базисом, как отношения между классами, нациями и государствами; 2) широко применяется более частное проявление социологического подхода - культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры; 3) политическая наука во многом базируется на нормативном или нормативно-ценностном подходе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и т.п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения; 4) в политологии применяется также функциональный метод, который предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивистской ориентации исследователя; 5) качественным обогащением функционального метода является бихевиористский метод. Суть его заключается в том, что политика изучается посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп; 6) близко к функциональному методу примыкает структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции. Структурно-функциональный метод широко использовался Марксом, Парсонсом и др. социологами и политологами; 7) Системный метод заключается в том, что политика рассматривается как целостный, сложно организованный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы; 8) вплоть до XX века наряду с нормативным в политологии широко применялся институциональный метод. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т.е. государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и др. регуляторов политической деятельности; 9) в политологии применяется антропологический метод исследования. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.). Применительно к исследованию реальных политических действий антропологический подход требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разумной мотивизации, но выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и др. мотивы поведения, обусловленные человеческой природой; 10) с антропологическим методом сходен и психологический подход. Он требует исходить в политических исследованиях из человека. Однако, в отличие от антропологизма, психологический метод имеет в виду не человека вообще, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций; 11) специфическим развитием психологического подхода является социально-психологический метод. Он ориентирует на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы, а также исследование психологических характеристик групп (наций, классов, малых групп, толпы и т.п.); 12) динамическую картину политики дает деятельностный метод. Он предполагает рассмотрение политики как специфического вида деятельности циклического характера, состоящего из определенных стадий. Это определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Деятельностный подход является методологической базой теории политических решений; 13) своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного подхода является критическо-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения, социально-политических изменений; 14) в современной политологии широко распространен с равнительный метод. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений (например, политических систем, партий и т.д.), различных способов реализации одних и тех же политических функций с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач; 15) издавна в политологии и других общественных науках используется исторический метод. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связей прошлого, настоящего и будущего. II Вторая группа познавательных средств — это общелогические методы. Учитывая, что эти методы не дают специфической картины политики и используются не только политологией, а наукой в целом, то ограничимся их кратким перечислением. К общелогическим методам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и др. методы. III. Третья группа познавательных средств политологии состоит из методов эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Как и общелогические, эти методы прямо не отражают специфики политологии и в основном заимствованы из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К ним относятся: статистический анализ; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение, осуществляемое исследователем.и Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций научно-познавательного, методологического и прикладного характера Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций__и_противоречий.В Во -вторых, политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, |анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ. В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры~населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения. В четвёртых – это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупно-масштабного политического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|