Взаимосвязь политологии с другими общественными науками. Назначение политологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Как и любая наука, политология развивается только во взаимодействии с другими науками Рассмотрим взаимосвязь политологии с другими родственными общественными науками. Стартовой площадкой для политологии является философская мысль, служащая извечной цели познания реального мира, его общественных законов и движущих сил. Философия концентрирует внимание на философских, методологических сторонах политики. Ее главная задача — разработка теории познания политики: соотношение между материальным и духовным, объективным и субъективным, словом, как переплетаются в политике основные философские понятия и категории. Взаимодействие политологии и философии следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, общественная роль философии (философии политики) в развитии политических знаний, а также в использовании философской методологии. Во-вторых, немаловажная роль философской (мировоззренческой) позиции субъекта в его политической деятельности. В мировой и отечественной истории можно назвать сотни примеров, когда деятельность того или иного лидера зависела от его философских взглядов и культуры мышления, от его подходов к мировым проблемам. Политология и экономическая теория (политэкономия) также тесно переплетены друг с другом. В наше время люди, как никогда, ощущают, что политические отношения сильно влияют на развитие экономики и общественную организацию труда. Политическая наука может многое взять у политической экономии, которая призвана вооружать людей знанием фундаментальных законов производства, распределения, обмена и потребления. Постигая суть этих законов, особенно с учетом радикальных перемен во взглядах на собственность, землю, кооперативную деятельность, политическая экономия сегодня способна послужить опорой и союзником политологии. Политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.
Правовая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена тем, что без системы политической власти социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Без знания истории страны и ее лидеров трудно понять специфику политологии, своеобразие современных политических отношений в обществе. Особенно сложно ныне понимание отечественной истории. Ложные демократы вычеркивают из прошлого целые страницы, кажущиеся им ненужными, переделывают историю на свой аршин. По словам русского историка М.Н. Покровского, "история — это политика, опрокинутая в прошлое". Тогда объективное исследование вытеснялось "политически целесообразной историей", и теперь усердствует волюнтаристский, антиисторический подход в оценке недавнего прошлого. Реальная политика немыслима без опоры на опыт "предшествующих поколений, на общественно-исторические знания. Соотношение политологии и политической истории определяется тем, что, с одной стороны политическая наука помогает создавать теоретическую базу анализа эволюции политических процессов; с другой — история и современная политическая практика - служат не только определяющим критерием правильности теоретических выводов политической науки, но и основой новых обобщений и выводов. Наиболее органично политология связана с социологией. На стыке этих двух наук возникла научная дисциплина - политическая социология, изучающая систему взаимодействия политики с социальной средой. Политическая социология разрабатывает пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь.
Разумеется, все эти науки изучают частные аспекты политической жизни, а к наиболее общей науке относится собственно политическая наука — политология. В последнее десятилетие политическая социология все чаще обращается к изучению официальных политических институтов и норм, социальной природы политической власти. В свою очередь, современная политология быстро «социологизируется» вследствие широкого применения заимствованных у социологии методов исследования. Поэтому, с точки зрения объекта и методов исследования, политическая социология и политическая наука малоразличимы, хотя остаются принципиальные различия в предмете познания. Если социология рассматривает политические явления относительно развития социальных процессов, то политология их анализирует с точки зрения политической власти. Например, социолог, рассматривая такой институт, как армия, в первую очередь обращает внимание на проистекающие в ней социальные процессы, их связь с другими процессами, происходящими в обществе. Политолог же видит в армии инструмент политической власти, анализирует ее место и роль в сложившейся системе властных институтов, исследует, как властные отношения проявляются в ней самой, влияют на ее развитие. Выводы и положения политической науки составляют теоретическую базу для развития целого ряда прикладных политических дисциплин — теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партийной деятельности и др. Каждая из этих дисциплин изучает различные виды политической деятельности — от совершенствования работы официальных государственных институтов до разработки стратегии и тактики политической борьбы и парламентской деятельности. В заключение мы можем сделать вывод, что политология - это наука о политике. Она изучает всю область политических отношений, способы политической деятельности, политическую организацию и политическую жизнь общества, законы её функционирования и изменения политических отношений, способы политической деятельности.
М ир политики - это государство и власть, политическая система, партии и организации», политическое лидерство, системы управления, это закономерности развития политической жизни, политических интересов и отношений власти и механизмов её осуществления. Исходя из предмета политической науки можно отметить следующие основные задачи, которые она «должна предлагать» к решению с научной точки зрения:
— разработка основных направлений, форм и методов демократизации общественной жизни; — выявление условий, принципов консолидации общественно-политических сил на подлинно демократической платформе; — oпpeдeлeниe оптимaльныx путей преодоления национально-этнических конфликтов; — изучение политической культуры граждан, определение путей и форм демократического участия в политике; — исследование международных отношений, выяснение путей оптимального международного развития.
На пороге XXI в. содержание знаний и условия их функционирования стремительно меняются. В соответствии с этим высшее образование должно давать студенту не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение воспринимать и осваивать новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, политические, эстетические ценности. Особенно актуально политическое образование студентов, которым предстоит сталкиваться с политикой не только в качестве граждан своей страны, но и специалистов в области экономических отношений, юриспруденции, производственного и коммерческого бизнеса, бюджетной сферы. Многим из них придется принимать ответственные решения в сложных, динамично развивающихся политических ситуациях. Знание политологии поможет сформированию самостоятельного политического мышления, высокой политической культуры, неизмеримо расширит политический кругозор, приобщит к сокровищнице мировой политической мысли.
Основная цель преподавания политологии в современных условиях заключается не только в передаче определенной суммы знаний о политике, но и в выработке у студентов умений и навыков отстаивать и защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, находить компромиссы и достигать согласия по ключевым вопросам. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой организации митингов, избирательных кампаний, составления петиций, ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации. Это крайне необходимо в условиях укорененности в массовом сознании популистского образа мира, для которого характерны упрощенное объяснение событий, плоское видение реальности, радикализм и непримиримость. В этой связи уместны слова французского политолога Ф. Бро: «В политике, где худшие страсти могут внезапно превратить людей в фанатиков, замутить предрассудками их сознание, задача политической науки — вносить холодный, трезвый, демифологизирующий, объективный взгляд» (Бро Ф. Политическая наука // Политология вчера и сегодня. М., 1990. С. 237). Можно ли говорить о гражданственности человека, если он не знает Конституцию своей страны, права человека и гражданина, полномочия и функции различных государственных органов? Может ли гражданин сделать осознанный выбор, если он не разбирается в предвыборных программах и лозунгах, в облике политических партий и движений, личных качествах политических деятелей? Можно ли вообще быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания, ориентации на образцы правомерного поведения? Изучение политологии позволяет приобщиться к таким важным компонентам гражданской культуры, как: — научные представления об отношениях между гражданами, гражданином и обществом; — оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; — гражданские ценностные ориентации и, прежде всего, ценности, представляемые в Конституции Российской Федерации, включая отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость и др.; - опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.
Все это будет способствовать формированию гражданской позиции будущего специалиста, его самореализации в условиях возросшей свободы экономического, политического, мировоззренческого |выбора. Возникает вопрос: только ли студенчеству необходимо политическое образование? Проблема ликвидации политической безграмотности сегодня стоит достаточно остро, от ее решения зависит, ли в нашем обществе доминировать законопослушные, лояльные граждане, умеющие отстаивать свои права и защищать интересы в правовой форме или верх возьмет стихия «пугачевщины»? Чтобы человек мог совершить свой выбор осознанно, его надо научить анализу всего спектра альтернатив, возможностей и последствий. Только так можно избежать шараханий общества из одной политической крайности в другую. Долгие годы вульгарного толкования политической теории, подмена ее политической мифологией обернулись сегодня для общества политическим суеверием и нигилизмом. Без твердых социальных и духовных основ демократия остается либо мифом, либо неустойчивым политическим режимом, легко заменяемым той или иной формой диктатуры. Демократию нельзя ввести декретом, демократии надо учиться. Политическое образование — один из способов современной социализации личности и формирования политической культуры, приобщения к демократическим ценностям. Николай Бердяев в статье «Свободный народ» (1917) отмечал: «...Задача воспитания и просвещения массы русского народа есть основная задача, поставленная превращением России в демократическое государство. Демократия может быть лишь особого рода культурой человеческого духа, или она будет худшим из рабств, худшей из деспотий». Освоить свою специальность, научиться по-новому, творчески, нестандартно мыслить и действовать, рассматривать действительность во всей её многогранности, постоянном движении, противоречивости, борьбе нового со старым можно, лишь овладев политической теорией. Без неё невозможны мировоззренческая и профессиональная подготовка юношей и девушек, воспитание экономического мышления, ориентации на лучшие образцы в социальном управлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|