Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уильям Оучи и теория Z, X и Y МакГрегора





В 1974 г. Ричард Джонсон и Уильям Оучи из Graduate School (аспирантура) of Business Стенфордского университета опубликовали статью "Made in America (under Japanese management)" ("Сделано в Америке (под руководством японцев)") в журнале Наrvard Business Review. Статья начиналась с констатации растущего разрыва производительности труда в японских и американских компаниях и следующего примера:

На сборочной линии одной американской компании в Атланте, штат Джорджия, 35 американок собирали транзисторные панели, производя ряд стандартных операций. В Токио на другом предприятии той же компании на таком же конвейере работало 35 японок, выполнявших те же операции. Единственным отличием этих линий была их различная производительность: японские работницы производили на 15% больше панелей, чем американки, находившиеся в 7000 миль от них.

Джонсон и Оучи задались следующим вопросом: если японцам действительно удалось опередить американцев в сфере менеджмента, то каковы причины этого и чему американцы должны научиться у японцев?

Джонсон и Оучи считают, что определенные аспекты японского менеджмента "неразрывно связаны с японской культурой" и потому отсутствуют в Америке.

В 1978 г. Оучи в соавторстве с Альфредом Йегером, также работавшим в Стенфордском университете, издал работу "Type Z Organization: Stability in the Midst of Mobility" ("Организация типа Z: стабильность в условиях мобильности"), появившуюся в журнале Academy of Management Review

В 1981 г. Уильям Оучи опубликовал свой бестселлер о японском менеджменте "Теория Z: чем должен ответить американский бизнес на японский вызов". Оучи, к этому времени ставший профессором Высшей школы менеджмента в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес), обратился к работам Дугласа Мак-Грегора и Криса Арджириса (см. главу 16) для обеспечения теоретического обоснования своей работы. Превратив описание организации типа Z, представленное в ранней работе, в теорию Z, в повои книге Оучи сознательно прибегает к параллелям с теорией Х и теорией Y Мак-Грегора и замечает, что отношение к работникам неизбежно отражается на стиле управления.

Работа Оучи вызвала оживленные дебаты в американских академических кругах. К примеру, Джордж У. Инглеид из Оклахомского университета, проанализировав теорию Z, охарактеризовал се следующим образом:

Подход теории Z к проблемам менеджмента, но сути, сводится к тому, что ключевым фактором повышения производительности предприятия является вовлеченность работников. Вовлеченность работников крупных японских организации является следствием внутренне согласованного набора норм, практики и поведенческих моделей, которые основываются на доверии и тесных межличностных связях. Для японских организаций характерен пожизненный найм работников, механизмы контроля, коллективное принятие решений, коллективная ответственность и всеобщая забота об общем деле; все это усиливает степень трудовой вовлеченности и тем самым способствует повышению производительности.

"Теория Z вряд ли может стать для американских компаний такой же нормой, как для компаний японских". Вместо того, чтобы призывать американский бизнес к принятию чуждой японской практики, он рекомендует теоретикам, работающим в области менеджмента, заняться ответом на вопрос о том, "какая философия менеджмента и какой набор управленческих процессов могли бы в достаточной мере соответствовать внутренним американским нормам и ожиданиям ".

Салливан замечает:

Коллективное принятие решении (если феномен, описываемый Оучи, вообще существует) и коллективная ответственность являются реакцией (а не равным ей стимулом) на отсутствие специализации.

20. Основные разновидности менеджмента + Билет 19

Менеджмент как бы пронизывает всю организацию, затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, можно выделить следующие его отдельные виды.

1. Производственный менеджмент определяет:

-оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции;

-используемые технологии;

-рациональный способ загрузки оборудования;

-расстановку кадров;

-управление персоналом;

-способы разрешения конфликтов;

-способы устранения сбоев и неполадок;

-методы проведения текущего контроля


2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает:

-организацию подписания хозяйственных договоров;

-закупку, доставку и хранение сырья, материалов;

-хранение и отправку конечной продукции покупателям.


3. Инновационный менеджмент направлен:

-на управление научно-исследовательской деятельностью;

-создание опытных образцов;

-внедрение инноваций в производство.


4. Маркетинг-менеджмент занимается:

-исследованием рынков;

--определением существующего и потенциального спроса на продукцию;

-разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.


5. Менеджмент персонала занимается:

-подбором, расстановкой и обучением персонала;

-определением методов мотивации сотрудников;

-созданием благоприятного психологического климата на предприятии;

-улучшением труда и быта работников;

-налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.


6. Финансовый менеджмент управляет:

-созданием бюджета и финансового плана организации;

-формированием и распределением ресурсов фирмы;

-оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия;

-принятием мер по укреплению финансового положения организации.


7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы.

 

 

21. Сущность и система управления(менеджмента). Объект и субъект управления + Билет 19

П. Друкер (США) считает, что управление – это «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».

К.Киллен (амер.) определил управление как «выполнение работы чужими руками».

этом находится в позиции подчинения другому, т.е. управление это воздействие субъекта на объект.

Субъект управления – это звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. При этом субъект управления может быть различным. В качестве субъекта может выступать менеджер, индивидуум, а так же группа лиц, подразделение, орган управления.

Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее характерными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности, и отношения найма (возмездные отношения).

Управления являются реальными, если имеются, с одной стороны,

потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

При этом управление может осуществляться только в то случае, если есть реально действующая система – система управления.

Система управления современной организации должна отвечать основным требованиям:

-обладать высокой гибкостью

-быть адекватной технологии производства

-оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды

-учитывать конкуренцию

-учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договора

-обеспечивать высокую эффективность управления предприятием

-обеспечивать внедрение достижений науки и практики.

! Связь – взаимодействии между объектом и субъектом.

Прямая связь – это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций.

Обратная связь – информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления.

Систему управления можно представить в общем виде как состоящую из двух подсистем: управляющей (субъект) и управляемой (объект), а так же из прямых и обратных связей между ними.

 

22. Основные варианты системной интерпретации менеджмента + Билет 21

Система управления распадается на подсистемы.

Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как собственно систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления. При дальнейшем рассмотрении данную подсистему управления будем называть структурно-функциональной подсистемой системы управления (СФП).

СФП выступает как бы в роли «тела» системы управления. Однако есть еще нечто исключительное, что условно можно назвать «душой» организма. Основными частями второй подсистемы являются следующие блоки:

• идеология и ценностная ориентация системы управления;

• интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;

• информация и обеспечение коммуникаций в системе управления.

Совокупность данных трех блоков в основном покрывает всю рассматриваемую подсистему. Рассматриваемая подсистема имеет общее свойство, суть которого состоит в том, что она связывает воедино на основе развития информационных каналов и связей цели организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и нормативную базу. Это позволяет данную подсистему охарактеризовать как информационно-поведенческую подсистему системы управления (ИПП).

Третьей подсистемой системы управления является подсистема саморазвития системы управления. Появление подсистемы саморазвития отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления.

Важнейшим направлением функционирования подсистемы развития является развитие кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, во-первых, по вертикали (должностное продвижение), во-вторых, по горизонтали (смена профиля работ и рабочего места) и, в-третьих, вглубь (улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации).

 

23. Научные подходы и принципы менеджмента + Билет 6

По Р.А. Фатхутдинову выделяются Научные

 

Данные подходы следует отнести к главным принципам управления, которые можно определить как основные правила, которыми должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высокой эффективности управленческой деятельности.

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф.Тейлор. который опубликовал в 1911 г. работу под названием «Принципы научного менеджмента». Он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

-научный подход к выполнению каждого элемента работы

-научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего

-кооперация с рабочими

-разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

А.Файоль в 1916 г. в книге «Общая промышленная администрация» сформулировал 14 принципов управления. (Билет 6) При этом он относит к приоритетным два принципа – единоначалия и единства действий.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...