Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь политической и духовной сфер общества.




• На основе социального взаимодействия и возникают явления и процессы политической жизни: политические партии и другие организации, политические движения, политическая деятельность, политическая борьба, т.е. борьба за овладение властью или по крайней мере за придание желательной для борющихся сил направленности

• политическая деятельность — это деятельность не классов или больших социальных групп, не миллионов, а более или менее ограниченных численно групп политически активных членов общества

• политические процессы не являются простым продолжением взаимодействий в социальной сфере. Они развиваются по собственной логике с использованием собственных механизмов. Но тем не менее имеется определенная функциональная зависимость между политическими институтами и движениями, действующими в соответствии со своими целями, на основе специфических политических механизмов жизнедеятельности, и системой социального взаимодействия, жизнедеятельностью социальных групп, выступающих субъектами этого взаимодействия. И связь эта заключается в том, поддерживают ли и в какой мере разные социальные группы, образующие общество, существующую государственную власть и деятельность разных политических организаций и движений.

очень важными его субъектами выступают нации и другие социально-этнические группы (массовые общности)

 

Вопрос 16

Связь политической и социальной сфер общества.

Политика тесно связана с социологией, исследующая общие принципы и условия функционирования в обществе. Гибридным сочетанием является политическая социология, которая изучает социализацию политических процессов, взаимодействие социальных структур с элементами политической системы.

Социальная политика - это регулирование государством социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Субъекты социальной политики: - государство- гражданское общество

Основные направления социальной политики:

- предоставление трудоспособным гражданам возможностей для труда или занятия предпринимательской деятельностью;

- обеспечение соц. гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных слоев населения (гос. пенсии и социальные пособия)

- гос. поддержка семьи, материнства, детства

- охрана труда и здоровья людей

- установление гарантированного минимума заработной платы

- улучшение демографической ситуации в стране

- развитие социальной структуры.

 

В Конституции РФ указано: «Российская Фе дерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обес печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

 

Вопрос 17

Понятие власти. Основные черты власти (по Веберу).

Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению[. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане,провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д

•​ власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними

•​ власть должна определяться в терминах вероятности и возможности

•​ основу власти могут составлять любые вещи, свойства или отношения

•​ власть всегда против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам людей

Согласно современным представлениям о власти (теория коммуникативных действий), отношения между людьми выходят за рамки властных отношений как только в сферу их взаимодействия включается насилие. Насилие это не способ коммуникации, оно ее разрушает.

 

· Вопрос 18
Необходимые условия возникновения властных отношений.

Наличие субъекта и объекта

· Наличие у субъекта власти определенных намерений в отношении объекта

· Вмешательство субъекта в деятельность объекта

· Подчинение объекта непосредственно субъекту, а не закону, моральной норме, традициям

· Наличие у субъекта власти определенных ресурсов

Ресурсы власти – это имеющиеся у субъекта средства воздействия на объект.

· Принудительные – физическая сила, оружие, полиция. Создание угрозы

· Утилитарные – деньги, драгоценности, земля, услуги. Формирование готовности подчиняться

· Знания – образование, информация, ум, СМИ, эксперты.

· Нормативные – законы, права, полномочия, служебные привилегии

 

Вопрос 19

ресурсы власти: понятие и типы
Ресурсы власти - это имеющиеся у субъекта средства для воздействия на объект.

Основные типы ресурсов власти:

•​ принудительные (физическая сила, полиция)

•​ знания (образование, информация, ум, СМИ, эксперты)

•​ утилитарные (деньги, драгоценности, земли, услуги)

•​ нормативные (законы, права, полномочия, служебные привилегии)

 

 

Вопрос 20

Политическая власть: определение, специфические признаки.

Политическая сфера ограничивается властными отношениями, осуществляемыми на уровне общества или крупных социальных общностей и оказывающими существенное воздействие на положение больших групп людей.

Власть не ограничивается сферой политики. Политическая власть - разновидность власти. Не все виды властных отношений относятся к числу политических.

Специфические признаки политической власти:

1.​ моноцентричность

2.​ единство

3.​ публичность

4.​ легальное использование силы

5.​ обязательность решений для всех

6.​ ограниченность определенной территорией

7.​ легальное использование принуждения

8.​ четкая властная вертикаль

Основные формы политической власти:

•​ государственная власть

•​ политическое влияние

•​ формирование политического сознания

 

Вопрос 21

Основные формы политической власти:

Государственная власть -способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

Политическое влияние – степень, уровень, способность политического действующего лица, субъекта политики желательным для него образом воздействовать на поведение других. Политическое влияние может основываться на силе и авторитете.

Формирование политического сознания – В действительности формирование политического сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политического движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов.

 

Вопрос 22

Среди основных проявлений современного политического режима в России нужно выделить следующие особенности:

гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не может эффективно осуществлять свои полномочия;

номинальность разделения властей – законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводящая к их борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;

неэффективность государства как основного социаль­ного института, непосредственно управляющего об­ществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;

сочетание форм авторитарно-олигархического прав­ления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х годов;

фактическая подконтрольность правительства толь­ко президенту и его полная зависимость от политиче­ской конъюнктуры, а не от результатов деятельности, в результате чего происходит кадровая чехарда, порой не связанная с качеством работы правительства;

множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);

концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелигитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х годах, но сохраняющаяся и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных мето­дов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;

значительное развитие неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;

малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию – посредника между властью и обществом;

широкие масштабы лоббистской деятельности, не регулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу; неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;

отсутствие в обществе единых идейно-ценностной и нормативной сис­тем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

 

 

Вопрос 23

Государство - основной политический институт.

Этот термин трактуется как географическое понятие (страна), в значении "общество", иногда приравнивается "цивилизация".

При определении сущности государства обычно выделяются следующие основные подходы:

• теологический

• классический

• юридический

• социологический

• кибернетический

Государство - политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем.

Концепции происхождения государства:

• Теологическая

• Патерналисткая (объединение семей)

• Общественного договора

• Классовая/марксистская

• Военная

• Аристократическая

Плутократическая (финансовая верхушка)

 

Вопрос 24

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...