Связь политической и духовной сфер общества.
• На основе социального взаимодействия и возникают явления и процессы политической жизни: политические партии и другие организации, политические движения, политическая деятельность, политическая борьба, т.е. борьба за овладение властью или по крайней мере за придание желательной для борющихся сил направленности • политическая деятельность — это деятельность не классов или больших социальных групп, не миллионов, а более или менее ограниченных численно групп политически активных членов общества • политические процессы не являются простым продолжением взаимодействий в социальной сфере. Они развиваются по собственной логике с использованием собственных механизмов. Но тем не менее имеется определенная функциональная зависимость между политическими институтами и движениями, действующими в соответствии со своими целями, на основе специфических политических механизмов жизнедеятельности, и системой социального взаимодействия, жизнедеятельностью социальных групп, выступающих субъектами этого взаимодействия. И связь эта заключается в том, поддерживают ли и в какой мере разные социальные группы, образующие общество, существующую государственную власть и деятельность разных политических организаций и движений. • очень важными его субъектами выступают нации и другие социально-этнические группы (массовые общности)
Вопрос 16 Связь политической и социальной сфер общества. Политика тесно связана с социологией, исследующая общие принципы и условия функционирования в обществе. Гибридным сочетанием является политическая социология, которая изучает социализацию политических процессов, взаимодействие социальных структур с элементами политической системы.
Социальная политика - это регулирование государством социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан. Субъекты социальной политики: - государство- гражданское общество Основные направления социальной политики: - предоставление трудоспособным гражданам возможностей для труда или занятия предпринимательской деятельностью; - обеспечение соц. гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных слоев населения (гос. пенсии и социальные пособия) - гос. поддержка семьи, материнства, детства - охрана труда и здоровья людей - установление гарантированного минимума заработной платы - улучшение демографической ситуации в стране - развитие социальной структуры.
В Конституции РФ указано: «Российская Фе дерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обес печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Вопрос 17 Понятие власти. Основные черты власти (по Веберу). Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению[. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане,провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д • власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними • власть должна определяться в терминах вероятности и возможности • основу власти могут составлять любые вещи, свойства или отношения • власть всегда против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам людей Согласно современным представлениям о власти (теория коммуникативных действий), отношения между людьми выходят за рамки властных отношений как только в сферу их взаимодействия включается насилие. Насилие это не способ коммуникации, оно ее разрушает.
· Вопрос 18 · Наличие у субъекта власти определенных намерений в отношении объекта · Вмешательство субъекта в деятельность объекта · Подчинение объекта непосредственно субъекту, а не закону, моральной норме, традициям · Наличие у субъекта власти определенных ресурсов Ресурсы власти – это имеющиеся у субъекта средства воздействия на объект. · Принудительные – физическая сила, оружие, полиция. Создание угрозы · Утилитарные – деньги, драгоценности, земля, услуги. Формирование готовности подчиняться · Знания – образование, информация, ум, СМИ, эксперты. · Нормативные – законы, права, полномочия, служебные привилегии
Вопрос 19 ресурсы власти: понятие и типы Основные типы ресурсов власти: • принудительные (физическая сила, полиция) • знания (образование, информация, ум, СМИ, эксперты) • утилитарные (деньги, драгоценности, земли, услуги) • нормативные (законы, права, полномочия, служебные привилегии)
Вопрос 20 Политическая власть: определение, специфические признаки. Политическая сфера ограничивается властными отношениями, осуществляемыми на уровне общества или крупных социальных общностей и оказывающими существенное воздействие на положение больших групп людей. Власть не ограничивается сферой политики. Политическая власть - разновидность власти. Не все виды властных отношений относятся к числу политических. Специфические признаки политической власти: 1. моноцентричность 2. единство 3. публичность 4. легальное использование силы 5. обязательность решений для всех 6. ограниченность определенной территорией 7. легальное использование принуждения 8. четкая властная вертикаль Основные формы политической власти: • государственная власть • политическое влияние
• формирование политического сознания
Вопрос 21 Основные формы политической власти: Государственная власть -способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле. Политическое влияние – степень, уровень, способность политического действующего лица, субъекта политики желательным для него образом воздействовать на поведение других. Политическое влияние может основываться на силе и авторитете. Формирование политического сознания – В действительности формирование политического сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политического движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов.
Вопрос 22 Среди основных проявлений современного политического режима в России нужно выделить следующие особенности: гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не может эффективно осуществлять свои полномочия; номинальность разделения властей – законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводящая к их борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти; неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности; сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х годов; фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не от результатов деятельности, в результате чего происходит кадровая чехарда, порой не связанная с качеством работы правительства;
множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов); концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелигитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х годах, но сохраняющаяся и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности; значительное развитие неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии; малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию – посредника между властью и обществом; широкие масштабы лоббистской деятельности, не регулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу; неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит; отсутствие в обществе единых идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.
Вопрос 23 Государство - основной политический институт. Этот термин трактуется как географическое понятие (страна), в значении "общество", иногда приравнивается "цивилизация". При определении сущности государства обычно выделяются следующие основные подходы: • теологический • классический • юридический • социологический • кибернетический Государство - политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. Концепции происхождения государства: • Теологическая • Патерналисткая (объединение семей) • Общественного договора • Классовая/марксистская • Военная • Аристократическая • Плутократическая (финансовая верхушка)
Вопрос 24
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|