Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Теория организованного капитализма в 70-е-80-е годы.(2 часа)




 

Теории организованного капитализма и империализма зафиксировали фундаментальные социально-экономические трансформации начала ХХ в. и оказались во многом пригодными для объяснения и понимания тех социально-исторических событий, которые происходили вплоть до середины 70-х годов ХХ в. Начало и середина 70-х годов оказались переломной эпохой, концом эпохи организованного капитализма. Именно по этой причине теория организованного капитализма стала предметом широкой теоретической дискуссии, прежде всего с точки зрения ее адекватности и объяснительной силы. Эта дискуссия позволила заново сформулировать основные положения теории организованного капитализма, создать социологическую картину исторических трансформаций обществ ХХ в., а также способствовала пониманию кризисных трансформаций 70-х годов.

В 1974 г. под редакцией Ганса Ульриха Винклера вышло коллективное исследование «Организованный капитализм», в котором были собраны статьи ведущих социологов, занимающихся проблемами современного общества в соответствующей теоретической перспективе. Под редакцией Т. Боттомора и П. Гуда в 1978 г. вышел в свет сборник текстов «Австромарксизм». В наиболее систематическом виде теория организованного капитализма, учитывающая опыт развития монополий, финансового капитала и государственного регулирования в ХХ в., была сформулирована Юргеном Кокой (8 тезисов Ю.Коки).

Дальнейший анализ проблем организованного капитализма, особенно в части его глобализирующих тенденций, был осуществлен Скотом Лэшем и Джоном Урри. В 1987 г. вышла работа Лэша и Урри «Конец организованного капитализма», которая объясняла кризис 70-х и шире – социальные трансформации конца ХХ в. через разрыв с эпохой организованного капитализма. Эта работа как бы замыкает дискуссию по поводу теорий организованного капитализма (14 тезисов Лэша и Урри).

 

Тема 5. От теорий менеджериального общества к теориям корпоративного общества. (4 часа)

 

Теории менеджериального общества – это теории, которые делают основным объектом анализа появление и функционирование крупномасштабных организаций и корпораций, выступающих в качестве главных и отличительных характеристик общества.

В рамках данной темы анализируются взгляды и реконструируются теории менеджериального общества Т.Веблена, А.Берля, Г.Минза, Дж.Бернхэма.

В соответствии с их теоретическими разработками «собственность», «капиталист», «капиталистические общественные отношения» перестали быть определяющими в экономической и социальной жизни. В современных обществах налицо расчленение владения собственностью и контроля над ней. Появление акционерных компаний или корпораций означает разрыв в единстве собственности, наблюдаемом в классическом капитализме. Контроль становится прерогативой менеджеров, у которых отсутствует право владения компанией. Капиталист потеснен фигурой менеджера. Собственность исчезает, классический капитализм уступает место менеджериальному обществу.

Трансформация собственности ведет к совершенно определенным последствиям для классовой структуры общества, жесткая система классов уступает место более подвижной системе социальной стратификации, укорененной в корпоративной структуре власти.

Появление управленческой страты ломает традиционную связь между собственностью и властью, которую, как считается, поддерживала капиталистическое государство. Некоторые версии теорий менеджериального общества утверждают, что власть переходит к тем, кто обладает специальным или техническим знанием; другие – что власть находится в руках бюрократии – управленческой элиты; третьи – что власть распределена в плюралистической политической системе, в которой экономическая власть уже более не является доминирующей, но используется для социально важных целей.

Концепция менеджериального общества имела громадное влияние в социологии. Послевоенная социология во многом строилась на основаниях, инспирированных менеджеризмом. Основные положения теорий менеджериального общества продолжают использоваться для характеристики и современных обществ. Тем не менее, при всей распространенности концепция менеджериального общества имела своих критиков. Среди наиболее известных – Чарлз Райт Миллз, один из известнейших американских социологов ХХ в. Миллз подверг критике и отверг все главные тезисы теории менеджериального общества. Осуществленный им критический анализ теорий менеджеризма, вкупе с собственным исследованием социальной действительности, привел его к разработке теории корпоративного общества.

В соответствии с воззрениями Ч.Р.Миллза начало ХХ в. – это эпоха трансформации частной собственности и условий ее функционирования, появления акционерного капитала, крупномасштабных корпораций и организаций. Результатом этих процессов становится бюрократизация частной собственности, оформление ее как классовой, как корпоративной собственности класса, что фактически приводит к усилению частной собственности и ее власти над обществом.

Крупномасштабные корпорации и организации с их иерархизированной бюрократической структурой предстают как главная форма социальной организации в обществах ХХ в. Именно они ответственны за оформление новой социально-классовой и профессиональной структуры, представляющей собою иерархически упорядоченную, бюрократизированную пирамиду социальных отношений и классов: объединенной элиты, образуемой высшими группами главных институтов общества середины ХХ в. – экономики, политики и армии; стратифицированных групп наемных служащих – белых воротничков – лишенных собственности и выполняющих различные профессиональные и управленческие функции, а по уровню дохода близких третьей основной группе – промышленным рабочим.

Такая социально-структурная организация общества ведет к формированию специфического контекста бюрократизированных отношений, всеобщему отчуждению и манипулированию посредством СМИ, возникновению и распространению психологии «маленького человека».

Среди исследователей корпоративизма и создателей теорий корпоративного общества следует назвать также Петера Друкера, Уильяма Уорнера и Уильяма Уайта. Основными объектами интереса всех этих теорий были социальные последствия появления акционерного капитала, крупномасштабных организаций и монополий, организационной роли государства, новых средних классов и стратегий управления, а также разработка теории новой социально-организационной формы, каковой является корпорация.

Тема 6. Теории массового общества. (4 часа)

 

Теории массового общества возможно разделить на две группы: социально-критические теории массового общества, возникшие преимущественно в рамках европейской социологической мысли; и ценностно-нейтральные теории массового общества, сформулированные преимущественно в американской социологии. В данной теме рассматриваются теории массового общества, разработанные Хосе Ортегой-и-Гассетом, Дэвидом Рисменом, Эдвардом Шилзом, Гербертом Блумером. Выбор этих теорий, их экспликация и анализ дают исчерпывающее представление о том, что собой представляют теории массового общества в своих общих характеристиках.

Социологические теории массового общества формируются в ХХ в. и их основой является та реальная социально-историческая практика, которой не существовало в предшествующие столетия. Массовое общество как реальная социальная, экономическая и культурная практика оформляется на основе массового производства, массового потребления, массовой культуры.

Основные черты массового общества. Массовое общество – это стандартизированное общество, в нем господствует технологический стандарт. Конвейерная технология массового производства необходимо предполагает стандартизированность процесса производства, стандартизированность отдельных операций, стандартизированность продуктов. Стандартизированность производства требует стандартизированной рабочей силы – по квалификации, культурному уровню, физической подготовленности и даже по психическому габитусу. Стандартизированность становится чертой управления и контроля, типов организаций и менеджериальных стратегий. Стандарт проникает в сферу образа жизни – стандартизируется время досуга, тип отдыха, тип потребления, сами потребляемые продукты.

Стандарт – технологичен. Его основа – технологическая норма. Стандарт – демократичен и гомогенен. Он един для всех и не допускает сколько-нибудь серьезной социальной дифференциации. Мода, отдых, развлечения, потребление в широком смысле слова и образ жизни – все это, несмотря на различия в экономических возможностях, составляет общую социально-культурную среду. Стандарт отличается от социальной нормы.

Результатом процесса всеобщей стандартизации жизни, укорененного в системе массового производства и потребления, является оформление массового среднего класса, а также нового типа культуры – массовой культуры. Основные характерики массовой культуры.

Массовая культура сегрегирует любое классовое и групповое сознание, любую специфицированную культуру и занимает доминирующее положение в обществе. Массовая культура оформляет массовое общество как общество, в котором, безусловно, наличествует социальная дифференциация, но эта дифференциация не подкрепляется дифференциацией символической. Общество гомогенизируется в сфере потребления и стиля жизни в широком смысле слова. Массовое общество оформляется как общество массового потребления.

 

Тема 7. Теории тоталитарного общества. (4 часа)

 

Тоталитарное общество, так же как и все остальные типы обществ и их теоретические реконструкции, рассматриваемые в данной теме, имеет вполне конкретный исторический коррелят. Речь идет об обществах, оформившихся в первой половине ХХ в. в Германии, СССР, Италии, Испании и некоторых других европейских странах. Они отличаются друг от друга культурно-идеологическими системами (нацизм на расистской основе – в Германии; коммунизм – в СССР; фашизм – в Италии), принципами функционирования экономики, типами государства, но, безусловно, схожи в типах сформировавшихся систем социальной коммуникации, базовых социальных институтов, в той социальной практике, которая и позволяет объединять их в единую социологическую модель.

Становление тоталитарных обществ во всех указанных странах – это кризисное становление массового общества в условиях оформления организованного капитализма.

Возникая на базе массового общества, будучи одним из возможных вариантов его развития, тоталитарное общество является сугубо явлением двадцатого столетия и может быть понято только исходя из его реалий. Тоталитарное общество явилось результатом выбора, который сделали массы в условиях политической демократии в пользу специфической формы организации массового общества. Поэтому для понимания того, что такое тоталитарное общество, важным является не только понимание функционирования механизмов политического контроля и подавления, но и понимание того, что это общество имеет массовую природу, формирует специфическую идентичность и возможно только при условии наличия специфической культурно-идеологической традиции. Тоталитаризм – это тип социальной системы, это совокупность специфических социальных институтов, нормативных систем, форм социального взаимодействия и идентичностей. Тоталитаризм – это тип общества, а не только управления, и именно как специфический тип общества он исследуется в данном курсе.

Все многоплановые и многостилевые произведения, которые можно квалифицировать как теории тоталитарного общества, следует разделить, по крайней мере, на две большие группы теорий. К первой группе следует отнести теории и концепции, которые фактически способствовали появлению идеологий и практик тоталитаризма, ко второй – те, в которых осуществлялась его социальная критика и реконструировалось социологическое содержание. Первую группу теорий можно рассматривать как проективную базу тоталитарных обществ. В качестве наиболее полных и репрезентативных теорий или конструкций такого рода в курсе представлены и проанализированы теория «немецкого социализма» одного из крупнейших социологов конца XIX – первой трети ХХ века Вернера Зомбарта, и теория «рабочего государства» Эрнста Юнгера.

Вторая группа теорий – это социологические теории тоталитарного общества, разработанные в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века на основе анализа реальной социальной практики тоталитарных обществ. Это теории тоталитаризма Ханны Арендт и Карла Мангейма. В совокупности эти теории создают исчерпывающую и целостную картину тоталитарного общества и всех его характеристик. В этих теориях содержатся практически все базисные теоретические разработки и все аспекты социологического и социально-психоло­гичес­кого анализа тоталитаризма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...