Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Наука и научное исследование




Р.А. САБИТОВ

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Учебное пособие

Челябинск


ББК Ч215я7 С 121

Сабитов Р.А.

С 121 Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т.

Челябинск, 2002. 138 с.

ISBN 5-7271-0587-0

Пособие содержит основные сведения об организации научно-исследовательской работы в России, ее этапах, о методологии научных исследований в области юриспруденции, а также рекомендации по подго­товке и написанию научных докладов, курсовых и дипломных работ.

Адресовано студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов.

Рецензенты: кафедра уголовного права и криминологии Челябинского юридического института МВД РФ; доктор юридических наук, профессор В.А. Лебедев

п 1403000000 - 033 ^ _ inn/-™* -7-3 1

С . от.,——---- Без объявл. ББКЧ215я73-1

4К8(03) — 02

ISBN 5-7271-0587-0 © Челябинский государственный

университет, 2002


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава I. Организация научно-исследовательской работы в России 4

§ 1. Управление в сфере науки 4

§ 2. Ученые степени и ученые звания 14

§ 3. Подготовка научных и научно-педагогических кадров

в России 18

§ 4. Научно-исследовательская работа студентов 21

Глава П.Наука и научное исследование 25

§ 1. Понятие науки и классификация наук 25

§ 2. Научное исследование 29

§ 3. Этапы научно-исследовательской работы 36

Глава III.Методология научных исследований 37

§ 1. Понятия метода и методологии научных исследований 37

§ 2. Философские и общенаучные методы научного

исследования 40

§ 3. Частные и специальные методы научного исследования 48

Глава IV. Подготовительный этап научно-исследовательской

работы 56

§ 1. Выбор темы научного исследования 56

§ 2. Планирование научно-исследовательской работы 58

Глава V. Сбор научной информации 63

§ 1. Основные источники научной информации 63

§ 2. Изучение литературы 68

§ 3. Изучение юридической практики 71

Глава VI. Написание и оформление научных работ студентов 74

§ 1. Структура учебно-научной работы 74

§ 2. Рубрикация 76

§ 3. Способы написания текста 80

§ 4. Язык и стиль юридической речи 81

§ 5. Сокращения слов 83

§ 6. Оформление таблиц 85

§ 7. Графический способ изложения иллюстративного материала 87

§ 8. Оформление библиографического аппарата 89

§ 9. Требования к печатанию рукописи 96

Глава VII. Особенности подготовки, оформления и защиты

студенческих работ 97

§ 1. Особенности подготовки рефератов и докладов 97

§ 2. Особенности подготовки и защиты курсовых работ 98

§ 3. Особенности подготовки и защиты дипломных работ 101

Заключение 106

Список рекомендуемой литературы 108

Приложения 113


 

 


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях совершенствования российского законода­тельства, увеличения научной и юридической информации, быстрого об­новления правовых и иных знаний серьезное значение приобретает подго­товка высококвалифицированных юристов, имеющих высокую профес­сиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих подготовку юристов, предусматривают выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Различные формы учебно-исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений, докладов, проведение исследований во время производственной практики и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказы­вают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины, выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анали­зировать и обобщать юридическую практику.

С этой целью в учебные планы многих вузов включена дисциплина «Основы научных исследований». Еще в 1986 г. Академией наук СССР (Межведомственным координационным советом) была опубликована ра­бочая программа курса «Основы научных исследований», рассчитанная на 90 часов. Изданы учебники и учебные пособия для технических, педаго­гических, медицинских и других вузов. Однако ни одного учебника для студентов юридических учебных заведений выпущено не было. В настоящем учебном пособии предпринята попытка восполнить этот пробел и изложить основы научно-исследова-тельской работы студентов в связи с теорией и практикой юриспруденции.

Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ В РОССИИ

§ 1. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ НА УКИ

Законодательную основу регулирования отношений между субъек­тами научной и научно-технической деятельности, органами власти и по­требителями научной и научно-технической продукции образует Феде­ральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-


 

 


технической политике»1. Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признания науки социально значимой отраслью, определяющей
уровень развития производительных сил государства;

- гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследо­
ваний;

- интеграции научной, научно-технической и образовательной дея­
тельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и
студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработ­
ках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, на­
учных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а
также научных организаций министерств и иных федеральных органов го­
сударственной власти;

- поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в
области науки и техники;

- развития научной, научно-технической и инновационной деятель­
ности2 посредством создания системы государственных научных центров
и других структур;

- концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки и техники;

- стимулирования научной, научно-технической и инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот.

Под руководством Президента РФ разработаны «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Важнейшими направлениями го­сударственной политики в области развития науки и технологий являются:

1)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных иссле­дований и разработок;

2) совершенствование государственного регулирования в области
развития науки и технологий;

3) формирование национальной инновационной системы;

4) повышение эффективности использования результатов научной и
научно-технической деятельности;

5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического
комплекса;

1 См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

Инновационной является деятельность, направленная на получение нового или усовершен­ствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологи­ческого процесса, используемого в практической деятельности. Инновация (нововведение) - ко­нечный результат такой деятельности.


 

 


6)интеграция науки и образования;

7)развитие международного научно-технического сотрудничества3.

В Российской Федерации управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принци­пов государственного регулирования и самоуправления.

Органы государственной власти, учреждающие государственные на­учные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации науч­ного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обес­печивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разра­ботку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Основной правовой формой отношений между научной организаци­ей, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федераль­ными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инже­нерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Прави­тельство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследова­ний и экспериментальных разработок.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечи­вает проведение единой государственной политики в области науки. Фе­деральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной науч­но-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный го­сударственный заказ на научные исследования для учрежденных им науч­ных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды дея­тельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фон­дов и систем в области науки и техники, организовать исполнение феде-


з


См.: Поиск. 2002. 19 апр.


 


 

 


рального бюджета в части расходов на научные исследования и проведе­ние экспериментальных разработок.

Правительством РФ утвержден ряд программных документов о раз­витии науки в России, например Концепция реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов (постановлением от 18 мая 1998 г.), Концепция инновационной политики РФ на 1998 - 2000 годы (постановле­нием от 24 июля 1998 г.).

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундамен­тальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В ус­тавах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организа­циями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на кон­курсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы науч­ных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и меро­приятия, контролируют использование выделенных средств, поддержива­ют международное сотрудничество в области научных исследований 4.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим госу­дарственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

Министерство формирует и обеспечивает единую государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные научно-технические программы и содействует в их реализации, коорди­нирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию научно-технического потенциала России.

Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собствен­ности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Россий­ское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рас­смотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышлен­ной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государ-

4 См.: СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1035; № 20. Ст. 2012.


ственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает ох­ранные документы и выполняет другие функции.

Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполня­ет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере об­разования. В число основных задач Министерства образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной деятельно­сти, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кад­ровой политики в сферах образования и научной деятельности.

Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утвер­ждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной поли­тики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» (далее - Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспече­ние подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное исполь­зование ее образовательного, научно-технического и инновационного по­тенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы сле­дующие основные задачи:

развитие научных исследований как основы фундаментализации об­разования, базы подготовки специалиста;

органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого ха­рактера;

приоритетное развитие научных исследований, направленных на со­вершенствование системы образования всех его уровней;

совершенствование системы планирования и финансирования науч­ной, научно-технической и инновационной деятельности организаций.

В Концепции намечены направления работы с молодежью:

развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и кон­ференций;

обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной мо­лодежи;

совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа - вуз - аспирантура - докторантура.


Министерство образования РФ разработало Федеральную целевую про­грамму «Развитие юридического образования в России на 2001 - 2005 гг.». В ней указаны цели в области науки: интенсифицировать развитие юриди­ческой науки на основе активного использования отечественного и зару­бежного опыта в соответствии с новыми общественными потребностями; достигнуть эффективной научной деятельности юридических образова­тельных учреждений; развивать научное творчество студентов-юристов. В Программе содержатся следующие рекомендации, относящиеся к юриди­ческой науке: разработать на государственном и межведомственном уров­нях основные направления научных исследований фундаментальных и прикладных юридических наук; установить тесные связи вузовского, ака­демического и отраслевого секторов юридической науки; создать совме­стные лаборатории для научно-исследовательских работ и выполнения го­сударственных и ведомственных заказов5.

Структурным подразделением Министерства образования РФ вы­ступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами кото­рой являются:

- обеспечение единой государственной политики, осуществление
контроля и координация деятельности в области аттестации научных и
научно-педагогических кадров высшей квалификации;

- содействие улучшению количественного состава научных и науч­
но-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и
использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив
развития науки, образования, техники и культуры.

В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК Минобразо­вания России:

- разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирова­
ния и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы
документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения
ученых званий;

- контролирует деятельность диссертационных советов, а также пе­
ресматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специ­
альности;

- разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора
наук и кандидата наук и аттестатов профессора и доцента по специально­
сти государственного образца;

- выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Выс­
шей аттестационной комиссии Министерства образования Российской
Федерации6.

5 См.: Юридическое образование и наука. 2001. № 1. С. 2 - 8.

6 См.: Российская газета. 2002. 1 июня.


 

 


Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и обра­зования работают во взаимодействии с Российской академией наук, от­раслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учрежде­ниями высшего профессионального образования, общественными науч­ными объединениями.

Высшим научным учреждением страны является Российская акаде­мия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета.

Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Институт государства и права.

В составе академии - 9 отделений по областям и направлениям нау­ки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибир­ское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные центры7. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и права (г. Екатеринбург).

Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое из­бирает ее руководство - президента, вице-президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания ру­ководит президент РАН.

На 1 января 2002 г. в академии состояло 473 академика и 697 чле­нов-корреспондентов, в институтах и других научных учреждениях рабо­тало около 113 695 человек, из них 9 307 докторов наук и 26 415 кандида­тов наук8.

Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук: Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицин­ских наук, Российская академия образования, Российская академия сельско­хозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами испол­нительной власти, финансируются из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организация­ми, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соот­ветствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих на­учных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные науч­ные центры. Так, в г. Челябинске действуют Челябинский научный центр

7 См.: Поиск. 2002. 24 мая.

8 Там же.


Российской академии медицинских наук и Регионально-образовательный центр Российской академии образования.

Весомый вклад в развитие юридических наук вносят отраслевые (ве­домственные) научно-исследовательские институты. Так, при Правительстве РФ функционирует Институт законодательства и сравнительного правове­дения, при Генеральной прокуратуре РФ - Научно-исследовательский ин­ститут проблем укрепления законности и правопорядка, МВД России под­чинены Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ МВД РФ), НИИ противопожарной обороны, научно-исследовательский центр ГИБДД и другие научные учреждения.

В Москве также функционируют НИИ правотворчества и проблем правоприменения, Исследовательский центр частного права, Научный центр правовой информации.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г. ряду НИИ при­своен статус государственного научного центра РФ и утверждены положе­ния об условиях государственного обеспечения этих центров. На центры возложены: функции проведения в соответствии с утвержденными про­граммами фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; уча­стие в разработке и реализации федеральных целевых программ; подготовка и переподготовка научных кадров; участие в выполнении обязательств, пре­дусмотренных межгосударственными соглашениями, договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве9.

Большой объем научных исследований в стране выполняется выс­шими учебными заведениями (университетами, академиями, института­ми).

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из за­дач вуза является развитие наук и искусств посредством научных иссле­дований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные под­разделения - научно-исследовательские и проектные институты, лабора­тории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых связана с образованием.

Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника ин­ститута, академии по научной работе), на факультете - декан или его за­меститель по научной работе, на кафедре - заведующий кафедрой (на-

9 См.: СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1524.


чальник кафедры). Для управления НИР структурных подразделений ву­зов создаются специальные органы - научно-исследовательские части, сектора, отделы. Так, в Челябинском государственном университете орга­низация научно-производственной деятельности возложена на Научно-исследовательский сектор.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научные работ­ники вправе создавать на добровольной основе общественные объедине­ния (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном за­конодательством об общественных объединениях.

В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук10. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Ака­демия социальных наук РФ, Российская академия юридических наук (РАЮН). Учредительный съезд РАЮН состоялся 6 марта 1999 г. Делега­ты съезда приняли Устав общероссийской общественной организации «Российская академия юридических наук», избрали Ученый совет и Пред­седателя Исполкома. Членами академии стали более 400 докторов и кан­дидатов наук из 51 субъекта РФ.

Согласно Уставу РАЮН является добровольной самоуправляемой не­коммерческой организацией, содействующей развитию юридической науки, соответствующей запросам демократического и правового государства.

Членами академии могут быть физические и юридические лица. Фи­зические лица, как правило, должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук.

Центральными руководящими органами РАЮН являются Съезд, Координационный совет, Ученый совет и Исполнительный комитет.

Задачами академии являются: консолидация научных кадров; орга­низация взаимного сотрудничества между членами академии в научной деятельности; содействие в организации и проведении прикладных и фун­даментальных научно-исследовательских работ в области права; матери­альная поддержка и поощрение представителей российской юридической науки, создание условий для развития творческих способностей молодых ученых и др.11

Помимо академий в России созданы и другие общественные объедине­ния юристов: Российский союз юристов, Молодежный союз юристов России, Российская криминологическая ассоциация, Российская ассоциация между­народного права и др. Так, созданная в 1991 г. Российская криминологическая

См.: Черешнев В., Циммерман Я. Эпидемия академий // Поиск. 2000. 22 сент. 11 См.: Юридическое образование и наука. 1999. № 2. С. 42 - 46.


ассоциация согласно Уставу является добровольной, самоуправляемой обще­ственной организацией, призванной обеспечить консолидацию и сотрудниче­ство между всеми криминологами и другими специалистами, общественны­ми, государственными деятелями, решающими задачи борьбы с преступно­стью в масштабах России, а также на международном уровне.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в облас­ти формирования и реализации государственной научно-технической по­литики определены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно ст. 12 Закона к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится:

участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;

определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ;

формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ;

финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов;

управление государственными организациями регионального значе­ния, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям орга­нов государственной власти субъектов РФ;

формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными за­конами к ведению органов государственной власти субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ управление в сфере науки непосредственно организуют министерства, управления и другие структурные подразделе­ния местных органов власти. Так, в Челябинской области эта функция возложена на Главное управление образования и науки Челябинской об­ласти (далее - Главное управление). Согласно Положению о нем, Главное управление является государственным органом исполнительной власти области, реализующим государственную и региональную политику, осу­ществляющим управление и координацию деятельности других органов государственной власти в сферах общего и профессионального образова­ния, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования. Задачами Главного управления в сфере науки, в ча-


стности, являются: реализация региональных программ, финансируемых из средств областного бюджета; участие в разработке областной политики в научной сфере, направленной на рост научного потенциала и повышение вклада науки в социально-экономическое развитие области; осуществле­ние контроля за исполнением законодательства РФ и Челябинской облас­ти в сфере науки; осуществление комплексного анализа и прогнозирова­ния тенденций развития науки в области; координация деятельности обра­зовательных учреждений, научных учреждений и организаций.

§ 2. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И УЧЕНЫЕ ЗВАНИЯ

Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В Фе­деральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной науч­но-технической политике» физические лица разделены на три группы: на­учные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники) и работники сферы научного обслу­живания. К научным работникам относятся граждане, обладающие необ­ходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистами научной орга­низации являются граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению на­учного и (или) научно-технического результата или его реализации. Ра­ботники сферы научного обслуживания - это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузов­ского профессионального образования являются научно-технические, на­учные и инженерно-технические работники, докторанты, аспиранты, со­искатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работни­кам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведую­щего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистента.

Должности профессора и доцента следует отличать от сходных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должно­стей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О выс­шем и послевузовском образовании» в Российской Федерации установле­ны ученые звания профессора и доцента.

В адресованном Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову Парламентском запросе «О практике необоснованного присвоения учено-


го звания академика» отмечается практика необоснованного присвоения ученого звания академика членам общественных академий наук и содер­жится просьба принять меры по ее прекращению. Однако такого ученого звания в России не существует. Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., установил следующие ученые звания для научно-технических и научных работников:

профессора по кафедре образовательного учреждения высшего про­фессионального и дополнительного профессионального образования;

доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профес­сионального и дополнительного профессионального образования;

профессора по специальности согласно номенклатуре специально­стей научных работников;

доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников.

Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным ра­ботникам ученых званий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г., предусматривало присвоение ученого звания старшего научного сотрудника по специальности. В настоящее время это Положение утратило силу. Присвоенное ранее ученое звание старшего научного сотрудника теперь соответствует ученому званию доцента по специальности.

Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения ученых званий, ут­вержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г., уче­ное звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующе­го кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора вуза или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, чита­ют курс лекций на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

а) успешно работают в указанных должностях в течение года;

б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее десяти лет,
из них не менее пяти лет педагогической работы в вузах или учреждениях
повышения квалификации;

в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или
не менее трех учебно-методических работ, опубликованных за последние
три года;


г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в моногра­
фии) или не менее трех научных работ, опубликованных за последние три
года;

д) подготовили в качестве научных руководителей или научных кон­
сультантов, как правило, не менее двух учеников, которым присуждены уче­
ные степени 12.

Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (на­чальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, ла­бораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в на­учных организациях, научных подразделениях вузов или учреждений по­вышения квалификации и соответствующим требованиям п. 11 Положе­ния.

Одно из основных условий присвоения ученого звания профессора -наличие у работника ученой степени доктора наук. В соответствии с По­ложением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., ученая степень док­тора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ на основании ходатайства диссертацион­ного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук представляет собой научно-квалификационную работу, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность кото­рых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, ли­бо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обосно­ванные технические, экономические или технологические решения, вне­дрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности 13.

Однако ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено без защиты докторской диссертации кандидатам наук (в виде исключе­ния), работникам искусств, специалистам физической культуры и спорта, крупным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной отрасли знаний, если их деятельность соответст­вует требованиям п. 6 - 10 Положения о порядке присвоения ученых званий.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности до-

12 См.: Российская газета. 2002. 10 апр.

13 Там же. 6 февр.


цента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководи­теля филиала или инсти

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...