Глава II. Наука и научное исследование
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Р.А. САБИТОВ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебное пособие Челябинск ББК Ч215я7 С 121 Сабитов Р.А. С 121 Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с. ISBN 5-7271-0587-0 Пособие содержит основные сведения об организации научно-исследовательской работы в России, ее этапах, о методологии научных исследований в области юриспруденции, а также рекомендации по подготовке и написанию научных докладов, курсовых и дипломных работ. Адресовано студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов. Рецензенты: кафедра уголовного права и криминологии Челябинского юридического института МВД РФ; доктор юридических наук, профессор В.А. Лебедев п 1403000000 - 033 ^ _ inn/-™* -7-3 1 С 4К8(03) — 02 ISBN 5-7271-0587-0 © Челябинский государственный университет, 2002 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 4 Глава I. Организация научно-исследовательской работы в России 4 § 1. Управление в сфере науки 4 § 2. Ученые степени и ученые звания 14 § 3. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России 18 § 4. Научно-исследовательская работа студентов 21 Глава П.Наука и научное исследование 25 § 1. Понятие науки и классификация наук 25 § 2. Научное исследование 29 § 3. Этапы научно-исследовательской работы 36 Глава III.Методология научных исследований 37 § 1. Понятия метода и методологии научных исследований 37 § 2. Философские и общенаучные методы научного исследования 40 § 3. Частные и специальные методы научного исследования 48 Глава IV. Подготовительный этап научно-исследовательской работы 56 § 1. Выбор темы научного исследования 56 § 2. Планирование научно-исследовательской работы 58 Глава V. Сбор научной информации 63
§ 1. Основные источники научной информации 63 § 2. Изучение литературы 68 § 3. Изучение юридической практики 71 Глава VI. Написание и оформление научных работ студентов 74 § 1. Структура учебно-научной работы 74 § 2. Рубрикация 76 § 3. Способы написания текста 80 § 4. Язык и стиль юридической речи 81 § 5. Сокращения слов 83 § 6. Оформление таблиц 85 § 7. Графический способ изложения иллюстративного материала 87 § 8. Оформление библиографического аппарата 89 § 9. Требования к печатанию рукописи 96 Глава VII. Особенности подготовки, оформления и защиты студенческих работ 97 § 1. Особенности подготовки рефератов и докладов 97 § 2. Особенности подготовки и защиты курсовых работ 98 § 3. Особенности подготовки и защиты дипломных работ 101 Заключение 106 Список рекомендуемой литературы 108 Приложения 113
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях совершенствования российского законодательства, увеличения научной и юридической информации, быстрого обновления правовых и иных знаний серьезное значение приобретает подготовка высококвалифицированных юристов, имеющих высокую профессиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих подготовку юристов, предусматривают выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Различные формы учебно-исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений, докладов, проведение исследований во время производственной практики и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказывают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины, выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анализировать и обобщать юридическую практику.
С этой целью в учебные планы многих вузов включена дисциплина «Основы научных исследований». Еще в 1986 г. Академией наук СССР (Межведомственным координационным советом) была опубликована рабочая программа курса «Основы научных исследований», рассчитанная на 90 часов. Изданы учебники и учебные пособия для технических, педагогических, медицинских и других вузов. Однако ни одного учебника для студентов юридических учебных заведений выпущено не было. В настоящем учебном пособии предпринята попытка восполнить этот пробел и изложить основы научно-исследова-тельской работы студентов в связи с теорией и практикой юриспруденции. Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В РОССИИ § 1. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ НА УКИ Законодательную основу регулирования отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции образует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-
технической политике»1. Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов: - признания науки социально значимой отраслью, определяющей - гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследо - интеграции научной, научно-технической и образовательной дея - поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в - развития научной, научно-технической и инновационной деятель
- концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития - стимулирования научной, научно-технической и инновационной Под руководством Президента РФ разработаны «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются: 1)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) совершенствование государственного регулирования в области 3) формирование национальной инновационной системы; 4) повышение эффективности использования результатов научной и 5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического 1 См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137. Инновационной является деятельность, направленная на получение нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация (нововведение) - конечный результат такой деятельности.
6)интеграция науки и образования; 7)развитие международного научно-технического сотрудничества3. В Российской Федерации управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, организовать исполнение феде- з См.: Поиск. 2002. 19 апр.
рального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок. Правительством РФ утвержден ряд программных документов о развитии науки в России, например Концепция реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов (постановлением от 18 мая 1998 г.), Концепция инновационной политики РФ на 1998 - 2000 годы (постановлением от 24 июля 1998 г.). В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований 4.
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Министерство формирует и обеспечивает единую государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные научно-технические программы и содействует в их реализации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию научно-технического потенциала России. Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Российское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государ- 4 См.: СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1035; № 20. Ст. 2012. ственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает охранные документы и выполняет другие функции. Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кадровой политики в сферах образования и научной деятельности. Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утверждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» (далее - Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы следующие основные задачи: развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки специалиста; органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого характера; приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней; совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций. В Концепции намечены направления работы с молодежью: развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций; обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи; совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа - вуз - аспирантура - докторантура. Министерство образования РФ разработало Федеральную целевую программу «Развитие юридического образования в России на 2001 - 2005 гг.». В ней указаны цели в области науки: интенсифицировать развитие юридической науки на основе активного использования отечественного и зарубежного опыта в соответствии с новыми общественными потребностями; достигнуть эффективной научной деятельности юридических образовательных учреждений; развивать научное творчество студентов-юристов. В Программе содержатся следующие рекомендации, относящиеся к юридической науке: разработать на государственном и межведомственном уровнях основные направления научных исследований фундаментальных и прикладных юридических наук; установить тесные связи вузовского, академического и отраслевого секторов юридической науки; создать совместные лаборатории для научно-исследовательских работ и выполнения государственных и ведомственных заказов5. Структурным подразделением Министерства образования РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются: - обеспечение единой государственной политики, осуществление - содействие улучшению количественного состава научных и науч В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК Минобразования России: - разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирова - контролирует деятельность диссертационных советов, а также пе - разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора - выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Выс 5 См.: Юридическое образование и наука. 2001. № 1. С. 2 - 8. 6 См.: Российская газета. 2002. 1 июня.
Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, общественными научными объединениями. Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета. Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Институт государства и права. В составе академии - 9 отделений по областям и направлениям науки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные центры7. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и права (г. Екатеринбург). Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство - президента, вице-президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН. На 1 января 2002 г. в академии состояло 473 академика и 697 членов-корреспондентов, в институтах и других научных учреждениях работало около 113 695 человек, из них 9 307 докторов наук и 26 415 кандидатов наук8. Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук: Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные научные центры. Так, в г. Челябинске действуют Челябинский научный центр 7 См.: Поиск. 2002. 24 мая. 8 Там же. Российской академии медицинских наук и Регионально-образовательный центр Российской академии образования. Весомый вклад в развитие юридических наук вносят отраслевые (ведомственные) научно-исследовательские институты. Так, при Правительстве РФ функционирует Институт законодательства и сравнительного правоведения, при Генеральной прокуратуре РФ - Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, МВД России подчинены Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ МВД РФ), НИИ противопожарной обороны, научно-исследовательский центр ГИБДД и другие научные учреждения. В Москве также функционируют НИИ правотворчества и проблем правоприменения, Исследовательский центр частного права, Научный центр правовой информации. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г. ряду НИИ присвоен статус государственного научного центра РФ и утверждены положения об условиях государственного обеспечения этих центров. На центры возложены: функции проведения в соответствии с утвержденными программами фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ; подготовка и переподготовка научных кадров; участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными соглашениями, договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве9. Большой объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами). Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из задач вуза является развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные подразделения - научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых связана с образованием. Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника института, академии по научной работе), на факультете - декан или его заместитель по научной работе, на кафедре - заведующий кафедрой (на- 9 См.: СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1524. чальник кафедры). Для управления НИР структурных подразделений вузов создаются специальные органы - научно-исследовательские части, сектора, отделы. Так, в Челябинском государственном университете организация научно-производственной деятельности возложена на Научно-исследовательский сектор. В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях. В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук10. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Академия социальных наук РФ, Российская академия юридических наук (РАЮН). Учредительный съезд РАЮН состоялся 6 марта 1999 г. Делегаты съезда приняли Устав общероссийской общественной организации «Российская академия юридических наук», избрали Ученый совет и Председателя Исполкома. Членами академии стали более 400 докторов и кандидатов наук из 51 субъекта РФ. Согласно Уставу РАЮН является добровольной самоуправляемой некоммерческой организацией, содействующей развитию юридической науки, соответствующей запросам демократического и правового государства. Членами академии могут быть физические и юридические лица. Физические лица, как правило, должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук. Центральными руководящими органами РАЮН являются Съезд, Координационный совет, Ученый совет и Исполнительный комитет. Задачами академии являются: консолидация научных кадров; организация взаимного сотрудничества между членами академии в научной деятельности; содействие в организации и проведении прикладных и фундаментальных научно-исследовательских работ в области права; материальная поддержка и поощрение представителей российской юридической науки, создание условий для развития творческих способностей молодых ученых и др.11 Помимо академий в России созданы и другие общественные объединения юристов: Российский союз юристов, Молодежный союз юристов России, Российская криминологическая ассоциация, Российская ассоциация международного права и др. Так, созданная в 1991 г. Российская криминологическая См.: Черешнев В., Циммерман Я. Эпидемия академий // Поиск. 2000. 22 сент. 11 См.: Юридическое образование и наука. 1999. № 2. С. 42 - 46. ассоциация согласно Уставу является добровольной, самоуправляемой общественной организацией, призванной обеспечить консолидацию и сотрудничество между всеми криминологами и другими специалистами, общественными, государственными деятелями, решающими задачи борьбы с преступностью в масштабах России, а также на международном уровне. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации государственной научно-технической политики определены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно ст. 12 Закона к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится: участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ; формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов; управление государственными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ управление в сфере науки непосредственно организуют министерства, управления и другие структурные подразделения местных органов власти. Так, в Челябинской области эта функция возложена на Главное управление образования и науки Челябинской области (далее - Главное управление). Согласно Положению о нем, Главное управление является государственным органом исполнительной власти области, реализующим государственную и региональную политику, осуществляющим управление и координацию деятельности других органов государственной власти в сферах общего и профессионального образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования. Задачами Главного управления в сфере науки, в ча- стности, являются: реализация региональных программ, финансируемых из средств областного бюджета; участие в разработке областной политики в научной сфере, направленной на рост научного потенциала и повышение вклада науки в социально-экономическое развитие области; осуществление контроля за исполнением законодательства РФ и Челябинской области в сфере науки; осуществление комплексного анализа и прогнозирования тенденций развития науки в области; координация деятельности образовательных учреждений, научных учреждений и организаций. § 2. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И УЧЕНЫЕ ЗВАНИЯ Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» физические лица разделены на три группы: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники) и работники сферы научного обслуживания. К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистами научной организации являются граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания - это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются научно-технические, научные и инженерно-технические работники, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистента. Должности профессора и доцента следует отличать от сходных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должностей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием. Согласно ст. 22 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском образовании» в Российской Федерации установлены ученые звания профессора и доцента. В адресованном Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову Парламентском запросе «О практике необоснованного присвоения учено- го звания академика» отмечается практика необоснованного присвоения ученого звания академика членам общественных академий наук и содержится просьба принять меры по ее прекращению. Однако такого ученого звания в России не существует. Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., установил следующие ученые звания для научно-технических и научных работников: профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования; доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования; профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников; доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г., предусматривало присвоение ученого звания старшего научного сотрудника по специальности. В настоящее время это Положение утратило силу. Присвоенное ранее ученое звание старшего научного сотрудника теперь соответствует ученому званию доцента по специальности. Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г., ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора вуза или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов: а) успешно работают в указанных должностях в течение года; б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее десяти лет, в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в моногра д) подготовили в качестве научных руководителей или научных кон Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях вузов или учреждений повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 11 Положения. Одно из основных условий присвоения ученого звания профессора -наличие у работника ученой степени доктора наук. В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук представляет собой научно-квалификационную работу, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности 13. Однако ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено без защиты докторской диссертации кандидатам наук (в виде исключения), работникам искусств, специалистам физической культуры и спорта, крупным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной отрасли знаний, если их деятельность соответствует требованиям п. 6 - 10 Положения о порядке присвоения ученых званий. Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности до- 12 См.: Российская газета. 2002. 10 апр. 13 Там же. 6 февр. цента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или инсти
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|