Особенности подготовки и защиты дипломных работ
Дипломная работа - это выпускная квалификационная работа, представляющая собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи. Ее выполнение предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист». В этом стандарте указано, что выпускная квалификационная работа юриста должна: носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов; отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами; быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения). Дипломная работа должны быть научно-практическим исследованием, в котором теоретические положения и выводы сочетаются с анализом и обобщением практического опыта, разработкой научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, судов, правоохранительных органов, а также юридических служб различных организаций. Научность работы выражается в анализе различных концепций, взглядов по тем или иным проблемам, их сопоставлении, аргументации собственной позиции, в решении теоретических и практических задач, выдвижении новых идей и т.д.
Дипломная работа - самостоятельное, творческое исследование. В результате ее выполнения студент должен: показать знание основных теоретических положений и научных проблем по теме, уровень освоения методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы; свободно ориентироваться в нормативных актах и литературе; изучить как положительный, так и отрицательный практический опыт; сформулировать обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения. Выполнение дипломной работы проходит следующие этапы: 1) выбор темы, 2) изучение литературы, 3) составление плана, 4) определение методов исследования, 5) изучение практики, 6) работа над текстом и оформление. Далее следуют подготовка к защите и защита работы. Дипломная работа по своей структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа (см. прил. 11), 2) оглавления (см. прил. 12), 3) введения, 4) основной части, 5) заключения, 6) списка использованной литературы, 7) приложений (если они необходимы). Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования оптимальный объем выпускной квалификационной работы -2-К2,5 печ. л. (5(Н60 страниц машинописного текста, отпечатанного через 2 интервала). Готовая дипломная работа подписывается ее исполнителем и сдается научному руководителю в срок, установленный заданием и планом-графиком. После ее прочтения руководитель составляет на нее письменный отзыв. В отзыве следует отразить положительные и отрицательные стороны дипломного сочинения примерно по следующей схеме: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования; правильность построения плана; полнота освещения вопросов темы, использования литературы и практического материала (опубликованной и (или) неопубликованной практики); степень самостоятельности автора в раскрытии темы; обоснованность выводов, логичность аргументов; наличие предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения; практическая значимость полученных результатов, возможность их внедрения в учебный процесс или юридическую практику; соответствие оформления работы установленным правилам; неточности, ошибки, спорные положения, замечания по содер-
жанию работы и ее оформлению (с указанием страниц, на которых они содержатся); соответствие работы предъявляемым требованиям и заключение о допуске работы к защите (см. прил. 14). Научный руководитель может дать предварительную оценку дипломного сочинения в общем виде (например, «работа заслуживает высокой (положительной) оценки»), поскольку окончательную оценку дает комиссия, учитывающая результаты защиты. Затем дипломная работа вместе с отзывом научного руководителя представляется заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске студента к защите, ставя на титульном листе свою подпись. Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить дипломника к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием выпускника и научного руководителя. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору вуза (п. 14 Инструкции по подготовке дипломных проектов (работ) в высшем учебном заведении, утвержденной приказом Минвуза № 245 от 14 марта 1974 г.). Дипломная работа не может быть допущена к защите при следующих обстоятельствах: она представляет собой плагиат или компиляцию; выполнена только на основе учебников, одной монографии или одного учебного пособия без использования другой специальной литературы;
в ней отсутствуют материалы судебной и иной практики либо примеры из практики заимствованы из учебника, учебного пособия, монографии или научной статьи; ее содержание не соответствует теме, либо тема в основном не раскрыта; она содержит множество опечаток, грамматических ошибок, ссылки на источники и список использованной литературы оформлены неправильно. Дипломная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на рецензирование. В качестве рецензентов могут привлекаться профессора и преподаватели других кафедр факультета или другого вуза, работники научно-исследовательских учреждений, высококвалифицированные специалисты правоохранительных органов и различных организаций. Передача работы на рецензирование члену той кафедры, на которой работает научный руководитель, нежелательна, чтобы исключить влияние служебных отношений на ее оценку. Рецензия пишется по той же схеме, что и отзыв научного руководителя (см. прил. 15). Иногда рецензенты дают рецензии не более чем на одну страницу, где называется тема, в нескольких предложениях излагается, о чем говорится в каждой главе (цитируется оглавление работы), и высказывается мнение о положительной оценке работы. При этом содержание работы не анализируется, недостатки, спорные моменты не затрагиваются. Прав Р.И. Михеев, что такое формальное отношение к рецензированию - это неуважение к студенту и вузу, показатель общей, правовой и профессиональной культуры самого рецензента. Поэтому такого рода рецензии не должны приниматься во внимание кафедрой и Государственной аттестационной комиссией (ГАК)112. Выпускающая кафедра знакомит дипломника с отзывом руководителя и рецензией, чтобы он смог учесть содержащиеся в них замечания при подготовке к защите. Затем первый экземпляр дипломной работы с этими документами передается в ГАК. К защите дипломных работ допускаются выпускники, представившие их в установленный деканатом срок, имеющие на них положительные отзыв и рецензию, успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания. При отрицательном отзыве и (или) рецензии решение о допуске к защите принимается деканатом по представлению выпускающей кафедры.
Деканат извещает студентов и преподавателей о месте и времени защиты. Готовясь к защите дипломной работы, студенту целесообразно подготовить текст выступления. В нем необходимо обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, сформулировать его цели и задачи, указать методы их решения, кратко изложить основные положения, выводы и полученные результаты, особо выделив новые данные, предложения по совершенствованию законодательства и практические рекомендации. В каждом вузе установлено ориентировочное время для доклада на защите. Так, на юридическом факультете МГУ оно составляет 1СН-12 минут113, в вузах МВД РФ - не более 1СН-15 минут114, на юридическом факультете Дальневосточного государственного университета - 8-^10 минут115. Поэтому доклад необходимо прочитать вслух размеренным темпом и скорректировать его объем с учетом времени выступления. Если высту- 112 См.: Михеев Р.И. Дипломная работа... С. 40. 113 См: Уголовное право России. Особенная часть: Учеб. пособие. М., 1995. С. 259. См.: Методические рекомендации по организации выполнения и защиты дипломных работ (проектов). Утв. МВД России 17 сент. 1998 г. М., 1999. С. 10. 115 См.: Михеев Р.И. Дипломная работа... С. 41. пающий не уложится в регламент, то председательствующий прервет его и он не успеет сказать что-то важное, необходимое. Если в процессе выступления дипломнику необходимо показать иллюстративный материал (схемы, таблицы, слайды и т.д.), то его следует заранее оформить и продумать процедуру демонстрации. После ознакомления с отзывом научного руководителя и рецензией целесообразно подготовить письменные ответы на содержащиеся в них замечания и вопросы, чтобы на защите правильно и уверенно высказать свое мнение по ним. Защита дипломной работы проходит на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава при обязательном присутствии ее председателя или его заместителя. На этом заседании желательно присутствие научного руководителя. Защита начинается с доклада дипломника. Чтобы произвести лучшее впечатление на членов комиссии, не рекомендуется читать текст, не отрываясь от бумаги. По окончании доклада члены комиссии и присутствующие могут задать дипломнику вопросы по теме дипломной работы. Вопросы можно записать, обдумать и высказать ответы на каждый из них. Ответы должны быть по существу заданных вопросов, краткими и аргументированными.
Затем зачитываются отзыв руководителя и рецензия (замечания и основные выводы из них) или предоставляется слово руководителю и рецензенту, которые сообщают свое мнение о дипломной работе. Дипломнику дается возможность в корректной форме ответить на замечания, защитить те положения, которые встретили возражения. Вместе с тем со справедливыми замечаниями следует согласиться. Решения комиссии об оценке дипломных работ и итогах защиты принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя (при его отсутствии - заместителя) является решающим. Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии. При определении оценки по результатам защиты учитываются: актуальность и новизна темы, качество и объем выполненной работы, самостоятельность исследования, теоретическая и практическая значимость его результатов, использование материалов практики, научный аппарат и оформление работы, ответы на вопросы, защита содержащихся в работе положений, выводов и предложений, оценки, предлагаемые научным руководителем и рецензентом. Поощряется самостоятельное проведение студентами социологических, криминологических, криминалистических исследований, использование литературы на иностранных языках, компьютерной техники, внедрение результатов в практику, подтвержденное справкой (актом) о внедрении. По итогам защиты ГАК может рекомендовать лучшие дипломные работы для использования в учебном процессе, практической деятельности правоохранительных органов или иных заинтересованных организаций, а их авторов - для обучения в аспирантуре. Если студент не удовлетворен полученной оценкой, то он вправе в день защиты подать апелляцию. ГАК рассматривает апелляцию и сообщает свое решение в день ее поступления. В случае неявки дипломника на защиту работы по уважительной причине председатель ГАК вправе назначить защиту в другое время, но не позже даты окончания работы комиссии. В случае неявки на заседание ГАК по неуважительной причине дипломнику выставляется оценка «неудовлетворительно». ЗАКЛЮЧЕНИЕ В одном учебном пособии невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все основы научных исследований и научно-исследовательской работы студентов. Чтобы не увеличивать его объем, некоторые вопросы изложены кратко, а другие вовсе не затронуты. Читатель может найти на них ответы в источниках, рекомендуемых для изучения. Возможно, некоторые положения работы, например касающиеся методологии научных исследований, встретят возражения. Однако при всем этом автор стремился дать в пособии тот объем сведений, который предусмотрен программой курса «Основы научных исследований» и необходим студентам, готовящимся стать юристами, для качественного выполнения учебно-научных работ и приобретения элементарных знаний в области научно-исследовательской деятельности. Студенты по-разному относятся к работе в научных кружках и проблемных группах, к написанию рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Одни берут любую тему, лишь бы выполнить учебный план и получить положительную оценку своей работы. Они прибегают к быстрому и легкому способу выполнения работы - списыванию ее из каких-либо источников, соединению результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников (к компиляции). Таким студентам будет по нраву книга Ю. Эхо «Письменные работы в вузах» (М., 1997), в которой содержатся инструкции по технике списывания и подготовке работ за три дня. Других же студентов привлекает сам процесс научного исследования. Они уделяют серьезное внимание выбору темы (ее актуальности и новизне) и методов исследования, его подготовительному этапу, аналитической работе и решению научных задач. Именно этим студентам будут полезны все главы настоящего пособия. Самостоятельная научно-исследовательская работа более эффективна по сравнению с обычным списыванием. Овладев навыками научного исследования и написания научных работ, в дальнейшем выпускник юридического учебного заведения с успехом может использовать приобретенный опыт для умножения своих знаний, повышения качества практической деятельности, а также для получения послевузовского образования в виде обучения в аспирантуре или в порядке соискательства. список рекомендуемой литературы Ко всем темам Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. - Ростов н/Д, 2001. Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учеб. пособие. - М., 1999. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практ. пособие. - М., 2001. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов н/Д, 2001. Ефременков Н.В. Основы научного исследования и методы самостоятельной работы студента-историка. - Калинин, 1989. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - М., 1997. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. - М., 1998. Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. - Челябинск, 2000. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. - Минск, 1998. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск, 2000. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. - М., 1989. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: Метод. пособие / Сост. И.Н.Кузнецов. - Минск, 1999. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. - Новосибирск, 1979. Приходько П.Т. Тропой науки. - М., 1969. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб-практ. пособие. - М., 2001. Сиденко В.М., Грушко И.М. Основы научных исследований: Учеб. пособие для вузов. - Харьков, 1979. Спесивцева О.И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2000. Стрельский В.И. Основы научно-исследовательской работы студентов. - Киев, 1981. Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практ. советы по подготовке и защите. - М., 2000. Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практ. руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. - М., 1997. К главе I Конституция Российской Федерации. - М., 2000. Ст. 114. Об образовании: Федеральный закон от 10 июля 1992 г. // Полный сборник законов Российской Федерации: В 2 т. - М., 2001. - Т. 2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. // Полный сборник законов Российской Федерации: В 2 т. - М., 2001. - Т. 2. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. - Ст. 4137. Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 6 февр. Положение о порядке присвоения ученых званий. Утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 10 апр. Положение о диссертационном совете. Утв. приказом Министерства образования РФ от 9 апреля 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 1 июня. Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. Утв. приказом Министерства образования РФ от 11 апреля 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 1 июня. Положение о подготовке научно-исследовательских и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства образования РФ от 27 марта 1998 г. -М., 1998. Научно-исследовательская работа слушателей в вузах МВД СССР: Учеб.-метод. пособие. - Киев, 1983. Научно-исследовательская работа слушателей на кафедре вуза МВД СССР. - Киев, 1989. Научно-исследовательская работа студентов: Метод. пособие / Под ред. М.Г. Сачека. - Минск, 1989. К главе II Герасимов И.Г. Научное исследование. - М., 1972. Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. - Сухуми, 1969. Кедров Б.М. Классификация наук. - М., 1961. - Т.1. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.И. Купцова. - М., 1996. К главе III Герасимов И.Г. Структура научного исследования. - М., 1985. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 1998. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. - М., 1965. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. - Л., 1981. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. -М., 1987. Методология и методика научного исследования. - Челябинск, 1993. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. - М., 1972. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. - М., 1999. Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. - М., 2001. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. -М., 1980. Тарасов Н.Н. Метод и методический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. - 2001. - №1. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987. К главе IV Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1989. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. - Л., 1981. ПО Орехов В.В. Социология в науке уголовного права: Учеб. пособие. -Л., 1985. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. - М., 1972. Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. - М., 2001. Твердая И.Н. Методика изучения преступности: Учеб. пособие. -Владивосток, 1976. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. - М., 1987. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987. К главе V ГОСТ 7.60 - 90. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. - М., 2001. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М., 1984. Кукушкин В.Д. Организация умственного труда: Курс лекций. - М., 1976. Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учеб. - М., 1999. Павлова В.П. Обучение конспектированию: Теория и практика. - М., 1983. Поварник С.И. Как читать книги. - М., 1978. Подзорова Т.С. Научная организация умственного труда студентов. -Л., 1972. Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. - М., 1987. К главе VI ГОСТ 7.1 - 84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. - М., 2001. ГОСТ 7.12. - 93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. - М., 1995. Стандарты по издательскому делу. - М., 1998. Беседина Н.В., Машанова И.В. Оформление библиографических ссылок на литературу в научных, дипломных и курсовых работах: Учеб. пособие. - Челябинск, 1985. Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу: Метод, пособие. - М., 1973. Ивахина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учеб. пособие. - М., 1997. Памятная книга редактора / Сост. А.Э. Мильчин. - М., 1988. Памятка автору: О порядке подготовки и издания учебно-методической и научной литературы / Сост. В.Ф. Репецкая. - Челябинск, 1999. Примеры библиографического описания // Бюл. Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР. - 1989. - № 1. Редактирование отдельных видов литературы / Под ред. Н.М. Сикор-ского. - М., 1987. Усынина Е.Е. Научный юридический текст: от создания до публикации: Учеб. пособие. - Челябинск, 1999. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Вариант анкеты, разработанной НИИ МВД России Уважаемые сограждане! Приглашаем принять участие в опросе, касающемся проблем состояния преступности и деятельности органов внутренних дел вашего региона. Ценность данного исследования зависит от полноты и искренности ваших ответов. Как заполнять анкету: Нужно прочесть вопрос и предложенные варианты ответов. Выбрать тот или иной ответ(ы), который(е) соответствует(ют) Вашему мнению, и обвести кружком соответствующую цифру. Если ответа не предлагается или Вас он не устраивает, напишите свой ответ в свободной форме. Сведения, полученные в ходе опроса, будут использованы только в обобщенном виде. Фамилию указывать не надо. 1. Какое из перечисленных ниже обстоятельств беспокоит Вас более 1 - стать безработным 2 - пострадать от произвола администрации государственных учреждений 3 - пострадать от несчастного случая на производстве 4 - стать алкоголиком или наркоманом 5 - потерять свою семью 6 - стать жертвой воров и грабителей 7 - получить тяжкие увечья, погибнуть от рук преступников 8 - стать жертвой массовых беспорядков, погромов 9 - пострадать от катастрофы, экологического бедствия 10 - пострадать от произвола правоохранительных органов (милиции, суда, прокуратуры, органов безопасности) 11 - заболеть неизлечимой болезнью 12 - заболеть тяжелым психическим заболеванием 2. Испытываете ли Вы чувство тревоги за свою безопасность, безо 1 - испытываю сильную тревогу 2 - немного беспокоюсь 3 - тревоги не испытываю
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|