Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подготовки и защиты дипломных работ




Дипломная работа - это выпускная квалификационная работа, пред­ставляющая собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими зна­ниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему само­стоятельно решать профессиональные задачи. Ее выполнение предусмот­рено Государственным образовательным стандартом высшего профессио­нального образования по специальности «Юриспруденция» с присвоени­ем квалификации «юрист». В этом стандарте указано, что выпускная ква­лификационная работа юриста должна:

носить творческий характер с использованием актуальных статисти­ческих данных и действующих нормативных правовых актов;

отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, пра­вильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Дипломная работа должны быть научно-практическим исследовани­ем, в котором теоретические положения и выводы сочетаются с анализом и обобщением практического опыта, разработкой научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства, деятельности органов государственной власти и местного самоуправле­ния, судов, правоохранительных органов, а также юридических служб различных организаций. Научность работы выражается в анализе различ­ных концепций, взглядов по тем или иным проблемам, их сопоставлении, аргументации собственной позиции, в решении теоретических и практи­ческих задач, выдвижении новых идей и т.д.


Дипломная работа - самостоятельное, творческое исследование. В результате ее выполнения студент должен: показать знание основных тео­ретических положений и научных проблем по теме, уровень освоения ме­тодов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать тео­ретические обобщения и практические выводы; свободно ориентироваться в нормативных актах и литературе; изучить как положительный, так и от­рицательный практический опыт; сформулировать обоснованные предло­жения и рекомендации по совершенствованию законодательства и прак­тики его применения.

Выполнение дипломной работы проходит следующие этапы: 1) вы­бор темы, 2) изучение литературы, 3) составление плана, 4) определение методов исследования, 5) изучение практики, 6) работа над текстом и оформление. Далее следуют подготовка к защите и защита работы.

Дипломная работа по своей структуре состоит из следующих эле­ментов: 1) титульного листа (см. прил. 11), 2) оглавления (см. прил. 12), 3) введения, 4) основной части, 5) заключения, 6) списка использованной литературы, 7) приложений (если они необходимы).

Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. Согласно Государст­венному образовательному стандарту высшего профессионального обра­зования оптимальный объем выпускной квалификационной работы -2-К2,5 печ. л. (5(Н60 страниц машинописного текста, отпечатанного через 2 интервала).

Готовая дипломная работа подписывается ее исполнителем и сдается научному руководителю в срок, установленный заданием и планом-графиком. После ее прочтения руководитель составляет на нее письмен­ный отзыв. В отзыве следует отразить положительные и отрицательные стороны дипломного сочинения примерно по следующей схеме: актуаль­ность, новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования; правильность построения плана; полнота освещения вопро­сов темы, использования литературы и практического материала (опубли­кованной и (или) неопубликованной практики); степень самостоятельно­сти автора в раскрытии темы; обоснованность выводов, логичность аргу­ментов; наличие предложений и рекомендаций по совершенствованию за­конодательства и практики его применения; практическая значимость по­лученных результатов, возможность их внедрения в учебный процесс или юридическую практику; соответствие оформления работы установленным правилам; неточности, ошибки, спорные положения, замечания по содер-


жанию работы и ее оформлению (с указанием страниц, на которых они содержатся); соответствие работы предъявляемым требованиям и заклю­чение о допуске работы к защите (см. прил. 14). Научный руководитель может дать предварительную оценку дипломного сочинения в общем виде (например, «работа заслуживает высокой (положительной) оценки»), по­скольку окончательную оценку дает комиссия, учитывающая результаты защиты.

Затем дипломная работа вместе с отзывом научного руководителя представляется заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске студента к защите, ставя на титульном листе свою подпись. Если же заве­дующий кафедрой не считает возможным допустить дипломника к защи­те, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием выпу­скника и научного руководителя. Протокол заседания кафедры представ­ляется через декана факультета на утверждение ректору вуза (п. 14 Инст­рукции по подготовке дипломных проектов (работ) в высшем учебном за­ведении, утвержденной приказом Минвуза № 245 от 14 марта 1974 г.).

Дипломная работа не может быть допущена к защите при следую­щих обстоятельствах:

она представляет собой плагиат или компиляцию;

выполнена только на основе учебников, одной монографии или од­ного учебного пособия без использования другой специальной литерату­ры;

в ней отсутствуют материалы судебной и иной практики либо при­меры из практики заимствованы из учебника, учебного пособия, моногра­фии или научной статьи;

ее содержание не соответствует теме, либо тема в основном не рас­крыта;

она содержит множество опечаток, грамматических ошибок, ссылки на источники и список использованной литературы оформлены непра­вильно.

Дипломная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на рецензирование. В качестве рецензентов могут привлекаться профессора и преподаватели других кафедр факультета или другого вуза, работники на­учно-исследовательских учреждений, высококвалифицированные специа­листы правоохранительных органов и различных организаций. Передача работы на рецензирование члену той кафедры, на которой работает науч­ный руководитель, нежелательна, чтобы исключить влияние служебных отношений на ее оценку. Рецензия пишется по той же схеме, что и отзыв научного руководителя (см. прил. 15). Иногда рецензенты дают рецензии


не более чем на одну страницу, где называется тема, в нескольких пред­ложениях излагается, о чем говорится в каждой главе (цитируется оглав­ление работы), и высказывается мнение о положительной оценке работы. При этом содержание работы не анализируется, недостатки, спорные мо­менты не затрагиваются. Прав Р.И. Михеев, что такое формальное отно­шение к рецензированию - это неуважение к студенту и вузу, показатель общей, правовой и профессиональной культуры самого рецензента. По­этому такого рода рецензии не должны приниматься во внимание кафед­рой и Государственной аттестационной комиссией (ГАК)112.

Выпускающая кафедра знакомит дипломника с отзывом руководите­ля и рецензией, чтобы он смог учесть содержащиеся в них замечания при подготовке к защите. Затем первый экземпляр дипломной работы с этими документами передается в ГАК.

К защите дипломных работ допускаются выпускники, представив­шие их в установленный деканатом срок, имеющие на них положительные отзыв и рецензию, успешно прошедшие все предшествующие аттестаци­онные испытания. При отрицательном отзыве и (или) рецензии решение о допуске к защите принимается деканатом по представлению выпускаю­щей кафедры.

Деканат извещает студентов и преподавателей о месте и времени защиты.

Готовясь к защите дипломной работы, студенту целесообразно под­готовить текст выступления. В нем необходимо обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, сформулировать его цели и задачи, указать методы их решения, кратко изложить основные положения, выводы и полученные результаты, особо выделив новые данные, предложения по совершенствованию законода­тельства и практические рекомендации.

В каждом вузе установлено ориентировочное время для доклада на защите. Так, на юридическом факультете МГУ оно составляет 1СН-12 ми­нут113, в вузах МВД РФ - не более 1СН-15 минут114, на юридическом фа­культете Дальневосточного государственного университета - 8-^10 ми­нут115. Поэтому доклад необходимо прочитать вслух размеренным темпом и скорректировать его объем с учетом времени выступления. Если высту-

112 См.: Михеев Р.И. Дипломная работа... С. 40.

113 См: Уголовное право России. Особенная часть: Учеб. пособие. М., 1995. С. 259.

См.: Методические рекомендации по организации выполнения и защиты дипломных ра­бот (проектов). Утв. МВД России 17 сент. 1998 г. М., 1999. С. 10. 115 См.: Михеев Р.И. Дипломная работа... С. 41.


пающий не уложится в регламент, то председательствующий прервет его и он не успеет сказать что-то важное, необходимое.

Если в процессе выступления дипломнику необходимо показать ил­люстративный материал (схемы, таблицы, слайды и т.д.), то его следует заранее оформить и продумать процедуру демонстрации.

После ознакомления с отзывом научного руководителя и рецензией целесообразно подготовить письменные ответы на содержащиеся в них замечания и вопросы, чтобы на защите правильно и уверенно высказать свое мнение по ним.

Защита дипломной работы проходит на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава при обязательном присутствии ее председателя или его заместителя. На этом заседании желательно при­сутствие научного руководителя. Защита начинается с доклада дипломни­ка. Чтобы произвести лучшее впечатление на членов комиссии, не реко­мендуется читать текст, не отрываясь от бумаги.

По окончании доклада члены комиссии и присутствующие могут за­дать дипломнику вопросы по теме дипломной работы. Вопросы можно за­писать, обдумать и высказать ответы на каждый из них. Ответы должны быть по существу заданных вопросов, краткими и аргументированными.

Затем зачитываются отзыв руководителя и рецензия (замечания и основные выводы из них) или предоставляется слово руководителю и ре­цензенту, которые сообщают свое мнение о дипломной работе. Диплом­нику дается возможность в корректной форме ответить на замечания, за­щитить те положения, которые встретили возражения. Вместе с тем со справедливыми замечаниями следует согласиться.

Решения комиссии об оценке дипломных работ и итогах защиты принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя (при его отсутствии - заместителя) является решающим. Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетвори­тельно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

При определении оценки по результатам защиты учитываются: акту­альность и новизна темы, качество и объем выполненной работы, само­стоятельность исследования, теоретическая и практическая значимость его результатов, использование материалов практики, научный аппарат и оформление работы, ответы на вопросы, защита содержащихся в работе положений, выводов и предложений, оценки, предлагаемые научным ру­ководителем и рецензентом. Поощряется самостоятельное проведение


студентами социологических, криминологических, криминалистических исследований, использование литературы на иностранных языках, компь­ютерной техники, внедрение результатов в практику, подтвержденное справкой (актом) о внедрении.

По итогам защиты ГАК может рекомендовать лучшие дипломные работы для использования в учебном процессе, практической деятельно­сти правоохранительных органов или иных заинтересованных организа­ций, а их авторов - для обучения в аспирантуре.

Если студент не удовлетворен полученной оценкой, то он вправе в день защиты подать апелляцию. ГАК рассматривает апелляцию и сообща­ет свое решение в день ее поступления.

В случае неявки дипломника на защиту работы по уважительной причине председатель ГАК вправе назначить защиту в другое время, но не позже даты окончания работы комиссии. В случае неявки на заседание ГАК по неуважительной причине дипломнику выставляется оценка «не­удовлетворительно».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В одном учебном пособии невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все основы научных исследований и научно-исследовательской работы студентов. Чтобы не увеличивать его объем, некоторые вопросы изложены кратко, а другие вовсе не затронуты. Читатель может найти на них ответы в источниках, рекомендуемых для изучения. Возможно, неко­торые положения работы, например касающиеся методологии научных исследований, встретят возражения. Однако при всем этом автор стремил­ся дать в пособии тот объем сведений, который предусмотрен программой курса «Основы научных исследований» и необходим студентам, готовя­щимся стать юристами, для качественного выполнения учебно-научных работ и приобретения элементарных знаний в области научно-исследовательской деятельности.

Студенты по-разному относятся к работе в научных кружках и про­блемных группах, к написанию рефератов, докладов, курсовых и диплом­ных работ. Одни берут любую тему, лишь бы выполнить учебный план и получить положительную оценку своей работы. Они прибегают к быстро­му и легкому способу выполнения работы - списыванию ее из каких-либо источников, соединению результатов чужих исследований без самостоя­тельной обработки источников (к компиляции). Таким студентам будет по нраву книга Ю. Эхо «Письменные работы в вузах» (М., 1997), в которой содержатся инструкции по технике списывания и подготовке работ за три


дня. Других же студентов привлекает сам процесс научного исследования. Они уделяют серьезное внимание выбору темы (ее актуальности и новиз­не) и методов исследования, его подготовительному этапу, аналитической работе и решению научных задач. Именно этим студентам будут полезны все главы настоящего пособия.

Самостоятельная научно-исследовательская работа более эффективна по сравнению с обычным списыванием. Овладев навыками научного ис­следования и написания научных работ, в дальнейшем выпускник юриди­ческого учебного заведения с успехом может использовать приобретен­ный опыт для умножения своих знаний, повышения качества практиче­ской деятельности, а также для получения послевузовского образования в виде обучения в аспирантуре или в порядке соискательства.


список рекомендуемой литературы

Ко всем темам

Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации сту­дентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и кол­леджей. - Ростов н/Д, 2001.

Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учеб. пособие. - М., 1999.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практ. пособие. - М., 2001.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов н/Д, 2001.

Ефременков Н.В. Основы научного исследования и методы само­стоятельной работы студента-историка. - Калинин, 1989.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, прави­ла оформления и порядок защиты: Практ. пособие для аспирантов и соис­кателей ученой степени. - М., 1997.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, прави­ла оформления и процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. - М., 1998.

Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. - Челябинск, 2000.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Куз­нецов. - Минск, 1998.

Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск, 2000.

Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. - М., 1989.

Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: Метод. пособие / Сост. И.Н.Кузнецов. - Минск, 1999.

Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. - Новосибирск, 1979.

Приходько П.Т. Тропой науки. - М., 1969.

Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб-практ. пособие. - М., 2001.

Сиденко В.М., Грушко И.М. Основы научных исследований: Учеб. пособие для вузов. - Харьков, 1979.

Спесивцева О.И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2000.


Стрельский В.И. Основы научно-исследовательской работы студен­тов. - Киев, 1981.

Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим спе­циальностям: Практ. советы по подготовке и защите. - М., 2000.

Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практ. руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, дис­сертации. - М., 1997.

К главе I

Конституция Российской Федерации. - М., 2000. Ст. 114.

Об образовании: Федеральный закон от 10 июля 1992 г. // Полный сборник законов Российской Федерации: В 2 т. - М., 2001. - Т. 2.

О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Феде­ральный закон от 22 августа 1996 г. // Полный сборник законов Россий­ской Федерации: В 2 т. - М., 2001. - Т. 2.

О науке и государственной научно-технической политике: Феде­ральный закон от 23 августа 1996 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.

Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утв. постанов­лением Правительства РФ от 30 января 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 6 февр.

Положение о порядке присвоения ученых званий. Утв. постановле­нием Правительства РФ от 29 марта 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 10 апр.

Положение о диссертационном совете. Утв. приказом Министерства образования РФ от 9 апреля 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 1 июня.

Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства об­разования Российской Федерации. Утв. приказом Министерства образова­ния РФ от 11 апреля 2002 г. // Рос. газ. - 2002. - 1 июня.

Положение о подготовке научно-исследовательских и научных кад­ров в системе послевузовского профессионального образования в Россий­ской Федерации. Утв. приказом Министерства образования РФ от 27 мар­та 1998 г. -М., 1998.

Научно-исследовательская работа слушателей в вузах МВД СССР: Учеб.-метод. пособие. - Киев, 1983.

Научно-исследовательская работа слушателей на кафедре вуза МВД СССР. - Киев, 1989.

Научно-исследовательская работа студентов: Метод. пособие / Под ред. М.Г. Сачека. - Минск, 1989.

К главе II

Герасимов И.Г. Научное исследование. - М., 1972.


Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. - Сухуми, 1969.

Кедров Б.М. Классификация наук. - М., 1961. - Т.1.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учеб. посо­бие для вузов. - М., 2001.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999.

Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.И. Купцова. - М., 1996.

К главе III

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. - М., 1985.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. посо­бие. - Екатеринбург, 1998.

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. - М., 1965.

Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследова­ния в области права. - Л., 1981.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000.

Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. -М., 1987.

Методология и методика научного исследования. - Челябинск, 1993.

Панкратов В.В. Методология и методика криминологических иссле­дований. - М., 1972.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. - М., 1999.

Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. - М., 2001.

Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. -М., 1980.

Тарасов Н.Н. Метод и методический подход в правоведении (попыт­ка проблемного анализа) // Правоведение. - 2001. - №1.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987.

К главе IV

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических ис­следований. - М., 1989.

Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследова­ния в области права. - Л., 1981.

ПО


Орехов В.В. Социология в науке уголовного права: Учеб. пособие. -Л., 1985.

Панкратов В.В. Методология и методика криминологических иссле­дований. - М., 1972.

Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. - М., 2001.

Твердая И.Н. Методика изучения преступности: Учеб. пособие. -Владивосток, 1976.

Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. - М., 1987.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987.

К главе V

ГОСТ 7.60 - 90. Система стандартов по информации, библиотечно­му и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определе­ния. - М., 2001.

Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М., 1984.

Кукушкин В.Д. Организация умственного труда: Курс лекций. - М., 1976.

Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учеб. - М., 1999.

Павлова В.П. Обучение конспектированию: Теория и практика. - М., 1983.

Поварник С.И. Как читать книги. - М., 1978.

Подзорова Т.С. Научная организация умственного труда студентов. -Л., 1972.

Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. - М., 1987.

К главе VI

ГОСТ 7.1 - 84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. - М., 2001.

ГОСТ 7.12. - 93. Система стандартов по информации, библиотечно­му и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. - М., 1995.

Стандарты по издательскому делу. - М., 1998.

Беседина Н.В., Машанова И.В. Оформление библиографических ссылок на литературу в научных, дипломных и курсовых работах: Учеб. пособие. - Челябинск, 1985.


Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу: Метод, пособие. - М., 1973.

Ивахина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учеб. пособие. - М., 1997.

Памятная книга редактора / Сост. А.Э. Мильчин. - М., 1988.

Памятка автору: О порядке подготовки и издания учебно-методической и научной литературы / Сост. В.Ф. Репецкая. - Челябинск, 1999.

Примеры библиографического описания // Бюл. Высшей аттестаци­онной комиссии при Совете Министров СССР. - 1989. - № 1.

Редактирование отдельных видов литературы / Под ред. Н.М. Сикор-ского. - М., 1987.

Усынина Е.Е. Научный юридический текст: от создания до публика­ции: Учеб. пособие. - Челябинск, 1999.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Вариант анкеты, разработанной НИИ МВД России

Уважаемые сограждане!

Приглашаем принять участие в опросе, касающемся проблем состояния преступности и деятельности органов внутренних дел вашего региона. Цен­ность данного исследования зависит от полноты и искренности ваших ответов.

Как заполнять анкету:

Нужно прочесть вопрос и предложенные варианты ответов. Выбрать тот или иной ответ(ы), который(е) соответствует(ют) Вашему мнению, и обвести кружком соответствующую цифру. Если ответа не предлагается или Вас он не устраивает, напишите свой ответ в свободной форме.

Сведения, полученные в ходе опроса, будут использованы только в обобщенном виде. Фамилию указывать не надо.

1. Какое из перечисленных ниже обстоятельств беспокоит Вас более
всего?
(укажите не более трех позиций)

1 - стать безработным

2 - пострадать от произвола администрации государственных

учреждений

3 - пострадать от несчастного случая на производстве

4 - стать алкоголиком или наркоманом

5 - потерять свою семью

6 - стать жертвой воров и грабителей

7 - получить тяжкие увечья, погибнуть от рук преступников

8 - стать жертвой массовых беспорядков, погромов

9 - пострадать от катастрофы, экологического бедствия

10 - пострадать от произвола правоохранительных органов

(милиции, суда, прокуратуры, органов безопасности)

11 - заболеть неизлечимой болезнью

12 - заболеть тяжелым психическим заболеванием

2. Испытываете ли Вы чувство тревоги за свою безопасность, безо­
пасность своей семьи от преступных посягательств?

1 - испытываю сильную тревогу

2 - немного беспокоюсь

3 - тревоги не испытываю


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...