Владение навыками публичной и научной речи
Уровень освоения
| Признаки проявления
|
Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| демонстрация навыков применения полученных знаний в деловом общении, устной и письменной речи; способность ясно формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам экономической науки и экономической методологии; способность в устной и письменной речи объяснять зависимость экономических концепций и степень точности их выводов от лежащих в их основании предпосылок
|
Базовый
(71 – 90 баллов)
| умение связывать знания, полученные из работы с первоисточниками историко-методологической информации в целостное изложение; способность в устной и письменной речи оценивать экономические идеи и политико-экономические доктрины, выявляя мировоззренческие предпосылки, лежащие в основе аналитической работы экономистов
|
Минимальный
(41 – 70 баллов)
| умение демонстрировать в устной и письменной речи навыки поиска и использования информации об экономических концепциях в контексте исторических эпох и школ экономической науки
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- историю становления и парадигмальные основания важнейших экономических школ и направлений;
- историю экономической методологии и основные направления современных методологических поисков в экономической науке;
- логику становления и развития экономической науки, структуру экономического знания на различных этапах его развития.
Уметь:
- оценивать экономические идеи и политико-экономические доктрины, выявляя мировоззренческие (идеологические, ценностные) предпосылки, лежащие в основе аналитической работы экономистов;
- отслеживать связь современных экономических концепций, рецептов с установками экономической политики, господствующей идеологией и национальной культуры;
- ориентироваться в теоретических и политико-экономических дискуссиях, как прошлого, так и настоящего;
- формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам развития экономической науки, опираясь на исторический опыт.
Владеть:
- навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в контексте исторических эпох и школ экономической науки;
- навыками применения полученных знаний в профессиональной деятельности и деловом общении;
- навыками использования знаний в области истории и методологии экономической науки при изучении других дисциплин магистерской программы.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Триместр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Лекции
| Семинар
Лаборат. Практич.
| Самост. раб.
|
| Тема 1. Экономическая наука в зеркале методологии
| 1.1
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
|
| Тема 2. Методологические установки экономической мысли в донаучный период
| 1.1
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
|
| Тема 3.Методологические основы классической политэкономии
| 1.1
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
|
| Тема 4. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса
| 1.1
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
|
| Тема 5. Методологические основания экономического «мейнстрима»
| 1.1
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
|
| Тема 6. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли
| 1.1
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
|
| Тема 7. Методологические основы теории Д.М. Кейнса
| 1.1
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии; проверочный тест; контрольный тест по дисциплине
|
| Тема 8. Современная экономическая методология
| 1.1
|
|
|
| Выступление на семинарском занятии; контрольный тест по дисциплине
|
| ИТОГО
|
|
|
|
| |
4.2. Лекционные занятия, их содержание
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Содержание
|
1.
| Экономическая наука в зеркале методологии
| Экономическая наука как знание и вид человеческой деятельности. Экономическая наука как объект методологического анализа. Экономическая методология в широком и узком смысле. История экономической мысли как методологическая экономическая субдисциплина. Изучение фактической методологии экономических исследований на основе истории экономической мысли. Функции экономической методологии.
|
2.
| Методологические установки экономической мысли в донаучный период
| Античность и средневековье: экономия как практическая область, искусство экономики, экономическая мысль – часть моральной философии (этики).
Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства совершенного человека. Аристотель: анализ отдельных экономических категорий и попытка построить систему их взаимосвязей. Нормативный характер построений античных мыслителей. Экономические идеи как часть моральной теологии в эпоху средневековья. Позитивный анализ реальных экономических явлений и процессов. Меркантилизм: практическое учение об управлении государственным хозяйством. Переход от донаучного к научному знанию. Первые попытки увязать практическую программу с теоретическими представлениями о хозяйственной системе: концепции экономики Р. Кантильона и Дж. Стюарта.Расхождение производственно-продуктовой и поведенческой онтологии.
|
3.
| Методологические основы классической политэкономии
| Исторические и философские предпосылки экономических теорий Ф. Кенэ и А. Смита. Становление политической экономии как науки классического типа. Картина экономической реальности: экономика как процесс кругооборота общественного продукта. Логический метод и теоретизация экономического знания. Формирование системы понятий классической политэкономии. Д. Рикардо: политическая экономия как система «чистой теории». «Эмпирик» Т.Р. Мальтус против методологии рационалиста Д. Рикардо. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об общих законах рационального человеческого поведения или теория богатства? Законы политической экономии как законы-тенденции.
|
4.
| Методологический фундамент политической экономии К. Маркса
| К. Маркс: историзм и формационное деление политической экономии. Методология Маркса: движение от истории общества к политической экономии и макроэкономическим теориям. Экономическая диалектика К. Маркса: влияние философии Гегеля. Метод восхождения от абстрактного к конкретному у К. Маркса. «Капитал» как пример такого восхождения. Производственно-продуктовая онтология: труд и капитал как развивающиеся субстанции. К. Маркс о диалектике производительных сил и производственных отношений. Классовый подход в политической экономии. Экономическая наука и идеология.
|
5.
| Методологические основания экономического «мейнстрима»
| Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов. Задача экономической науки – логическое выведение универсальных законов экономического поведения и взаимодействия. Поведенческая онтология: потребитель как основной хозяйствующий субъект и микроанализ. Априоризм и реализм К. Менгера. Л. Вальрас: «чистая политическая экономия» как аналог физико-математической науки. Математизация экономической теории. У истоков «мейнстрима»: методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Принципах экономической науки» (1891). Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла. От общности предмета науки к однотипности методов его получения. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки.
|
6.
| Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли
| Разграничение основного («mainstream») и альтернативных течений экономической мысли. Институциональная онтология. Историческая наука как альтернативный естествознанию методологический ориентир. «Спор о методе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера. Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890). Компромиссно-перечислительное изложение метода экономической науки. «Старый» институционализм: философия прагматизма как методологический фундамент. Эволюционная концепция Дарвина и эволюционная экономика Т. Веблена. Методологическое размежевание неоавстрийской школы с «мейнстримом». Радикальный априоризм Л. фон Мизеса. Методологическая доктрина Ф. фон Хайека: неприятие сциентизма и методологического монизма.
|
| Методологические основы теории Д.М. Кейнса
| Кейнсианская революция и выделение макроэкономики в отдельную отрасль экономического знания. Методологические основы теории Дж.М. Кейнса. Кейнс как продолжатель линии Маршалла: экономическая теория как «ветвь логики». Несводимость всех форм объяснения в экономической науке к модели всеобъемлющих законов. Возможность моделей, выраженных в виде эмпирических и исторических обобщений, ограниченных в пространстве и времени. Критика Дж.М. Кейнсом доктрины laissez-faire. Кейнсианская картина реальности: денежная экономика с пульсирующим уровнем деловой активности. Концепция «неведения» и неопределенности. Проблема неопределенности и роль здравого смысла. Анализ группового поведения, регулируемого социальными нормами. Кейнс как социальный философ.
|
8.
| Современная экономическая методология
| Размежевание неоклассического «мейнстрима» на рационалистов и эмпириков. Рационализм: переход экономической теории на язык математики и к методологическим стандартам формализованного знания. Эмпиризм: инструменталистская методологическая установка на ограничение самостоятельного значения теоретических моделей. Методологические проблемы как часть научной саморефлексии: формирование экономической методологии в качестве самостоятельной экономической дисциплины. Философия науки и экономическая методология: проблемы взаимодействия. Экономическая наука как социальный институт. Постмодернистские интерпретации экономического знания.
|
4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание
№ темы
| Содержание и формы проведения
|
Тема 1
| Занятие 1. Экономическая наука в зеркале методологии
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. Экономическая наука как знание и вид человеческой деятельности.
2. Метод и методология.
3. Рационализм и эмпиризм как базовые эпистемологические установки в экономической науке
4. Картины экономической реальности: продуктовая, поведенческая, эволюционно-институциональная.
|
Тема 2
| Занятие 2. Методологические установки экономической мысли в донаучный период
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства совершенного человека.
2. Аристотель: анализ отдельных экономических категорий и попытка построить систему их взаимосвязей.
3. Значение опыта схоластического теоретизирования для экономической науки.
4. Теоретические представления о хозяйственной системе: Р. Кантильон и Дж. Стюарт.
|
Тема 3
| Занятие 3. Методологические основы классической политэкономии (начало)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. Научный идеал классической политэкономии – естествознание: медицина (Ф. Кенэ), физика (А.Смит).
2. Шотландское просвещение и английская классическая политическая экономия.
3. «Проблема Адама Смита»: «Исследование о природе и причинах богатства народов» contra «Теория нравственных чувств»?
4. Картина экономической реальности: экономика как процесс кругооборота общественного продукта (Ф. Кенэ и А. Смит).
|
Тема 3
| Занятие 4. Методологические основы классической политэкономии (окончание)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
Проверочный тест № 1
1. Установление эмпирических зависимостей: Т.Р. Мальтус.
2. Д. Рикардо: политическая экономия как система «чистой теории».
3. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об общих законах рационального человеческого поведения или теория богатства?
4. Д.С. Милль: политэкономия как наука и как искусство.
|
Тема 4
| Занятие 5. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса (начало)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. К. Маркс: историзм и формационное деление политической экономии.
2. Методология Маркса: движение от истории общества к политической экономии и макроэкономическим теориям.
3. Экономическая диалектика К. Маркса: влияние философии Гегеля.
4. К. Маркс о диалектике производительных сил и производственных отношений.
|
Тема 4
| Занятие 6. Методологический фундамент политической экономии К. Маркса (окончание)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
Проверочный тест № 2
1. «Капитал»: метод восхождения от абстрактного к конкретному.
2. Классовый подход в политической экономии.
3. Производственно-продуктовая онтология: труд и капитал.
4. Экономическая наука и идеология.
|
Тема 5
| Занятие 7. Методологические основания экономического «мейнстрима» (начало)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов.
2. Маржиналистский «экономический человек» как рациональный максимизатор.
3. Маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потребитель как основной агент, принцип равновесия
4. К. Менгер о методах политической экономии.
|
Тема 5
| Занятие 8. Методологические основания экономического «мейнстрима» (продолжение)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. Начальный этап математизации экономической теории: методология Л. Вальраса.
2. Методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Принципах экономической науки» (1891).
3. А. Маршалл о соотношении науки и здравого смысла.
4. Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла.
|
Тема 5
| Занятие 9. Методологические основания экономического «мейнстрима» (окончание)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
Проверочный тест № 3
1. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки.
2. Явление «mainstream» в экономической науке.
3. Разграничение мейнстрима и альтернативных течений.
4. Феномен «экономического империализма».
|
Тема 6
| Занятие 10. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли (начало)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
Занятие 1.
1. Институциональная онтология: основные характеристики.
2. Критика идеи универсальности человеческой природы классической политэкономии и маржинализма исторической школой в политической экономии.
3. «Спор о методе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера.
4. Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890): компромиссно-перечислительное изложение метода экономической науки.
|
Тема 6
| Занятие 11. Методологические основания неортодоксальных течений экономической мысли (окончание)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
Проверочный тест № 4
1. Философия прагматизма как методологический фундамент «старого» институционализма.
2. Эволюционная концепция Ч. Дарвина и эволюционная экономика Т. Веблена.
3. Современные версии экономического эволюционизма в методологическом отношении.
4. Радикальный априоризм Л. фон Мизеса: размежевание с «мейнстримом».
|
Тема 7
| Занятие 12. Методологические основы теории Дж.М. Кейнса (начало)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. Кейнс как ученик и продолжатель А. Маршалла.
2. Дж.М. Кейнс: от философии к экономике.
3. Критика Дж.М. Кейнсом доктрины laissez-faire.
4. Кейнсианская картина реальности: денежная экономика с пульсирующим уровнем деловой активности.
|
Тема 7
| Занятие 13. Методологические основы теории Дж.М. Кейнса (окончание)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
Проверочный тест № 5
1. Проблема неопределенности и роль здравого смысла в построениях Дж.М. Кейнса.
2. Кейнс: анализ группового поведения, регулируемого социальными нормами.
3. Дж. М. Кейнс – завершающий экономист «мейнстрима»?
4. Кейнс как социальный философ.
|
Тема 8
| Занятие 14. Современная экономическая методология (начало)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. Позитивистские установки в неоклассике: «ультраэмпиризм» Т. Хатчисона.
2. Рационализм П. Самуэльсона: критерий научности – логическая строгость выводов.
3. М. Фридмен: инструментализм как методологическая установка.
4. Современные подходы к анализу научного знания: понятия научной парадигмы и научного сообщества.
|
Тема 8
| Занятие 15. Современная экономическая методология (окончание)
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии
1. Современные подходы к анализу научного знания: структура и динамика научно-исследовательских программ.
2. Постмодернистские интерпретации экономической науки: экономическая наука как риторика.
3. Методологический плюрализм в современной экономической науке.
4. Формирование экономической методологии как экономической субдисциплины.
|
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: