Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример контрольного (итогового) теста




1. Двумя базовыми эпистемологическими установками, соперничавшими в истории экономической науки, были

а) дедукция и индукция; в) анализ и синтез;

б) рационализм и эмпиризм; г) идеализм и материализм.

 

2. История экономической мысли знакомит с позитивной (дескриптивной) экономической методологией, поскольку рассматривает научную деятельность с точки зрения

а) соотношения научной истины и вненаучных элементов и их отграничения;

б) социально-исторических и конкретно-научных условий формирования экономических теорий;

в) используемых в ней риторических приемов;

г) точности прогнозов, сделанных учеными-экономистами прошлого.

 

3. С методологической точки зрения «экономический империализм» – это

а) выделение в структуре экономического знания новых дисциплин (например, экономики права, экономической социологии и др.);

б) захват экономистами предметных областей других (неэкономических) наук;

в)влияние частнонаучной экономической методологии на другие дисциплины;

г) изучение экономистами политики создания масштабных колониальных и экономических империй, экспансии, борьбы государств за мировую гегемонию.

4. Анализ экономической реальности средневековыми схоластами и, в частности, Ф. Аквинским предпринимается с целью

а) выработки норм гражданского права;

б) определения подходящих нормхозяйственного поведения граждан;

в) согласования норм римского частного и канонического права;

г) выработки практических рекомендаций, адресованных светским властям.

 

5. Экономика в восприятии классической политической экономии – это

а) «мануфактура божественного происхождения», созидающая богатство благодаря естественным силам природы;

б) процесс создания и распределения общественно­го продукта;

в) искусство обогащения, приобретения денежного богатства;

г) искусство вести торговые операции с другими народами.

 

6. Классическая политическая экономия ориентировалась на идеалы и нормы научности

а) философии; б) истории; в) естествознания; г) теологии.

 

7. Образ «невидимой руки» (Провидения), гармонизирующей частные интересы с общественным благом, был у Смита

а) основой научной теории рыночной экономики;

б) научной картиной экономической реальности (онтологией);

в) исходным постулатом теории стоимости (богатства);

г) основой идеологической доктрины.

8. Законы политической экономии Дж.С. Милль определял как законы-тенденции поскольку политическая экономия

а) изучала хозяйственные процессы только на микро- уровне;

б) анализировала только главныепричины хозяйственного поведения людей, абстрагируясь от прочих, «дестабилизирующих», причин;

в) была эмпирической, а не теоретической наукой;

г) будучи частью «социальной философии», не была наукой в строгом смысле слова.

 

9. Предложенный К. Марксом способ сочетания теоретического задела классической школы с принципом историзма позволил

а) ограничить степень общности экономического знания, универсальности экономических законов;

б) открыть всеобщие экономические законы, действующие на всех этапах исторического развития;

в) создать «Капитал» – историю генезиса и развития капиталистической экономики;

г) создать новую науку – экономическую историю.

 

10. Классовый подход в политической экономии К. Маркса – это

а) выполнение Марксом социального заказа – создания «пролетарской» политической экономии в противовес «буржуазной»;

б) рассмотрение им закономерности экономиче­ского развития с позиций взаимодействия интересов классов, занимающих противопо­ложное положение в общественном производстве;

в) метод исследования, предусматривающий на начальном его этапе классификацию явлений экономической реальности;

г) критика Марксом вульгарной политической экономии, являющейся выразителем буржуазной (классовой) идеологии, мешающей объективно истолковывать экономическую реальность.

 

11. Отнесение историко-экономической наукой экономической теории К. Маркса к завершающему этапу классической политической экономии обусловлено тем, что он

а) подверг построения классической школы сокрушительной критике, положив конец ее господству в экономической науке;

б) был приверженцем характерной для классиков производственно-продуктовой картины экономической реальности;

в) как и ее представители задался целью открыть универсальные законы функционирования экономики;

г) считал себя учеником Рикардо, использовал присущий тому способ теоретизирования.

 

12. Маржинализм, а затем и неоклассика, положили в основу своих построений

а) поведенческую онтологию; в) производственно-продуктовую онтологию;

б) институциональную онтологию; г) социальную онтологию.

 

13. Потребитель/покупатель (а не капиталист или наемный работник как это было у классиков и Маркса) стал доминирующей фигурой в маржиналистской (и неоклассической) экономической науке в силу

а) стремления маржиналистов создать классово нейтральную науку в противовес политической экономии социального (классового) конфликта К. Маркса;

б) формирования на Западе в последней трети XIX в. общества «всеобщего потребления»;

в) бурного развития торговли, в том числе и международной;

г) развития массового производства, институциональных изменений в экономике и перемен в экономической структуре общества.

14. Ключевыми элементами неоклассической картины экономической реальности являются

а) рынок несовершенной конкуренции и экономические агенты, чье поведение произвольно;

б) рынок совершенной конкуренции и последовательно рациональные экономические агенты, действующие на нем;

в) конкурентный рынок и экономические агенты, чье поведение формируется сложившимися правовыми и политическими институтами;

г) монопольные рынки и последовательно рациональные экономические агенты, действующие на них.

15. Переход экономической теории на язык математики и к методологическим стандартам формализованного знания, когда главным средством анализа становится построение математических моделей, а главным критерием их научности – логическая строгость выводов, – это

а) вальрасианская ветвь неоклассического «мейнстрима»;

б) маршаллианская ветвь неоклассического «мейнстрима»;

в) продолжение линии австрийской школы «маржинализма»;

г) продолжение линии кейнсианства.

16. В соответствии с определением Л. Роббинса, экономическая наука – это наука

а) об экономике как материальной сфере человеческой деятельности;

б) обобщающая исторический опыт хозяйствования народов;

в) о рациональном поведении человека;

г) о исторически обусловленных стереотипах и нормах поведения хозяйствующих субъектов.

 

17. Общепринятым стандартам научности противостояла установка исторической школы на

а) открытие универсальных, не зависящих от места и времени экономических законов;

б) использование логического, дедуктивного метода;

в) использование индуктивного метода и создание эмпирической науки;

г) ограничение познавательной задачи политической экономии описанием и толкованием фактов.

 

18. Главными действующими лицами «спора о методе» в 1883-1884 гг. выступили

а) К. Менгер и Г. Шмоллер; в) Л. фон Мизес и М. Вебер;

б) А. Маршалл и Дж.Н. Кейнс; г) Л. Вальрас и У.С. Джевонс.

 

19. Ключевыми пунктами исследовательской программы Т. Веблена были

а) психологизм и субъективизм;

б) эволюционализм и институционализм;

в) принципы оптимизации и методологического индивидуализма;

г) статичность и восприятие экономики как равновесной системы.

 

20. Из «радикального априоризма» Л. фон Мизеса – методологического представления об экономической науке как системе сугубо дедуктивных выводов из постулатов рационального поведения, сконструированных априори – следовал вывод о том, что

а) экономические законы не поддаются верификации или фальсификации опытом, конечное мерило верности или ложности экономической теории – здравый смысл;

б) экономические утверждения, претендующие на статус «научных», должны быть подвержены эмпирической проверке;

в) точные прогнозы являются единственной релевантной проверкой справедливости экономической теории;

г) единственная релевантная проверка обоснованности теории – это сравнение ее прогнозов с опытом.

 

21. Макроэкономические функции, выведенные Дж.М. Кейнсом, базировались

а) на привычках, эмоциях, закономерностях группового поведения;

б) на априорных предпосылках, связанных с оптимизирующим выбором;

в) на основе максимизации или минимизации отдель­ными хозяйствующими субъектами своих целевых функ­ций;

г) на принципе оптимизации и представле­нии о рыночной экономике как о равновесной системе.

22. Доктрина «laissez faire», мобилизующая силы индивидуального интереса с тем, чтобы стимулировать рост всеобщего блага, критиковалась Дж.М. Кейнсом за

а) ограниченность ее применения только индустриальным, но не постиндустриальным обществом;

б) недооценку опасности того, что частный интерес может обратиться против общественного интереса;

в) вытекающую из нее политику протекционизма;

г) сходство между экономическим понятием «laissez faire» и дарвинизмом.

 

23. Сторонники неопозитивизма в экономической науке критерием научности знания (теорий) считают

а) его фальсифицируемость (опровергаемость);

б) логическую строгость выводов;

в) реалистичность предпосылок, положенных в его основу;

г) априорность (нереалистичность) постулатов, положенных в его основу.

 

24. Постмодернистская постановка вопроса о методе и методологии экономической науки предполагает

а) необходимость установления общего, обязательного для всех методологического стандарта;

б) следование методологическим нормамматематизированных отраслей естествознания;

в) полную свободу выбора в области метода, так называемый «методологический анархизм».

г) свободу в выборе средств исследования при условии чёткой идентификации собственных методологических принципов и готовности к их критическому обсуждению, т.н. «методологический плюрализм».

 

25. Согласно Д. МакКлоски, экономическая наука – это

а) «искусство преду­смотрительно и бережливо удовлетворять потребности семьи или государства»;

б) искусство экономики, т.е. инструментальное знание и навыки прикладного характера;

в) риторика, то есть искусство убеждать;

г) «искусство выбирать модели, релевантные в современном мире».

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...