Пример контрольного (итогового) теста
1. Двумя базовыми эпистемологическими установками, соперничавшими в истории экономической науки, были а) дедукция и индукция; в) анализ и синтез; б) рационализм и эмпиризм; г) идеализм и материализм.
2. История экономической мысли знакомит с позитивной (дескриптивной) экономической методологией, поскольку рассматривает научную деятельность с точки зрения а) соотношения научной истины и вненаучных элементов и их отграничения; б) социально-исторических и конкретно-научных условий формирования экономических теорий; в) используемых в ней риторических приемов; г) точности прогнозов, сделанных учеными-экономистами прошлого.
3. С методологической точки зрения «экономический империализм» – это а) выделение в структуре экономического знания новых дисциплин (например, экономики права, экономической социологии и др.); б) захват экономистами предметных областей других (неэкономических) наук; в)влияние частнонаучной экономической методологии на другие дисциплины; г) изучение экономистами политики создания масштабных колониальных и экономических империй, экспансии, борьбы государств за мировую гегемонию. 4. Анализ экономической реальности средневековыми схоластами и, в частности, Ф. Аквинским предпринимается с целью а) выработки норм гражданского права; б) определения подходящих нормхозяйственного поведения граждан; в) согласования норм римского частного и канонического права; г) выработки практических рекомендаций, адресованных светским властям.
5. Экономика в восприятии классической политической экономии – это а) «мануфактура божественного происхождения», созидающая богатство благодаря естественным силам природы;
б) процесс создания и распределения общественного продукта; в) искусство обогащения, приобретения денежного богатства; г) искусство вести торговые операции с другими народами.
6. Классическая политическая экономия ориентировалась на идеалы и нормы научности а) философии; б) истории; в) естествознания; г) теологии.
7. Образ «невидимой руки» (Провидения), гармонизирующей частные интересы с общественным благом, был у Смита а) основой научной теории рыночной экономики; б) научной картиной экономической реальности (онтологией); в) исходным постулатом теории стоимости (богатства); г) основой идеологической доктрины. 8. Законы политической экономии Дж.С. Милль определял как законы-тенденции поскольку политическая экономия а) изучала хозяйственные процессы только на микро- уровне; б) анализировала только главныепричины хозяйственного поведения людей, абстрагируясь от прочих, «дестабилизирующих», причин; в) была эмпирической, а не теоретической наукой; г) будучи частью «социальной философии», не была наукой в строгом смысле слова.
9. Предложенный К. Марксом способ сочетания теоретического задела классической школы с принципом историзма позволил а) ограничить степень общности экономического знания, универсальности экономических законов; б) открыть всеобщие экономические законы, действующие на всех этапах исторического развития; в) создать «Капитал» – историю генезиса и развития капиталистической экономики; г) создать новую науку – экономическую историю.
10. Классовый подход в политической экономии К. Маркса – это а) выполнение Марксом социального заказа – создания «пролетарской» политической экономии в противовес «буржуазной»; б) рассмотрение им закономерности экономического развития с позиций взаимодействия интересов классов, занимающих противоположное положение в общественном производстве;
в) метод исследования, предусматривающий на начальном его этапе классификацию явлений экономической реальности; г) критика Марксом вульгарной политической экономии, являющейся выразителем буржуазной (классовой) идеологии, мешающей объективно истолковывать экономическую реальность.
11. Отнесение историко-экономической наукой экономической теории К. Маркса к завершающему этапу классической политической экономии обусловлено тем, что он а) подверг построения классической школы сокрушительной критике, положив конец ее господству в экономической науке; б) был приверженцем характерной для классиков производственно-продуктовой картины экономической реальности; в) как и ее представители задался целью открыть универсальные законы функционирования экономики; г) считал себя учеником Рикардо, использовал присущий тому способ теоретизирования.
12. Маржинализм, а затем и неоклассика, положили в основу своих построений а) поведенческую онтологию; в) производственно-продуктовую онтологию; б) институциональную онтологию; г) социальную онтологию.
13. Потребитель/покупатель (а не капиталист или наемный работник как это было у классиков и Маркса) стал доминирующей фигурой в маржиналистской (и неоклассической) экономической науке в силу а) стремления маржиналистов создать классово нейтральную науку в противовес политической экономии социального (классового) конфликта К. Маркса; б) формирования на Западе в последней трети XIX в. общества «всеобщего потребления»; в) бурного развития торговли, в том числе и международной; г) развития массового производства, институциональных изменений в экономике и перемен в экономической структуре общества. 14. Ключевыми элементами неоклассической картины экономической реальности являются а) рынок несовершенной конкуренции и экономические агенты, чье поведение произвольно; б) рынок совершенной конкуренции и последовательно рациональные экономические агенты, действующие на нем; в) конкурентный рынок и экономические агенты, чье поведение формируется сложившимися правовыми и политическими институтами; г) монопольные рынки и последовательно рациональные экономические агенты, действующие на них.
15. Переход экономической теории на язык математики и к методологическим стандартам формализованного знания, когда главным средством анализа становится построение математических моделей, а главным критерием их научности – логическая строгость выводов, – это а) вальрасианская ветвь неоклассического «мейнстрима»; б) маршаллианская ветвь неоклассического «мейнстрима»; в) продолжение линии австрийской школы «маржинализма»; г) продолжение линии кейнсианства. 16. В соответствии с определением Л. Роббинса, экономическая наука – это наука а) об экономике как материальной сфере человеческой деятельности; б) обобщающая исторический опыт хозяйствования народов; в) о рациональном поведении человека; г) о исторически обусловленных стереотипах и нормах поведения хозяйствующих субъектов.
17. Общепринятым стандартам научности противостояла установка исторической школы на а) открытие универсальных, не зависящих от места и времени экономических законов; б) использование логического, дедуктивного метода; в) использование индуктивного метода и создание эмпирической науки; г) ограничение познавательной задачи политической экономии описанием и толкованием фактов.
18. Главными действующими лицами «спора о методе» в 1883-1884 гг. выступили а) К. Менгер и Г. Шмоллер; в) Л. фон Мизес и М. Вебер; б) А. Маршалл и Дж.Н. Кейнс; г) Л. Вальрас и У.С. Джевонс.
19. Ключевыми пунктами исследовательской программы Т. Веблена были а) психологизм и субъективизм; б) эволюционализм и институционализм; в) принципы оптимизации и методологического индивидуализма; г) статичность и восприятие экономики как равновесной системы.
20. Из «радикального априоризма» Л. фон Мизеса – методологического представления об экономической науке как системе сугубо дедуктивных выводов из постулатов рационального поведения, сконструированных априори – следовал вывод о том, что а) экономические законы не поддаются верификации или фальсификации опытом, конечное мерило верности или ложности экономической теории – здравый смысл;
б) экономические утверждения, претендующие на статус «научных», должны быть подвержены эмпирической проверке; в) точные прогнозы являются единственной релевантной проверкой справедливости экономической теории; г) единственная релевантная проверка обоснованности теории – это сравнение ее прогнозов с опытом.
21. Макроэкономические функции, выведенные Дж.М. Кейнсом, базировались а) на привычках, эмоциях, закономерностях группового поведения; б) на априорных предпосылках, связанных с оптимизирующим выбором; в) на основе максимизации или минимизации отдельными хозяйствующими субъектами своих целевых функций; г) на принципе оптимизации и представлении о рыночной экономике как о равновесной системе. 22. Доктрина «laissez faire», мобилизующая силы индивидуального интереса с тем, чтобы стимулировать рост всеобщего блага, критиковалась Дж.М. Кейнсом за а) ограниченность ее применения только индустриальным, но не постиндустриальным обществом; б) недооценку опасности того, что частный интерес может обратиться против общественного интереса; в) вытекающую из нее политику протекционизма; г) сходство между экономическим понятием «laissez faire» и дарвинизмом.
23. Сторонники неопозитивизма в экономической науке критерием научности знания (теорий) считают а) его фальсифицируемость (опровергаемость); б) логическую строгость выводов; в) реалистичность предпосылок, положенных в его основу; г) априорность (нереалистичность) постулатов, положенных в его основу.
24. Постмодернистская постановка вопроса о методе и методологии экономической науки предполагает а) необходимость установления общего, обязательного для всех методологического стандарта; б) следование методологическим нормамматематизированных отраслей естествознания; в) полную свободу выбора в области метода, так называемый «методологический анархизм». г) свободу в выборе средств исследования при условии чёткой идентификации собственных методологических принципов и готовности к их критическому обсуждению, т.н. «методологический плюрализм».
25. Согласно Д. МакКлоски, экономическая наука – это а) «искусство предусмотрительно и бережливо удовлетворять потребности семьи или государства»; б) искусство экономики, т.е. инструментальное знание и навыки прикладного характера; в) риторика, то есть искусство убеждать; г) «искусство выбирать модели, релевантные в современном мире».
Читайте также: b) Пример классического. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|