Формирование новых практических предложений
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Экономический анализ базируется на диалектике которая базируется на развитии изучаемых явлений. Основные принципы диалектики: 1. Динамичность 2. Взаимозависимость. 3. Взаимообусловленность. 4. Причинно-следственная соподчиненность 5. Переход кол-ва в качество. 6. Переход одного качества в другое Экономические науки – экономика предприятий, отросли, стран Экономика особых экономических форм и организаций – маркетинг, финансы, кредит Информационно-аналитические науки – статистика, экономико-математические методы. Как все эти науки объединяются с экономической теорией. История и перспективы развития экономического анализа. Потребность в экономическом анализе в истории проявился в необходимости сравнения процессов происходящих в окружающем мире, однако непосредственно сравнения было недостаточно для управления этими процессами, исходя из этого появилась необходимость в науке, которая была бы способна с одной стороны выявить и с другой предугадать возможные черты их развития. Такой наукой стала политическая экономия. С ее развитием формируется сам экономический анализ. Существуют и другие точки зрения по поводу зарождения экономического анализа, так есть мнение что экономический анализ возник благодаря бух учету, другие же экономисты видят зарождение экономического анализа в аудите представляющим собой своеобразную проверку ведения бух учета. Первыми официальными шагами эконом анализа в России считается работа МинФин России по разработке балансовых данных за 1902-1903\1906-1907 о доходности предприятий подлежащих промысловому налогообложению. Таким образом введение нового налога послужило импульсом к признанию необходимости методов экономического анализа. На начальном этапе смысл экономического анализа сводился к проведению анализа в хозяйственной деятельности предприятий.
После переворота 1917г основными направлениями хозяйственной деятельности явились рабочий контроль за производством и распределением, отмена кмерческой тайны и введение гластност учетаю Первые специальные книги появились в начале ХХ века в 1926 году впервые была опубликованна работа Усачева «экономический анализ баланса», где впервые встречается такое понятие как экономический анализ. С переходом к рыночным отношениям в России методологическая база экономического анализа меняется, что в первую очередь связано с появлением новых форм хозяйствования и новых формах работы с информацией. В качестве методологической базы можно привести маркетинг. Глупое следование за лидером на макроуровне. Сущность экономического анализа. Объектом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятия, ее эффективность и финансовые результаты. Предметом являются системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, эффективность и финансовые результаты. Основными задачами экономического анализа являются: · Разработка и объективная оценка бизнес-планов · Составление и оценка нормативов в процессе деятельности данного субъекта · Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. · Определение влияния различных факторов на изменение величины экономических показателей данного субъекта · Выявление внутрихозяйственных резервов · Контроль оптимальности управленческих решений Обоснованием управленческих решений служит прежде всего комплексный ретроспективный анализ хозяйственной деятельности. При этом значительное внимание уделяется трендовому анализу, который позволяет установить определенные закономерности развития предприятий. Следует придерживаться правила которое заключается в том, что для продолжения выявленных тенденций в будущем необходимо выявить факторы влияющие на поведение экономических показателей.
Перспективный анализ – будущие явления. Ретроспективный – анализ прошлого. Перспективный анализ находит свое отражение в плане. Изучение степени выполнения плана позволяет установить наличие и степень отклонения реальных показателей от плановых, анализ эффективности использования ресурсов предприятий позволяет: 1. Установить степень реализации потенциала предприятия 2. Оценить факторы, благоприятствующие и препятствующие реализации потенциала 3. Оценить уровень влияния этих факторов на достижение результативных показателей (прибыль, объем производства) Оценка экономической эффективности использования ресурсов может быть произведена за счет сравнительного выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, предприятиями одной отросли и сопоставления отечественных и зарубежных результатов. Методы экономического анализа. Под методом экономического анализа понимается комплексное изучение процессов происходящих в экономике. Особенностями метода экномического анализа являются: 1. Использование системы показателей. Показатели составляют систему при условии что они расчитываются по единой методологии, имеют общую цель и взаимосвязанны между собой. (пример ВВП. Методология его расчета во всех странах должна быть едина). Экономические показатели классифицируются по след направлениям: · В зависимости от измерителей a) Натуральные котроые используются для количественной оценки объекта b) Стоимостые которые используются для денежной характреристики объекта · В зависимости от того какая сторона хозяйственной операции измеряется a) Количественные показатели которые используются для выражения абсолютных и относительных величин b) Качественные которые используются при анализе факторов влияющих на изменение изучаемого объекта · В зависимости от применения отдельно взятых показаелей a) Абсолютные используются для выражения определенного значения изучаемого объекта (всего 5)
b) Относительные используются для вражения значения изучаемого объекта по отношению к элементам совокупности либо анологичным показателям за предыдущие периоды (3 из 5) 2. Изучение Изменения системы показателей 3. Выявление взаимозвязи между показателями и их изменений Виды экономического анализа. 1. По отраслевому признаку: a. Отраслевой, учитывающий специфиу данной отросли b. Межотраслевой который является базой для анализа всей национальной экономики 2. По субъектам пользователя: (этот подход позволяет рассматривать анализ с позиции различных пользователей информации.) a. Внутренний анализ проводимый структурными подразделениями предприятия b. Внешний анализ проводимый на основании финансовой и статистической отчетности управленческими организациями, инвесторами, аудиторами или аудиторскими фирмами 3. По содержанию a. Комплексный анализ который направлен на изучение деятельности предприятия в целом включая состояния его ресурсной базы b. Тематический исследование отдельных вопросов касающихся определенного аспекта хоз деятельности 4. По временному признаку a. Предварительный который проводится до осуществления хоз операций b. Последующий который используется для контроля выполнения плана и оценки результатов предприятия: i. Оперативный заключается в характеристике хоз операций за коротукие промежутки времени и проводится сразу после совершения данной операции. Цель проведения является поиск отклонений фактических показателей от плановых и выработка рекомендаций по устранению неблагоприятных изменений ii. Итоговый анализ за отчетный период хоз деятельности как правтло это месяц, квартал, год. Целью анализа является составление каритны всесторонней деятельности предприятия, недопущение повторения ошибок. Позволяет выявить неиспользованные резервы. Именно на его данных ретроспективного анализа осуществляется прогнозирование и составления планов 5. Пространственный
a. Внутрихозяйственный. В его рамках изучается деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. То есть не выходят за рамки предприятия. делится По объектам управления i. Технико-экономических. Где учитывается взаимодействие технических и экономических процессов. ii. Финансово-экономический. Направлен на исследование финансовых и экономических результатов. iii. Аудиторский производится в целях оценки сстояния финасвого аспекта деятельности предприятия iv. Социально-экономических. Направлен на исследование взаимодействия социальных и экономических процессов v. Экономико-статистический. Напправлен на изучение состояния предприятий с помощью экономико-статистических методов. vi. Экономико-экологический. Изучает взаимодействие экономических и экологических процесов. vii. Маркетинговый. Изучение и анализ рынка. Дает выработку маркетинговой стратегии b. Межхозяйственный. Сравнение резльтатов дельноти нескольких предприятий. 6. По охвату изучаемых объектов a. Сплошной. Всех объектов b. Выборочный. только некоторых из них. 7. Анализ по методике изучения. a. Горизонтальный при котором происходит сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, показателями прошлых лет и с показателями других предприятий b. Вертикальный. Позволяет определить влияние каждой позиции отчетности на результат в целом c. Трендовый. С помощью него определяется основная тенденция динамики показателей d. Факторный анализ. Позволяет определить влияние отдельных факторов на результативный показатель i. Детерминированный. Эта связь носит функциональный характер ii. Стохастический. Связь факторного и относительного является вероятностной e. Маржинальный. Метод оценки эфективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли f. Функционально-стоимостной. Метод выявления резервов. Информационная база экономического анализа. Под информацинной базой экономического анализа понимаются источники информации, которые используются при проведении экономическго анализа. Эти источники можно подразделить на след категории: 1. Плановые. Включают в себя · Бизнес план · Нормы и нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат 2. Учетно-отчетные. представляют собой данные бухгалтерского, управленческого, статистического и налогового учета. Отчетность существует как в виде установленной законодательно гос-вом в котором зарегестрированна и работает данная организация или предприятие и составляемая самой организацией в соответствии с внутренними корпоративными документами либо в инициативном порядке. бухгалтерская отчетность различается По видам деятеоьности организий в соотвестствии с которомы веделяется
· Кредитных организаций · Страховы · Бюджетных учреждений · И иных организаций В состав отчетности входят следующие формы отчетов 1. Бухгалтерский баланс 2. Отчет о прибылях и убытках 3. Отчет об изменениях капитала 4. Отчет о движении денежных срелств 5. Приложения к бухгалтерскому балансу 6. Отчет о целефом использовании полученных средств 7. Аудиторское заключение, которое либо подтверждает либо ставит под сомнение достоверность бухгалтерской отчетности данной оганизации Формы 1 и 2 квартальные. Все остальные годовые. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за 2 года, отчетный и предшествующий отчетному. Для ОАО, банков, страховых организаций, инвестиционных фондов предусматривается публичность отчетности. Публичность отчетности означает что не позднее 1-ого июня года следующего за отчетным бухгалтерская отчетность организации обязательна для публикации. Следует заметить что бух отчетность является единственным элементом бухгалтерской документации, которая не представляет собой коммерческую тайну. Следовательно важно научиться использовать данные бухгалтерских отчетов являющиеся единственно доступными информационными источниками для оценки имущественного и финансового положения организации. Управленческий учет присудствует в той или иной мере в любой организации. Представляет собой систему сбора, обработки и предоставления учетной информации для нужд управления в целях создания и поддержания информационной системы оранизации. Таким образом оснавная задача управленческого учета это подготовка необходимой информации для принятия управленческих решений. Управленческие решения восновном направлены на совершеенствование процесса производства и оптимизацию самого процесса управления. Законодательных форм управленческой отчетности не сущестыует. (Платежный баланс). Каждая организация самостоятельно разрабатывает систему данной отчетности в зависимости от потребностей и возможностей. Налоговая отчетность. Включает в себя налоговые отчеты отражающие формирование НБ. Составляются соответствующими органами в компетенцию которых входит налогооблажение юр и физ лиц. Статистистическая отчетность разрабатывается для целей управления государством на макроуровне. В россии этим органом является Росстат.формы статистических отчетов и сроки их представления пересматриваются и утверждаются ежегодно. За исключением малых предприятий все организации представляют след виды отчетности: · Сведения об отгрузке товаров и услуг. Предоставляется отчетность по видам деятельности · Сведения об инвистициях. Указыватся из каких источников осуществлялось инвестирование · Сведения о финансовом сотоянии организации. Определяется по средствам расчетов самой организции · Сведения о численности, з\п и движении работников. Указываются сведения о числености сотрудников, фонд оплаты труда и выплаты социального характера. · Основные сведения о деятельности организации. 3. Внеучетные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|