Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отраслевой и межотраслевой анализ. Любая страна. Проанализировать какую-либо трасаль. И непременно связать ее с другими отраслями (в ВВП). Развитие отрасли за последние 10 лет.




Бухгалтерская отчетности в совокупности содержит все сведения необходим для анализа. Другие источники выполняют вспомогательную функцию и расширяют сведения содержащиеся в бухгалтерской отчетности.

Внеучетные источники – материалы проверок, ревизий, заседаний совета директаров, заседаний производственных коллективов и тд. Сюда же входят докладные и объяснительные записки.

Совокупность информационных потоков исходящих из всех перечисленные источников можно определить как систему экономической информации, основными принципами которой являются:

· Полезность

· Объективность

· Единство – все олжно быть на единых принципах

· Оперативность – быстрота

В системе экономической информации выделяется микроуровневая маркетинговая система, которая может быть разложена на следующие части:

· Внутренняя система учета и отчетности

· Внешняя система маркетинговой информации

· Маркетинговые наблюдения и анализ

· Система потдержки маркетинговых решений (модеоирование)

Основной задаччей микроуровневой маркетинговой системы является наблюдение за рынком в целях обеспечения соответствия предприятия рыночным условиям. Прежде чем произвести аналитическую обработку полученной информации информацию необходимо проверить на ее достоверность, то есть выявить на сколько полно и верно данная информация отражает реальное состояние дел. Проверка информации включает:

· Проверку данных аналитического и синтетического бух учета

· Проверку информации полученной из разных источников где сопоставляются данные внутреннего бухгалтерского, статистического и оперативного отчета

· Проверку инвентаризационных ведомостей на предмет совпадения записей о наличии основных и оборотных средств предприятия.

· Обоснование корректировки стоимости имущества, балансовой прибыли, размеров собственного капитала в целях сопастовления данных рыночным условиям

После проверки полноты и достоверности информации проводится аналитическая обработка, то есть определяется система показателей для проведения экономического анализа. Формирование данной системы показателей осуществляется по группам, характеризующие различные признаки. Различают показатели:

1. По способу исчисления

a. Обсолютные

b. Относительные

2. По измерителям

a. Натуральные

b. Стоимостные

c. условно-Натуральные

d. трудовые

3. по характеристикам

a. количественные

b. качественные

4. по степени обобщения

a. обобщающие

b. частные

5. по охватываеиому периоду

сформированную систему показателей на следующей стадии аналитической обработки информации необходимо представить в аналитических таблицах и рисунках. Аналитические таблицы позваляют сопаставить обработанные данные в хронологическом порядке с соответствующими показателями плана, норм, показателями других предприятий и среднеотраслевыми.

Эффективность аналитической работы может быть повышенна по средствам ее компьютеризации. В результате внидрения этого процесса достигается сокращение сроков проведения аналиа, более полное использование информации, точность расчета.

Основные концепции экономического анализа.

Выделяют следующие тапы при проведении комплексного системного экономического анализа:

1. на первом этапе определятся цели и условия функционирования объекта. Хоз деятельность состоит их трех взаимосвязанныз элементов:

a. ресурсов

b. производсвенного процесса

c. готовой продукции

целью работы предприятия является рентабельность, то есть обеспечение максимального объема выпуска продукции при данных затратах предприятия, либо заданного выпуска продукции при минимальных расходах. Это определяется рынками финансирования купли и продажи.

2. Происходит формирование информационной системы предприятия, то есть создается необходимая база системного экономического анализа и отбмраются показатели которые характеризуют производственную деятельность предприятия.

3. На третьем этапе определяется общая схема системы устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи. На основе модели формирования экономических факторов и показателей составляется структурная схема

4. На четвертом этапе происходит исследование взаимосвязи и обусловленности отдельных разделов и факторов производства.

5. Строится модель системы в которую входят данные о работе рассматриваемого предприятия на основе информации полученной на предыдущих этапах в результате получаются параметры в числовом выражении.

6. На шестом этапе проводится оценка результатов хоз деятельности и комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства.

Каждый показатель отражающий определенную экономическую категорию складывается под воздействием конкретных экономических факторы. При этом необходимо различать факторы первого порядка, второго и так до n-ого порядке. Различия порядков условны так как каждый показатель может рассматриваться в качестве фактора другого показателя более высокого порядка и наоборот.

Экономические факторы рассматриваются как объективные, поскольку в отличии от субъективных, которые возникают под воздействием организационно-технических мероприятий таковыми не являются.

Методы экономического анализа.

В экономическом анализе широко используется на различных стадиях исследования целый ряд специальных методов и способов.

Классификация методов:

Первая:

1. Формализованные

a. Элементарные методы микроэкономического анализа

i. Балансовый метод

ii. Приемы цепных подстановок

iii. Дифференциальный метод

iv. Интегральный

v. Логарифмический

vi. Метод процентных чисел

b. Традиционные методы экономической статистики

i. Метод средних величин

ii. Метод группировки

iii. Элементарные методы обработки рядов динамики

iv. Индексный метод

c. Математико-статистические методы изучения связей (стохастическое моделирование)

i. Корреляционный анализ

ii. Регрессионный анализ

iii. Дисперсионный анализ

iv. Кластерный анализ

v. Факторный анализ

vi. Имитационное моделирование

vii. Линейное программирование

viii. Метод построения дерева решений

ix. Методы оценки денежных потоков

2. Неформализованные

a. Разработка системы показателей

b. Метод сравнения

c. Построение аналитических таблиц

d. Методы чтения и анализа финансовой отчетности

e. Методы экспертных оценок

i. Дельфийский метод

ii. Морфологический анализ

iii. Метод сценариев

Вторая:

1. Традиционные способы обработки информации.

a. Сравнение

b. Способ относительных и средних величин

c. Графический

d. Способ группировки

e. Балансовый метод

2. Способы детерминированного факторного анализа

a. Цепные подстановки

b. Индексный метод

c. Абсолютные разницы

d. Относительные разницы

e. Интегральный способ

f. Пропорциональное деление

3. Способы стохастического факторного анализа

a. Корреляционный анализ

b. Дисперсионный анализ

c. Компонентный анализ

d. Многомерный факторный анализ

4. Способы оптимизации показателей

a. Экономическо-математические методы

b. Программирование

c. Теория массового обслуживания

d. Теория игр

e. Исследование операций

Третья:

1. Формализованные методы

a. Традиционные

i. Методы экономической статистики и способы обработки экономической информации

· Метод средних и относительных величин

· Метод группировки

· Кластерный анализ

· Элементарные методы обработки рядов динамики

· Балансовый метод

· Индексный метод

· Метод сравнения

ii. Методы факторного анализа

· Методы детерминированного факторного анализа

ØМетод цепной подстановки

ØМетод абсолютных разниц

ØМеnод относительных разниц

ØМетод процентных чисел

ØСпособ пропорционального деления

ØИнтегральный метод

ØЛогарифмический метод

· метод стохастического факторного анализа

Øметод корреляционного анализа

Øметод регрессионного анализа

Øметод дисперсионного анализа

b. Нетрадиционные

i. Методы теории принятия решений

ii. Методы линейного програмирования

iii. Функционально-стоимостной анализ

iv. Имитационное моделирование

v. Сетевое планирование

2. Неформализованные

a. Методы псхологические

b. Методы экспертных оценок

i. Дельфийский метод

ii. Морфологический метод

iii. Метод сценариев

Формализованные традиционные методы экономической статистики и способы обработки экономической информации.

1. Метод относительных и средних величин.

Этот метод разработан в рамках экономической статистики, адаптирован к особенностям исследования социально экономических процессов. Широко применяется в микроэкономическом анализе. Именно их широкое распространение, простота дают основания называть их традиционными. Правильное понимание сути средней величины определяет ее особую значимость в условиях рыночной экономики, когда средняя величина через единичное и случайное позволяет выявить общее и необходимое. Выявить тенденцию закономерностей экономических явлений.

Средняя величина – это обобщающая количественная характеристика в совокупности однородных явлений по одному варьирующему признаку.

Важнейшим условием применения средних величин в анализе является достаточное кол-во единиц в совокупности по которой рассчитывается среднее значение признака.

Данное условие становиться решающим при применении выборочного обследования, когда необходимо обеспечить репрезентативность выборки.

Средние величины связаны с законом больших чисел. В силу его действия при усреднении случайные отклонения индивидуальных величин взаимопогашаются и в средней выявляется оснавная тенднеция развития.

Средняя величина является равнодействующей всех факторов, оказывающих влияние на изучаемое явление. При расчете средних величин взаимопогашается влияние случайных, что позволяет выяить закономерность, присущую исследуемому явлению.

Качественная однородность совокупности определяется на основе всестороннего теоритического анализа сущности явлений.

Кроме средних величин в статистике для характеристики варьируещего признака пользуются такими величинами как мода и мидиана.

Мода – это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Мода приминяется например при определении товаров, их характеристик, пользующихся наибольшим спросом у покупателей и т.п.

Медиана – это вариант который приходится на середину раяда расположенного в порядк возрастания или убывания.

Если ряд состоит из нечетного кол-ва значения признака то медианой является признак реднего значения из двух значений в центре. Как видно из способов вычислении медианы она не зависит от амплитуды колебаний ряда, а так же от распределения састот в приделах 2 равных частей ряда. Именно поэтому медиана не отражает важные свойства статистической совокупности и используются обычно для решения лишь некоторых задач связанных с определением оптимума, совпадающего с вариантом приходящимся на середину ряда.

Мода и медиана являются описательными характеристиками статистичечкой совокупности с колличественно варьюрищими признаками и не могут заенить среднюю обобщающую величину.

Метод группировки.

Наиболее распространенный метод обработки и анализа статистической информации.

Под группировкой понимается разложение статистической совокупности на группы однородные в каком-либо отношении. Разложение и характеристика этих групп по средствам системы показателей в целях конкретного исследования.

Задачами этого метода являются:

1. Выделение социально-экономических явлений

2. Изучение структуры явления и структурных сдвигов

3. Выявление связи и зависимости между явлениями

Метод группировки позволяет выделять группы по отдельным признакам и комбинировать сами признаки для выявления закономерностей и взаимосвязи явлений. Исходя из решаемых задач выделяют следующие виды группировок:

1. Типологичесие. При которых иследуемая качественно разнородная совокупность разделяется на классы, социально-экономические типы, одноролные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки. При проведении типологической группировки основное внимание уделяется идентефикации типов социально экономических явлений. Она проводится на основе всестороннего теоретического анализа исследуемого явления. Примером типологической группировки является группировка предприятий по формам собственности.

2. Структурные группировки. Это те при которых происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку. С помощью таких группировок изучается структура начеления по полу возрасту, месту проживания.

3. Аналитические группировки. Они выявляют взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их факторными и результативными признаками. Его приемущесьво в первую очередь перед корреляционным анализом состоит в том что этот метод не требует соблюдения каких-либо условий для его применения кроме одного качсественно йоднородности иследуемой совокупности. Все множество признаков можно азделить на 2 группы:

a. Факторные – это признаки под воздействием которых изменяются другие, которые и образуют группу результативных признаков. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием признака фактора систематически возрастает или убывает среднее значение результативного признака.

b. Результативные

Особенностями аналитической группировки являетяс:

1. В ее основу кладется факторный признак

2. Каждая выделенная группа характеризуется средними или относительными значениями результативного признака.

В дальнейшем изменения средних или относительных значений результативного признака сопоставляются с изменениями факторного признака для выявления характера связи между ними. Аналитичекие группировки позволяют определить распределение предприятий или расчитать среднее значение любого фактора на пересечении диапозона значений любых двух аналитических факторов на заданную дату.

В зависимости от числа признаков положенных в основу группировки различают

1. Простую группировку. Группы образованны по одному призннаку

2. Сложную. В которой совокупность раделяется на группы и подгруппы по 2 или более признакам взятым в сочетании.

Сложные группировки дают возможность изучать распределение единиц совокупности одновременно по нескольким признакам. Однако с увеличением кол-ва признаков растет кол-во групп, а группировка с большим числом групп становится ненаглядной, поэтому на практике строят группировки не более чем по трем признакам.

В зависимости от характера группировочного признака различают

· количественные группировки

· качественные группировки

принципы построения группировок.

При построении группировки придерживаются следующей схемы:

1. выбирают группировочный признак или комбинацию признаков

2. определяют кол-во групп и интервал

3. непосредственно группируют статистические данные

4. составляют таблицу или графическое отображение, в которых представляют результаты группировок

5. делают вывод.

Методы обработки рядов динамики.

Процессы и явления, которые изучаются статистикой находятся в постоянном движении и изменяются.

 

Статистические данные характеризующие изменение явлений во времени называются динамическими рядами.

Для каждого ряда динамики характерны 2 основных элемента:

· показатель времени (t)

· соответствующие уровни развития изучаемого явления (у)

в качестве показаний времени в рядах динамики выступают либо определенные даты, моменты либо отделные периоды (месяцы, годы). Каждое значение временного рядаможет состоять из следующих компонентов:

· тренда – может рассматриваться в качестве общей направленности изменений значений ряда или основной тенденции данного ряда

· циклических колебаний. Называются колебания относительно линии тренда для периодов свыше одного года. Такие колебания соответствуют циклам деловой активности: оживлению, росту, спаду, застою.

· сезонных колебаний. Переодические изменения значений ряда на протяжении одного года. Они определяются после анализа тренда и цеклических колебаний.

· случаных колебаний. Выявляют путем снятия тренда циклических и сезонных колебаний, остающиеся после этого величина и представляет собой беспорядочное отклонение, которое необходимо учитывать при определении вероятностной точности модели прогнозирования

Управленческий анализ.

В условиях функционирования рыночной экономики предприятиям необходимо вырабатывать эфективные формы хозяйствования и управления производством. Анализ хозяйственной деятельности состоит из управленческого и финансового анализа.

В свою очередь управленческий анализ подразделяется на:

1. анализ объема производства

2. реализации продукции

3. использования производственных ресурсов

4. взаимосвязи затрат, прибыли и объема продуции

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

1. оценка динамики основных показателей объема, структуры или качества продукции

2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей

3. выявление резервов, увеличение выпусков продукции и реализации ее

4. разработка мероприятий по освоению выявленных ресурсов

Основными показателями объема производства является товарная продукция и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выпиленных работ включая не завершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

Товарная продукция отличается от воловой тем, что в нее не включается незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

По своему составу валовая продукция совпадает с товарной при отсутствии незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции или по оплате.

Важное значение для оценки выполнения производственных нормативов имеет натуральные показатели объемов производства и реализации продукции. Их используют для анализа объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции

Условно натуральные показатели как и стоимостне используются для обобщенной характеристики объемов производства.

Нормативные трудозатраты используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в условиях многономенклатурного производства, когда не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.

При анализе объема продаж используются следующие показатели:

1. Абсолютные

a. Натуральные

b. Стоимостные

c. Трудовые

2. Относительные

a. Коэфициенты

b. Проценты

Готовая продукция может быть реализованна по оптовым, розничным или говорным ценам.

Объектами анализа объема продукции (производство и реализация) являются:

1. Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту

2. Структура товарной продукции

3. Качество товарной продукции

4. Ритмичность производства и реализации продукции

Анализ динамики производства и реализации продукции производятся на основе расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Это анализ показывает как изменился объем производства и реализации продукции за определенное кол-во лет. Если темпы роста производства превышают темпы реализации продукции то это является показателем накопления нереализовананной продукции на складах предприятия и соответственно не оплаченных покупателями.

Изучение динамики возможно при анализе данных за ряд лет в споставимых ценах.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчетов плановых, фактических показателей о выпуске и отгрузке продукции по объему ассортименту и качеству и отклонение от плана.

В целях более эффективного функционирования в условиях рыночной экономики разрабатывается плвн не только по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием соответствующих кодов видов продукции.

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Различают:

1. Полный ассортимент. Всех видов продукции

2. Групповой. По родственным группам

3. Внутригрупповой.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать:

· Спрос на данные виды продукции

· Эффективное использование всех ресурсов имеющихся в его распоряжении

Формирование ассортимента.

На первом этапе определяются потребности покупателей (как текущие так и перспективные).

Далее дается оценка уровней конкурентоспособностей выпускаемой либо планируемой к выпуску продукции.

Затем изучается жизненный цикл изделий с целью принятия мер по изъятию из производства морально устаревших и внедрению более совершенных видов продукции.

И завершается оценкой экономической эффективности и степени риска изменения в ассортименте продукции.

Факторы влияющие на выполнение плана по ассортименту продукции.

1. Внутренние

· Устаревание основных фондов

· Аварии

· Плохой менеджмент

2. Внешние

· Изменение спроса

· Конъюнктура рынка

· Несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по не зависящем от предприятия причинам

· Изменение структур производства заключается в том что может возрасти удельный вес более дорогой продукции и при этом возрастает объем ее выпуска в стоимостном вражении аналогичная ситуация наблюдается с размером прибыли при увеличении удельного веа высоко рентабельной продукции и соответственно уменьшении доли риска рентабельной продукции. Выполнение плана по структуре означпет сохранение в фактическом выпуске продукции запланированного соотношения отдельных ее видов.

Показатели движени рудовых ресурсов:

1. Коэфициент оборота по приему рабочих (отношение кол-ва принятого на работу персоонала к среднесписочной численности персонала)

2. Коэфициент оборота по выбытию (отношение кол-ва выбывших к среднесписочной численности)

3. Коэфициент текучести кадров (отношение кол-ва уволившихся по собственному жиланию и за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочной численности персонала)

4. Коэфицикнт постоянства персонала (отношение кол-ва работников проработавших год к среднесписочной численности.

Рабочие подразделяются на категории в зависимости от участия в производственном процессе:

1. Основные рабочие, которые заняты в основной деятельности

2. Вспомогательные

Анализируя отношение между основными и вспомогательными рабочими выявляется тенденция этого соотношения в случае если это соотношение не в пользу основных рабочих мененджеры предприятия разрабатывают необходимые еры по устранению этой негативной тенденции. Для большинства предприятий и фирм эффективность работы связана с расчетом затрат живого труда на производство. Эффективность работы на прямую зависит от того на сколько рационально используется рабочее время. Поэтому анализ использования рабочего времени представляет собой важнейший блок аналитической работы.

Основными единицами учета рабочего времени являются человеко-часы и человеко-дни.

Фонд рабочего времени.

Он зависит от численности рабочех, кол-ва отработанных дней одним рабочим и средней продолжительности рабочего дня. Разница между фактическим фондом рабочего времени и плановым представляют собой сверхплановые потери, при выявлении сверхплановых потерь проводися аализ использования рабочего времени. Устанавливаются причины и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Причины образования этих потерь могут быть объективными и субъективными.

Произволительньсть труда.

Способность человека производить за единицу времени определенный объем продукции. Для ее оценки приминяется система обобщающих и частных показателей.

Обобщающие:

· Среднегодовая

· Среднедневная

· Средечасовая выработка рабочимпродукции в стоимостном выражении

Частные:

· Затраты времени на призводство единицы продукции (трудоемкость)

· Выпуск продукции за один человеко-день или человеко-час

 

В процессе анализа производительности труда необходимо установить:

1. Степень выполнения задания по росту производительности труда

2. Факторы влияющие на изменение показателей производительности труда

3. Резервы роста по производительности труда и мероприятия по их использованию.

Показатель трудоемкость является обратным показателю производительности труда и характеризует затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции.

Рост производительности труда осуществляется в основном за счет снижения трудоемкости продукции а в процессе анализа изучают динамику трудоемкости. Причины ее изменения и влияния на уровень производительности труда.

Анализ материальных ресурсов предприятия

Основные задачи:

1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами

2. Анализ обоснованности норм расхода этих рессурсов

3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов

4. Оценка эффективности сат ресурсов на величину капитальных затрат

Потребность в материальных ресусах определяется потребностью выполнения производственной программмы. Условием успешной работы предприятия является полная обеспеченность матеиальными ресурсами. Источники покрытия могут быть внешними и внутреними.

Внешние:

· Поставщики мат ресурсов

Внутренние:

· Сокращене отходов сырья

· Собственное изготовление

Реальная потребность в материальных ресурсах со стороны представляют собой разность между общей потребностью в определенном виде материалаи суммой собственных внутренних источников.

На производственном предприятии существует три вида запасов товарн-материальныз ценностей:

1. Производственные запасы

a. Сырье

b. Основные материалы

c. Вспомогательные материалы

d. Топливо

2. Не завершенное производство

a. Относиться та продукция которая на момент расчета находится на какой-либо стадии изготовления

3. Запасы готовой продукции.

a. Стоимсть товаров готовых к реализации и остатков готовой продукции на складе.

При определении наличия запасов а определенную дату возникает проблема, связанная со стабильными ценами, в результате возможна ситуация партия запасов преобретаемая в более поздние сроки могут стоить больше или меньше чем приобритенные ранеее, в практике учета принято оценивать запасы по цениам приобритения, что приводило к необходимости оценивать расход этих запасов на производство по средним фактическим ценам. В ряде стран запада распространено списание в затраты на производство по иере расходования партий материалов их стоимости либо с оценкой первой из поступивших партий, либо последней из поступивших партий. Именно эти способы в настоящее время используются в россии.

В процессе анализа проверяется обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами а их поставку и фактическое их пополнение. проеряется так же качество полученных материалов, соответстви е их стандартам, техническим условиям договора и в случая нарушения предъявляются претензии к поставщикам. Особое внимание уделяется проверке поставок материалов выделенных предприятию по гос заказу.

Большое значение уделяется срокам поставки (исследуется ритмичность). Их нарушение ведет к недовыролнению плана производства и плана реализации продукции. Для их оценки расчитывают коэффициент ритмичности.

В процессе анализа проверяется соответствие фактического размера запасов сырья и материалов с нормативными.

Проверяют так же состояние запасов сырья и материалов с целью выявления излишних и ненужных. Эта цель достигается путем сравнения прихода и расхода по данным складского учета. В конце подсчитываются потери продукции.

Выявляются причины этих потерь:

1. Уменьшение объема производства в связи с недопоставкой материалов. Это уменьшение определяется: кол-во недопоставленных материалов соответствующего вида/на норму их расхода (норма расхода на единицу продукции.

2. В связи с низким качеством сырья и материалов образуются сверхплановые отходы. Расчет: кол-во сверхплановых отходов/на норму расхода его на единицу продукции.

3. При нарушении ассортимента поставляемых материалов предприятие может вместо одного начать выпускать другое либо произвести дороботку материала. Чтобы определить потери необходимо перерасход материалов на единицу продукции * на фактический выпуск продукции и на его цену

4. Ситуация при превышении поставщмиками цен на сырье и материалы. (либо предприятие сокращает производство либо увеличивает цену)

5. Из-за аритмичности производства предприятие так же несет большие потери

Показатели эффективности использования материальных ресурсов делятся на:

1. Обобщающие

a. Материалоемкость продукции

b. Материалоотдача

c. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции

2. Частные показатели материалоемкости используются для характеристики эффективности потребления отдельных видов материальных ресурсов, а так же для определения уровня материалоемкости отдельных изделий

Расчет и анализ обобщающих показателей основан на использовании различных типов факторов

· Факторы первго порядка это изменение общей материалоемкости продукции и изменение объема продукции.

· Факторы второго порядка это изменение материалоемкости по прямым материальным затратам, изменение соотношения всех материальных и прямых материальных затрат.

· Факторы третьего порядка это изменение структуры продукции, изменение удельной материалоемкости продукции, которая в свою очередь зависит от инновационных мероприятий, изменение цен на материальные ресурсы и изменение отпускных цен на продукцию

Материалоемкость а следовательно и материалоотдача зависят от количества произведенной продукции, уровня отпускных цен, расхода материалов на единицу продукции и стоимости материалов.

Материалоемкость расчитывается как частное от деления суммы материальных затрат к объему продукции.

Материалоотдача расчитывается как частное от деления объема продукции к сумме материальных затрат.

Анализ затрат на производство продукции.

В условиях рыночной экономики предприятия должны сами устанавливать цены на производимую продукцию.

В себестоимости продукции находят свое выражение все затраты предприятия связанные с производством и реализацией продукции. Показатели характеризующие данную категорию отражают степень использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов и качество работы как предприятия в целом так и отдельных его структур. Анализ себестоимости продукции имеет большое значение поскольку позволяет выявить тенденции изменения затрат производства, выполнение плана по уровню себестоимости, влияние факторов изменения издержек производства, что позволяет дать оценку работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимается выраженная в денежной форме затраты всех видов ресурсов.

Различают следующие виды затрат:

1. Прямые. Связанны с производством определенных видов продукции

2. Косвенные. Связанные с производством нескольких видов продукции

В рыночной экономике существует группировка издержек на явные и неявные.

Под явными издержками понимается издержек принимающих форму прямых платежей (з\п)

Неявные – представляют собой альтернативные издержки использования ресурсов

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за различные периоды времени, затраты на производство должны сводится к одному объему.

Себестоимость единицы продукции показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну наткральную единицу.

Калькуляция себестоимости широко используется при планировании и сравнительном анализе. В зависимости от характера технологического процесса производства можно подразделить на добывающие и обрабатывающие.

К добыввающим относят производства в кторых отсутствуют затраты сырья и основных материалов на получаемый продукт, которые добываются из недр земли, лесов и тд.

К обработыающим относятся такие производства в которых осуществляется переработка сырья промышленного и с\х происхождения.

Существует три системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции:

1. Система нормативного учета и калькуляции себестоимсти продукции. В основу этой системы положены следующие основные принципы:

a. Ппредварительное нормирование затрат и исчисление нормативной себестоимости единицы продукции

b. Своевременный систематический учет изменений норм в результате внедрения соответствующих мер и определение влияния данных мер на себестоимость продукции

c. Предварительная проверка и контроль затрат на основе первичных документов и фиксирования отклонения от норм с выявлением причин и виновников

d. Ежедновная иноформации о отклонении

2. Стандарт-кост. Прниципиальное отличие американскоц системы учета затрат на производство и на калькулирование себестоимости продукции, является тот факт что отсутствует категория отклонения от норм. Если та или иная норма перевыполняется то изменяется сама норма во времени. Эти нормы становятся трудными для выполнения, поэтому американские экономисты подразделяют их на три категории:

a. Совершенные или идеальные стандарты. Требуют самой высокой степени совершенства для их выполнения

b. Стандарты, которые требуют хорошего выполнения работы

c. Стандарты легко выполнимые на практике

3. Директ-кост. В основе этой системы лежит разделение издержек, необходимых для производства единицы продукции, на постоянные и переменные. К постоянным относятся затраты, величина которых не зависит от объема производства, и даже при нулевом объеме производства их величина остается неизменной и сохраняется определенный период времени. К ним относятся арендная плата за производственное помещение. Переменные затраты – это затраты, величина которых зависит от объема производства (затраты на сырье и материалы). Постоянные затраты напрямую не связаны с производственным процессом поэтому не включаются в себестоимость и суммируются на отдельном счете. Важным преимуществом данной системы является тот факт что она позволяет решать стратегические задачи по выпуску продукции с большей рентабельностью. в результате чего, создаются условия для быстрого перехода в качестве реакции на меняющиеся условия внешней среды.

Анализ себестоимости производится по следующим основным направлениям.

1. Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения

2. Анализ структуры затрат, ее динамики

3. Факторныый анализ себестоимости

4. Анлиз потерь от производственного брака

5. Выявления резервов снижения себестоимости

Анализ себестоимости может производиться

· Ретроспективный. Проводится для накопления информации о динвмике затрат и факторах их изменения

· Оперативный. Направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь.

· Предварительный. Проводится на этапе проведения НИОКР

· Прогнозный (перспективный). Проводится для оценки изменения себестоимости продукции, как в целом так и по отдельным критериям в связи с изменениями в перспективе состояния рынка ресурсов.

Для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый ассортимент изделий, применяется показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции.

Наиболее широко применяемым показателем является показатель затрат на 1 рубль товарной продукции. Этот обобщающий показатель позволяет охарактеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции и определяется делением суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем. На изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают влияние следующие факторы:

1. Изменение структуры выпущенной продукции

2. Изменение уровня затрат на производство отдельных изделий

3. Изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы

4. Изменение цен на товарную продукцию

К косвенным затратам относятся те виды расходов, которые прямо не включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Для включения этих затрат в себестоимость используются различне методы, которые носят общий характер и необходимы для управвления производственной деятельностью предприятия.

В Себестоимости продукции они могут быть представлены расходами на содержание и эксплуатацию оборудования, Внутрипроизводственными раходами, комерческими расходами.

Выявление резервов снижения себестоимости так же производится по средствам анализа динамики.

Анализ динамики осуществляется по средствам сравнения фактической величины на рубль товарной продукции за несколько отчетных периодов с плановым уровнем на отчетный период. Такое сопоставление в целом показывает долю этих затрат в рубли товарной продукции в результае выявляется тенденция, которая заключается либо в снижении либо в повышении рассматриваемых затрат в рубле товарной продукции.

Анализ косвенных расходов проводится по условно-постоянным и условно-переменным расходам.

Условно-постоянные расходы включают общепроизводственные расзоды, часть расходов по эксплуатации и содержанию оборудования. Анализ производится путем сравнения затрат динамики за отчетный период с плановым.

Условно-переменные рассходы – это расходы на электроэнергию, износ инвентаря. Анализ производится сравнением величины на рубль товарной продукции с плановым уровнем.

Комерческие расходы представляют собой затраты на доставку, упаковку, изучение рнков сбыта, на реклами. Путем сопоставления фактических затрат по каждой статье с плановыми и фактическими ха предшествующий период определетяся отклонение от плана и изменение этих затрат по сравнению с прошлым периодом.

Заключительным этапом анализа является процесс выявления резервов снижения себестоимости продукции основными источниками которой являются следующие:

1. Экономия использования сырья, материалов, топлива

2. Сокращение затрат на производство продукции за счет повышения уровня производительности труда

3. Сокращение непроизводственных расходов, снижение производственного брака

 

Финансовый результат.

Главной целью любого предприятия является получение прибыли.

Прибыль позволяет предприятию удовлетворять свои материальные и социальные потребности.

На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому анализ формирования прибыли является одной из важнейших частей экономического анализа.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является следующее:

1. Оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли

2. Определение влияния факторов на объем реализаци продукции и финансовые результаты

3. Выявление резеовов увелечения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Выручка от продажи – характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг). Выручка от продажи называется в западной литературе валовой выручкой.

Выручка от продажи является одним из важнейших показателей финансовой деятельности. Она включает:

1. Выручку от реализации готовой продукции от полуфабрикатов собственного производства.

2. Выручку от реализации работ, услуг

3. Выручку от изделий приобретённых для комплектации

4. Выручку от научно-исследовательских работ.

5. Услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта

6. Выручку от товаров в снабженческих предприятиях

Выручка от продажи может быть определна на момент поступления денег на расетный счет или в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами на основе которых начисляются денежные средства. Предприятия могут определять выручку от реализации и финансовый результат на момент отгрузки продукции, что оформляется соответсвующими документами об отгрузке.

Валовая прибыль – расчитывается как разность между суммой выручки от продажи в действующих ценах без НДС и акцизов и себестоимостью продукции. Валовая прибыль от реализации является важнейшим финансовым результатом и используется для принатия решений по финансовым вопросам. Предприятия в полной себестоимости произведенной продукции выделяют отдельной позицией комерческие и управленьческие расходы, которые в дальнейшем сокращают валовую прибыль предприятия. В результате формируется прибыль от продаж.

Полученная прибыль до налогообложения являетсярезультатом суммирования прибыли от продаж и сальдо операционных и внереализационных расходов и доходов.

Операционные доходы:

· Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации

· Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из лицензий на изобритения и других видов интелектуальной собственности

· Поступления, связанные с участием в уставных капиталов других организаций (доходы по цб)

· Прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (договор с другой орг)

· Поступления от продаж основных средств и других активов, кроме денежных

· Проценты полученные за предоставление в пользование денежных средств, проценты за пользованием банком денедных средств, которые находятся на счете в этом банке

Внереализационные доходы:

· Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора

· Активы полученные безвозмездно. В том числе по договору дарения

· Пступления в возмещение, приченных организации убытков

· Прибыль прошлых лет выявленная в тчетном году

· Суммы кредиторской и депанентской задолженности по которым истек срок исковой давности

· Курсовые разницы

· Сумма до оценки активов

· Прочие внереализационные доходы

Операционные расходы

· Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации

· Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из лицензий на изобритения и других видов интелектуальной собственности

· Расходы, связанные с участием в уставных капиталов других организаций (доходы по цб)

· Убыток организациеи в результате совместной деятельности (договор с другой орг)

· Расходы, связанные с продажей основных средств и других активов, кроме денежных

· Проценты, уплаченные организацией

· Прочие рперационные расходы

Внереализационные расходы:

· Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора

· Активы отданные безвозмездно. В том числе по договору дарения

· Возмещение, причтённых организацией убытков

· Убытки прошлых лет, выявленная в учетном году

· Суммы дебиторской задолженности по которым истек срок исковой давности

· Курсовые разницы

· Сумма уценки активов

· Расходы на благотворительность

· Прочие внереализационные расходы

После внесения в федеральный, региональный и местный бюджеты налога на прибыль в распоряжении предприятия остается прибыль от обычной деятельности. В дальнейшем эта прибыль может быть скорректирована на величину сальдо чрезвычайных доходов и расходов. Конечным финансовым результатом деятельности любой организации является чистая прибыль либо убыток отчетного периода. Основную часть прибыли составляет прибыль от продаж. В процессе анализа изучаются показатели выполнения поана по прибыли и определяются факторы ее изменения.

Как правило прибыль от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов:

· Объема реализации продукции

· Структуры

· Себестоимости

· Уровень среднереализационных цен

Любой хозяйствующий субъект в условиях рыночой экономики, предпологающей конкуренцию всегда стремится к максимизации прибыли. Поэтому важным управленьческим решением является правильноное обоснование производственной мощности предприятия и установление объема выпуска при котором производство будет рентабельным.

Для этого необходимо определить безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, где гарантированна необходимая сумма прибыли. Выпучка от реализации продукции за вычетом переменных расходов составляе маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений.

Величину выручки от реализации при которой предприятие будет в состоянии покрыть все сои расходы как переменные так и постоянные не получая прибыли принято называть критическим объемом производства либо мертвой точкой. Система директ-кост позволяет найти объем реализации и производства продукции способные покрыть переменные и постоянные затраты.

Доходность предприятия представляет собой показатель расчитанный как произведение промышленной производительности на финасовую производительность. Последний характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции за счет повышения себестоимости в результате роста цен на ресурсы. Выполнение плана прибыли так же зависит от деятельности ппредприятия не связанной с реализацией продукции.

Производится анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности и разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращене убытков и потерь от внереализационных операций. Важнейшим показателем отражающим конечные результаты деятельности предприятия является рентабельность.

Показатель тентабельности характеризует эффективность работы в целом и доходность различных направлений (предпринимательской и инвестиционной).

Показатели рентабельности составляют три лсновные группы:

1. Показатели характеризующие рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов исчисляются путоем отношения прибыли до налогообложения или чистой прибыли к сумме затрат реализованной или произведенной продукции

2. Показатели характеризующие рентабельность продаж, расчитывается делением прибыли до налогообложения или числой прибыли на сумму полученной выруцки

3. Показатели характеризующие доходность капитала и его компонентов исчисляется как отношение прибыли до налгообложения либо чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестируемого капитала либо его отдельных частей

В процессе анализа изучают динамику всех показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и выявляют факторы способные воздействовать на его величину. В данном случае факторами могут быть:

· Объем реализованной продукции

· Ее структура

· Себестоимость

· Средний уровень цен реализованной продукции

· Финансовые результаты от прочих видов деятельноти не связанных с реализацией продукции и услуг.

Почему никита прав?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...