Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место курса в профессиональной подготовке выпускника




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАСТЕРСТВО АРТИСТА»

Специальность АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

Квалификация: АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО

Форма обучения: заочная

Утверждена на заседании кафедры

мастерства актера

Протокол № 1 от 19.09. 2011 г.

 

Зав. кафедрой мастерства актера

____________проф. С.Ф. Куценко

 

Ярославль

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методологическая основа отечественного театрального образования сложилась к середине прошлого века в результате практического овладения и теоретического осмысления системы К. Станиславского учениками и последователями мхатовской школы. Базовые принципы современной театральной педагогики сформировали А. Попов и М. Кнебель, Н. Горчаков и Ю. Завадский, В. Сахновский и М. Кедров, А. Лобанов и А. Гончаров. Их труды легли в основу вузовских программ по курсу «Мастерство актера и режиссера».

Обращаясь к природе сценического искусства, мы осмысливаем мировой опыт развития театрального дела и как нераздельную и органическую часть этого опыта рассматриваем путь развития русской театральной школы. Опираясь на систему, разработанную К.С.Станиславским, театральная школа жадно вбирает в себя методы других великих теоретиков и мастеров сцены. Обучение театральному делу сегодня немыслимо без освоения исканий Е.Б.Вахтангова, В.Э.Мейерхольда, театральных опытов М.Чехова. Школа органически впитала в себя теоретические изыскания Г.А.Товстоногова, Эфроса, М.Захарова… Этот список можно продолжать и продолжать. Мировой театр давно и достаточно успешно применяет весь разнообразнейший теоретический и практический опыт развития театрального искусства. И наша русская школа не чуждается деятелей западного театра, таких как Б.Брехт, П.Брук, Е.Гротовский, Дж.Стрелер и др.

Такое многообразие методов и направлений открывает перед нами огромные возможности для живого и творчески глубокого развития театральной практики. И все-таки основой, на которую всегда опиралась и опирается русская театральная школа, является система Станиславского. Кафедра мастерства актера Ярославского государственного театрального института в своей практической деятельности руководствуется академическими нормами русской национальной актерской школы. К. Станиславский для педагогов кафедры - не только родоначальник нового театрального мышления, но и систематизатор творческого наследия сценического реализма, представленного в актерском искусстве М. Щепкина и П. Мочалова, А. Мартынова и П. Садовского, Г. Федотовой и М. Ермоловой, М. Савиной и П. Стрепетовой, М. Садовского и О. Садовской, В. Давыдова и А. Ленского. Знаменитые актеры «достаниславской» эпохи, существовавшие в системе четко определенных амплуа, по сути, были представителями одного-единственного сценического амплуа - амплуа человека. Их профессионализм заключался в умении прорываться сквозь рамки любого амплуа к его жизненной основе и открывать для зрителя человеческое в человеке. Результатом изучения и осмысления данного актерского феномена явилась ставшая хрестоматийной мысль К. Станиславского о конечной цели актерского творчества: создание жизни человеческого духа в художественной форме. Для педагогов кафедры это требование является не отвлеченным идеалом, а программной формулой актерского искусства, укорененной в национальной культурной традиции.

Система и методика, разработанная в данной программе, позволяет студентам наиболее глубоко проникнуть в суть человеческой природы, ибо человек является главным и основным объектом исследования театра. Наша задача – в поиске путей воспитания таких профессиональных навыков, которые побуждали бы к творчеству подсознание и эмоциональную природу будущего артиста. Из принципа «от сознательного к подсознательному» рождается понимание сценического действия как единства двух начал: психического и физического. Необходимо искать в творческом процессе пути к его эмоциональной природе. Сознательная и действенная сверхзадача должна быть эмоциональной, «в близком родстве с областью подсознания». В процессе создания сценического образа от актера требуется в первую очередь понимание сверхзадачи и сквозного действия, ясное и точное определение и практическое осуществление. Конечной целью творческого процесса работы над ролью является создание сценического образа, воплощающего в яркой и выразительной форме «жизнь человеческого духа» роли. Ведя работу над ролью «от себя», не отрывая ее от своей органической природы, актер должен идти к созданию художественного образа, осваивая логику поведения и чувства персонажа. Главным результатом, к которому направлены все творческие усилия артиста, является перевоплощение. Для того, чтобы выразительно передать на сцене все богатство человеческих отношений, мысли, чувства, воплотить разнообразные по внутреннему и внешнему рисунку характеры, студентам необходимо владение всем комплексом выразительных средств. Актер является главным носителем специфики театра. Но театральное искусство – коллективное творчество, предполагающее общность мировоззрений, творческого метода и художественных устремлений коллектива, создание в нем такой творческой атмосферы, при которой доброжелательность, высокая культура и требовательность к самому себе и окружающим становится законом творчества. Таким образом, перед художественным руководителем курса стоит задача не только развивать в студенте яркую и глубокую личность, не только оснащать его крепкими профессиональными навыками, но и пытаться создать на курсе модель будущего театра, театра ХХI века.

 

Программа дисциплины (курса) «Мастерство артиста» национально регионального компонента цикла СД учебного плана, составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 070201 «Актерское искусство» – квалификация «Артист драматического театра и кино».

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса

Основной целью курса является подготовка высококвалифицированного специалиста – артиста драматического театра и кино – к профессиональной творческой деятельности: исполнению ролей в спектаклях драматического театра, в кино, на телевидении, в концертах и радиопередачах на высоком художественном уровне.

Задачи курса

Раскрыть индивидуальные способности студента на базе освоения основ актёрской профессии, помочь ощутить художественные и эстетические особенности драматического театра как специфического вида сценического искусства, а также смежных искусств (кинематограф, телевидение, радио, концертная деятельность и др.). Создать условия для формирования у будущих артистов понимания важности нравственной позиции и личной ответственности художника перед обществом.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина (курс) «Мастерство артиста» является национально-региональным компонентом в цикле СД, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые студентами в процессе освоения практических уроков по сценической речи, пластическим и музыкальным дисциплинам. Важную роль в освоении курса играют также теоретические знания, приобретаемые студентами в циклах общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин («История театра», «История литературы», «Философия» и др.), помогающие выработать нравственные, эстетические и художественные позиции будущих специалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...