Перспективы построения психотерапевтической работы с испытуемыми в зависимости от субъективных оценок аффективности и качественно-содержательной направленности ассоциаций
оценка аффективн.
| Задачи психолога в работе с иследуемым
|
От 0 до +6
| Данные оценки указывают на здоровую тенденцию испытуемых, направленную на удовлетворение первых 4 потребностей иерархической системы. Достаточно подсчитать количество оценок, для того, чтобы диагностировать наиболее актуальную из потребностей; если на фоне положительной аффективной модальности испытуемый указывает на негативные образные ассоциации, то это является показателем фрустрированности какой-то потребности, при этом положительная аффективная окраска указывает, что фрустрация, возможно, не подкреплена сильным психотравмирующим опытом.
|
От 0 до –6
| У испытуемого присутствует психотравмирующий опыт в попытках реализации актуальных первых 4 потребностей иерархической системы; сильная степень фрустрации; необходимо подсчитать количество данных оценок и проанализировать содержание образных ассоциаций и соматических реакций, для того чтобы выявить эту потребность, но это лучше сделать после анализа с испытуемым музыкальных тем, которые содержат аффективную оценку от +7 до +10.
|
От +7до +10
| Данные оценки аффективности и связанные с ними образные ассоциации являются наиболее ценными, на них необходимо акцентировать внимание испытуемого, потому, что они указывают на тенденцию к самоактуализации личностного развития независимо от того, какую внешную окраску носят образные ассоциации; опыт таких переживаний является очень запоминающимся; испытуемые, как правило, в дальнейшем положительно относятся к подобным процедурам тестирования. При этом, проявление открытости и доверительности к новуму опыту, через восприятие музыки у них усиливается.
|
От –7 до -10
| Данные оценки аффективности указывают на высокую степень сопротивления новому субъективному опыту. Музыка воспринимается как ненужный раздражитель; при наличии большого количества подобных реакций в результатах тестах, как правило, испытуемые не соглашаются на повторное тестирование и указывают на ухудшение самочувствия. В данном случае не нужно акцентировать внимание исследователя на подробном анализе подобных реакций у испытуемых. Если есть возможность, необходимо акцентировать внимание на тех музыкальных фрагментах, где есть оценка от +7 до +10. В дальнейшем, когда у испытуемого начнет улучшаться динамика аффективности показателей, можно будет вернуться к прослушиванию «ужасных» музыкальных тем, которые в прошлом вызвали подобную реакцию.
|
Бланк фиксации результатов МАСТ.
Ф.И.О.________________________________ Место работы________________________________________Возраст_______
Образование __________________________Семейное положение__________________________________Дата__________
КБ = ОА(+) + ФА(+) = %
КД = О+Ф+ОА(-)+ФА(-) = %
Качественный анализ частных категорий ВА
Таблица 5.3
Оценка аффективности и качественный анализ общих категорий ВА
Таблица 5.1
тема
| О (+,-)
| ОА (+,-)
| Ф (+,-)
| ФА (+,-)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица профилей по аффективной модальности и качественному анализу общих категорий ВА
Таблица 5.2
Категория анализа
| Кол-во № с(+) аффект. Реакцией
| Кол-во № с(-) аффект. Реакцией
| Общее кол-во
| %
|
1 –6
| 7 –10
| 1 –6
| 7 –10
| +
| -
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф
|
|
|
|
|
|
|
|
ОА
|
|
| 0
|
|
|
|
|
ФА
|
|
| 0
|
|
|
|
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
%
|
|
|
|
|
|
№
те-мы
| Физиол
Потребн
| потребн безопас
| Потребн принад
| потребн самоув
| Мета-потребн
|
Оценка модальности аффективных реакций
|
+
| (-)
| +
| (-)
| +
| (-)
| +
| (-)
| +
| (-)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты качественного анализа частных категорий ВА
Таблица 5.4
Название потребности
| сумма оценок
| %
|
Физиологическая
|
|
|
Безопасности
|
|
|
Принадлежности
|
|
|
Самоуважения
|
|
|
Мета потребности
| +
|
| |
(-)
|
| |
ОБЩЕЕ
|
|
|
Заключение:---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________ Психолог ___________________________________________
Литература
1. Асафьев Б. О народной музыке. – Л.: Музыка, 1987. – 248с.
2. Ильичёва И.М. Психология духовности. Дис…д. психол. наук, сп. 19.00.01., СПб., 2003. – 450с.
3. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. – 1998. №8-9. – с.7-15.
4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – 425с.
5. Маслоу А. Психология бытия. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 304с.
6. Повстян Л.А. Возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с социальными сиротами, имеющими нарушения в психическом развитии на донозологическом уровне. Дис…к психол. наук, сп. 19.00.04., Томск, 2004. – 175с.
7. Соколова Е.Т. Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах // Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. – М., 1995.
Приложение. Образцы протоколов МАСТ
Образец 1
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Марина, возраст: 38лет; замужем; образование высшее педагогическое; работает в должности соц. педагога в средней школе; тест проходит впервые.
Инструкция.
«Вам предлагается прослушать 20 фрагментов различной музыки; время звучания каждого фрагмента 2-3 минуты. Паузы между фрагментами 10-15 секунд. Оцените по 10 – бальной шкале, насколько Вы чувствуете воздействие того или иного музыкального фрагмента на Вас: (от 0 до +10 баллов) – если это воздействие характеризуется Вами как (+) –позитивное; (от 0 до –10 баллов) – если это воздействие характеризуется Вами как (-) – негативное. Опишите, что Вы чувствуете (Ваши телесные ощущения), представляете (образы и картины в вооброжении) и переживаете (эмоции и чувства), когда слушаете данный фрагмент. Описание производите во время звучания фрагмента. Свой анализ звучащего фрагмента фиксируйте на тестовом бланке. Спасибо».
№
| Описание субъективных переживаний и образных ассоциаций
| Оценка
|
| Медленый, красивый танец стройных девушек с распущенными волосами, они танцуют на зеленом лугу, раннее утро, роса на босых ногах. Отдых, наконец-то проснулась выспавшись!
| +5
|
| Что-то очень сильное и тяжелое медленно движется на меня и безжалостно хочет задавить! С ним бесполезно договариваться! Оно холодное! Оно не человеческое! Кругом пусто, я одна,…от этой музыки мне душно!
| -8
|
| Природа. Светит солнышко. Львы лежат в тени и отдыхают после сытного обеда. Все плавится от зноя.
| +2
|
| Ощущение медленного плавного вытягивания боли из головы, сердца… Можно слушать, но недолго. Как-же я устала!…
| +3
|
| Толпа народу на дискотеке, все пьяные и потные. Толкотня. Все думают, что получают удовольствие. Шумно.
| -7
|
| Очень красивая музыка! Просто невозможная! Хочется плакать! Хочется потянуться всем телом. Хочется уснуть и все забыть, а потом проснуться новым человеком.
| +10
|
| Танцуют красивые и свободные люди. Танец мужчин – воинов, у них в руках блестящие оружейные доспехи. Хочу двигаться вместе с ними! Вокруг движение и пульсация! С ними не страшно идти в бой!
| +8
|
| Эта музыка меня не задевает. Не знаю, что писать.
| 0
|
| Танец усталых и измотаных рабов. Вокруг толстые, тупые и сытые рабовладельцы.
| -2
|
| Серое утро. В небе улетающие журавли. Произошло непоправимое горе. Мать потеряла сына. Нужно жить и преодолевать! Красивая музыка!
| +8
|
| Свежее утро летнего дня. По бульвару идет красивый молодой человек, он одет таинственно. На голове у него шляпа, в руке тросточка как у Шерлока Холмса, на ладонях перчатки. Походка легкая! Классный!
| +8
|
| Вокруг близкие люди, с ними хорошо. Не нужно никому ничего доказывать! В глазах человеческая любовь! Ну, когда-же люди станут такими? Почему это только ассоциации на музыку? Люди станьте близкими!…
| +10
|
| Заумная музыка. Слушаю нудный доклад на собрании. Бесконечная тоска зеленая. Нахожусь под впечатлением предыдущей музыки, но она уже позади…
| -10
|
| Нет ассоциаций, видимо я кончилась на теме №12, но музыка мне нравится. Просто без слов. Приятно слушать… Тело расслаблено.
| +9
|
| Качание на качелях. Туда-сюда, Туда-сюда… Тошнит. Устала. Выключите.
| -5
|
| Отъезжает поезд набирает ход все быстрее и быстрее. Напряжение увеличивается. Механическое движение.
| -5
|
| Подготовка злоумышленников к операции. Намечается ограбление крупного банка.
| +1
|
| Ничего не слышу и ничего не вижу.
| 0
|
| Неприятная тяжесть. Засасывает трясина. Страшная мягкость. Чувствую давление чужой воли. Физически неприятно.
| -10
|
| Мрачная комната. Люди собрались у постели безнадёжно больного человека. Мысли о неизбежной смерти. Всё когда-нибудь заканчивается.
| -10
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: