Основные торгово-экономические показатели внешнеторговой деятельности за 2011-2012 гг.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
В условиях глобализации мирового хозяйства значительно повышается роль внешнеэкономической сферы как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. На современном этапе внешнеэкономические связи являются неотъемлемой частью деятельности отраслей национальной экономики, предприятий и организаций. Они становятся средством научно-технического, экономического и социального прогресса общества. Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов По мере становления в России рыночной экономики происходит возрастание экономической открытости, и этот процесс меняет соотношение внутренних и внешних факторов социально-экономического развития страны. В настоящее время подавляющее большинство предприятий, организаций, научных учреждений, предпринимателей, занимающихся хозяйственной деятельностью, стали участниками международного бизнеса, что приводит к более тщательному изучению основ внешнеторговой деятельности. При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятию приходится решать широкий круг проблем, связанных с экспортно-импортной деятельностью: · изучение мирового рынка в целом; · выбор партнера; · анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг; · современные формы реализации товара и послепродажного обслуживания. Важное место среди вопросов организации и техники проведения внешнеэкономических операций занимает заключение внешнеторгового контракта. От того, насколько профессионально составлен контракт, зависит успех коммерческой сделки в целом.
Международный контракт (международный коммерческий договор, внешнеэкономическая сделка) - сделка (соглашение) между двумя или более сторонами, находящимися в разных странах (являющимися субъектами права разных государств), по поставке некоторого количества товара, оказанию услуг или иным видам хозяйственной деятельности в соответствии с согласованными сторонами условиями. Международный контракт лежит в основе внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Целью данного курсового проекта является исследование условий сдачи-приемки товара по количеству и качеству, их значение и связь с другими условиями контракта». Задачами данного курсового проекта являются: · Изучить основные торгово-экономические показатели; · Изучение основных теоретических положений по заключение международного контракта; · Изучение нормативных положений, регулирующих заключение международного контракта; · Изучить условие сдачи-приемки товара, по количеству и качеству; Объектом курсового проекта - международный контракт купли-продажи товара. Предметом курсового проекта является - изучение международного контракта, а именно изучение условий сдачи-приемки товара по количеству и качеству.
Основные торгово-экономические показатели внешнеторговой деятельности за 2011-2012 гг.
Изначально понятие внешнеторговой деятельности сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Внешнеторговая деятельность (далее ВТД) - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. [1]
Статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран(нерезидентами), которые произошли в течение определенного времени называется платежным балансом Информация по внешней торговле товарами представляется по методологии платежного баланса. Она включает: · данные ФТС России: данные таможенной статистики, полученные на основе грузовых таможенных деклараций, данные о взаимной торговле с Республикой Беларусь, с 1 июля 2010 г. с Республикой Казахстан, полученные на основе статистической формы учета перемещения товаров, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности; · данные Росстата об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации, полученные на основе форм федерального статистического наблюдения (рыбы и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля, топлива и товаров, приобретенных российскими транспортными средствами в иностранных (российских) портах); · досчеты Банка России к данным статистики внешней торговли, которые производятся в соответствии с методологическими положениями платежного баланса и включают оценку стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов. Таможенная статистика внешней торговли формируется на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеэкономической деятельности по всем товарам (в том числе ценностям, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны, и не включает данные по товарам, не пересекающим таможенную границу России (рыба и морепродукты, выловленные (добытые) и проданные вне зоны действия таможенного контроля, топливо и товары, приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах), а также данные по ввозу (вывозу) товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот или перемещаемых через таможенную границу в упрощенном порядке.
К странам Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) относятся: Австрия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Китай, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Гонконг, Таиланд, Тайвань (Китай), Филиппины, Чили, Япония. К странам Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) относятся: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан. К государствам-членам Таможенного союза относятся: Россия, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Экспорт товаров - вывоз товаров с территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Экспорт включает вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров. К реэкспортным товарам относятся товары, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации, а затем вывезенные с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Учет экспорта товаров производится по ценам франко-граница страны-экспортера (ФОБ), т.е. в цену товара включаются расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера. Импорт товаров - ввоз товаров на территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в экономике страны, и товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реимпорта. К реимпортным товарам относятся товары, вывезенные с территории Российской Федерации, а затем ввезенные на эту территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Учет импорта товаров производится по ценам франко-граница страны-импортера (СИФ), т.е. в цену товара включаются расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера. Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешнеторговый оборот - сумма экспорта и импорта товаров. Сальдо - разница между экспортом и импортом товаров. Положительное сальдо - экспорт превышает импорт, отрицательное сальдо (ставится знак «минус») - импорт превышает экспорт. Средние фактические экспортные (импортные) цены представляют собой отношение общей стоимости экспортируемого (импортируемого) товара к его количеству. Мировые цены на нефть сырую, бензин автомобильный и топливо дизельное приведены по данным Минэкономразвития России. На остальные товары информация представлена по данным публикаций МВФ «International Financial Statistics». Экспорт и импорт услуг. Услуга - полезный результат деятельности, удовлетворяющий определенные потребности, но не воплощающийся в материально-вещественной (материальной) форме. К основным видам международных услуг относятся: транспортные, туристские услуги (поездки), строительные, услуги связи, финансовые, роялти и лицензионные платежи, услуги по операционному лизингу и прочие виды услуг, не вошедшие в перечисленные. Представлены по данным платежного баланса Российской Федерации. [2] Финансовый счет представляет показатели по операциям с финансовыми требованиями резидентов к нерезидентам и обязательствами резидентов перед нерезидентами. Сальдо торгового баланса в 2012 г. сложилось положительное, 193,8 млрд. долларов (в 2011 г. - положительное, 198,2 млрд. долларов). Товарооборот России с государствами - членами Таможенного союза ( Республика Беларусь, Республика Казахстан) в 2012 г. составил (в фактически действовавших ценах) 58,2 млрд. долларов США (1806,8 млрд. рублей), в том числе экспорт - 39,0 млрд. долларов (1211,1 млрд. рублей), импорт - 19,2 млрд. долларов (595,7 млрд. рублей). [2]
2. Нормативные материалы, регулирующие процесс заключения международного контракта
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. [7] Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. [3]
Договор (contract, contractus, pactum) - одна из древнейших юридических конструкций, занимающих свое достойное место в системе коммерческих отношений, в том числе международных. [4] Внешнеторговый контракт (международный контракт) важнейший внешнеторговый документ, который фиксирует коммерческие отношения между сторонами, являющимися субъектами различного гражданства. В контракте устанавливаются определенные правила и обязанности партнеров. Подготовка проекта контракта является очень важным элементом внешнеторговой операции. Условия контракта не должны противоречить императивным нормам отечественного и международного права, сложившейся торговой практике и обычаям, действующих в странах контрагентов. [1] Каждый внешнеторговый контракт по-своему индивидуален. Тем не менее, в отечественной внешнеторговой практике сложились и установились некие общие правила, касающиеся содержания и оформления контрактов. В принципе, степень детализации содержания контракта зависит от нескольких факторов, которые можно свести к следующему: Сущность предмета сделки, специфика конкретного продаваемого или покупаемого товара, особенности его поставки, условия сдачи-приемки, расчетов и т.д.; Текущее состояние данного товарного рынка, сложившееся соотношение спроса и предложения, что в торговой практике обычно обозначается «рынок продавца» или «рынок покупателя», а также оценка перспектив развития рынка и потенциального изменения рыночной ситуации в ту или иную сторону; Особенности страны контрагента, существующие там торгово-политические, правовые условия, финансово-экономическая ситуация, таможенные, технические, санитарные и иные требования, возможности применения особых, дискриминационных мер в отношении российских экспортеров и импортеров; Характер отношений между торговыми партнерами, степень их информированности друг о друге, взаимный интерес к заключению данной сделки и дальнейшему деловому сотрудничеству, является ли данная сделка первой между ними или продолжением прежних деловых отношений. Участникам ВТД Российской Федерации следует пользоваться «Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», которые были утверждены МВТ, ГКЭС и ВЭК России в феврале 1996 г. во исполнении распоряжения Правительства РФ от 16 января 1996 г. В рекомендациях даны указания, как следует обозначать номер контракта, дату и место его подписания, наименования продавца и покупателя, страну иностранного партнера. Далее расшифрованы существенные положения условий контракта: предмет контракта, цена и сумма, условия платежа, срок поставки, условия приемки товара по качеству и количеству, форс-мажор, прочие условия и обстоятельства сделки, рассмотрение споров, санкций, адреса и подписи сторон. В целях упорядочения международного документооборота еще в начале 60-х ХХ в. Евразийской экономической комиссией(ЕЭК) была разработана исходная схема бланка для унификации внешнеторгового документа. На основе этой исходной схемы в европейских странах разработали формуляр-образец для документов, применяемых во внешней торговли. В России работу по унификации внешнеторговых документов возглавляет «ИнформВЭС» В унифицированной форме документа выделяются три части (сверху вниз): Заголовочная часть содержит обязательные реквизиты, постоянные части которых указываются в бланке документа: наименование документа, его номер, дата и место заключение контракта, точное наименование продавца и покупателя с указанием адреса, страны, телефона, телекса и факса, наименование грузополучателя и экспедитора, их адреса, вид транспорта, пункты отправления и ставки, условия платежа, валюта и другие реквизиты, требующиеся для данного вида документа; Содержательная(товарная) часть содержит следующие сведения о товаре: марки и номера, наименование и характеристика товара, код товара по ТН ВЭД, количество мест, масса(вес) брутто / нетто, срок поставки, цена за единицу, сумма, итоговое количество и сумма, а так же возможные другие реквизиты в зависимости от специфики товара; Оформляющая часть или зона свободного использования содержит индивидуальные данные для конкретного документа. Внизу приводятся удостоверяющие реквизиты и подписи лиц, уполномоченных каждой из сторон контакта для его подписания. На обратной стороне унифицированной формы контракта и при необходимости на дополнительных листах целесообразно конкретизировать целый ряд условий сделки, которые невозможно разместить на лицевой стороне. Исходя из мировой торговой практики и положений Венской конвенции, в контракте могут содержаться существенные и дополнительные условия. В соответствии с Венской конвенцией для заключения контракта достаточно согласовать три существенных условия: обозначить товар (предмет контракта), определить его количество и цену, причем последние два условия могут быть установлены прямо или косвенно либо предусмотрен порядок их определения (ст. 14.1 Венской конвенции. Более того, считается допустимым, когда в контракте совсем не устанавливается цена прямо или косвенно и не предусматривается порядок ее определения. Тогда считается, что договаривающиеся стороны подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения контракта обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли (ст. 55 Венской конвенции). Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 №101-ФЗ (с изменениями от 25.12.2012).Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). [7] Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Цели и сфера применения настоящего Федерального закона: . Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. . Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью. . Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле. . Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к: ) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг; ) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами; ) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов. [7] При заключении международного контракта необходимо принимать во внимание не только нормы российского права (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), но и правила следующих международных соглашений: · Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.); · Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 15 июня 1955 г.); · Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» (публикация Международной торговой палаты №560, ред. 2000 г.); · Принципы международных коммерческих договоров (публикация Международного института унификации частного права (УНИДРУА), 1994 г.) и др.
3. Структура и содержание международного контракта
Структура и содержание контракта носят во многом индивидуальный характер и определяются как спецификой предмета сделки, так и степенью близости контрагентов. Контрактные условия прежде всего подразделяются на условия Обязательные и Дополнительные, из которых наибольшее значение имеют первые. Обязательные контрактные условия - это минимально необходимый набор условий (положений), которые регулируют наиболее важные, принципиальные вопросы, связанные с исполнением сделки, и которые поэтому должны всегда обязательно содержаться в тексте контракта, поскольку отсутствие (или неточное, некорректное изложение) хотя бы одного из них приводит к тому, что сделка становится трудноисполнимой, а иногда и неисполнимой вообще. Иными словами, это та база, основа, «каркас», без которой контракт не может считаться внешнеторговым контрактом купли-продажи в общепризнанном смысле этого слова. При этом следует иметь ввиду, что нормальный (грамотный) внешнеторговый контракт не должен ограничиваться и не ограничивается набором только обязательных условий. В нем традиционно содержатся также дополнительные условия, т.е. тот «сверхминимум», который призван в максимальной степени облегчить исполнение сделки, предусмотрев, по возможности, все нюансы, которые могут встретиться в ходе ее исполнения. Обязательными условиями контракта (которые иногда также называются необходимыми) являются: · Наименование участников сделки - Продавца и Покупателя (включает полное название организации, т.е. собственно название и краткое буквенное обозначение (аббревиатуру) нормативно-правового статуса предприятия и его почтовые и другие связные реквизиты); · Предмет контракта (обозначение товара или услуг, являющихся предметом купли-продажи, плюс ссылка на его качество - обычно указание соответствующего стандарта - национального или международного, поскольку качество, как таковое, неотделимо от понятия «товар» и также является обязательным условием контракта); · Количество и сроки поставки; · Цена; · Базисные условия поставки (ФОБ, СИФ, ДАФ и др); · Условия платежа (порядок осуществления расчетов за поставленный товар); · Гарантии (для контрактов на машины и оборудование, ремонтные, монтажные и строительные работы); · Санкции и рекламации (порядок предъявления претензий и штрафов); · Арбитраж (условие о судебном разбирательстве споров); · Подписи сторон (условие, необходимое для того, чтобы контракт вступил в силу и приобрел статус юридически действительного документа). В свою очередь, самыми обязательными из перечисленных обязательных контрактных условий являются Базисные условия поставки и Условия платежа (регулирующие наиболее важные, ключевые вопросы сделки - уровень цены, условия транспортировки товара, схему и порядок расчетов), оформлять которые поэтому следует особенно тщательно, поскольку любая неточность или неполнота изложения уже точно, неизбежно приведет к тому, что выполнение контракта окажется затруднительным или даже невозможным. К дополнительным условиям контракта относятся: · Качество товара (условие, расшифровывающее, детализирующее сведения о качестве, указанные в «Предмете контракта»); · Упаковка и маркировка; · Сдача-приемка товара; · Транспортные условия (регламентируют технические вопросы, связанные с транспортировкой товара); · Форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы; · Прочие условия (набор итоговых, заключительных формулировок, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением контракта и пост-контрактными отношениями). Необходимо отметить, что специального законодательного акта, регулирующего вопрос об обязательных условиях внешнеторгового контракта, - несмотря на большую потребность в таком документе - в нашем законодательстве до сих пор нет. Этот «законодательный пробел» призван, в какой-то степени, компенсировать разработанный в МВЭС (Министерство внешних экономических связей; в настоящее время - Минэкономразвития РФ) и введенный в действие в 1996 г. документ под названием «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». В настоящее время это единственный специальный документ, более или менее регулирующий данный вопрос. Все контрактные условия, кроме того, можно разделить на условия типовые и индивидуальные, из которых первые - носят универсальный характер и представляют из себя набор общепринятых, стандартных формулировок, переносимых из контракта в контракт без изменений (таких условий в контракте большинство), а вторые - присущи только данной конкретной сделке, данному конкретному контракту (наименование Продавца и Покупателя, предмет контракта, его количество и качество, сроки поставки, цена, ставки по штрафам и претензиям, иные цифровые показатели - гарантийные сроки, график подачи машин, судов, срок действия контракта и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|