Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной классификатор типологии водителей по индивидуальным качествам




NN Комбинации Оценочные показатели,

типов характеризующие

параметров водителя

 

1. 1 3 5 7 Сенсорный, логический, рациональный, экстравертный

2. 1 3 5 8 Сенсорный, логический, рациональный, интровертный

3. 1 3 6 7 Сенсорный, логический, иррациональный, экстравертный

4. 1 3 6 8 Сенсорный, логический, иррациональный, интровертный

5. 1 4 5 7 Сенсорный, этический, рациональный, экстравертный

6. 1 4 5 8 Сенсорный, этический, рациональный, интровертный

7. 1 4 6 7 Сенсорный, этический, иррациональный, экстравертный

8. 1 4 6 8 Сенсорный, этический, иррациональный, интровертный

9. 2 3 5 7 Интуитивный, логический, рациональный, экстравертный

10. 2 3 5 8 Интуитивный, логический, рациональный, интровертный

11. 2 3 6 7 Интуитивный, логический, иррациональный, экстравертный

12. 2 3 6 8 Интуитивный, логический, иррациональный, интровертный

13. 2 4 5 7 Интуитивный, этический, рациональный, экстравертный

14. 2 4 5 8 Интуитивный, этический, рациональный, экстравертный

15. 2 4 6 7 Интуитивный, этический, иррациональный, экстравертный

16. 2 4 6 8 Интуитивный, этический, иррациональный, интровертный

 

9.5.2. Тест - определитель типологии личности водителей

 

На нижеперечисленные вопросы нет правильных или неправильных ответов. Ваши ответы помогут узнать предпочитаемый вами стиль поведения в различных ситуациях. Внимательно прочитайте и отвечайте на поставленные вопросы.

 

1. Когда вы находитесь в обществе, вы обычно предпочитаете:

а) участвовать в общей беседе

б) беседовать с каждым отдельно

 

2. Вы в большей степени человек:

а) реалистичный

б) склонный к теоретизированию

 

3. В критических ситуациях дорожного движения вы руководствуетесь в большей степени:

а) фактической дорожной обстановкой

б) вашими знаниями и опытом

 

4. На вас большее впечатление производят:

а) принципы

б) эмоции

 

5.Вас больше тревожат:

а)убедительные факты дорожно-транспортных происшествий

б)трогательные события автомобильных аварий

 

6. Принимая решение о поездке, вам легче:

а) иметь дело с правилами безопасности дорожного движения

б) выяснить, что надо делать, в ходе работы

 

7. В критических ситуациях дорожного движения вы:

а) быстро принимаете решение

б) испытываете затруднения в принятии решения

 

8. На вечеринках вы:

а) задерживаетесь допоздна, все более оживляетесь

б) уходите рано, чувствуя усталость

 

9. Вас больше привлекают:

а) реалисты

б) люди с богатым воображением

 

10. Вы больше интересуетесь заявками на перевозки:

а)реально существующими

6)возможными

 

11. Вы пожелали бы себе:

а) большей ясности ума

б) большей способности к состраданию

 

12. В отношении оценки других людей вы обычно:

а) объективны

б) субъективны

 

13. В процессе дорожного движения вы чаще действуете:

а) пунктуально

б) неторопливо и неспешно

 

14. Вы предпочитаете:

а) выполнять работу заблаговременно

б) откладывать все на последний момент

 

15. Проверяете ли вы перед поездкой колеса автомобиля?

а) да

б) тогда, когда позволяет время

 

16. Выполняя обслуживание автомобиля, вам приятнее:

а) делать ее общепринятым способом

б) изобрести собственный способ

 

17. Если вас останавливает полицейский, вам нравится, когда он:

а) четко говорит, что он имеет в виду относительно вашего нарушения

б) излагает мысли в необычной, оригинальной форме

 

18. Что вас больше привлекает:

а) последовательность и логичность рассуждений

б) гармоничность человеческих отношений

 

19. Вам машут рукой, прося о помощи на опасном повороте, остановитесь ли вы:

а) сразу же

б) только тогда, когда проедете опасное место

 

20. Вас больше привлекают ситуации:

а) определенные и завершенные

б) неопределенные и незавершенные

 

21. Вы можете сказать, что вы в большей степени:

а) серьезный и волевой человек

6) легко относящийся к жизни человек

22. Умеете ли вы сами менять колеса, чистить свечи, устранить мелкие неисправности вашего автомобиля?

а) Конечно, это должен уметь каждый водитель

б) Прибегаете к услугам автосервиса

 

23. Факты об автомобильных авариях:

а) "говорят сами за себя"

б) иллюстрируют некоторые закономерности

 

24. Вы больше доверяете:

а) своему опыту

б) своей интуиции

 

25. Чаще вы человек:

а) хладнокровный и спокойный

б) сердечный и участливый

 

26. Помогаете ли вы водителям, просящим помощи?

а) Всегда

б) Если время позволяет

 

27. В большинстве случаев вам больше нравится:

а) управлять ходом событий

б) полагаться на естественный ход событий

 

28. При включении двигателя вы проверяете показания контрольно-измерительных приборов:

а) всегда

б) иногда

 

29. В компании водителей вы:

а) являетесь инициатором разговора

б) ждете, когда к вам обратятся

 

30. Утверждения о влияния утомления водителя на безопасность движения:

а) редко вызывают сомнения

б) часто вызывают сомнения

 

31. Вы больше доверяете:

а) своему водительскому опыту

б) своей находчивости

 

32. Принимая решения, вам легче иметь дело с:

а) правилами и стандартами

6) чувством долга

 

33. Вы человек скорее:

а) твердый, чем мягкий

6) мягкий, чем твердый

 

34. В водительской деятельности вас больше привлекает:

а) планировать свою работу

б) использовать имеющиеся возможности

 

35. Вы больше цените в жизненной ситуации:

а) ясность

б) неизвестность

 

36. Новое и необычное взаимодействие с людьми:

а) стимулирует вас и наполняет энергией

б) утомляет вас и расходует энергию

 

37. В большинстве случаев вы человек

а) практичный

б) с фантазией и прихотями

 

38. В водительской деятельности вы склонны справляться:

а) с конкретной, точной и рутинной работой

б) когда задача очень запутана

 

39. Вам приносит большее удовлетворение:

а) тщательное обсуждение вопроса

б) достижение согласия об обсуждаемом

 

40. Вашими действиями в большей степени руководит

а) ваша голова

б) ваше сердце

 

41. Когда вы знаете, что в определенное время будете заниматься дальними перевозками:

а) вы рады, что можете спланировать свое время

б) вам неприятно, что вы чем-то связаны

 

42. Обычно вы:

а) стремитесь достичь заданных результатов

б) бываете довольны тем, что получается

 

43. Вы предпочитаете:

а) много друзей и непродолжительные отношения

б) несколько друзей и продолжительные отношения

 

44. В процессе дорожного движения:

а) вы беспокоитесь, если ситуация слишком усложняется

б) в сложных ситуациях вы спокойны

 

45. Вас больше интересует:

а) производство автомобилей

б) исследования и конструирование автомобилей

 

46. Вы считаете комплиментом, если вас называют:

а) логично мыслящим человеком

б) трогательным и чувствительным человеком

 

47. В себе вы больше цените:

а) решительность в действиях

б) преданность делу

 

48. Вы предпочитаете утверждения:

а) окончательные

б) пробные и предварительные

 

49. Для повышения безопасности вы предпочитаете:

а) иметь возможность планировать работу и работать по плану

в) хорошо приспосабливаетесь к меняющимся ситуациям

 

50. Общаясь с малознакомыми водителями, вы:

а) легко ведете продолжительные беседы

б) с трудом находите темы для разговора

 

51. Вы больше доверяете:

а) своему опыту

б) своей интуиции

 

52. Вы бы предпочли, чтобы вас считали

а) практичным человеком

б) изобретательным человеком

 

53. По вашему мнению, более достоин похвалы водитель:

а) обладающий "ясным умом"

б) способный на сильные чувства

 

54. Вы более склонны быть:

а) справедливым и беспристрастным

6) сочувствующим и сопереживающим

 

55. Предположим, что вы работаете водителем такси:

а) вы стремитесь получить максимальную выручку

б) ограничиваетесь тем, что получается

 

56. Вам лучше удается:

а) следовать по четко продуманному маршруту

б) справляться с неожиданностями по ходу движения

 

57. Вы как водитель лучше себя чувствуете:

а) когда активно общаетесь с пассажирами

б) когда работаете в одиночку

 

58. В себе вы больше цените

а) сильное чувство реальности

б) спокойствие в сложных ситуациях

 

59. Вы бы предпочли преподавать:

а) практические навыки безопасности движения

б) теоретические вопросы безопасности движения

 

60. Вы считаете большей ошибкой оценить поступки критериями:

а) «порядочно - непорядочно»

б) “правильно - неправильно»

 

61. Вы считаете себя:

а) трезво мыслящим

б) милосердным и отзывчивым

 

62. Вас больше привлекают ситуации:

а) упорядоченные и распланированные

б) неупорядоченные и не распланированные

 

63. Вы поступаете:

а) в соответствии с правилами чаще, чем эмоционально

б) эмоционально чаще, чем в соответствии с правилами

 

64. Обычно вы:

а) общительный человек

б) спокойный и сдержанный

 

65. Как водителю вам нравится:

а) иметь конкретные факты и информацию

б) когда недостает фактов и требуется интуиция

 

66. Проверяете ли вы перед поездкой состояние автомобиля?

а) Да

б) Когда есть время

 

67. Вы пожелали бы себе:

а) большей ясности ума

б) большей способности к состраданию

 

68. Строго ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

а) Всегда

б) Только если поблизости находится дорожная полиция

 

69. Вы предпочитаете:

а) запланированные события

б) незапланированные события

 

70. Курите ли вы за рулем?

а) Нет

б) Время от времени

 

Таблица 9.3.

Бланк заполнения анкеты для определения

типологии личности водителя

 

  Аa Бb   Аa Бb   Аa Бb   a Бb   Аa Бb   Аa Бb   Аa Бb
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

         

 

 

       
                                         
                                         
                                         
               

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

             

 

 

                   
                                         
                                         

 

 

Таблица 9.4.

Алгоритм определения типологии водителей

Заполненный вариант по номерам вопросов и вариантов ответов вышеприведенной анкеты

 

а б а б а б а б а б а б

    *   *     *     *     *       *     *
    *     *   *     *     *       *   *  
  *       *   *     *     *     *     *  
    *     *   *     *       *   *     *  
    *   *     *     *     *     *     *  
  *     *       *     *   *       *   *  
    *     *     *   *     *       *   *  
  *     *       *   *     *     *     *  
    *   *     *     *     *       *   *  
    *     *   *       *     *   *     *  
                                         
                                         
                                         
 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

         

 

 

       
                                         
                                         
                                         
                 
 

 

         
 

 

 
 

 

         
 

 

 
6

 

             

 

 

                 
                                         
                                         

 

Легко заметить, что в приведенном примере для водителя, заполняющего анкету, предпочтительными являются вариант 1 (11 очков против 8), вариант 3 (16 против 4), вариант 5 (14 против 6) и вариант 8 (7 против 3). Следовательно, по основному классификатору (Табл. 9.3.) данный водитель относится к типу под кодовым номером 1 3 5 8, т.е. у него сенсорный, логический, рациональный и интровертный тип личности.

 

9.5.3. Упрощенный вариант определения типа личности водителей

 

Упрощенный вариант определения типа личности водителя осуществляется по тесту Майерс-Бриггс (см. табл.9.5.)

Перед вами две колонки слов. Каждая строка состоит из пары слов, имеющих противоположное значение. В каждой паре выберите то слово, которое больше соответствует вашему истинному "я". Отметьте выбранное слово галочкой. Старайтесь быть как можно объективнее. Помните, что речь идет не о достоинствах и недостатках, а о ваших личных особенностях.

Над каждым столбцом стоит принятое международное название определенного признака типа личности (Рациональный тип, Иррациональный тип, Экстравертный тип, Интровертный тип и т.д.). Под столбцами вы увидите текст. Однако прочтите его лишь после того, как проработаете пары слов, в противном случае это может привести к неправильным результатам тестирования.

Из текста вы должны определить, какой из данных признаков типа личности больше подходит к вам. После прочтения вернитесь к столбцам и еще раз взгляните на них. После того, как все пары будут рассмотрены, выберите в списке итоговое количество галочек для каждой пары столбца. Если столбец, в котором количество галочек больше, обозначает тот же признак типа личности, что вы выбрали из текста, вы смело можете отнести ваш тип личности к указанному над данным столбцом.

 

Таблица 9.5.

Тесты на определение типа личности (И. Майерс - Бриггс)

Вопросы Рациональный тип   Иррациональный тип
    Предпочитает иметь возможность планировать свою работу и работать по плану   Обычно хорошо приспосабливается к меняющимся ситуациям
    Любит, чтобы понятия были сформулированы предельно ясно   Не обращает внимания на нерешенные вопросы
  Решения принимает быстро   Испытывает затруднения в принятии решений.
  Не любит прерывать текущую работу для того, чтобы переключиться на неотложную     Может начать слишком много работ сразу и с трудом их заканчивает. Любит откладывать неприятную работу на потом
  Может не обратить внимание на новые обстоятельства, на которые необходимо отреагировать     Замечает новые обстоятельства, на которые тут же и реагирует
  Хочет знать только то, что имеет отношение к его работе     Хочет знать все, что касается новой работы. Любопытен, любит новый взгляд на вещи, на людей и на ситуации
  Редко меняет свои взгляды. Довольствуется раз вынесенным суждением   Непоследователен, часто меняет свои мнение и взгляды

 

    Экстравертный тип   Интровертный тип
  Любит разнообразие и действие   Любит сосредоточенность и тишину
  Предпочитает быстроту, не любит сложных процедур     Стремится быть внимательным в мелочах, не любит безответственных утверждений.
  Любезен и оживлен в общении, много и охотно общается     С трудом запоминает имена и лица. Избирателен в общении. Заботится о качестве своего окружения
  Не любит подолгу заниматься одним и тем же делом, раздражается долговременностью работы, медлительностью процесса   Спокойно воспринимает необходимость непрерывно работать над долговременным заданием
  Интересуется результатами работы и способом ее выполнения     Интересуется смыслом выполняемой работы
  Не обращает внимание на перерывы в работе, вызванные неожиданными визитами, телефонными звонками     Не любит отвлекаться на неожиданные визиты и телефонные звонки
  Действует по возможности быстро, редко задумывается, прежде чем что-то сделать     Раздумывает, прежде чем действовать, а иногда и вместо того, чтобы действовать
8. Коммуникабелен, активно общается, любит разнообразить свое окружение   Хорошо работает в одиночку. Быстро устает от общения

 

  Сенсорный тип   Интуитивный тип
  Предпочитает решать задачи, имеющие стандартный способ решения   Любит решать новые задачи и оригинальным способом
  Спокойно и без раздражения занимается рутинной работой   Не любит возвращаться к прежней работе, не любит заново ее переделывать, не любит ее делать повторно
  Больше предпочитает совершенствовать знакомые средства, чем изучать новые   Больше любит изучать новые методы, чем пользоваться ими
  Работает стабильно, имеет реальное представление о сроках окончания работы   Работает нестабильно, импульсивно, периоды энтузиазма чередуются с периодами спада
  К умозаключению приходит последовательно и постепенно - путем анализа промежуточных суждений   К умозаключению приходит скачкообразно    
  Беспокоится, если ситуация слишком усложняется   В сложных ситуациях спокоен
  В рутинной, застойной ситуации спокоен   В рутинной, застойной ситуации беспокоен
  Редко доверяет вдохновению: начинает работать еще до того, как оно приходит   Вдохновляется собственными идеями, как плохими, так и хорошими
  В работе с фактами внимателен и точен   Нередко делает фактические ошибки
  Кропотливую работу любит и хорошо выполняет   Не любит тратить время на уточнения и проработку деталей

 

    Логический тип   Этический тип
  Сдержан в проявлении эмоций. Чувствами других людей мало интересуется   Интересуется чувствами окружающих его людей
  Не замечает нанесенных им обид   Любит дарить радость в мелочах
  Любит анализировать и устанавливать логический порядок   Стремится к гармоничным взаимоотношениям с людьми
  Предпочитает принимать решения, независимо от своих симпатий и игнорируя мнение окружающих   Часто принимает решения под влиянием симпатий и желаний, как своих, так и чужих
       
  Нуждается а справедливом поощрении   Любит, чтобы его хвалили.
  При необходимости может спокойно говорить человеку неприятные вещи, сделать ему выговор или заставить его покраснеть   Не любит говорить людям неприятные вещи
  Стремится быть в хороших отношениях только с людьми того магната, что и он сам   Старается быть с большинством людей в хороших отношениях
  Не боится показаться жестокосердным   Стремится быть приятным со всеми

 

Сопоставляя вопросы и ответы обоих тестов (15.5.2 и 15.5.3), водитель самостоятельно выявляет свои слабые и сильные качества и вырабатывает для себя стереотип безопасности индивидуального поведения.

В случае, если водитель затрудняется в разработке такой программы, он может воспользоваться компьютерной программой, которая выдает распечатку с конкретными указаниями принципов, методов и способов улучшения своего индивидуального поведения для повышения БДД в зависимости от конкретных ответов водителя на поставленные вопросы.

 

9.6. Последовательность внедрения методики стимулирования

 

Мотивация поведения водителя автомобиля обеспечить безопасность движения является важным фактором, влияющим на риск происшествий. В повседневной терминологии поведения обычно применяются слова "наказание" и "поощрение".

Санкции в виде штрафов, изъятия водительских удостоверений, систем штрафных баллов и другие слишком жесткие наказания могут дать эффект, противоположный тому, которого стремятся достичь (Dickens, 1986; Mann, 1991). Поэтому более эффективным является использование систем мотивации и/или вознаграждения, чтобы повлиять на поведение водителя.

Реализация методики состоит из нескольких этапов.

На первом этапе осуществляется тестирование водителя для выявления его индивидуальных особенностей.

На втором этапе, на основе составленной нами программы, компьютер анализирует ответы водителя и определяет, к какой категории фактора риска (ФР) из 16-и возможных вариантов относится данный водитель.

На третьем этапе определяется сумма страхового взноса (ССВ) для данного водителя на данном этапе - в зависимости от ФР и по согласованной со страховой компанией методике.

На четвертом этапе, в зависимости от ответов водителя, компьютер выдает распечатку, содержащую конкретные рекомендации для данного водителя по улучшению поведения, а также перечень индивидуальных мероприятий по повышению БДД.

На пятом этапе, спустя 6 месяцев, проводится повторное тестирование водителя, и процедура второго этапа повторяется, т.е. определяется фактор риска данного водителя, который в данном случае является оценочным показателем реализации мероприятий, рекомендованных по итогам предыдущего тестирования.

На шестом этапе уточняется сумма страхового взноса - в зависимости от увеличения или уменьшения показателя ФР. Принимая за исходную величину предыдущий показатель ФР, ССВ уменьшается для водителя, у которого показатель ФР снизился, и увеличивается для водителя, чей показатель ФР возрос. Процентное соотношение возрастания или снижения ССВ определяется в зависимости от заложенной в компьютере адаптивной программы управления ССВ.

На седьмом этапе повторяется процедура 4-го этапа и выдается новая распечатка с рекомендациями по повышению БДД и по усовершенствованию поведения водителя.

На восьмом этапе, через 6 месяцев после повторного тестирования, проводится третье тестирование водителя, после которого повторяется процедура 2-го этапа. Если на этом этапе выясняется, что показатель ФР снизился (т.е. произошло повышение показателя уровня БДД), то ССВ уменьшается, а повторное тестирование проводится через год. Если же на этом этапе наблюдается повышение показателя ФР, то повторное тестирование проводится через каждые 6 месяцев, с соответствующим увеличением ССВ до тех пор, пока показатель ФР не снизится до доступного для данного водителя уровня.

После восьмого этапа повторяется процедура 7-го этапа и выдается новая распечатка с рекомендациями по усовершенствованию поведения водителя и по повышению БДД.

Следует подчеркнуть, что при определении степени изменения ССВ учитывается состояние безаварийной работы данного водителя за период, прошедший после последнего этапа страхования.

Данная методика рекомендуется для применения на автотранспортных предприятиях с целью стимулирования водителей за безаварийную работу.

Таким образом, неоценимое значение применения данного метода заключается в том, что путем oпределения индивидуальных особенностей и соответствующего стимулирования водителей происходит самосовершенствование поведения води

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...