Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В результате в этих странах наблюдается более низкая отдача от научных исследований в целом, относительное отставание в развитии техники, технологий и др.




Таблица 2

Сравнение основных статей финансирования фундаментальных
научных исследований из федерального бюджета США в текущих
ценах в млн долларов

Область научных исследований Периоды времени, год
         
Оборона          
Здравоохранение          
Космические исследования          

Анализ данных табл. 1 и 2 показывает рост объемов финансирования этих трех областей знаний и приоритетной области – здравоохранения.

Во-вторых, показатели, оценивающие основной «выход» научных исследований – производство нового научного знания (фундаментального и прикладного).

Это показатели, позволяющие определить полученный вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной научно-технической области.

Все количественные меры научного выхода могут быть также соответственно отражены в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны таких, например, как общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно количества научных работников или населения всей страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов в разные периоды времени и т.д. Кроме того, эти показатели проявляются в структуре технических и технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации и информатизации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.

Для иллюстрации в табл. 3 приведены некоторые показатели для возможной оценки уровня научной деятельности в отдельных странах мира.

Таблица 3

Показатели для оценки уровня развития научной деятельности
в отдельных странах мира в 1996 г*

Показатели Государства
Япония Россия Индия Нигерия
Число ученых и инженеров (тыс. чел)       1,3
Расходы на НИОКР (млрд долл.) 75,1 1,4 4,7 0,021
Количество научных публикаций (тыс.) 39,4 17,2 7,8 0,3
Число заявок на выдачу патентов (тыс.)       0,2
Доля высокотехнологичной продукции в экспорте страны (%)      
Число компьютеров на 1 тыс. чел. населения     2,1 5,1

* Составлено по источникам [5,6,7]

По абсолютным показателям привлеченных в НИОКР ресурсов ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных знаний и открытий.

Высокие абсолютные показатели финансирования и занятого специального кадрового персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных исследований, освоения космоса, фармакологии и других областях знаний.

Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации» общества возможна лишь на основе относительных показателей, характеризующих относительную эффективность научной деятельности в стране.

Использование относительных показателей дает возможность некоторого совместного сопоставления больших и малых стран мира, выявления их характерных классификационных типов по уровню развития науки.

В нашей типологии мы использовали показатели, которые, как уже было сказано выше, относятся к двум группам:

1. Ресурсные показатели науки:

а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения;

б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США);

в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя (долл. США);

г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства (%).

2. Показатели эффективности науки:

а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства;

б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;

в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения;

г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров;

д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;

Е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения.

Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира
В табл. 4 приведены некоторые выборочные данные из статистического исследования по соотношению коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и результативности исследований по некоторым странам мира в 1990–1997 гг. с указанием интегральных показателей и ранжированием государств по национальному уровню развития науки. Соотношение ресурсных показателей и результативности науки, приведенных в этой таблице, позволило определить степень эффективности научной деятельности в государствах земного шара, что и явилось основой выделения как групп, так и подгрупп государств в зависимости от этих показателей. Таблица 4 Соотношение коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и результативности исследований по странам мира в 1990-1997 гг
Страна Уровень развития науки Ресурсы Результативность Интегральный показатель
         
Швеция 1,0000 0,9729 0,9115 0,8868
Швейцария 0,9233 0,8466 1,0000 0,7817
Япония 0,9139 1,0000 0,8278 0,7565
США 0,8342 0,8716 0,7968 0,5793
Дания 0,7594 0,6340 0,8848 0,4260
Нидерланды 0,7314 0,6727 0,7877 0,3876
Финляндия 0,7230 0,6207 0,8253 0,3704
Великобритания 0,7141 0,6727 0,7555 0,3629
Израиль 0,7015 0,8075 0,5956 0,3374
ФРГ 0,6919 0,7532 0,6307 0,3287
Австралия 0,6858 0,5714 0,8003 0,3136
Франция 0,6580 0,7766 0,5395 0,2757
Республика Корея 0,6541 0,6335 0,6748 0,2796
Норвегия 0,6471 0,6175 0,6768 0,2704
Сингапур 0,6468 0,5585 0,7352 0,2656
Канада 0,6395 0,5782 0,7016 0,2594
Бельгия 0,6377 0,6869 0,5885 0,2578
Австрия 0,6018 0,6048 0,5988 0,2179
Новая Зеландия 0,5452 0,3448 0,7456 0,1402
Ирландия 0,5173 0,4075 0,6272 0,1322

Окончание табл. 4

         
Польша 0,1864 0,2216 0,1512 0,00625
Украина 0,1862 0,2669 0,1056 0,00525
Россия 0,1819 0,2290 0,1348 0,00562
Индия 0,0954 0,1116 0,0792 0,000843
Китай 0,0850 0,0555 0,1146 0,000536
Бенин 0,0000 0,0720 0,0000 0,000010

Группа. Страны с высоким уровнем развития науки.

В данную группу входят 20 государств. Наиболее крупные из них – это США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция.

Для этих стран характерны: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% мировых затрат), большое количество занятого персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании и проведении исследований, стабильное лидерство в научно-технических достижениях и открытиях.

Несмотря на сходные черты НИОКР в этих странах и близость относительных показателей, в данной группе государств можно выделить три подгруппы:

Подгруппа А. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами и высокой эффективностью науки: Швеция, Швейцария, Япония, США.

США и Япония являются общепризнанными мировыми лидерами в проведении научных исследований и ведущими флагманами в развитии новейших технологий. Их научные системы – самые передовые в мировом сообществе, о чем свидетельствует широта изучаемых проблем, техническая оснащенность, а также статус науки и техники в общественном сознании.

Высокая эффективность науки в этих странах обеспечивается мощным целенаправленным финансированием частным капиталом и государством фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских разработок.

Швеция и Швейцария находятся в группе мировых лидеров благодаря достигнутым в этих странах относительным показателям развития науки. Если рассматривать относительное соотношение их «входных» и «выходных» показателей, то наука этих государств более эффективна, чем в США и Японии. Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн человек населения) они примерно в 2–4 раза превышают показатели США и более чем в 100 раз показатели Японии. Однако, если производить оценку в целом, то итоговый вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чем их соседей по подгруппе и других отдельных стран Европы.

Подгруппа В. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой эффективностью научных исследований, которые характеризуются многократным превышением «расходов» над «доходами». К таким государствам относятся ФРГ, Франция, Израиль.

Наука этих государств исторически является относительно более «фундаментальной», чем во многих других высокоразвитых странах. В этих государствах сильны сложившиеся веками традиции старых университетских научных школ, которые более тяготеют к так называемой «чистой науке».

Например, затраты на теоретические исследования в ФРГ и Франции превышают примерно 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные центры, университеты и лаборатории проводят длительные дорогостоящие эксперименты, результаты которых, возможно, смогут оценить по достоинству только в следующем тысячелетии.

В результате в этих странах наблюдается более низкая отдача от научных исследований в целом, относительное отставание в развитии техники, технологий и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...