В результате в этих странах наблюдается более низкая отдача от научных исследований в целом, относительное отставание в развитии техники, технологий и др.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Таблица 2 Сравнение основных статей финансирования фундаментальных
Анализ данных табл. 1 и 2 показывает рост объемов финансирования этих трех областей знаний и приоритетной области – здравоохранения. Во-вторых, показатели, оценивающие основной «выход» научных исследований – производство нового научного знания (фундаментального и прикладного). Это показатели, позволяющие определить полученный вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной научно-технической области. Все количественные меры научного выхода могут быть также соответственно отражены в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны таких, например, как общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно количества научных работников или населения всей страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов в разные периоды времени и т.д. Кроме того, эти показатели проявляются в структуре технических и технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации и информатизации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д. Для иллюстрации в табл. 3 приведены некоторые показатели для возможной оценки уровня научной деятельности в отдельных странах мира. Таблица 3 Показатели для оценки уровня развития научной деятельности
* Составлено по источникам [5,6,7] По абсолютным показателям привлеченных в НИОКР ресурсов ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных знаний и открытий. Высокие абсолютные показатели финансирования и занятого специального кадрового персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных исследований, освоения космоса, фармакологии и других областях знаний. Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации» общества возможна лишь на основе относительных показателей, характеризующих относительную эффективность научной деятельности в стране. Использование относительных показателей дает возможность некоторого совместного сопоставления больших и малых стран мира, выявления их характерных классификационных типов по уровню развития науки. В нашей типологии мы использовали показатели, которые, как уже было сказано выше, относятся к двум группам: 1. Ресурсные показатели науки: а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения; б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США); в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя (долл. США); г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства (%). 2. Показатели эффективности науки: а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства;
б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров; в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения; г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров; д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны; Е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В табл. 4 приведены некоторые выборочные данные из статистического исследования по соотношению коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и результативности исследований по некоторым странам мира в 1990–1997 гг. с указанием интегральных показателей и ранжированием государств по национальному уровню развития науки.
Соотношение ресурсных показателей и результативности науки, приведенных в этой таблице, позволило определить степень эффективности научной деятельности в государствах земного шара, что и явилось основой выделения как групп, так и подгрупп государств в зависимости от этих показателей.
Таблица 4
Соотношение коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и результативности исследований по странам мира в 1990-1997 гг
Окончание табл. 4
Группа. Страны с высоким уровнем развития науки.
В данную группу входят 20 государств. Наиболее крупные из них – это США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция. Для этих стран характерны: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% мировых затрат), большое количество занятого персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании и проведении исследований, стабильное лидерство в научно-технических достижениях и открытиях. Несмотря на сходные черты НИОКР в этих странах и близость относительных показателей, в данной группе государств можно выделить три подгруппы: Подгруппа А. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами и высокой эффективностью науки: Швеция, Швейцария, Япония, США. США и Япония являются общепризнанными мировыми лидерами в проведении научных исследований и ведущими флагманами в развитии новейших технологий. Их научные системы – самые передовые в мировом сообществе, о чем свидетельствует широта изучаемых проблем, техническая оснащенность, а также статус науки и техники в общественном сознании. Высокая эффективность науки в этих странах обеспечивается мощным целенаправленным финансированием частным капиталом и государством фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских разработок. Швеция и Швейцария находятся в группе мировых лидеров благодаря достигнутым в этих странах относительным показателям развития науки. Если рассматривать относительное соотношение их «входных» и «выходных» показателей, то наука этих государств более эффективна, чем в США и Японии. Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн человек населения) они примерно в 2–4 раза превышают показатели США и более чем в 100 раз показатели Японии. Однако, если производить оценку в целом, то итоговый вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чем их соседей по подгруппе и других отдельных стран Европы. Подгруппа В. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой эффективностью научных исследований, которые характеризуются многократным превышением «расходов» над «доходами». К таким государствам относятся ФРГ, Франция, Израиль.
Наука этих государств исторически является относительно более «фундаментальной», чем во многих других высокоразвитых странах. В этих государствах сильны сложившиеся веками традиции старых университетских научных школ, которые более тяготеют к так называемой «чистой науке». Например, затраты на теоретические исследования в ФРГ и Франции превышают примерно 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные центры, университеты и лаборатории проводят длительные дорогостоящие эксперименты, результаты которых, возможно, смогут оценить по достоинству только в следующем тысячелетии. В результате в этих странах наблюдается более низкая отдача от научных исследований в целом, относительное отставание в развитии техники, технологий и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|