Порядок лицензирования гражданского и служебного оружия и патронов к нему
Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему регулируется ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оружии», согласно которому лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему составляет шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Исключение составляют открытые лицензии на приобретение некоторых видов оружия самообороны, которые выдаются на пять лет. Срок действия указан на лицевой стороне лицензии. В развитие ст.9 ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оружии», МВД России были изданы следующие документы: - Приказ МВД России от 14 мая 2012 г. N 508 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой»; - Приказ МВД России от 26 апреля 2012 г. N 366 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему»; - Приказ МВД России от 11 мая 2012 г. N 501 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов»;
- Приказ МВД России от 25 апреля 2012 г. N 360 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему»; - Приказ МВД России от 23 апреля 2012 г. N 355 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему». Перечисленные Административные регламенты определяют сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов МВД России по выдаче соответствующей лицензии. При этом основные положения, касающиеся процедуры оформления и рассмотрения заявления на выдачу лицензии, установлены ч. 3 ст. 9 ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оружии». Форма заявления утверждается соответствующим административным регламентом. Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814» утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. Указанная Инструкция регулирует вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензий на приобретение, коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему.
Так, в соответствии с названной Инструкцией заявления на выдачу лицензии принимаются в приемные дни в установленное время сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений полиции либо сотрудниками, на которых возложены такие обязанности, в специально выделенных для этих целей служебных помещениях. Как правило, заявления на приобретение оружия выдаются заявителю самими же сотрудниками полиции при обращении в лицензионно-разрешительное подразделение. Обращения руководителей юридических лиц рассматриваются органами внутренних дел по месту регистрации юридических лиц. Заявления граждан РФ подаются в орган внутренних дел по месту жительства. Сведения о приеме граждан, их паспортные данные, данные юридических лиц заносятся в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. Одновременно осуществляется регистрация представленных документов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также записи о выдаче заявителю лицензий или разрешений либо письменных уведомлений об отказе в их выдаче. Перед регистрацией сверяются паспортные данные граждан с указанными в заявлениях, а поступившие материалы проверяются на соответствие требованиям законодательства об оружии, положениям учредительных и регистрационных документов юридических лиц. Регистрация заявлений и поступающих материалов, которые не имеют необходимых документов, оформленных с нарушением установленных требований, не допускается. Сотрудник, отвечающий за прием и регистрацию поступивших материалов, обязан выдать заявителю талон-уведомление об их принятии. По результатам изучения заявления, поступивших материалов и проведенных проверок, при отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, ответственный сотрудник выносит заключение о выдаче лицензии. Заключение согласовывается с руководителем органа внутренних дел или его заместителем - начальником полиции либо лицами, исполняющими их обязанности. В целях осуществления предварительного лицензионного контроля орган внутренних дел обязан запросить в Федеральной налоговой службе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в случае, если выписка не была представлена заявителем при обращении. Рассмотрение заявления не должно превышать одного месяца с момента его регистрации.
Например, Определением Пермского краевого суда от 27 мая 2013 г. по делу N 33-4833 бездействие отдела полиции, выразившееся в непредставлении ответа на заявление о выдаче лицензии на приобретение огнестрельного охотничьего оружия, признано незаконным, поскольку материал о выдаче лицензии не был рассмотрен в течение месяца со дня подачи заявления, что повлекло нарушение прав заявителя. В ст. 9 ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оружии» перечислены основания для отказа в выдаче лицензии. Данные основания являются общими (непредставление необходимых документов, неверная информация, указанная в них, нарушения, выявленные в ходе предварительной проверки, и др.) и конкретизируются в других статьях ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оружии» (например, в ст. 13). Ст. 9 ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оружии» предусмотрена обязанность информирования лицензирующим органом заявителя в письменной форме в случае отказа в выдаче лицензии с указанием причин отказа. При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится соответствующее мотивированное заключение за подписью лица, осуществлявшего рассмотрение заявления и поступивших материалов, которое утверждается одним из руководителей органа внутренних дел, имеющим право подписи лицензий. На основании мотивированного заключения заявителю направляется письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием конкретных норм законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России, повлекших принятие отрицательного решения. Решение об отказе в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 113-ФЗ ст. 9 ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оружии» дополнена ч. 6, содержащей перечень случаев, при которых приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежит лицензированию. К таким случаям относятся: - приобретение оружия государственными военизированными организациями; - приобретение спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им, спортивными организациями и образовательными организациями; - приобретение длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия; - приобретение списанного оружия и охолощенных патронов. Вероятно, устанавливая указанный список исключений по лицензированию, законодатель исходил в первом случае из позиции нецелесообразности получения лицензии, т.к. деятельность военизированных организаций во многом непосредственно связана с необходимостью хранения и использования оружия. В последних трех случаях очевидна невысокая социальная опасность приобретения оружия, в связи с чем получение лицензии на его приобретение также можно считать нецелесообразным. Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза, транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его составных частей и патронов к нему
Ввоз или вывоз оружия осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государств – членов Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (в РФ – это Министерство промышленности и торговли), а также при наличии заключения (разрешительного документа) на ввоз или вывоз оружия, выдаваемого органом, осуществляющим контроль в сфере оборота оружия, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза [3]. Ввоз оружия на Таможенную территорию Таможенного союза может осуществляться юридическими лицами (поставщиками), а вывоз юридическими лицами, имеющие лицензию на производство оружия. В Российскую Федерацию порядок ввоза гражданского, служебного длинноствольного гладкоствольного оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий в целях сертификации устанавливается Федеральной таможенной службой, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Для оформления лицензии в уполномоченный орган представляются документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года: 1) заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии. 2) электронная копия заявления, созданная с помощью программного обеспечения, и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Евразийской экономической комиссией форматом; 3) копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) – копия иного документа, подтверждающего намерения сторон; 4) копия документа о постановке на учет в налоговом органе; 5) копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории; 6) иные документы, если они определены решением Евразийской экономической комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара [6]. В соответствии с национальным законодательством государств – членов Таможенного союза заявитель дополнительно представляет: 1) сертификат соответствия либо документ, подтверждающий проведение в установленном порядке сертификации оружия после его ввоза; 2) документ о допустимости воздействия на организм человека поражающих факторов оружия, выданного уполномоченным органом в области здравоохранения. Срок рассмотрения документов, представляемых в согласующий орган, определяется Российской Федерацией. Документы, представляемые заявителем, должны быть заверен подписью и печатью заявителя, либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя. Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе. В случае если заявление о выдаче лицензии оформляется на ввоз или вывоз нескольких видов, типов и моделей оружия, соответствующих одному 10 - значному классификационному коду по ТН ВЭД ТС к заявлению о выдаче лицензии оформляется приложение. Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны, взимаемой за выдачу лицензии [6]. Министерство промышленности и торговли РФ оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль. Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется Министерством промышленности и торговли в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов. Министерство промышленности и торговли вправе выдавать разъяснения по вопросам выдачи лицензий. Информация о выданных заключениях направляется в Евразийскую экономическую комиссию. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются: 1) наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии; 2) несоблюдение требований3) прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии; 4) нарушение международных обязательств государств, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия; 5) исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары) [6]. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме. Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера. В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно - правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения. Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях: 1) письменное обращение заявителя; 2) внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом; 3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии; 4) прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия; 5) исполнение договора (контракта), на основании которого выдана лицензия, нарушает международные обязательства государств Сторон; 6) отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование; 7) выявление допущенных при выдаче лицензии нарушений, повлекших выдачу лицензии, которая при соблюдении установленного порядка не могла быть выдана; 8) несоблюдение владельцем лицензии установленных международными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами государств Сторон условий выдачи лицензии; Действие лицензии приостанавливается с даты принятия уполномоченным органом решения об этом. Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. При этом приостановление действия лицензии не является основанием для ее продления. Не требуется получение лицензии при условии наличия заключения (разрешительного документа), выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль в сфере оборота оружия: 1) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами оружия, приобретенного в третьей стране для личного пользования; 2) на временный ввоз и временный вывоз оружия физическими лицами или спортивными организациями для участия в спортивных соревнованиях; 3) на временный ввоз и временный вывоз оружия физическими лицами для участия в охоте; 4) на вывоз оружия физическими лицами, выезжающими на постоянное место жительства, и ввоз оружия физическими лицами, въезжающими на постоянное место жительства; 5) на временный вывоз оружия физическими или юридическими лицами для участия в выставках, проводимых вне территории таможенного союза; 6) на временный ввоз оружия физическими или юридическими лицами для участия в выставках, проводимых на таможенную территории Таможенного союза; 7) на ввоз и вывоз конструктивно сходных с оружием изделий; (Приложение 1); 8) на ввоз и вывоз оружия, имеющего культурную ценность и не отнесенного к антикварному оружию; 9) на ввоз оружия для проведения испытаний в целях подтверждения соответствия. Без проведения сертификации через таможенную границу Таможенного союза могут перемещаться оружие и патроны: 1) имеющие сертификаты соответствия; 2) ввозимые производителями оружия или патронов в целях проведения исследований или испытаний либо использования в процессе производства; 3) перемещаемые по территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 4) предназначенные для коллекционирования или экспонирования при предъявлении лицензии на коллекционирование или экспонирование; 5) временно ввозимые юридическими и физическими лицами в целях охоты или участия в спортивных мероприятиях. Ввоз и вывоз огнестрельного, метательного и пневматического оружия, изготовленного до 1899 года, (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя), а также иного холодного оружия, изготовленного до конца 1945 года, осуществляется, в соответствии с требованиями, предусмотренными положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов. Ввоз в Российскую Федерацию наградного оружия и патронов, полученных гражданами Российской Федерации на основании наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, осуществляется по разрешениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, выдаваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не допускается ввоз в Российскую Федерацию в качестве наградного оружия боевого длинноствольного либо специального оружия, предназначенного для выполнения боевых и оперативно-служебных задач подразделениями специального назначения, оружия, позволяющего вести огонь очередями, а также оружия и патронов к нему, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации. Перемещение наградного оружия через таможенную границу Таможенного союза для проведения ремонта (реставрации) и обслуживания, участия в спортивных мероприятиях, охоте, экспонировании осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей [6]. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации на постоянное жительство в другие страны, вправе вывозить наградное оружие при наличии документа посольства (консульства) соответствующего иностранного государства в Российской Федерации, подтверждающего возможность ввоза такого оружия, на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации. Транзит через территорию Российской Федерации оружия и патронов в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется их владельцами либо перевозчиками, имеющими соответствующую лицензию таможенных органов Российской Федерации, на основании разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Транзит оружия и патронов, а также их доставка в определенное таможенными органами место осуществляются при условии их таможенного сопровождения либо перевозки оружия и патронов таможенным перевозчиком. Оружие и патроны после уведомления таможенных органов Российской Федерации об их ввозе (вывозе) и представления таможенным органам в месте доставки должны находиться на складах временного хранения, учрежденных в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, а после помещения их под таможенный режим таможенного склада - на определенных Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации таможенных складах, порядок функционирования которых устанавливается Федеральной таможенной службой и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Оружие и патроны, находящиеся под таможенным контролем и не прошедшие сертификационных испытаний, подлежат возврату таможенному органу Российской Федерации в двух недельный срок со дня вынесения решения органом по сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Ввозимые на территорию Российской Федерации или вывозимые из Российской Федерации оружие и патроны подлежат обязательному таможенному досмотру при таможенном декларировании. Требования по осуществлению таможенного контроля и производству таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых из Российской Федерации оружия и патронов устанавливаются Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|