Интуиция: многократная смена доминирования
Взаимодействие полушарий в норме реципрокно, т. е. при обработке информации в одном полушарии другое на это время несколько затормаживается и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетливость проявлений его функций. Например, у человека с временно функционирующим только правым полушарием происходит ухудшение словесного восприятия, а другие виды восприятия одновременно улучшаются. Интересной иллюстрацией взаимного торможения полушарий служит характер решения специальных логических задач. Для эксперимента подобрали такую задачу, с которой люди в нормальном состоянии, как правило, не справляются. Затем ее предложили людям, у которых временно отключили правое полушарие головного мозга, и обнаружилось, что они справились с ней существенно лучше. Почему же люди с работающими обоими полушариями оказались менее способными, чем люди с одним работающим полушарием? Допускают, что обычно у человека, решающего такую задачу, правое полушарие «заглушает» логический голос левого, и лишь при выключении правого полушария этот голос левого может быть услышан. Значение попеременной активизации полушарий видно и из такого примера. Обнаружено, что у большой части заикающихся не типична локализация функции речи: нет доминирования левого полушария, а проявляется симметричное ее представительство в обоих полушариях. Можно предположить, что процессы, связанные с формированием речи, которые в норме должны развиваться с фиксированным сдвигом, у них разворачиваются с другим сдвигом или даже одновременно. Тем более, что экспериментально показано — задержка обратной связи (когда человек с определенной задержкой слышит собственную речь) приводит к заиканию любого человека. Интересно, что указанные формы заикания сочетаются с бедностью эмоциональной окраски речи, т. е. с признаками правосторонней недостаточности.
Выявленные реципрокные отношения полушарий позволяют уловить динамику переключения с образного языка на логический и обратно в процессе решения задачи, а также уяснить затормаживающее воздействие на мыслительный процесс как избыточной образности, так и слишком ранней и отчетливой вербализации, ведь известно, что коль скоро некоторая схема решения задачи уже сформулирована словесно, возможность «иного» видения этой задачи резко снижается. Однако реципрокность существенна не только для мыслительных операций в процессе поиска решения. Как уже было отмечено, правое полушарие обрабатывает информацию в поле «здесь и теперь», но не всякое действие может быть оптимально реализовано именно в этих условиях — часто его нужно отсрочить и перенести. Участие левого полушария как раз позволяет произвести такой перенос действия. Правое и левое полушария отражают различные отрезки временной оси и, работая в разном темпе, обеспечивают адекватное восприятие пространства и времени. Правое полушарие упорядочивает информацию о прошлом, а левое на этой основе строит прогноз о будущем. Для понимания проблемной ситуации и принятия решения обычно необходимо подняться над деталями и увидеть ее не только обобщенно, но и в новом ракурсе. Такая позиция требует изменения, уменьшения контакта с внешней средой. Это отключение не может быть длительным, поскольку ситуация непрерывно меняется. Координированная работа полушарий с периодическим переносом акцента (динамическое доминирование) позволяет принимать решение, не теряя контроля за внешней средой. Например, во время неожиданных и опасных ситуаций на борту самолета летчик иногда отстранение наблюдает за своим поведением. Происходит как бы раздвоение психики: в короткий временной интервал он, с одной стороны, мгновенно совершает сложнейшие вычисления и статических и динамических компонентов системы с громадным числом степеней свободы, вычислений, которые при осознанном выполнении потребовали бы длительного времени — не мгновений, а с другой стороны, продолжает практическое управление самолетом.
Мыслительный процесс, приводящий к получению новой информации об отношениях и связях объектов, всегда требует участия обоих полушарий. Мы предполагаем, что этот процесс включает несколько последовательных этапов, когда доминирует по очереди то одно, то другое полушарие. Когда доминирует левое, то результаты мыслительной деятельности, достигнутые к этому моменту, могут быть вербализованы и осознаны. Когда доминирует правое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть осознан и вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возникает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с состояниями, непосредственно предшествовавшими его получению, неосознанности ни подготовительных этапов, ни промежуточных операций. В таких случаях обычно считается, что решение найдено интуитивно, а обратная связь, свидетельствующая о получении интуитивного решения, замыкается через возникающие эмоциональные ощущения. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. По мнению Декарта [95], с помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. В настоящее время считается, что переход (скачок) от одной логической системы к другой при рассуждении возможен лишь с помощью интуиции. Неоднократно возникал вопрос: что более значимо для интуитивного решения — логический или чувственный компонент? Высказывались различные мнения. Например, в книге, посвященной психологии математического творчества, ее автор Адамар [10] на основе анализа большого числа самонаблюдений известных ученых пришел к обоснованному заключению, что чисто логических открытий не существует, однако, впадая в другую крайность, утверждал, что открытие всегда происходит на бессознательном уровне, как некая вспышка идеи после предварительной сознательной работы, и слова совсем не участвуют в процессе творчества. Близкую позицию по данному вопросу занимал Пиаже [214]. Он рассматривал интуицию как образное предметное мышление, характеризующее главным образом дологическую стадию развития интеллекта, считая, что с возрастом роль интуиции несколько уменьшается, и она уступает место более социальному типу мышления — логическому.
Другие исследователи полагают, что в процессе творчества логические и чувственные компоненты дополняют друг друга. Например, Маслоу считает непременными две фазы творчества. С его точки зрения, первая характеризуется импровизацией и вдохновением. При этом «творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее и живет только настоящим моментом, она полностью погружена в предмет, очарована и загружена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий» [372, с. 61]. Вторая фаза — это разработка или логическое развитие идей, возникших в первой стадии. В основе представлений Пуанкаре — тоже двухкомпонентный процесс. По его мнению, посредством логики доказывают, а посредством интуиции изобретают, т. е. усматривают нечто новое в окружающем мире. Он писал: «Логика говорит нам, что на таком-то пути мы, наверное, не встретим препятствий, но она не говорит, каков путь, который ведет к цели. Для этого надо издали видеть цель, а способность, научающая видеть ее, есть интуиция» [по 10]. Действительно, трудно представить себе творческий процесс без предвосхищения цели. В качестве основных особенностей интуитивного решения обычно отмечают чувственность образов, неосознанность способов получения результата, большую значимость пространственно-временных компонентов, целостность восприятия. Все это свидетельствует о существенном вкладе механизмов правого полушария в этот процесс. Но коль скоро результат интуитивного решения осознается и может быть оречевлен и проверен на логическую непротиворечивость, необходимо предположить участие в этом процессе левого полушария. Многие исследователи подметили, что внешние проявления интуиции (характеризующиеся одномоментностью возникновения результата и его нерасчлененностью) субъективно ощущаются как скачок из ситуации, когда не было никакого решения, к ситуации, когда есть готовое, целостное решение. Подчеркнем, что обычно никакие подготовительные и промежуточные этапы этого процесса не осознаются.
Обсуждая механизмы межполушарных взаимодействий и учитывая особенности интуитивного решения (участия в нем обоих полушарий и ощущение скачкообразного возникновения результата), мы допускаем, что скачок отражает переход обработки информации из одного полушария в другое. В соответствии с этой гипотезой, интуиция рассматривается как переход от чувственных образов к понятиям или от понятий к чувственным образам. А поскольку не выявлено промежуточных ступеней между наглядными образами и понятиями и даже самые элементарные понятия качественно отличаются от чувственных представлений, указанный переход должен иметь скачкообразный характер и не может быть представлен и виде промежуточных элементов. Скачки, разрывность могут объяснить субъективное ощущение непосредственности интуитивно получаемого знания — усмотрение результата. Большинство описаний интуитивных решений, подчеркивающих их чувственную представленность, неосознанность и целостность, косвенно наталкивают на предположение, что направление скачка связано с переходом обработки информации из левого полушария в правое. Более дифференцированно подходят к этому явлению А. С. Кармин и Е. П. Хайкин [120]. Они подразделяют интуицию на две формы: концептуальную и эйдетическую. Концептуальная формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на основе имевшихся ранее понятий. Такая точка зрения допускает понимание скачка, лежащего в основе интуиции, не только как одностороннего перехода при обработке информации из левого к правому полушарию, но и как перехода из правого полушария в левое. Создается впечатление, что за счет многократных межполушарных переходов процесс решения сложной задачи имеет не однонаправленный, а как бы полициклический характер. При этом на каждом цикле вводится новая информация и используются новые методы ее анализа и тем самым продвигается решение задачи. Вероятность каждого из переходов зависит от этапа решения и типа задачи. (Такая позиция подкрепляется, в частности, исследованиями, проводимыми с помощью электронного томографа. Они позволили в эксперименте проследить перераспределение активности между полушариями без выключения одного из них, в зависимости от характера решаемой задачи.)
Одна и та же задача часто может решаться различными методами. Если гипотеза о способе решения формируется в правом полушарии, то она обобщеннее и синтезируется быстрее за счет присущей правому полушарию целостности представления и возможности совершения внутриполушарного скачка к цели. Направление такого скачка может определяться одномоментным усмотрением соотношения исходной позиции и желаемого конечного результата. Выигрыш в скорости выдвижения правосторонних гипотез и их обобщенности оплачивается пониженной надежностью из-за перескакивания через зону отсутствующих данных. В процессе решения такие пробелы информации могут преодолеваться человеком за счет перекодирования незрительной информации в целостные зрительные образы, которые адекватно заменяют труднообозримые и отсутствующие звенья формально-логических отношений. Благодаря этому интуитивные ходы мысли, в отличие от дискурсивного логического рассуждения, могут совершать скачки через информационные пробелы. Если гипотеза формируется в левом полушарии, то переход между исходной позицией и результатом идет через последовательность мелких скачков, правомерность каждого из которых проверяется рекурсивно-логическим путем. Этот способ решения более надежен, так как проверка гипотезы производится после каждого небольшого скачка. Но такой путь — существенно более медленный, так как нет зрительного соотнесения промежуточного результата с конечной целью, что ведет за собой увеличение числа возвратов на предшествующие позиции после неудачных шагов. Известно, что в долговременной памяти человека имеются два разных хранилища: в правом полушарии сохраняются образные представления, в левом — символьные описания. Необходимость использовать в одной и той же задаче как первый, так и второй тип описания объекта неизбежно ведет к переносу доминирования из одного полушария в другое. Если первичные образы — целостные представления различных типов, сформированные правым полушарием,— уже переработаны левым полушарием в признаки, понятия и слова, то целесообразно ли дальнейшее сохранение первичных образов? Именно анализ целей деятельности позволяет выяснить, при каких условиях переживаемые события запоминаются во всей своей образной полноте — вместе с контекстом, а при каких человек выделяет и запоминает лишь некоторые их существенные признаки. С одной стороны, сохранение только развернутых первичных образных зрительных впечатлений как бы загромождает память и делает более долгим и сложным поиск информации при решении задач. С другой стороны, запоминание только преобразованной и сжатой информации связано с риском не сохранить именно ту ее часть, которая впоследствии может понадобиться. Этими двумя противоречивыми факторами — необходимостью полной информации и ценой ее сохранения и преобразования определяются способы использования прошлого опыта. Вероятно, полезно хранить и достаточно полную запись исходной информации, и ряд преобразованных и сжатых вариантов, при этом сжатие может быть неоднозначным и проведено по нескольким правилам, основаниям. Обычно процесс преобразования информации при решении задачи рассматривается только как переход от чувственного правостороннего к словесно-логическому левостороннему восприятию. Нам представляется, что это лишь часть процесса представления информации в зрительной и символьной форме, первый его виток. После этого символы, сформированные в левом полушарии, могут быть вторично зрительно представлены в правом и получить чувственную окраску и эмоциональную значимость. Новый вторично-чувственный образ, сформированный в правом полушарии, может вновь пройти символьную обработку и получить другое название в левом и т. д. Нам очень близка позиция В. В. Налимова [195, 196]; добавившего к существующим уровням — образному (дологическому) и логическому — еще один, третий уровень иерархии мышления, который надстраивается над логическим и представляет собой свойства интуиции и творчества. Только, по нашему мнению, на этом процесс не прекращается, и дальнейшее можно представить себе как последовательную смену доминирования полушарий. Если символьные признаки левого полушария развиваются на основе досимвольных правосторонних представлений, то элементы высшего обобщения символьных интеллектуальных операций в их единстве с эмоциональным личностным переживанием, такие, как выявление смысла ситуации или критика, по последним научным данным, в большей мере связаны с правосторонней локализацией. Эти высшие правосторонние функции как бы надстраиваются над символьными признаками слева, и спираль развития признаков формируется в полушариях последовательно полициклически: справа — слева — справа —... Пути развития интуиции Если решение какой-либо-задачи приходит к человеку интуитивно — неожиданно, спонтанно — и он не может осознать, как оно получено, то это вызывает у него удивление, представляется ему совершенно непостижимым и непонятным, независимо от того, предшествовали ли этому мучительные и продолжительные поиски или решение далось сразу и без труда. Ощущение непостижимости результата рождает у многих убежденность в невозможности осознанно научиться интуитивным способам решения. Между тем для каждого человека было бы полезно владеть этими способами познания, так как они необходимы во многих профессиях и просто в жизненных ситуациях. Например, от судьи закон требует знания не только «буквы» закона, но и его «духа». Судья должен выносить приговор согласно «внутреннему убеждению», а не только в соответствии с заранее определенным количеством доказательств, т. е. в законе наряду с однозначной «буквой» предполагается и интуитивный «дух». Аналогично и опытный врач, бросив мимолетный взгляд на больного и поставив правильный диагноз, зачастую не может не только объяснить, на какие именно симптомы он ориентировался, но даже их осознать. Накопленный профессиональный багаж проявляется у него через интуитивные решения. Роль интуиции отчетливо выявилась в исследовании, проведенном психиатром Ирле [по 48, с. 29]. Он разослал психиатрам — своим коллегам — анкеты, включавшие вопрос: какое значение имеет интуиция в их практической работе. И 86% ответивших заявили, что они могут безошибочно диагносцировать некоторые заболевания с первого взгляда на основании интуиции — по мнению этих врачей, интуиция очень важна в их деятельности. Во многих «скоростных» профессиях, например, таких, как летчик-испытатель, где ответственные, жизненно важные решения нередко должны приниматься в жестком дефиците времени и информации, развитая интуиция — поистине неоценимый клад, поскольку присущая интуитивным решениям полнота, идущая от учета очень многих переменных за короткое время, как раз и обеспечивает необходимую скорость и качество принимаемых решений, которые были бы невозможны при применении обычных, последовательных, строго логических способов решения. Поскольку творческие компоненты присутствуют почти во всех профессиях, важность развития интуиции становится очевидной. Творческое мышление заключается не в сведении новых задач к известным способам их решения, а требует умения увидеть задачу в целом, подвергнуть критике все известные методы. Человек должен увидеть ограниченность, схематичность старого метода рассмотрения проблемы и уметь выйти за рамки привычных, одобряемых логикой и здравым смыслом представлений. Именно такой новый, целостный взгляд на проблему достигается за счет интуиции. В жизни каждого человека необходимы интуитивные решения, особенно в обстановке дефицита времени и информации, при поиске новых подходов к старым проблемам и для адекватного взаимодействия с другими людьми. Поскольку к особенностям деятельности правого полушария относятся большая скорость операций, целостность, обобщенность восприятия, вовлечение непроизвольной памяти и другие черты, присущие интуитивным решениям, то обучение, направленное на их развитие, должно быть связано с раскрепощением правого полушария, с опорой на него. Правостороннее восприятие не фиксируется на деталях, оно упрощает картину мира, дает представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства, словом, имеет самое тесное отношение к эстетическому чувству, лежащему в основе восприятия человеком искусства. Здесь надо помнить, что, в отличие от науки, оперирующей понятиями, искусство имеет дело прежде всего с образами. Искусство нарушает монополию логического мышления и утверждает авторитет чувственного постижения, постольку оно способно порождать эмоциональное, субъективное восприятие действительности, отражающееся в эстетических оценках, без которых нет творчества. Среди математиков распространено представление, что одним из основных критериев правильности получаемых конструкций при переходе от подсознательно нащупанного решения к осознанному служат возникающие при этом эстетические оценки — чувство гармонии и изящества формы. Логическое (или по другой терминологии — вертикальное) мышление — часто самая короткая дорога к цели, но не каждая задача имеет логическое решение и, кроме того, для логического подхода границы решения проблемы определяются наличным научным знанием. Гипотеза, выдвигаемая с учетом этих знаний, направляет путь решения и удерживает его в пределах определенных границ. Однако принятые ограничения могут быть воображаемыми, а истинное решение — лежать вне их. Например, в известной истории с Маркони логическое заключение экспертов о невозможности передачи радиоволн через океан было правильным с точки зрения известных на тот момент фактов (прямолинейного распространения волн и шарообразности земли). Маркони пренебрег мнением экспертов и успешно осуществил радиопередачу через океан. Если бы он совершал только логически безупречные шаги, то вообще отказался бы от попыток, так как тогда еще не знали об отражающих способностях ионосферы. Желание быть правым на каждом шагу, делать только логически оправданные движения воздвигает один из барьеров на пути новых идей [324]. Размышляя о целесообразности развития интуиции и специфике правосторонних способов решения проблем, не забудем о существенных межиндивидуальных различиях в мере доминантности полушарий. Когда доминантность выражена ярко и человек может быть охарактеризован как мыслительный либо художественный тип, то тем самым предопределяются и способы решения познавательных задач, т. е. когнитивный стиль, и вместе с тем растет вероятность продуцирования однобоких решений. У людей с ярко доминирующим левополушарным мышлением сознательный контроль может быть столь мощным, что способен отвергнуть свидетельства органов чувств и тем нарушить связь творческого процесса с практикой. Как уже упоминалось, с нашей точки зрения, механизм интуиции связан с накоплением и обработкой информации в одном полушарии до момента, когда будет превзойден некоторый порог, и со скачком — передачей подготовленного в этом полушарии полуфабриката решения для реализации, завершения или осознания в другое полушарие. Ключевым моментом в развитии интуиции становится не только уяснение специфики обработки информации каждым полушарием, о чем уже говорилось в этой главе, но и овладение способами их развития и стимуляции. Психологией не в равной мере изучены способы анализа, присущие левому и правому полушариям. Левосторонняя обработка исследована существенно полнее (мы рассмотрели ее в главе «Мышление»): это уточнение и формулирование задачи, постановка вопросов, осознанный поиск в памяти подходящей гипотезы и логические способы проверки решения на достаточность и непротиворечивость. Но часто бывает, что таким путем задача не может быть решена. Что тогда? Тогда осуществляется скачок и вступают в действие другие способы обработки информации — правосторонние. Об обработке в правом полушарии известно мало и главным образом потому, что эти способы не осознаются, Фрейд [277] предпринял попытку выделения неосознаваемых операций обработки информации, описав две из них — конденсацию и смещение. Конденсация — совмещение разнородных элементов в единый образ (коллективный портрет, метафору). О конденсации способов взаимодействия с различными предметами в единую сенсомоторную схему уже упоминалось в главе «Мышление» при обсуждении развития мышления у детей. Трудно переоценить и роль реального манипулирования с предметами (моделями) у детей и взрослых для развития пространственного воображения за счет тренировки в конденсировании подобных схем. Другой тип конденсации (не в моторной сфере, а в сфере восприятия) имеет место при формировании обобщенного портрета. Так, большинство людей представляет себе общие черты лиц различных национальностей и может отличить немца от японца, француза от китайца, а англичанина от итальянца. Многие, не зная, по существу, ни одного языка, кроме родного, могут отличать немецкую речь от английской, английскую от французской, французскую от испанской и т. д. Если же их попросить перечислить общие черты внешнего облика представителей этих национальностей или соответствующего языка, признаки, по которым осуществляется различение, то окажется что эти черты и признаки обычно не осознаются. Возможно, эти представления возникают при подсознательном сплавлении характерных черт внешнего облика или языка в процессе конденсации путем наложения или сжатия. Похожая правосторонняя поцедура обработки изображения описана в главе «Восприятие», она рассматривается как ключевая при получении схемы и названа формированием скелета. Возникает предположение, что метафора — существенно вербальный продукт — организуется на основе операций, сходных с конденсацией и отражает взаимосвязь между контекстами, воплощая обобщенную новую идею, и тем самым облегчает, стимулирует перенос мыслей с одного контекста на другой, т. е. способствует ассоциативному установлению новых связей между контекстами. В этом случае обнаруживается, усматривается (конденсируется) некая одинаковость текстов, но не в логическом смысле. Смещение — из центра на периферию — это представление мыслей о значимых событиях и предметах посредством второстепенных эмоционально не существенных деталей, выявляющих скрытое, но личностно-значимое для человека содержание этих событий. Такое преобразо- вание неоднозначно, так как второстепенных деталей много. Особенно ярко смещение проявляется в сновидениях. В сновидениях можно обойти цензуру, выключив тормозящие элементы психологической защиты, если нечто волнующее представлено только нейтральной (незначимой) деталью. Создается впечатление, что смещение лежит в основе возникновения символьных намеков — амулетов, фетишей. Смещение в некотором смысле родственно метонимии, переименованию — употреблению названия одного предмета вместо другого — на основании внешней или внутренней связи между ними. Символическая трансформация — операция, в некотором смысле обратная смещению. Это замещение сложного содержания символом, в котором игнорируются все эмоционально несущественные элементы (грани информации) и гиперболизируются эмоционально значимые [333]. Совершенно очевидно, что подобное замещение столь же неоднозначно, как смещение. Символов, соотносимых с одним содержанием, может быть множество в зависимости от изменения эмоционального состояния человека и его ценностных ориентиров. С точки зрения современного взгляда на латерализацию психических функций, конденсацию, смещение и символическую трансформацию можно рассматривать как правополушарные операции обработки информации. Мы предполагаем, что именно подобные операции служат посредниками, через которые можно воздействовать на правосторонние подсознательные формы творческой активности. Почему именно конденсация, смещение и символические трансформации способствуют творчеству? Для решения любой проблемы прежде всего надо уметь видеть общность, аналогию между отдаленными явлениями. Как известно, аналогия есть отношение между двумя смысловыми или образными структурами. Она возможна, если хоть одно из многих отношений между элементами одной структуры имеет место и в другой. Анализ аналогии ведет к новой информации в тех случаях, когда аналогия относится к парам объектов или качеств, принадлежащих к весьма отдаленным областям, т. е. когда очевидное отношение в первой области позволяет «открыть» до того скрытое от исследователя существование того же отношения в другой области. Сравнения этих двух структур приводят к акцентированию одного из отношении и тем самым к открытию их аналогии. Получаемый при этом познавательный выигрыш определяет возникновение чувств радости и удовлетворения, которыми сопровождается восприятие подобного сходства или удачных метафор. Искомые аналогии могут инициироваться структурной схожестью, функциональным подобием и сходством соотношений. Что помогает усмотреть схожесть? Намеки. Они должны повести, направить образование ассоциаций. В роли таких намеков и выступают операции смещения и символической трансформации. Смещение — намек на что-то важное посредством жестко связанной с ним, но субъективно малозначимой детали. Подобная связь позволяет проникнуть в запретную зону подсознания — поля памяти, находящиеся под влиянием защитных механизмов. Символическая трансформация — это намек другого рода. Здесь представителем события — символом — выступает самая волнующая в нем деталь, намекающая на все остальное. Подобный символ позволяет оптимально использовать память за счет эмоционального воздействия, подготовить (подогреть) определенные зоны памяти и тем облегчить вспоминание всего связанного с данной ситуацией. Когда же тем или иным способом максимально и направленно активизирована, подготовлена к работе память (как подсознательные ее зоны, так и доступные произвольному считыванию), в действие вступает конденсация, позволяя выделить и усмотреть общность, пусть частичную и отдаленную [180]. Поскольку операции конденсации, смещения и символической трансформации не осознаются, то возникает вопрос: какими осознанно управляемыми вспомогательными действиями можно способствовать их развитию? Путем, ведущим к облегчению операции смещения, может служить сознательное торможение подробного, детального анализа задачи, выделения в ней значимой детали. Следует попытаться сместить внимание с центральных на данный момент деталей и особенностей задачи на задачу в целом, сделать попытку усмотреть общие отношения, пропорции, композицию и провести эмоциональную оценку данных. Подобный тренинг реализуется через концентрацию внимания не на содержательных, а на эстетических критериях как форме скоростной целостной оценки: красиво ли, гармонично ли, приятно ли будет, если мы подойдем к этому с такой-то стороны и выберем такое-то решение? Интуитивные гипотезы чаще формулируют те ученые, которые умеют воспринять всю область своих исследований в целом и почувствовать в ней определенный порядок и гармоничную структуру. Известно, например, что Эйнштейн поверил в свою общую теорию относительности потому, что почувствовал ее внутреннюю стройность и гармоничность. Когда человек пристально вглядывается только в определенное место, где ожидаются изменения, он скорее всего не увидит пусть еще смутных, но весьма важных преобразований, происходящих вне поля его внимания. Если глаза и уши сфокусированы на одной части объекта (проблемы), то трудно оценить взаимоотношения этой части с окружающим. Поэтому и говорят, что для активизации интуитивного решения человек должен стимулировать периферическое (латеральное) мышление, т. е. развивать операции смещения. Правильное применение его связано с некоторой отстраненностью — нельзя слишком близко подходить к какой бы то ни было части, чтобы не утерять представление о ее положении внутри целого. Именно периферическое восприятие способствует усмотрению того, что не ожидалось, не планировалось, что невозможно было предвидеть. Может возникнуть впечатление, что этот совет нереализуем, поскольку выделение пропорций и композиции, опирается на предварительный логический анализ. В самом деле, долгое время считалось, что отношения как таковые не могут быть восприняты чувственно, и подобное абстрактное описание действительности достижимо только на вершине развития психики и доступно лишь мыслительному процессу. Однако психологи показали, что у ребенка на генетически ранних ступенях развития прежде всего воспринимается целостность и отношения — гештальт. Для продуктивной активизации интуиции полезно не только воспринять проблему в целом, но и оперировать с ней как с монолитным объектом. Вместо обозрения проблемы по частям следует пробовать изменять, трансформировать всю ее сразу. Одновременное представление и преобразование всего поля приложения усилий — типично правосторонняя операция, она будет облегчать конденсацию и способствовать направлению мысли в желаемое русло. Значима не только концентрация на восприятии и преобразовании задачи в целом. Полезно также отказаться от строгой, однозначной формулировки задачи на начальных этапах работы и использовать менее жесткие, не слишком точные формы представления желаемого решения. Всякое описание изменяет, деформирует задачу, поскольку оно зависит от знакомых терминов. Чем лучше расплывчатое неоднозначное описание? Тем, что оно провоцирует порождение метафор, символов и тем, что способствует возникновению нового взгляда на проблему и усмотрению аналогий. Левостороннее дискурсивно-логическое мышление основано на выделении отличительных признаков, вербализации и категоризации вещей и явлений действительности, но действительность сама по себе свободна от дробления на свойства и признаки. Однако вследствие использования однозначных терминов и формулировок сознание не может воспринимать мир таким, каков он есть, а видит его расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, и человек воспринимает мир односторонне, ограниченно, принимая эту иллюзию за истинную реальность. Как было сказано, полушария взаимно тормозят друг друга (они реципрокны). Поэтому, желая способствовать растормаживанию правого полушария, необходимо создавать условия торможения левого. Для этого можно постараться не выделять крупным планом какую-либо деталь задачи (проблемы). Такое акцентирование на детали — функция левого полушария. В этом смысле полезен прием обобщенного взгляда на проблему, подробно описанный в методе мозговой атаки (см. главу «Активные методы обучения»). Поскольку правосторонние операции не осознаются, а только переживаются, возникает потребность повысить чувствительность к своим смутным ощущениям, научиться понимать их и доверять этому пониманию. Очень часто собственные переживания кажутся человеку сначала неясным хаосом чувств и настроений, но в некоторый момент в его представлении на первый план выдвигаются те черты, которые более или менее похожи на то, о чем он слышал или видел у других людей. И только тогда эти черты становятся существенными для его мысли и объединяются в его сознании в нечто целое, а все остальное богатство ощущений уходит из поля внимания и мало-помалу стирается в сознании. Если человек недостаточно себе доверяет, то его переживания незаметно обедняются и преображаются сообразно с теми схемами, которые он воспринял от окружающих людей. Поэтому полезно научиться доверять себе больше и самостоятельно структурировать свои чувства в представления, усиливая тем самым символическую трансформацию. С этой целью можно, например, тренироваться в отгадывании значения слова при подпороговой его экспозиции, т. е. пытаться догадаться, что это за слово еще до достижения интервала времени или яркости, достаточных для однозначного порогового различения. Обнаружив, что он неожиданно часто правильно отгадывает эти слова, т. е. может использовать слабые сигналы, человек начинает больше доверять себе, чаще опирается на свои еще не отчетливые ощущения. Особенно полезна подобная тренировка для представителей точных наук: гуманитарии и люди искусства в среднем чувствительнее к подпороговым импульсам. Если человек расслабится, приведет себя в состояние релаксации, например настроится помечтать, то в этом состоянии будет облегчено восприятие подпороговой информации вследствие активизации работы подсознания. Если перед релаксацией человека предварительно информировать и ориентировать на желаемые критерии качества решения, то это может создавать благоприятные условия для перехода подсознательно накопленной у него информации в сознание. На начальных этапах решения полезно уяснить не столько то, что желательно получить, сколько личную значимос<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|