Тема 3. Советское общество в 50 – 80-е годы ХХ в.
Семинар 11. СССР на этапе перестройки. Вопросы к теме: 1. Причины и основные этапы перестройки в СССР. 2. Начало реформирования советской системы. Новое внешнеполитическое мышление. Ориентация на рыночные ценности. 3. Завершение перестройки и реформы конца ХХ в. Источники Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. XXVI. Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс: Полтора года в правительстве. М., 1991. Горбачев М.С. Коренной вопрос экономической политики партии. Доклад на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса 11 июня 1985 г. М., 1985. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза: Стенографической отчет: В 2 т. М., 1988. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Свердловск, 1990. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.
Литература Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1 953 – 1985). М., 1991. Афонцев С. Внешняя задолженность России // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 7. С. 5 – 18. Болотин Б.М. Кризис российской экономики // ЭКО. 1994. № 4. С. 13 – 17. Красильников Д.Г. Власть и политические партии в переходные периоды общественной истории (1917 – 1918; 1985 – 1993): Опыт сравнительного анализа. Пермь, 1998. Кудров В. Так что же погубило советскую экономику? Основные черты экономической модели // Вопросы экономики. 1998. № 7. С. 133 – 140. Советский Союз: прощальный статистический портрет 15 бывших республик // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1. С. 141 – 159. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. М., Проспект, 2005. С. 422 – 471.
Раздел 4. Россия в Постсоветский период. Тема 1. Реформирование российского общества В конце XX – начале XXI вв. Семинар 12. «Новая» Россия на рубеже тысячелетий Вопросы по теме: 1. Формирование новой политической системы. Конституция РФ. 2. Социально-политические и экономические преобразования в современной России. 3. В.В.Путин – президент России.
Лабораторные работы (лабораторный практикум) при изучении курса «Отечественной истории» не предусматриваются.
Задания для самостоятельной работы студентов Тематика контрольных работ/рефератов и методические Указания по их выполнению
1. Восточные славяне VI-VIII вв. 2. Возникновение государственности на Руси. 3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси. 4. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. 5. Принятие христианства и его значение в истории Руси. 6. Культура Киевской Руси. 7. Децентрализация Киевской Руси: причины и последствия. 8. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 9. Борьба народов Руси периода феодальной раздробленности за национальную независимость. 10. Россия и средневековые государства Европы и Азии. 11. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы. 12. Феодальные отношения в Западной Европе. Особенности феодализма в России. 13. Специфика формирования единого российского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы. 14. Политика централизации при Иване III и Василии III. 15. Средства и методы политики централизации московских князей. 16. Русская колонизация. Формирование этнически и социально неоднородного общества. 17. Россия в эпоху Ивана Грозного. 18. Экономическое, политическое и социальное развитие России в XVI в. 19. Причины и последствия «Смуты» в России. 20. Политическое и экономическое развитие России в период царствования Алексея Михайловича Романова.
21. Реформы Петра I. 22. Петр 1 и царевич Алексей – поиск альтернатив развития. 23. Эпоха дворцовых переворотов. 24. Абсолютизм в Западной Европе и в России. 25. Просвещенный абсолютизм в России при Екатерине II. 26. Российские просветители 18 века и их идеи общественного развития. 27. Россия в воспоминаниях иностранцев.(Автор по выбору) 28. Нравы, быт и культура средневековой Руси. 29. Нравы, быт и культура Петровской эпохи. 30. Отечественная война 1812 г. 31. Декабристское движение: идеи, деятельность, последствия. 32. Россия после Крымской войны. 33. Реформы 60 – 70-х гг. XIX века и их значение для развития страны. 34. Реформаторы России Х1Х века: проекты, планы, их реализация. 35. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. 36. Общественная мысль и общественное движение России XIX в. 37. Утопический социализм в России. 38. Народническое движение и его эволюция. 39. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. 40. Предпринимательство и меценатство в России и в Прикамье в Х1Х – ХХ вв. 41. Конституционно-демократическая (кадетская) партия в России и ее судьба. 42. Крестьянская партия социалистов-революционеров, ее путь и судьба. 43. Социал-демократическое движение в России: большевики и меньшевики. 46. Общие и особенные черты программных установок основных политических партий России. 47. Особенности развития капитализма в России на рубеже XIX – XX веков. 49. Революция 1905 – 1907 гг. в России: причины, этапы, значение. 50. Опыт Российского парламентаризма в 1905 – 1917 гг. 51. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. 52. Реформы С.Ю. Витте. 53. Реформы П.А. Столыпина. Основные направления аграрной реформы. 54. Уроки реформ начала XX века и современность. 55. Россия в Первой мировой войне. 56. Развитие России от февраля к октябрю 1917 г. 57. Была ли альтернатива Октябрьской революции? 58. Военно –политические союзы России 19 – начала 20 века. 59. Гражданская война и интервенция: их результаты и последствия. 60. Новая экономическая политика: цели, основные меры и значение. 61. Историческая реальность 20 – 30 гг. с позиций современной исторической науки и публицистики. 62. Централизация и бюрократизация управления в СССР в 20 – 30-х гг. ХХ века.
63. Развитие страны в 30-е годы. 64. Усиление режима личной власти Сталина. Массовые репрессии 30-х годов. 65. Политическая система в СССР в 30-е годы. Сопротивление сталинизму. 66. Исторические портреты выдающихся ученых 20 – 30-х годов ХХ в. (по выбору). 67. Союзники и противники в двух мировых войнах. 68. Правда и вымысел о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. 69. Великая Отечественная война: триумф и трагедия. 70. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. 71. Великая Отечественная война. Основные этапы, итоги и уроки. 72. Крупнейшие военные операции Великой Отечественной войны. 73. Урал в годы Великой Отечественной войны. 74. Послевоенное устройство мира: холодная война или равновесие сил? 75. СССР в 1945 – 1950 годы. 76. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. 78. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 50-х – середине 60-х годов. 79. Культурная жизнь СССР в 50 – 60 годы. 80. Хрущевская «оттепель» и начало процесса десталинизации. 81. «Шестидесятники» – социокультурный феномен 60-х гг. Х1Х в. и 60-х гг. ХХ века. 82. Нарастание кризисных явлений в экономической и социальной сфере в СССР в 70-е – начале 80-х годов. 83. Изменение политического строя в России и либеральная концепция российских реформ(90-е годы ХХ в.). 84. Перестройка в СССР. Реформирование экономики и политической системы. 85. Распад СССР. Создание содружества независимых государств. 86. Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.). 87. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 88. Место России в современном мире. 89. Социальная структура современной России: формирование новых классов и социальных групп. 90. Наука, культура, образование в рыночных условиях. 91. Выдающиеся ученые и мыслители ХХ века (по выбору студентов) 92. Современная Россия в системе мировой экономики и международных связей.
7.2. Требования к выполнению контрольной работы/реферата: Работа выполняется на компьютере. В ней должно быть раскрыто основное содержание темы. Объем контрольной работы – 10 - 12 стр. печатного текста. (Шрифт 14. Интервал 1,5). Примерный план работы. Работа должна содержать: план, краткое введение, основную часть, выводы и список использованных источников и литературы. Во введении необходимо обосновать выбор автором темы и определить ее актуальность. В основной части дать описание исторических процессов, проанализировать факторы, их вызвавшие, рассмотреть последствия и т.д. В заключении сделать выводы, показать современную оценку рассмотренных событий, содержащуюся в историографии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|