Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация
Опубликовано: 25.08.2008 | Рубрика: Юриспруденция» Конституционное право» Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права: 1. своим содержанием — зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 2. источниками, в которых они выражены — основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ; 3. своеобразием видов — много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи); 4. учредительным характером содержащихся в них предписаний — конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок; 5. специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены — народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти; Классификация конституционно-правовых норм: 1. по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту): o нормы, регулирующие основы конституционного строя; o норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина; o нормы, регулирующие федеративное устройство; o нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления. 2. по юридической силе: · нормы, закрепленные в Конституции РФ; · нормы, закрепленные в ФКЗ; · нормы, закрепленные в федеральном законе;
· нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ. 1. по территории действия: · нормы, действующие на всей территории РФ; · нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования). 1. по характеру предписания: · Управомочивающие нормы — закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи. · Обязывающие нормы — закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. · Запрещающие нормы — содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»). 1. по степени определенности предписаний: · Императивные нормы — в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. 3. Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После 3хкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы.
· Диспозитивные нормы — предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. 2. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. 3. Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. После выражения Госдумой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму. 4. Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Госдума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. 1. по назначению в механизме правового регулирования: · Материальные нормы — предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений; · Процессуальные (процедурные) нормы — определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.
Конституционно-правовые институты — совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Главный критерий объединения норм в правовой институт — однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права: 1. основы конституционного строя; 2. основы правового статуса человека и гражданина; 3. федеративное устройство государства; 4. система государственной власти; 5. система местного самоуправления. По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).
28. Координационный эффект и издержки координации, их распределение. Чистая координация. Трансакционные издержки – это издержки, сопровождающие передачу прав собственности, а также связанные с защитой этих прав. В силу широты этого определения, существует целый ряд классификаций трансакционных издержек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|