Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние частоты сделок на форму контрактации




На контрактную организацию существенное влияние оказывает частота сделок. От нее зависит окупаемость затрат, связанных с созданием и функционированием механизмов адаптации контракта. Поэтому сделки, сходные по уровню специфичности активов и неопределенности, вследствие разной регулярности могут организовываться разным образом.

Рассмотрим воздействие данного фактора на организацию обмена при разном уровне используемых в сделках активов. Уровень неопределенности первоначально примем неизменным. Для анализа целесообразно использовать предложенную О. Уильямсоном матрицу типов трансакций (рис. 9). Она построена для двух уровней регулярности сделок и трех уровней специфичности обмениваемых активов.

 

34. Фирма как форма организации трансакций. Причины вытеснения рыночного обмена внутрифирменной организации трансакций. Контрактная трактовка фирмы. Факторы разнообразия фирм.

Теория трансакционной природы фирмы играет важную роль в ее объяснении. Она оказалась применима в принципе к анализу любых автономных экономических организаций в системе рыночной координации любого типа. Ее возникновение было неизбежно, так как в когнитивном поле все более настойчиво проявлялась необходи-

5 Эти характеристики являются базовыми и типовыми для измерения ресурсов знаний организаций при создании ими стратегических альянсов и инновационных консорциумов.

мость все-таки понять содержание "черного ящика", особенно происходящие внутри фирмы квазирыночные или нерыночные процессы. Знаковым событием в продвижении экономической теории в данном сегменте знания стала знаменитая статья Р. Коуза "Природа фирмы", содержащая ряд фундаментальных толкований теории организации, актуальных вплоть до настоящего времени [Coase, 1937]. Для теории организации методологически важным было положение Коуза о том, что в рамках фирмы вытеснение механизма цен из системы рыночной координации и обмена следует считать главным отличительным признаком фирмы [Природа... 2001]. Институционалисты, таким образом, вплотную подошли к объяснению многообразия организационных форм в диапазоне от дискретного рыночного обмена до централизованной иерархической организации фирмы [Уильямсон, 1996].

Другое важное теоретическое следствие теории трансакционных издержек - выводимая из нее возможность трактовки фирмы как автономной экономической единицы на основе особых социальных отношений. В рамках фирмы эти отношения невозможно вывести из рынка и рыночных трансакций, они требуют выявления свойств индивидов и отношений между ними, обеспечивающих существование фирмы как целостности и работающих как своего рода социальный "клей" [Лукша, Белоусенко, 2006]. Как уже отмечалось, залог особой производительности фирмы и ее конкурентоспособности - те устойчивые отношения между работниками и те организационно-технологические схемы (координации и разделения труда), которые могут увеличить коллективный результат фирмы как целостности (в отличие от суммы результатов ее отдельных звеньев). Особая производительность, коллективный результат, достигается за счет организационно специфических знаний индивидов, получающих смысл и ценность только в рамках фирмы, внутри ее команды. Устойчивые конкурентные преимущества обеспечиваются за счет того, что коллективный ресурсный потенциал фирмы уникален, не может быть продан или скопирован, а полностью реализуется при замещении рыночных отношений на административно-организационные. Более того, обычные отношения рыночного обмена между участниками фирмы уже невозможны, так как используемые ими ресурсы знаний и навыков становятся коллективными и могут создаваться и накапливаться как таковые только внутри фирмы. Иными словами, интеграция в рамках фирмы разных индивидуумов с разными компетенциями обеспечивает эффект, который не может возникнуть просто в результате рыночного обмена между индивидуумами. Институциональная теоретическая парадигма содержит различные варианты объяснения природы фирмы. Все возможные подходы при этом объединяет приверженность концепции трансакционных издержек. Трактовка фирмы как формы организации трансакций опирается на ряд теоретических допущений:

- фирма существует для минимизации трансакционных издержек деловых операций рыночного обмена. Поэтому фирма с ее иерархической формой рыночной координации возникает в ответ на высокие трансакционные издержки координации свободного рынка на основе ценового механизма;

- фирма является способом организации трансакций в условиях ограниченной рациональности экономических агентов, когда у них нет реальной возможности получить и переработать всю информацию о параметрах рынка. Информационные издержки к тому же могут оказаться слишком затратными. А в целом иерархическая форма рыночной координации позволяет фирме минимизировать издержки на управление и контроль;

- фирма представляет собой совокупность (переплетение) долгосрочных контрактов в отличие от более ограниченных по срокам контрактов сделок на открытом рынке. Отсюда вытекает фундаментальная дихотомия организации трансакций для предпринимателя - приобрести благо или ресурсы на открытом рынке или же произвести их самому в рамках фирмы.

Фирма, таким образом, оказывается формой минимизации издержек, связанных с деловыми операциями. Фирма как форма организации трансакций возникает тогда, когда издержки операций на свободном рынке становятся более высокими, чем при иерархической координации с помощью административных управленческих команд.

Контрактная теория фирмы

Контрактная теория фирмы берет свое начало с работ Рональда Коуза, в частности с его наиболее известной статьи - «Природа фирмы». Коуз показал, что фирма, хотя и является основным субъектом хозяйственной деятельности, но в экономических исследованиях ее природа не получила должного отражения[15].

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто вы­ражаются договорами – контрактами.

Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов).

В институциональной теории фирмы – фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками).

Трансакционные из­держки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными из­держками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта.

Издержки контроля – это издержки, связанные с выполнением внут­ренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в ре­зультате недолжного выполнения контрактов.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтер­нативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрак­тов.

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою оче­редь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунис­тического поведения во многих случаях снимается развитием внутрен­них контрактов.

В свою очередь, при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример – конвейер с обособленными операциями), так что совокуп­ный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих под­разделений и множества работников. В результате теряется непосред­ственная связь между трудом и его результатом, характерная для мел­кого производства.

И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не ска­зывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудить­ся не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля над степенью интенсивности труда (деятель­ности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фир­ма, тем выше оказываются эти издержки контроля.

Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек – трансакционными издер­жками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

 

35. Фирма как структура объединения прав на ресурсы. Формы отношений собственности на ресурсы фирм.

Фирма представляет собой особый способ превращения ресурсов в продукт, который базируется не на связях между автономными, равноправными и рационально действующими агентами, а на властных отношениях.

Классический подход при объяснении механизма функционирования фирмы как экономической организации исходит из цели получения экономической прибыли посредством выполнения определенной производственной функции. Уровень достижения указанной цели определяется внешними ограничениями (которые сводятся к состоянию рынков продуктов и ресурсов) и внутренней эффективностью использования ресурсов (которая изначально определяется способностью фирмы выбрать наилучшую комбинацию ресурсов и наилучшую технологию).

Фирма в классическом понимании предстает как:

· структура, внутренние процессы и условия которой не влияют на эффективность функционирования;

· структура универсальная, предполагающая единую форму в сходных условиях;

· структура, действующая в условиях полной определенности.

Такое понимание противоречит реалиям. Оно не учитывает ряд условий, которые оказывают решающее влияние на цели деятельности, способ привлечения и использования ресурсов. Это, прежде всего, собственность, которая влияет на структуру интересов и через них – на цели фирмы. Это и информация. Деятельность фирмы обычно связана с неполнотой информации, которая предполагает выбор в условиях той или иной степени неопределенности. Следует сказать и о внутрифирменных противоречиях. Фирма – социальный организм, и в процессе выработки решений между индивидами или группами могут возникать конфликты относительно задач деятельности и способов их выполнения. Конфликты тоже отражаются на принимаемых решениях.

Институционализм ставит своей задачей преодолеть указанную ограниченность, включив в анализ недостающие факторы. С точки зрения подхода к решению данной задачи, в его составе можно выделить два основных течения. Первое анализирует фирму извне, через институциональную среду ее деятельности (теория прав собственности, теория общественного выбора). Второе направление рассматривает ее изнутри (теория агентов, теория трансакционных издержек).

Согласно институциональной теории, фирма является:

· альтернативной рынку формой объединения ресурсов, выбор в пользу которой диктуется экономическими выгодами;

внутренне организованной системой, внутреннее строение которой влияет на результаты деятельности;

· иерархической формой координации, основанной на отчуждении прав и образовании властных отношений;

· системой, на функционирование которой влияют условия и механизм мотивации поведения участников (уровень неопределенности, возможность оппортунизма, распределение прав).

Институционализм объясняет вытеснение рыночного обмена иерархическими структурами стремлением к минимизации трансакционных издержек в конкретных условиях (которые определяются уровнем объективной и субъективной неопределенности, специфичностью ресурсов и др. факторами). Выбор рыночной или внутрифирменной формы взаимодействий зависит от того, при какой из них трансакционные издержки оказываются меньше.

Как правило, для производства того или иного блага нужен некоторый набор ресурсов, которые принадлежат разным лицам. Если каждое лицо самостоятельно использует свой ресурс в рамках технологического процесса производства данного блага, то создание последнего предполагает взаимосвязи двух типов:

· между самими собственниками ресурсов по поводу координации их действий;

· между каждым из них и потребителями создаваемого блага по поводу определения вклада ресурса в продукт и величины оплаты этого вклада.

Поддержание таких взаимосвязей влечет трансакционные издержки, которые тем выше, чем сложнее технология производства продукта и набор необходимых для его создания ресурсов. Собственникам ресурсов с ростом указанной сложности труднее найти компромисс, так как усложняется структура частных интересов, требующих согласования. Потребителю же становится все труднее определить цену, которую надо заплатить каждому собственнику ресурса, так как требуется все больше информации и усилий по ее интерпретации.

Решением проблемы роста трансакционных издержек является выделение в составе собственников ресурсов одного (назовем его центральным агентом), который берет на себя функции координации поведения остальных и контактов с потребителем создаваемого блага. Такое решение ведет к сокращению числа трансакций и, соответственно, - связанных с ними издержек.

Если ситуация с производством блага и объединением для этого ресурсов конкретных владельцев устойчива, указанное решение становится предпочтительным в долговременной перспективе. Собственники ресурсов стремятся к объединению под эгидой центрального агента. Хотя такое объединение возможно на основе как возобновляемых краткосрочных контрактов, так и контрактов долгосрочных, второй вариант оказывается предпочтительнее в плане экономии трансакционных издержек.

36. Фирма как механизм координации. Агентские отношения в фирме, их природа и функция. Механизм внутрифирменной координации. Оппортунистическое поведение в фирме, и способы его блокирования.

Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие).

Есть ли различие между фирмой и предприятием? В экономическом лексиконе термин “фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.

Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Это делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы, но может не затронуть условий доходности других товаров. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.

Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала

Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие “фирма» (от итал. firma- подпись) означало “торговое имя” коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебной литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить? где, кому и по какой цене продавать?

Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений. Чтобы получить более ясное представление о связи между фирмой и рынком, выделим основные признаки этих двух Рынок предполагает выполнение следующих условий:

обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам);

господство косвенных (опосредованных) форм связи между людьми – через цены, деньги;

использование экономических (материальных) стимулов, при этом исключаются прямой диктат, приказ.

В отличие от рынка фирма:

- основывается на концентрации (объединении) факторов производства;

- предполагает господство прямых (непосредственных) связей между сотрудниками;

- предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления.

Отмеченные признаки показывают, что рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же – это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархичную, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.

В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирм. Например, Адам Смит, а впоследствии Карл Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация позволила значительно снизить производственные издержки и увеличить производительность труда каждого работника. Маркс, идеализировавший фабрику и весь фабричный порядок, пришел к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества.

Но наибольшее признание в научном мире получило объяснение причин возникновения фирмы, которое дал американский экономист Рональд Коуз. Он считал, что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.

Коуз ввел понятие транзакционных издержек (затрат) (от лат. transaction- сделка). Люди, конечно, знали о них, учитывали их на практике, но не подозревали, что они имеют важнейшее значение при возникновении фирмы, банков, бирж и других институтов экономической жизни. Коуз выделил четыре категории транзакционных затрат:

затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателей, ценах, характеристиках товаров и услуг);

затраты на проведение переговоров и принятия решений (заключение контрактов);

институтов координации хозяйственной деятельности людей.

3) затраты по контролю за соблюдением договоров;

4) затраты по юридическому обеспечению контрактов

Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Они становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции внутри фирмы осуществляются без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.

Но тогда уместно задать другой вопрос: если фирмы позволяют экономить транзакционные затраты и фактически сокращать издержки производства, то зачем вообще нужен рынок? Почему все производство не осуществляется одной гигантской фирмой? Ведь мы знаем, что такие попытки предпринимались в бывших социалистических странах, где существовала система централизованного планирования. Командно-административная экономика и создавалась в расчете на то, что полное вытеснение рыночных отношений и формирование общественного производства позволяет обеспечить гигантскую экономию на транзакционных затратах.

Но этого не произошло. Деятельность любой иерархической организации также связана с определенными издержками, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. При превышении определенного размера иерархия начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации идут вверх. Обеспечение заинтересованности работников в достижении целей фирмы обходится все дороже. Это, в конечном счете, не к экономии, а к возрастанию транзакционных затрат в специфической форме затрат бюрократического контроля.

Отсюда следует, что ни у рынка, ни у иерархии нет абсолютных преимуществ. И то, и другое имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовывать сделку – обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить издержки и выгоды обоих варианто Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажитоваров и услуг с использованием различных факторов производства[1]. Понятия «фирма» и «предприятие» идентичны, если предприятие является самостоятельнымюридическим лицом, реализующим свои экономические интересы[1][2].

Исторически (в гражданском праве России первой половины XX века) термин «фирма» означал наименование коммерческого товарищества (общества)[3].

Кроме того, этот термин может означать фирменное наименование коммерческой организации или экономический термин, используемый для описания группы индивидуумов, объединившихся для получения экономической выгоды (введён Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы»

в.

 

37. Типы фирм, их сравнительные преимущества и недостатки. Собственность и контроль в фирмах разного типа, их влияние на структуру стимулов и механизм координации.

Неоинституциональная теория рассматривает внешние связи фирмы (предприятия), обусловленные контрактом взаимных отноше­ний с другими фирмами, имеющими в своем распоряжении ресурсы и стремящимися использовать их через объединенные коалиции для снижения трансакционных издержек. Специфика контрактов фирмы во многом зависит от многообразия современных фирм.

В зависимости от того, насколько управленческие решения и их эффективность контролируются и определяются извне рынком, вы­деляются два типа фирм - закрытые и открытые.

Закрытые фирмы - это «внутри» определенные фирмы: инди­видуальное частное предприятие с неограниченной ответственно­стью, товарищество (ИЧП), закрытая корпорация. В литературе вы­деляются следующие преимущества ИЧП:

1. легкость в регистрации и ликвидации;

2. сосредоточение всей прибыли у одного владельца;

3. легкость в управлении;

4. самостоятельность в принятии решения;

5. собственник ИЧП не несет агентские издержки, так как он сам устанавливает взаимные отношения с работниками.

В деятельности ИЧП обнаруживаются недостатки:

1. полная, неограниченная ответственность владельца всем сво­им имуществом по обязательствам предприятия;

2. ограниченность финансовых ресурсов;

3. недоступность выгод от специализации, предприниматель все делает сам.

Институциональная теория выделяет два типа деятельности ИЧП - проблема горизонта (функция потребления совпадает с функцией про­изводства) и проблема диверсификации (крайне ограничится возмож­ность распределить свой капитал в нескольких направлениях). Парт­нерство возникло в попытке преодолеть некоторые недостатки ИЧП с объединением нескольких лиц. Товарищество не является самостоя­тельным юридическим лицом.

Недостатки партнерства: неограниченная ответственность, разно­гласия между партнерами. Существуют также закрытые корпорации - фирмы, при которых хозяйственная деятельность может быть отделена от конкретных лиц, ими владеющих. Они имеют высокие трансакцион­ные издержки.

Открытые фирмы - это «внешне» определяемая фирма, которая ориентируется в анализе своей внутренней эффективности на рыноч­ную оценку. К ним относится активная корпорация в форме партнер­ства: адвокатские конторы и консультационные службы, способные осуществить концентрацию капитала при объединении нескольких участников, повысить конкурентоспособность товаров и завоевать новые рынки акционерных компаний в различных сферах деятельно­сти. Партнерство позволяет решить такие проблемы, как наследовать опыт с учетом функционирующего в них человеческого капитала. Открытая корпорация давно является широко применяемой формой бизнеса, она активно вытеснила индивидуальный капитал и товари­щества.

Открытая корпорация имеет три основные черты:

1. это общество с ограниченной ответственностью (как и закры­тая корпорация);

2. доли собственности (акции) обезличены и обращаются на спе­циально организованном рынке (в отличие от закрытой корпорации);

3. функции менеджера и собственника полностью разделены.

Недостатки открытой корпорации - требует огромной концен­трации капитала; характеризуется отраслевой концентрацией капита­ла; огромной массой внутренних трансакционных издержек и др.

 

38. Модели поведения фирм и их равновесие. Фирма, управляемая предпринимателем. Менеджерская фирма и варианты стратегий ее поведения. Фирма, управляемая работниками.

39. Эволюция как характеристика развития систем. Системные свойства экономики. Стационарные состояния экономической системы и их смена в ходе эволюции.

40. Инновационный процесс. Инновации, их типы. Мотивация и формы инновационного поведения. Влияние инновационного процесса на рекомбинацию ресурсов и экономическую динамику.

41. Волны инноваций их функция и механизм. Популяции фирм, их характеристики. Конкуренция популяций фирм как фактор экономического развития.

42. Неоднородность экономики, ее причины. Понятие и характеристики экономического уклада. Доминирующий уклад, его признаки и функция в системе.

43. Институты в механизме экономической эволюции. Предпосылки и формы институциональных изменений. Механизм институциональной динамики. Социальный аспект институциональных изменений.

44. Экономическая система, ее признаки. Общность и различие экономических систем. Типизация экономических систем.

45. Формационный и технологический подходы к типизации экономических систем. Понятие и типы общественно-экономических формаций. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

46. Институциональный подход к типизации экономических систем и его критерии. Формы интеграции. Капиталистическая, архаичная и примитивная экономики.

Процесс смены экономических систем. Системный переход, его признаки и фазы. Системный переход и изменение институциональной среды. Государство в переходной системе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...