Итальянская живопись эпохи Возрождения вызывает восхищение громадным количеством уникальных произведений, созданных на сравнительно малых территориях. В различных областях Италии сформировались школы живописи, взрастившие в искусстве титанов Возрождения, наиболее выдающимися из которых по праву считаются Леонардо да Винчи и его коллеги по цеху. Леонардо (1452 – 1519) Подлинным основоположником нового направления в живописи Высокого Возрождения явился Леонардо да Винчи. Он был гениальным художником и ученым, чье творчество произвело грандиозный скачек в искусстве, которое являлось для Леонардо методом познания мира. К числу ранних работ художника (около 1478 г.) относится «Мадонна с цветком», которая разительно отличается от бесчисленных мадонн пятнадцатого века. Самым плодотворным временем живописного творчества Леонардо оказался миланский период. Над монументальной росписью «Мадонна в гроте» он трудился одиннадцать лет (1483 – 1494), через год преступил к созданию «Тайной вечери» (1495 – 1497). Прославленный в мировой живописи портрет «Джоконды» появился позднее – около 1503 г.
Рафаэль (1483 – 1520) Идеалы гуманизма Возрождения в своем творчестве с наибольшей полнотой воплотил Рафаэль Санти – молодой современник Леонардо. Творчество Рафаэля неразрывно связано с образом мадонн. В девятнадцать лет он написал свою первую «Мадонну» - молодую мать, сочетающую в себе тонкую одухотворенность и нежный лиризм. Тема материнской любви продолжает свое развитие в более зрелых работах: «Мадонна в зелени» (1505), «Мадонна со щегленком» (1507), «Мадонна в кресле» (1516). Творческим апогеем Рафаэля стала «Сикстинская мадонна» (1519), в которой переплетается чистота трагического характера с чертами идеала и жизненной правды.
Микеланджело (1475 – 1564) Творчество Микеланджело стало кульминацией Высокого Возрождения. Его произведения отличаются грандиозным масштабом и силой. Помимо скульптора, архитектора, военного инженера и поэта, Микеланджело был гениальным художником. Роспись огромного плафона Сикстинской капеллы, общей площадью шестьсот квадратных метра, стала величайшим его творением в живописи (1508 – 1512). Всю работу Микеланджело исполнил собственноручно в течение четырех лет, изобразив более трехсот фигур. Наследием итальянской живописи, в частности Высокого Возрождения, стали бесценные произведения искусства, прививающие с момента их создания по настоящее время эстетический вкус мировому сообществу.
Литература эпохи Возрождения
XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел. Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века. Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.
Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами. Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала. В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта ("Ромео и Джульетта"), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами. Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр* рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью человека и его поступков. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии. Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости"). В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон". В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым. Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска "Страшный суд", которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не "венец творения", а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.
* В 1476 году Мазуччо Салернитанец издал сборник "Новеллино", в котором была помещена трагическая история "О сиенце Мариотто, влюбленном в Ганноццу". В 1530 году в Венеции была напечатана новелла Луиджи да Порто "История двух благородных влюбленных", в которой действие перенесено в Верону и немного изменен сюжет. Эту историю о Ромео и Джульетте позже по-своему пересказали другие итальянские новеллисты, а в 1597 году Шекспир написал трагедию "Ромео и Джульетта".