Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика количественной школы управления.




Эволюция теории управления производством.

Переход к рыночным отношениям начался в 1992 году с передачи государственной собственности в частные руки по приватизационным чекам («ваучерам»), за этим последовало образование класса собственников. С 1994 года приватизация продолжалась уже за денежные средства новых собственников. Уже через три года из 2,6 млн. предприятий, действовавших в России, 1,9 млн. были приватизированы (71,8%), из них в промышленности – 85%, сельском хозяйстве – 94%, торговле и общественном питании – 89%, строительстве – 82%.

Управление уходит своими корнями в глубокую древность, однако как научная дисциплина оно сформировалось чуть больше столетия назад. В его развитии можно выделить несколько этапов, часто их называют школами.

Школа научного управления, ярким представителем которой является Фредерик Тейлор (1856 – 1915), способствовала проведению опытов по рационализации трудовых операций, нормированию их труда. В результате этого производительность труда увеличилась в три – четыре раза.

Объектом интереса административной школы стала вся организация в целом. Ее основоположник Анри Файоль (1841 – 1925) сформулировал 14 принципов управления, сохраняющих свое значение и до настоящего времени. Так, в первом принципе – разделение труда – А. Файоль увидел мощный рычаг увеличения производительности труда.

Наступило время, когда управленцы обратили свое внимание на роль человека в организации. Толчком к этому послужили знаменитые Хотторнские (по названию города в США) эксперименты, проведенные Элтоном Мейо (1880 – 1949), доказавшие, что важнейшей обязанностью менеджера является формирование сплоченного трудового коллектива с благоприятным психологическим климатом.

Плодотворными для российской управленческой науки стали 20-е годы ХХ века, когда в условиях новой экономической политики стало бурно развиваться предпринимательство. В России был создан Центральный институт труда, руководил которым Алексей Капитонович Гастев.
2. Характеристика научной школы управления.

Школа научного управления, ярким представителем которой является Фредерик Тейлор (1856 – 1915), способствовала проведению опытов по рационализации трудовых операций, нормированию их труда. В результате этого производительность труда увеличилась в три – четыре раза.


3. Характеристика классической школы управления.
Объектом интереса административной школы стала вся организация в целом. Ее основоположник Анри Файоль (1841 – 1925) сформулировал 14 принципов управления, сохраняющих свое значение и до настоящего времени. Так, в первом принципе – разделение труда – А. Файоль увидел мощный рычаг увеличения производительности труда. Разделение труда ведет к его специализации лишь на нескольких операциях, что способствует с быстрому приобретению навыков и накоплению опыта. В равной мере это относится как к производству, так и управленческому труду

4. Характеристика школы человеческих отношений и поведенческих наук.
Обе названные школы способствовали укоренению казарменных методов управления. Наступило время, когда управленцы обратили свое внимание на роль человека в организации. Толчком к этому послужили знаменитые Хотторнские (по названию города в США) эксперименты, проведенные Элтоном Мейо (1880 – 1949), доказавшие, что важнейшей обязанностью менеджера является формирование сплоченного трудового коллектива с благоприятным психологическим климатом

Характеристика количественной школы управления.

Появление данной школы — следствие применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация ряда управленческих функций, объединение труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования — имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений, т.е. количественный подход к науке управления стал опираться на экономико-математические методы. В современных условиях математические методы используются практически на всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология и ресурсы.

Главная идея системной теории в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
6. Характеристика процессного подхода в менеджменте.
Процессный подход рассматривает управление как цепь меняющих друг друга операций. После планирования возникает необходимость организовывания действий, затем – стимулирование труда работников, потом – контроль за их действиями. В свою очередь, контроль рано или поздно приведет к необходимости планирования и т.д.

Цель-обеспечение руководителей информационной базой для принятия решений. Линкольн, Стафорд-первый применивший кибернетику. Это наука эффективной организации.

7. Характеристика системного подхода в менеджменте.
Параллельно с развитием школ наметились и разные подходы к пониманию роли управления в организации. Системный подход рассматривает организацию как единую систему, в которой на первый план выходят определение ее целей, поддержание связей между ее элементами, обеспечение их эффективного функционирования.

8. Характеристика ситуационного подхода в менеджменте.
Наше время характеризуется быстрым изменением окружающей среды, поэтому необходимы действия управленцев, учитывающие новые обстоятельства. В основе ситуационного подхода лежит стратегическое управление, направленное на выработку долговременных планов функционирования организации.

9. Развитие теории управления в России.
Отдавая дань уважения трудам западных теоретиков менеджмента, можно в то же время сказать, что и российские специалисты внесли свой вклад в развитие управленческой науки. Задолго до Тейлора, еще в 1860 – 1870 гг. были опубликованы труды преподавателей Московского высшего технического училища (ныне – Московский государственный технический университет) по рационализации трудовых движений рабочих, завоевавшие медаль «преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.

Плодотворными для российской управленческой науки стали 20-е годы ХХ века, когда в условиях новой экономической политики стало бурно развиваться предпринимательство. В России был создан Центральный институт труда, руководил которым Алексей Капитонович Гастев. Основой управления он считал научную организацию труда (НОТ), суть которой сводится к теории рациональных движений работников, организации рабочего места, рационализации обучения и т.д.

Другим ярким представителем отечественной школы был Платон Михайлович Керженцев (1881 – 1940), занимавшийся теорией управленческого труда. Он считал, что и в управлении применимы рациональные приемы действий, такие, как формирование организации, распределение обязанностей, планирование и т.д.

Интересны с точки зрения управленческой науки и приемы составления пятилетних планов развития народного хозяйства в СССР, этот опыт изучается и осмысливается учеными поныне.

Бесспорно, новые рыночные условия сформируют новое поколение отечественных ученых и практиков. Ведущее место в современных разработках занимает Государственный университет управления (Москва).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...