«Краевой центр художественного творчества учащихся «Росток»
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Государственное учреждение дополнительного образования детей, центр дополнительного образования детей «Краевой центр художественного творчества учащихся «Росток»
Автор: Л. Г. Гребенщикова
ОСНОВЫ КУКЛОТЕРАПИИ Учебно-методическое пособие
г. Пермь, 2009
Данное методическое пособие знакомит с основами куклотерапии, влиянием кукол на становление личности ребенка. В пособии даны технологии изготовления кукол различных систем управления, содержится практический материал, способствующий развитию у детей памяти, внимания, мышления, воображения. Каждый вид кукол предлагает свой театральный прием со специально подобранными текстами, позволяющими педагогу вместе с ребенком провести содержательное учебное занятие. Весь материал апробирован автором в работе с детьми и получил всеобщую высокую оценку практических работников дошкольных образовательных учреждений г. Ижевска. Уверены, что советы и рекомендации автора помогут воспитателям, психологам, методистам сделать работу с детьми полезной, увлекательной и занимательной. Что такое «кукла»
Чаще всего куклу определяют как детскую игрушку в виде фигурки человека. Так понимают куклу авторы краткого толкового словаря русского языка для иностранцев. (25) Посмотрим, как толкуется это слово в других словарях. У В. И. Даля находим: «Сделанное из тряпья, кожи битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая или повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения. //У валяльщиц и др. мастеровых: болван, форма//». (8)
Другой словарь дает следующее толкование: «1. Детская игрушка в виде фигурки человека. 2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). 3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело». (37) Легко заметить общее в этих определениях: кукла по большей части является подобием человека и, как правило, предназначена для игры. Есть и другое определение слову «кукла»: археологи и искусствоведы называют так любые фигурки человека. Согласно ему, куклами можно называть и идолов, истуканов. Откуда произошло само слово «кукла»? Е. И. Ковычева в своем исследовании указывает на связь слов «кукла» и «кулак». Слово «кулак» в древнерусском языке имело форму «кука», что является женской формой имени Великого Бога Кия. Так же «кукой» называли на Руси скрученный из волос узел на голове. Длинные волосы были атрибутом Великой Богини. Появление слова «кукла» Е. И. Ковычева относит к мезолиту или раннему неолиту (! ). (16) Так что «кукла» - это, скорее всего, название идола богини Кука. Быть может, это объясняет тот факт, что и в прошлое и в настоящее время практически отсутствуют куклы, изображающие представителей мужского пола.
Куклотерапия и… … психодрама Впервые куклотерапия в отечественной литературе упоминается в статьях и книге И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. (32) В качестве источника этого вида терапии они упоминают психодраму. Создателем психодрамы является Якоб Леви Морено (1892 -1974) - американский психиатр и социальный психолог. Психодрама - это вид групповой психотерапии, в которой клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование личностно значимых жизненных ситуаций. (1) Постепенно, как указывают И. Медведева и Т. Шишова, выделилась особая самостоятельная ветвь - куклотерапия. Она и стала основой их методики драматической психоэлевации.
«Психоэлевация» в переводе на «человеческий» язык означает возвышение души, а «драматическая» значит – театральными средствами. Методика драматической психоэлевации – это комплексное воздействие на детей-невротиков с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Один из главных принципов – не лечение отдельного симптома или набора симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребенка: понять, чем же вызваны эти симптомы, где «поломка», что данному конкретному ребенку мешает жить. Это называется выявлением патологической доминанты. Работа состоит из двух этапов, один из которых – постановка лечебного спектакля, где участвуют изготовленные детьми куклы. Продолжительность занятий – до двух месяцев. Однако, по словам авторов, их методика напоминает психодраму «только по формальным признакам: мы тоже пользуемся театральными средствами». Главное отличие - «психодрама основана на психоанализе, мы же в своей работе, безусловно учитывая «нижние этажи» личности, никогда не обсуждаем это с детьми и даже стараемся не очень муссировать подобную тематику в беседах с родителями». (32)
… игротерапия «Изучение детской игры… позволило осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром». Так начинают свою статью по игровой психотерапии авторы «Психотерапевтической энциклопедии». (41) Поскольку у детей вербальные навыки в необходимой для психотерапии мере не развиты, используются иные способы выражения переживаний, потребностей и трудностей. Так родилась игротерапия. Игротерапия - использование игровых ситуаций в качестве терапии, основанное на идеях Фрейда, впоследствии дополненных Э. Эриксоном. (21) Конечно же, играя, ребенок использует игрушки, в том числе и куклы. С помощью них дети проигрывают различные ситуации из семейной жизни, могут выразить свои, часто негативные, чувства. Популярным средством является игра в кукольный театр. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации», - указывает в своей книге Х. Дж. Джинотт. (12) Наверное, поэтому куклотерапию понимают порой как «лечение театром», «коррекцию поведения через кукольный театр» (эти определения обнаружены в Интернете). Анализ материалов психологов, относящих куклотерапию к игротерапии, приводит к еще одной особенности: как правило, используются куклы, изготовленные не клиентом (взрослым, ребенком). Таким образом, акцент сделан именно на игре, на манипуляции с куклой. В качестве примера приведем опыт психологической коррекции страха медицинских процедур (авторы А. И. Тащева, С. В. Гриднева, г. Ростов-на-Дону).
Здесь куклы используются в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать, и, достигнув максимальной выраженности, сменяться бурными эмоциональными поведенческими реакциями (плач, смех), в результате которых снимаются (сублимируются) напряжение и тревога. (51)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|