Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерьерные куклы. Возрастные особенности восприятия кукол детьми




Интерьерные куклы

Интерьерные куклы схожи с коллекционными и сувенирными: общей является функция украшения интерьера. Раньше к интерьерным относили кукол дорогих, авторских и поэтому уникальных. Сейчас они получают все большее распространение, но по-прежнему выполняют эстетическую функцию. Могут ли интерьерные куклы выполнять терапевтические функции?

Если принять во внимание предложенное определение куклотерапии (напомню, «куклотерапия - это раздел частной психотерапии (терапии творческим самовыражением), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого »), то, наверное, нет. Однако наблюдения дают основание ответить утвердительно.

Для объяснения этого факта вспомним о терапии средой. Под этим термином понимается «использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой». (41) Средой могут быть события, процессы, люди, вещи, специальное оформление интерьера. Частью этого интерьера являются интерьерные куклы. Приятные глазу, они снижают тревожность ребенка (согласитесь, больничный коридор перестает быть столь пугающим, когда в нем появляется нечто знакомое и красивое), вызывают положительные эмоции.

Использование интерьерных кукол в детском возрасте практически невозможно: процесс изготовления сложен и трудоемок, а играть ими нельзя - слишком хрупки. Однако, опыт психологической помощи взрослым показывает полезность этого вида кукол, особенно кукол авторских, не промышленных. Правда, необходимо помнить, что кукла - отражение ее создателя, поэтому она может нести разный психологический смысл.

 

Возрастные особенности восприятия кукол детьми

Возраст Характеристика
Младенчество (до 1 года) Ребенок получает игрушки, которые благодаря взрослому способствуют развитию ориентировочного поведения. В период от двух-трех месяцев до года младенец благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Причем малыш узнает человеческий образ и в неваляшке, и в простой узелковой кукле и особенно оживляется, вглядываясь в выразительное, почти человеческое лицо фарфоровой куклы.
Ранний возраст (1 – 3 год) Общаясь со взрослым, ребенок учится предметной деятельности. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает свое окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка. В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребенка.
Дошкольный возраст (3 – 7 лет) Куклы и мягкие игрушки оказывают влияние на эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла (или мягкая игрушка) выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок становится творцом своего мира и режиссером событий, в нем происходящих. Причем дети зачастую используют для этого любые мало-мальски пригодные вещи: например три палочки - большая, поменьше и совсем маленькая - становятся папой, мамой и ребенком. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» ее образ. К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причем, и мальчиков, и девочек. В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости.
Младший школьный возраст (7 – 10 лет) Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...