Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет по договорам при установлении цены в условных денежных единицах

 

Если выраженное в договоре поставки обязательство пересчитывается в рубли по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа или в ином порядке по соглашению сторон, то в результате несовпадения дат отгрузки, оплаты и изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте изменяется стоимость поставляемых товарно-материальных ценностей. Вследствие этого сумма оплаты может отличаться от стоимости переданных покупателю материальных ценностей, которая была исчислена на дату отгрузки.

Эти вопросы регулирует ПБУ 10/99 "Расходы организации". В нем указывается, что величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях, в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах)[11].

Стороны договора сами устанавливают, каким образом и на какую дату цена договора из условных денежных единиц пересчитывается в рубли. Цена договора будет определяться исходя из курса условной денежной единицы, действующего на дату, согласованную сторонами по договору.

Но установление цены договора в условных денежных единицах не всегда приводит к образованию суммовых разниц.

Это зависит от зафиксированных договором условий:

- определения даты, на которую определяется рублевая стоимость материальных ценностей;

- порядка расчетов (в том числе условия о предварительной оплате);

- момента перехода права собственности на материальные ценности.

Например, в договоре предусмотрено, что дата пересчета условных единиц в рубли производится на дату перехода права собственности на материальные ценности к покупателю (например, на дату отгрузки), а оплачивает покупатель приобретенное имущество после получения. В этом случае суммовые разницы не возникают, так как на дату перехода права собственности рублевый эквивалент цены договора уже определен и стоимость переданных покупателю ценностей, выраженная в рублях, в дальнейшем уже изменяться не будет.

Если оплата производится до отгрузки, то цена товара, сформированная в момент отгрузки, может отличаться от величины оплаты как в большую, так и в меньшую сторону. Возникает суммовая разница. Погашение этой разницы осуществляется либо путем доплаты покупателем недостающей суммы, либо путем возврата поставщиком излишне перечисленного аванса.

Положительная суммовая разница возникает, когда на дату оплаты обязательства курс условной денежной единицы уменьшается и, как следствие, уменьшается сумма платежа.

Отрицательная суммовая разница образуется, когда на дату оплаты задолженности курс условной денежной единицы увеличивается и поэтому сумма платежа увеличивается.

Суммовые разницы, возникающие при приобретении материально-производственных ценностей, следует учитывать в составе прочих доходов или расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Стоимость же принятых к бухгалтерскому учету материальных ценностей не изменяется. Так, п. 12 ПБУ 5/01 предусмотрено, что фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации[12].

Предположим, организация закупает материалы. В договоре поставки цены выражены в евро и предусмотрено, что расчеты производятся в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату оплаты. Оплата произведена намного позже отгрузки, курс евро на момент оплаты вырос по сравнению с курсом на дату оприходования материалов. Следовательно, возникает отрицательная суммовая разница.

В бухгалтерском учете организации эти операции отражаются следующими проводками [34]:

Дебет 10 Кредит 60-1

- оприходованы полученные материалы;

Дебет 19 Кредит 60-1

- учтена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 60-1 Кредит 51

- перечислена оплата за поставленные материалы;

Дебет 91-2 Кредит 60-1

- отражена отрицательная суммовая разница по полученным материалам (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60-1

- учтена сумма НДС с отрицательной суммовой разницы;

Дебет 68 Кредит 19

- принят к вычету фактически уплаченный НДС по полученным и оплаченным материалам.

В такой ситуации покупатель принимает к вычету фактически уплаченную продавцу сумму НДС, включая и сумму, относящуюся к отрицательной суммовой разнице.

Положительные суммовые разницы в бухгалтерском учете отражаются следующим образом [34]:

Дебет 10 Кредит 60-1

- оприходованы полученные материалы;

Дебет 19 Кредит 60-1

- отражена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 60-1 Кредит 51

- перечислена оплата за поставленные материалы;

Дебет 60-1 Кредит 91-1

- отражена положительная суммовая разница по полученным материалам в части стоимости без НДС;

Дебет 19 Кредит 60-1

- сторно - сторнирована сумма НДС с положительной суммовой разницы;

Дебет 68 Кредит 19

- принят к вычету фактически уплаченный НДС по полученным материалам.

Следует заметить, что покупатель принимает к вычету фактически уплаченную продавцу сумму НДС, а не ту сумму, которая была отражена на счете 19 в момент оприходования товара.

У многих авторов [28, 29, 31, 32, 34] приводятся типовые проводки, отражающие возникновение суммовых разниц при расчетах по договору поставки, который предусматривает оплату частично до поставки и частично - после поставки. В качестве иллюстрации данной ситуации приведем пример, который приводится в учебном пособии одного из авторов[13]:

Дебет 60-2 Кредит 51

- перечислен аванс за материалы;

Дебет 10 Кредит 60-1

- оприходованы полученные материалы;

Дебет 19 Кредит 60-1

- отражена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 60-1 Кредит 60-2

- зачтена сумма ранее перечисленного аванса;

Дебет 68 Кредит 19

- принят к вычету НДС по полученным материалам в оплаченной части;

Дебет 60-1 Кредит 51

- перечислена сумма доплаты за полученные материалы;

Дебет 91-2 Кредит 60-1

- отражена отрицательная суммовая разница по полученным материалам в части стоимости без НДС;

Дебет 19 Кредит 60-1

- отражена сумма НДС с отрицательной суммовой разницы;

Дебет 68 Кредит 19

- принят к вычету НДС по полученным материалам в части доплаты и суммовой разницы.

В соответствии с ПБУ 10/99, 5/01 и 6/01 и фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств и приобретение материально - производственных запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия соответствующих объектов к учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

При покупке активов под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

Указанные суммовые разницы отражаются по дебету счетов учета приобретаемых активов (08, 10, 11 и др.) и кредиту счета 60 или 76.

При продаже готовой продукции (работ, услуг), товаров и других активов величина поступлений определяется также с учетом суммовой разницы, возникающей в случае, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

При продаже активов под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте (условных денежный единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.

Суммовые разницы, возникающие при продаже актива, учитывают по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 90 "Продажи" или 91 "Прочие доходы и расходы".

При приобретении по договору поставки объектов, предназначенных для использования в качестве основных средств, существует особый порядок отражения суммовых разниц.

Если суммовые разницы образуются до момента принятия объекта к учету в составе основных средств, то суммовые разницы относятся в дебет счета 08. Таким образом увеличивается (уменьшается) сумма затрат на приобретение объекта, как это регламентируется пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств". Если суммовая разница возникает после даты принятия объекта к учету (то есть объект уже числится на счете 01), она относится на счет 91 в состав прочих доходов и расходов[14].

При исчислении налога на прибыль суммовые разницы во всех случаях включаются в состав внереализационных доходов согласно п. 11.1 ст. 250 НК РФ или в состав внереализационных расходов в соответствии с пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. [41, с. 78]

Учет расчетов с использованием векселей осуществляется на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.

Выданные векселя под приобретение товарно - материальных ценностей отражают по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51, 52 и др.). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно.

При выдаче векселей, предусматривающих выплату процентов за пользование полученным товаром без его оплаты в течение определенного периода, сумму уплачиваемых процентов относят на увеличение операционных расходов. При этом если начисленные проценты будут оплачены в текущем отчетном периоде, то они отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Учет векселей у поставщика. Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Векселя полученные". Счет 62 дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета продажи готовой продукции (90) или другого вида имущества (91).

Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.

В соответствии с ПБУ 9/99 (п.6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

Это нововведение означает, что с 1 января 2000 г. (с момента ввода ПБУ 9/99 в действие) сумма процентов по векселю отражается в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг).

Следует отметить, что Инструкцией к новому Плану счетов (по счету 62) предусмотрено осуществлять учет процента по векселю на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При погашении задолженности по полученному векселю на общую сумму задолженности рекомендовано дебетовать счета учета денежных средств (51, 52 и др.) и кредитовать счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Не оплаченные в срок векселя считаются отказными. Номинальную сумму отказного векселя с процентами списывают со счета 62, субсчет "Векселя полученные", в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".

До наступления срока оплаты по векселю организация - векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель. Полученные кредиты отражают по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" и дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52 и др.) в фактически полученных суммах. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности (62 и др.).

При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация - векселедержатель обязана возвратить полученные в результате дисконтирования векселей денежные средства банкам. Перечисленные средства списываются с кредита денежных счетов в дебет счета 66 или 67. Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...