Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

58. Гигиеническая характеристика труда работающих с источниками излучения диапазона радиочастот. Гигиеническое нормирование и принцип защиты.




58. Гигиеническая характеристика труда работающих с источниками излучения диапазона радиочастот. Гигиеническое нормирование и принцип защиты.

ЭМП радиочастот, являясь по своей природе колебательным процессом, распространяются в пространстве в виде электромагнитных волн и характеризуются следующими основными физическими параметрами: длиной волны, скоростью ее распространения и частотой колебания.

ЭМП вокруг любого источника условно разделяют на три зоны: ближнюю - зону индукции; промежуточную - зону интерференции; дальнюю - волновую зону, или зону излучения.

Оценку воздействия ЭМИ РЧ осуществляют по энергетической экспозиции, которая определяется интенсивностью ЭМИ РЧ и временем его воздействия на человека. В диапазоне частот 30 кГц - 300 МГц интенсивность ЭМИ РЧ определяется напряженностью электрического (Е, В/м) и магнитного (Н, А/м) полей - зона индукции. В диапазоне 300 МГц - 300 ГГц интенсивность ЭМИ РЧ оценивается плотностью потока энергии (ППЭ, Вт/м2, мкВт/см2) - волновая зона.

Экранирование источников ЭМП радиочастот или рабочих мест должно осуществляться посредством отражающих или поглощающих экранов (стационарных или переносных).

Индивидуальные средства защиты (защитная одежда) должны изготавливаться из металлизированной ткани (или любой другой ткани с высокой электропроводностью) и иметь сертификат качества. Защитная одежда включает в себя: комбинезон или полукомбинезон, куртку с капюшоном, жилет, фартук, средства защиты для лица, рукавицы (или перчатки), обувь. Все части защитной одежды должны иметь между собой электрический контакт.

Защитные лицевые щитки и стекла, используемые в защитных очках, изготавливаются из прозрачного материала, обладающего защитными свойствами.

 

59. Защитные и профилактические мероприятия при работе с генераторами радиочастот.

Защита персонала от воздействия электромагнитных полей радиочастот (ЭМИ РЧ) осуществляется путем проведения организационных и инженерно-технических, лечебно-профилактических мероприятий, а также использования средств индивидуальной защиты.

К организационным мероприятиям относятся: выбор рациональных режимов работы оборудования; ограничение места и времени нахождения персонала в зоне воздействия ЭМИ РЧ (защита расстоянием и временем) и т. п.

Инженерно-технические мероприятия включают: рациональное размещение оборудования; использование средств, ограничивающих поступление электромагнитной энергии на рабочие места персонала (поглотители мощности, экранирование, использование минимальной необходимой мощности генератора); обозначение и ограждение зон с повышенным уровнем ЭМИ РЧ.

Лечебно-профилактические мероприятия осуществляются в целях предупреждения, ранней диагностики и лечения нарушений в состоянии здоровья работника, связанные с воздействием ЭМИ РЧ, и включают предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

К средствам индивидуальной защиты относятся защитные очки, щитки, шлемы, защитная одежда (комбинезоны, халаты и т. д. ).

60. Понятие о лазерном излучении. Принципы работы лазеров, их классификация. Основные и сопутствующие неблагоприятные факторы при работе лазеров.

ЛАЗЕРНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ – это вынужденное (посредством лазера) испускание атомами вещества порций-квантов электромагнитного излучения. Слово «лазер» – аббревиатура, образованная из начальных букв английской фразы Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (усиление света с помощью индуцированного излучения). Следовательно, лазер (оптический квантовый генератор) – это генератор электромагнитного излучения оптического диапазона, основанный на использовании вынужденного (стимулированного) излучения. Лазерная установка включает активную (лазерную) среду с оптическим резонатором, источник энергии ее возбуждения и, как правило, систему охлаждения.

Ла́ зер — это устройство, преобразующее энергию накачки (световую, электрическую, тепловую, химическую и др. ) в энергию когерентного, монохроматического, поляризованного и узконаправленного потока излучения.

Принцип работы лазера основан на трех фундаментальных идеях. Первая идея связана с использованием вынужденного (индуцированного) испускания света атомными системами. Вторая идея заключается в применении термодинамически неравновесных сред с инверсной заселенностью уровней, в которых возможно усиление, а не поглощение света. Третья идея состоит в использовании положительной обратной связи для превращения усиливающей системы в генератор когерентного излучения.

 

Классификация:

1. Твердотельные лазерына люминесцирующих средах (лазеры на стеклах, рубиновыелазеры и т. п. ); накачка оптическая. Мощные лазеры. Применение: лазерная технология (сварка, закалка, в установках лазерного термоядерного синтеза), лазерная спектроскопия и т. п.

2. Электроразрядные лазеры низкого давления на благорадных газах (He-Ne, He-Xe). Маломощные лазеры, излучение высокой монохроматичности и направленности. Применение: спектроскопия, настройка оптических систем.

3. N2-, CO2- и CO-лазеры высокого давления; накачка - электроионизационный разряд в газах. Практически достижимая мощность более 10 кВт. Применение: спектроскопия, лазерная химия, медицина, технология.

4. Ионный аргоновый лазер; накачка - газовый разряд. Мощность несколько десятков Вт. Применение: спектроскопия, нелинейная оптика, медицина.

5. Полуповодниковые лазеры; накачка инжекцией через гетеропереход или электронным пучком. Лазеры миниатюрны, имеют большой кпд. Применение: оптические линии связи, звуко- и видиосистемы. Перспективны для лазерного телевидения.

6. Лазеры на красителях (рабочая среда - жидкость); оптическая накачка. Основное достоинство - большой диапазон плавной перестройки частоты генерируемого излучения.

7. Химические лазеры. Основной источник энергии - химические реакции между компонентами рабочей среды. Мощные лазеры. ИК- область излучения. Применение: спектроскопия, лазерная химия.

8. Лазеры на свободных электронах. С ними связываются дальнейшие перспективы развития лазеров. Однако систем, работающих в видимом диапазоне и имеющих практическое значение пока нет.

9. Гамма-лазеры и лазеры рентгеновского диапазона. Широко обсуждаются в литературе. Есть экспериментальные образцы.

Факторы:

прямой лазерный луч, облучение им персонала является результатом грубого нарушения техники безопасности;

импульсные световые вспышки высокой интенсивности воздействуют на персонал в тех случаях, когда на лампах-вспышках по какой-либо причине нет экранов. Общая энергия сигнала лампы накачки может достигать 20 Дж, а яркость вспышки ксеноновой лампы – 4*108 нт при длительности импульса 1 – 90 мс. Особенно напряженная ситуация возникает в случаях самопроизвольного разряда таких разэкранированных ламп;

ультрафиолетовое излучение, кроме ламп накачки, связано с использованием газоразрядных трубок, кювет в некоторых газовых лазерах из кварцевого стекла;

озон и окислы азота, образование и накопление которых может происходить вследствие ионизации воздуха при частых разрядах импульсных ламп накачки. По результатам гигиенических исследований не превышают ПДК, хотя отмечается нарастание их количеств к концу рабочей смены;

шум, связанный с работой установки может иметь импульсный и стабильный характер. Он возникает из-за вращения оптических элементов в головке лазера, где используется модулированная дробность при помощи высокоскоростных моторов вследствие работы механических затворов для формирования импульса в связи с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости;

электромагнитные поля радиочастот появляются при работе некоторых лазеров, в которых возбуждение активной среды обеспечивается энергией от ВЧ - или УВЧ-генераторов;

агрессивные или токсические жидкости могут использоваться в качестве активной среды в жидкостных ОКГ (оксихлоргидрит фосфора) или в системе охлаждения. Поступление этих жидкостей в воздух рабочей зоны возможно при заливке, замене, сливе их, или повреждении в системе трубопроводов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...