Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новоклассическое направление




Главная функция экономики

Современной экономикой принято называть национальное хозяйство. Оно состоит из различных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и другие виды хозяйственной деятельности), куда входит множество соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономика постоянно производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства.
Значение экономики для общества определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которых не может существовать ни один человек. Отсюда очевидна главная функция (назначение) народного хозяйства - производить богатство, удовлетворяющее разнообразные потребности людей.
Вполне естественно, что о степени развитости хозяйства каждой страны мы судим по показателям производства продукции первого рода - по объему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей. При этом экономическая теория изучает не быстро протекающие и случайные события, а стремится к научным обобщениям типичных фактов, для чего она обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни

 

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает варианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством. Экономическая политика (совокупность мер, направленных на достижение основных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе ее должны лежать теоретические выводы и положения, вырабатываемые экономической наукой.

 

2. Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домо­хозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потре­бительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. По­ведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения.

При всей условности схемы кругооборота она отражает глав­ное — в развитой рыночной экономике существует постоянное вза­имодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизи­рован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и дохо­дов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, осуществляемых на рынках потребительских товаров и услуг. Продажа этих товаров и услуг составляет выручку фирм. Покупка ресурсов, необходимых для этого, означает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), получают денежные доходы (заработную плату, рен­ту, процент, прибыль). Таким образом, реальный поток экономичес­ких благ дополняется встречным денежным потоком доходов и рас­ходов.

Эта модель может быть уточнена включением оборотов внут­ри секторов. Подчеркивая главное, простая модель кругооборота несколько идеализирует реальную действительность.

Во-первых, она не учитывает накопления как экономических благ, так и денежных ресурсов, а также то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокуп­ного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут в дальней­шем существенно модифицировать элементарную модель круго­оборота. Самым важным из их последствий является развитие кре­дитной системы.

Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире весьма многообразна, так как оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки про­дуктов, факторов производства, кредита. Если абстрагироваться от роли кредита, то функции государства в кругообороте можно пред­ставить следующим образом.

Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая от него, в свою очередь, трансфертные платежи и субсидии. Кроме этого, правительство осуществляет на всех рын­ках крупные закупки как потребительского, так и производствен­ного характера.

В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли.

Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем. Чтобы подойти к их анализу, кратко остановимся на основных экономических целях, к которым стремятся индивиды, фирмы и общество в целом.

3. Потребность -- это внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

Общественные потребности - это вид потребностей, которые носят массовый характер, свойственны человеку в силу их общественной природы; включают прежде всего нужды государства и населения в целом. К общественным относят потребности в безопасности, коммуникациях, культуре, образовании, здравоохранении, труде и занятости, отдыхе.

Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности- эо потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей.

 

4. В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорций (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребнос­тями и потреблением населения — с другой.

Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где дли­тельный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Этот процесс можно уподобить спиралевид­ному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюда­ем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, где в 1980—1990-х гг. произошло сокра­щение дохода общества в расчете на душу населения.

Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В этом случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются. Движение по колее «производство — распределение — обмен — потребление — потребности» напо­минает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же зачастую усугубляется сло­жившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.

Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соотно­шения в динамике производства и потребления.

Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух слу­чаях? Они показывают, что во многих странах возвышению по­требностей противодействует ряд факторов, сдерживающих со­циально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся:

  • низкий уровень материальной и духовной культуры обще­ства, ограничивающий круг человеческих нужд их видами низ­шего порядка, который изменяется медленнее всего
  • очень слабо развитое разделение труда, что не позволяет уве­личить разнообразие материальных благ и повысить уровень по­требления и потребностей
  • низкие денежные доходы массы людей и высокий уровень цен, которые препятствуют удовлетворению их даже самых эле­ментарных запросов
  • во многих случаях более высокие темпы увеличения чис­ленности населения стран по сравнению с темпами расширения материальных условий его существования

Третья тенденция — нормальная. В данном случае производ­ство количественно растет и качественно совершенствуется, по­вышаются уровни потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися обо­ротами.

Примечательно, что в Организации экономического сотрудни­чества и развития (ОЭСР), куда входят 29 стран — США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и др., — среднегодовые тем­пы роста валового национального продукта (стоимости конечных результатов деятельности материального и нематериального производства) составили в 1971—1980 гг. 3,3%, в 1981—1990 гг. — 2,9%. Личное потребление населения в среднем повышалось за год примерно на 3%. Такая же тенденция сохранилась и в 1990-х гг.

Сегодня в богатых странах проживает 1 млрд человек — так называемый «золотой миллиард». Здесь поступательный рост производства и потребления опирается в первую очередь на са­мую передовую технику и технологию, высокую культуру произ­водства.

Между тем успехи наиболее развитых стран имеют свой «сек­рет»: большинство из них по основным видам минерального сы­рья на 70% зависит от его поставок из слаборазвитых стран. По оценке специалистов, каждый человек из «золотого миллиарда» потребляет за свою жизнь в 20—30 раз больше ресурсов планеты, чем житель более бедной страны.

Все рассмотренные нами тенденции в той или иной мере вы­ражают противоречие между потребностями и производством: несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что в действительности может дать им хозяйственная деятельность. Чтобы понять суть этого противоречия, выясним факторы и воз­можности, которыми располагает созидательная деятельность общества.

5. Производство включает три разнородных фактора. Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу.

Первый фактор — человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.

Труд в материальном производстве — это целесообразная дея­тельность, в которой люди с помощью созданных ими средств из­меняют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворе­ния своих потребностей.

Второй фактор — вещественный — средства труда. К ним от­носятся те материальные вещи, с помощью которых люди созда­ют полезные блага.

В состав средств труда входят естественные условия производ­ственного процесса (например, вода, используемая на гидроэлект­ростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника — искусственные, созданные человеком сред­ства труда. В свою очередь они включают орудия труда (инстру­менты, машины, оборудование, аппараты химического производ­ства и т.п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т.д.).

Третий фактор — тоже вещественный — предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда подразделяются на вещество природы, которое не подвергалось обработке (например, уголь­ный пласт в шахте, руда в руднике), и сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пла­ста уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология — совокупность знаний о способах и средствах про­ведения производственных процессов.

Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребнос­тям. Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы вооб­ще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потреб­ностей).

  • Первый фактор — число работников — нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая чис­ленность населения каждой страны и особенно доля в его составе трудоспособных людей.
  • Второй фактор — средства труда — можно наращивать до не­обходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, посколь­ку несколько лет уходит на создание новых машин и строитель­ство зданий.
  • Третий фактор — прежде всего земля и полезные ископаемые — абсолютно ограничен. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще не­достаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия.

 

6.д оиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой стадии преобладала первичная сфера экономики (сельское хозяйство). По­давляющая часть трудоспособного населения занималась земле­делием и животноводством. В хозяйственной деятельности гос­подствовали ручной труд и простейшие формы его организации. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки.

 

Значительные качественные перемены в материальной куль­туре благоприятствовали резкому увеличению численности насе­ления — произошел так называемый первый демографический (от греч. demos — народ) взрыв. В эпоху неолита темпы роста населения Земли повысились почти втрое.

Рост населения Земли и повышение уровня его потребностей пришли в противоречие с теми ограниченными возможностями, которые были свойственны производству с применением ручного труда. Это противоречие было преодолено лишь в результате про­мышленного переворота, который начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. и завершился в Западной Европе и США в 50—60-е гг. XIX в. Сущность промышленной революции состояла в широко­масштабной замене ручного труда машинами.

На индустриальной стадии производства главной стала вто­ричная сфера экономики — машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники промышленность преобразовывала сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Основную массу трудя­щихся составляли работники индустриальных отраслей хозяйства. Мощный рост производственных возможностей и многоотрасле­вая структура хозяйства позволяли удовлетворять достаточно ши­рокий круг материальных и культурных потребностей людей.

С индустриальной стадией экономики связан второй демогра­фический взрыв. Численность населения мира за три с четвертью столетия (1650—1974 гг.) возросла в семь раз (в 1650 г. население планеты составляло 650 млн человек).

Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В ито­ге сложилось глубокое противоречие между сравнительно огра­ниченными традиционными производственными возможностями и совершенно новым — в количественном и качественном отно­шениях — уровнем потребностей. Это противоречие разрешает­ся в ходе начавшейся в 40—50-х гг. XX в. грандиозной научно-технической революции (НТР). Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной (от лат. post — после) ста­дии производства, означающей переход к информационному об­ществу. На этой высшей стадии наибольшее развитие получает третичная сфера экономики — сфера услуг.

 

7. Современная экономическая теория отражает новую хозяй­ственную действительность. Для конца XX — начала XXI в. ха­рактерна новейшая структура постиндустриального производ­ства. Она имеет ряд отличительных черт.

1. Производство, основанное на новейших достижениях науч­но-технической революции, способно обеспечить массовое удов­летворение всего круга действительных и перспективных потреб­ностей

2. Экономика нашего времени включает две дополняющие друг друга сферы производства: материальную (создает веще­ственное богатство) и нематериальную (создает духовные, нрав­ственные и иные ценности — произведения духовной культуры, искусства, науки и т.п.).

3. В современное производство органически входит особая сфера услуг, в которой занято до 2/3 всех работников.

Услуга — такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлет­ворением какой-либо потребности. Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятель­ности. Различают материальные услуги (их осуществляют грузо­вой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные (их оказывают просвещение, здравоохранение, научное обслужива­ние, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхо­вание и т.п.).

Структура высокоразвитого производства схематически изоб­ражена на рисунке.

Рис. Новейшая структура производства

4. Сейчас в структуре производства особо выделяется инфра­структура — совокупность видов хозяйств, обеспечивающих об­щие условия производства и жизнедеятельности людей. Она де­лится на две группы:

  • производственная инфраструктура, непосредственно обслу­живающая материальное производство (строительство и эксплуатация шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство; железнодорожное хозяйство; водоснабжение, канализация и т.п.)
  • непроизводственная (или социальная) инфраструктура, ко­торая опосредствованно связана с процессом производства (под­готовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохране­ние и др.).

Инфраструктура свидетельствует, что современное производ­ство и его подразделения внутренне связаны между собой обшир­ными и прочными взаимосвязями. Последние объединяют хозяй­ственную деятельность в целостное единство, принимающее форму системы.

Системные связи

Независимо от того, в какой мере люди осознают этот факт, они находятся в очень большой сети связей с субъектами экономики. Такие связи составляют часть всей экономической системы, которая обеспечивает жизнедеятельность общества.

Давайте рассмотрим круг системных связей типичного домашнего хозяйства с субъектами экономической деятельности. В этот круг входят, например, предприятия торговли, учреждения медицины, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытовых услуг, разные виды транспорта, банки и страховые учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, искусства и многое другое.

Чем полнее мы представим себе все многообразие экономических связей, свойственных домашним хозяйствам, тем более убедительными станут следующие обобщения и выводы.

Во-первых, подобно кровеносным сосудам указанная совокупность связей обеспечивает все домашние хозяйства необходимыми экономическими благами. Разумеется, любой человек не сможет существовать и достичь намеченных целей, если не будет эффективно участвовать в хозяйственных отношениях общества.

Во-вторых, разные этапы жизни индивида связаны с последовательным переходом из одного системного образования в другое. Так, начальное образование и воспитание человек получает в семье и детском саду, затем в общеобразовательной школе, в профессиональном среднем или высшем учебном заведении.

В-третьих, по разным каналам, словно по: сообщающимся сосудам, домашнее хозяйство связывается с другими территориальными хозяйственными образованиями - местными, национальными и международными. В итоге люди лучше познают качественные признаки всей экономической системы общества.

9. Почему же разные школы ученых неодинаково объясняют одно и то же? Вот несколько причин такого расхождения во взглядах.

Первая причина. Экономика с течением времени существенно меняется. Видимо, прав был древнегреческий философ Гераклит, говоря, что “на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут...”. Не стоит удивляться, что во всякую по­следующую эпоху ученые застают качественно иные хозяйственные отношения и, естественно, по-новому воспринимают их.

Вторая причина. Разноголосица по одному и тому же вопросу объясняется неполным, неправильным отражением в теории эко­номических систем, которые являются симметриями особого рода.

Симметрия первого рода образуется в природе. В ней части целого соразмерно, полностью соответствуют друг другу отно­сительно средней линии, центра. Так, в живой природе одно­именная часть тела или органов является как бы зеркальным отражением другой и повторяет ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека).

Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух субъектов:

а) продавец - товар - деньги - покупатель;

б) кредитор - ссуда - ссуда вместе с процентом - долж­ник;

в) землевладелец - земля - плата за пользование землей - арендатор (временный пользователь земли) и т. п.

Однако каждая из взаимодействующих сторон отношения часто является противоположностью по сравнению с другой сто­роной.

Вряд ли нужно доказывать, что по хозяйственному положению и интересам в экономической симметрии находятся такие не­схожие между собой лица, как продавец и покупатель, банкир и должник, землевладелец и арендатор.

Не случайно в экономической теории возникают несиммет­ричные взгляды. Здесь несимметричная концепция (система взглядов), как правило, отражает лишь одну из противоположных частей двухстороннего отношения. В силу этого она не может полностью и правильно охарактеризовать в целом изучаемую экономическую систему.

Третья причина. На известный период главенствующее по­ложение в науке занимает какая-то несимметричная теория, пре­тендующая на полную истинность. Но из-за своей половинча­тости ее положение неустойчиво. Поэтому не случайно со вре­менем происходит переворот в устоявшихся воззрениях - своего рода революция, которая приводит к господству противополож­ной точке зрения. В истории экономических учений отмечают, например, коренной пересмотр существастоимости товара (на смену трудовой теории стоимости пришла теория предельной полезности, о чем говорится в теме 4).

Четвертая причина. Представители несимметричных взглядов всегда ведут между собой непримиримую борьбу за преобла­дающее положение в науке. Однако взаимная критика приносит неожиданный для всех результат: выявляются не только сильные, но и слабые стороны противников. Так, появляется возможность преодолеть взаимную ограниченность взглядов и соединить про­тивоположности в свойственное им единство. В итоге рождается новая теоретическая платформа, на которой объединяются до­стижения каждого из воззрений. Таким способом в теории пре­одолевается несимметричность и утверждается полная истина об экономических системах, что придает обобщающему учению силу и устойчивый характер.

Например, во второй половине XIX в. начался ожесточенный спор между сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности во вопросу: от чего зависит рыночная цена - от предложения товаров со стороны продавцов или же от спроса покупателей? Английский экономист Альфред Мар­шалл конкретно показал, что рыночная цена одновременно ис­пытывает воздействие и предложения и спроса. В связи с этим профессор Лондонского университета Маркс Блауг указал на значение преодоления несимметричности концепций предложе­ния и спроса: “Маршалл осуществил примирение между теорией предельной полезности и классической политической экономией, и демонстрация того, что новые идеи могут быть приспособлены к более широкому контексту, придала им привлекательность”1.

10. В основе критерия периодизации истории экономических учений в современных условиях лежит цивилизационный подход.

Всю историю экономической мысли можно разделить на следующие этапы:

· Период недифференцированного экономического знания (до XV в.). Это период формирования представлений об отдельных экономических процессах и явлениях в рамках единой науки о мироздании. Древнейшими свидетельствами развития экономической мысли в период рабовладения являются «Кодекс царя Хаммурапи» (регулирование ссудного процента и долгового рабства), работы древнего китайского мыслителя Конфуция (идея о способности просвещенного правителя справедливо распределять созданное в обществе богатство), древнегреческих мыслителей Ксенофонта (влияние полезности на стоимость товаров, идея о двояком использовании вещей), Платона (идея о разделении труда как основе государства, модель идеального государства) и Аристотеля (экономика и хрематистика, модель идеального государства), древнеримских мыслителей Катона и Варрона (организация и ведение крупного рабовладельческого хозяйства). Экономическая мысль в эпоху средневековья представлена трудами представителей раннего (Августин Блаженный) и позднего (Фома Аквинский) канонизма.

· Период разработки терминологии и формирования системы экономических категорий (XV-XVII вв). Это период вытеснения натурального хозяйства рыночными экономическим отношениями. Он вошел в историю как период первоначального накопления капитала, а в историю экономической мысли – как эпоха меркантилизма. Меркантилизм явился переходным периодом в зарождении экономической науки как самостоятельной отрасли человеческих знаний. Меркантилисты ввели в научный оборот термины «политическая экономия», «национальное богатство». Деньги меркантилисты считали абсолютной формой богатства, источником богатства – внешнюю торговлю, а решающей сферой экономической жизни общества — сферу обращения.

· Период становления и развития классической политической экономии. Классическая политическая экономия господствовала в экономической науке до последней трети XIX века. Ее основы была заложены в Англии У. Петти, во Франции — школой физиократов (XVIII в.). Центральными фигурами классической политэкономии являются А.Смит и Д. Рикардо. Объектом исследования классической политэкономии является сфера производства, а не обращения. В основе классической политэкономии лежит трудовая теория стоимости, признание производства источником богатства и процветания общества, идея экономического либерализма. Классическая политэкономия нашла свое развитие в трудах Т.Мальтуса (закон народонаселения), Ж.Б.Сэя («закон рынков», теория трех факторов производства).

· Пролетарская политэкономия. Создателями пролетарской политэкономии были К.Маркс и Ф. Энгельс. Ее появление обусловлено определенными социальными интересами и требованиями времени. Теория К.Маркса внесла вклад в развитие трудовой теории стоимости, способствовала дальнейшему анализу проблем общественного воспроизводства, источников экономического роста и выявлению роли прибавочной стоимости. На основе теории прибавочной стоимости К.Маркс раскрыл основное противоречие капиталистической системы – антагонизм между наемным трудом и капиталом – и выдвинул идею пролетарской революции.

· Период маржинальной революции и развития неоклассического направления (70-ые годы XIX века — 30 годы XX века). Это период переоценки ценностей классической политической экономии, господствовавшей почти два столетия. Он вошел в историю экономической мысли как период «маржинальной революции». Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика). В осуществлении маржинальной революции традиционно выделяют два этапа. Первый этап маржинализма называют субъективным направлением политической экономии. На этом этапе ценность товара определялась на основе теории предельной полезности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Представителями психологического направления являются К.Менгер, О.Бем-Баверк, Ф.Визер, У.Джевонс, Л.Вальрас и др. Представителей второго этапа маржинализма, отказавшихся от субъективизма и психологизма, рассматривали в качестве преемников классической политэкономии, а их теория получила название «неоклассической». Неоклассики считали, что субъектом движет стремление к максимизации: индивидом – к максимизации потребностей, предпринимателем – к максимизации прибыли. Наибольший вклад в развитие неоклассического направления внесли А.Маршалл, Дж.Б.Кларк и В.Парето.

· Период «кейнсианской революции». Теория Дж.М.Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке ХХ в. Основной упор Кейнс сделал на исследование зависимостей и пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами: национальным доходом, сбережениями, инвестициями, совокупным спросом. Главную задачу он видел в достижении общенациональных экономических пропорций. Кейнсианская теория положила начало макроэкономике как самостоятельному разделу экономической теории. Главная идея теории Кейнса заключается в том, что система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой, а достижение полной занятости и экономического роста требует значительного расширения традиционных функций государства. Большой вклад в развитие кейнсианства внесли во второй половине XX в. Э. Хансен, Дж. Хикс, П. Семуэльсон, Р. Харрод.

· Современный этап в истории экономической мысли характеризуют как этап возрождения либеральной доктрины и неоинституционализма. Неолибеоализм возник как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики почти одновременно с кейсианством. Неолиберальная концепция основана на идее приоритетных условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы. Наиболее крупные центры неолиберализма получили название Фрайбургской школы (В.Репке, В Ойкен, Д.Эрхард и др.), Чикагской (монетарной) школы (М.Фридмен, Л.Мизес и др.) и Лондонской школы (Д.Роббинс, Ф.Хайек и др.). Институционализм возник как альтернатива неоклассической теории. Институционалисты в качестве движущей силы экономики рассматривают не только экономические (материальные) факторы, но и неэкономические (моральные, духовные, правовые и др.). В институционализме выделилось три основных направления: социально-психологическое (Т.Веблен), социально-правовое (Дж.Коммонс), конъюнктурно-статистическое (У.Митчел). Свое развитие институционализм получил в неоинституциональной теории (Дж. Гелбрейт, У. Ростоу). Значение тех или иных направлений институционализма все более возрастает.

 

Новоклассическое направление

В последней трети XIX в. в противовес школе английских классиков возникло новоклассическое направление экономической теории. Оно обладало рядом отличительных черт. Прежде всего новоклассическое течение возникло в результате маржиналистской (фр. marginal - предельный) революции. Эта революция породила теорию предельной полезности и теорию предельной производительности труда и капитала.

Классическая политическая экономия не создала целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа политической экономии. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бем-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851-1926). Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости (об этом говорится в теме 4).

Маржиналистскую революцию продолжил основоположник американской политической экономии Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Концепцию предельной полезности потребительских благ он дополнил теорией предельной производительности труда и капитала. И прямо противопоставил свою теорию классическому учению о прибавочной стоимости и эксплуатации рабочего класса при капитализме. Доходы рабочих и бизнесменов, по мнению Дж. Б. Кларка, соответствуют реальному вкладу труда и капитала в конечный продукт производства, что ведет к гармонии классовых интересов капиталистов и рабочих (теория предельной производительности факторов полнее освещается в теме 8).

Введение в теорию предельных величин привело к возникновению математической школы в экономике (английский ученый У. Джевонс, швейцарский экономист М. Э. Л. Вальрас, итальянский исследователь Б. Парето). Именно предельные величины позволили применять высшую математику, оперирующую с такими величинами. С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) математические зависимости в производстве, потреблении и рынке. Таким способом изыскиваются оптимальные (лат. optimus - наилучший) варианты использования производственных возможностей при ограниченных ресурсах.

Новоклассический переворот в экономической теории был произведен учеными из разных стран. Обобщить и систематизировать полученные результаты взялся известный английский экономист профессор Альфред Маршалл. Его вклад в разработку новоклассического направления некоторые историки экономических учений назвали маршаллианской революцией.

Проведенное А. Маршаллом обновление экономической теории коснулось и ее названия. Он исходил из представлений новоклассиков о том, что предметом данной теории является "чистая экономика" - хозяйственная деятельность частных собственников, независимая от общественной формы ее организации. Соответственно была провозглашена "социальная нейтральность" экономической науки. Вполне логично А. Маршалл считал, что надо отказаться от традиционного названия теории "политическая экономия", которое указывало на государственное управление национальным хозяйством. Свой главный труд он озаглавил "Принципы экономике" (англ. economics - экономическая наука). Так, в 1890 г. появился первый "Экономикс", который на протяжении многих лет стал основным учебником для студентов высших учебных заведений Англии и США.

Однако новоклассическое направление в ряде моментов оказалось несимметричной теорией. Это неизбежно привело к новым потрясениям в науке.

В 30-х годах XX в. было решительно пересмотрено учение новоклассиков о "совершенной конкуренции". Было признано, что такая конкуренция не существует (об этом подробнее говорится в теме 7).

Существенную роль в преодолении односторонности некоторых воззрений новоклассиков сыграл институционализм (лат. institutio - указание, наставление). Институционализм - течение в экономической теории, которое возникло в США и других странах в конце XIX - начале XX в. Оно обусловлено переходом от господства частной капиталистической собственности и свободной конкуренции к усиленному обобществлению хозяйства, его монополизации и огосударствлению. Сторонники этого течения под "институциями" понимали разнообразные социально-экономические процессы, которые быстро развивались в конце XIX - начале XX в. Так, обновлялась и укрупнялась техническая база производства, совершался переход от индивидуалистической к коллективистской психологии, вводились "социальный контроль над производством" и "регулирование экономики". Эти процессы анализируются в темах 3 и 13.

Огромное воздействие на изменение исходных положений новоклассицизма оказала кейнсианская революция, названная по имени выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946); В своем главном произведении - книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) Дж. М. Кейнс изложил совершенно новые принципы регулирования национального хозяйства. В противовес прочно утвердившемуся положению о невмешательстве государства в экономику он обосновал новое учение об экономической роли государства в современной экономике

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...