Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поводы для заведения дел о нарушении таможенных правил

 

       В числе основных функций таможенных органов Российской Федерации законодательно закреплена функция борьбы с контрабандой и другими преступлениями, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации. Вышеназванной функцией определено и положение таможенных органов, отнесенных Таможенным кодексом Российской Федерации к числу правоохранительных, что, безусловно, расширяет права таможенных органов в решении их функциональных обязанностей.

Реализуя задачу борьбы с таможенными правонарушениями, таможенные органы применяют методы правового принуждения, санкции с целью пресечения нарушений таможенного законодательства.

Правоприменительная практика таможенных органов Российской Федерации в сфере привлечения к административной ответственности за таможенные правонарушения в законодательном порядке в настоящее время регламентируется положениями раздела X Таможенного кодекса Российской Федерации, носящего характер документа, на основании которого и вокруг которого формируется нормативная база по вопросам, касающимся применения мер воздействия за нарушения таможенных правил.

До принятия Кодекса по сути не существовало таможенно-процессуальных норм, а также законодательно закрепленных общих положений, регулирующих административную практику таможенных органов, в связи с чем последние пользовались процедурами законодательства об административных правонарушениях[4].

При разработке ТК РФ в него необходимо было ввести процессуальные нормы, регулирующие производство по делам о нарушениях таможенных правил. Однако в Кодекс не были просто перенесены нормы уголовно-процессуального и отчасти гражданского, административного, налогового и иного законодательства: ТК России содержит ряд новаций, ранее не существовавших в законодательстве.

Вопросам административной ответственности за таможенные правонарушения посвящен раздел X ТК РФ “Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение”.

Раздел содержит нормы, которые по своему содержательному наполнению и назначению могут быть отнесены к:

    - общей части - глава 38 “Общие положения”;

    - особенной части - глава 39 “Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения”;

    - процессуальной части - глава 40 “Общие условия производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения”; глава 41 “Лица, участвующие в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении, их права и обязанности”; глава 42 “Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении. Отводы”; глава 43 “Доказательства по делу о нарушении таможенных правил”; глава 44 “Меры по обеспечению производства по делу о нару-шении таможенных правил”; глава 45 “Порядок производства конкретных процессуальных действий”; глава 46 “Издержки по делу о нарушении таможенных правил”; глава 47 “Направление дела о нарушении таможенных правил на рассмотрение”; глава 48 “Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил”; глава 49 “Обжалование постановления таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил”; глава 50 “Исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил; глава 51 “Упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил”.

В период, предшествовавший принятию ТК России, таможенные органы при решении вопросов привлечения к административной ответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественно общими положениями норм административного законодательства, например, Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таможенный кодекс Российской Федерации не отсылает к нормам административного законодательства, но, используя его положения, определяет основные правила административных таможенных процедур. Кодекс по-новому трактует многие принципиальные подходы административ­ного законодательства, существенно меняя регулирование вопросов о субъектах ответственности (введение ответственности юридического лица, принципа двусубъектности ответственности за совершение одного правонарушения), ответственности военнослужащих, наложении взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил, сроках наложения взысканий[5].

Таможенный кодекс впервые дает развернутое определение понятия нарушения таможенных правил, которое приводится в ст. 230 ТК России.

Согласно названной статье, нарушение таможенных правил - это носящее противоправный характер действие либо бездействие лица, посягающее на установленный ТК России, Законом Российской Федерации “О таможенном тарифе”, другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные орга-ны Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое (т.е. противоправное действие либо бездействие) ТК РФ предусмотрена ответственность.

Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также регламентированные данными актами возможные объекты противоправных посягательств.

При определении возможных субъектов ответственности за выявленные нарушения таможенных правил следует иметь в виду, что к административной ответственности могут быть привлечены как российские, так и иностранные:

   а) предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (т.е. субъекты, объединяемые родовым обозначением “юридическое лицо”);

  б) физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

  в) должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Таможенный кодекс Российской Федерации содержит в рассматриваемой общеправовой части две основные особенности, ранее не известные таможенному праву:

1. Двусубъектность ответственности, при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение:

- юридических лиц - к административной ответственности,

- физических лиц - к административной или уголовной ответственности.

Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в сфере нарушений в так называемом торговом обороте.

2. Вторым важным обстоятельством, оговоренным в законе, является то, что если физические и должностные лица несут ответственность лишь за виновное противоправное действие или бездействие, т.е. совершение ими нарушения таможенных правил умышленно или по неосторожности, то юридические лица от ответственности за нарушение таможенных правил освобождаются только в случаях, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы, то есть названные лица могут привлекаться таможенным органом к административной ответственности при установлении самого факта нарушения таможенных правил, и субъективная сторона не подлежит доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил, совершенному юридическим лицом.

Таможенный кодекс не дает определений форм вины, а также непреодолимой силы - они являются общеправовыми. Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторож­нос­ти, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под “непреодолимой силой” (“форс - мажор”) понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, общественные явления (война) и прочие)[6].

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу, за нарушение таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовной ответственности.

Новым при решении вопросов административной ответственности является и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти лица согласно ТК России несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях. К ним относятся: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и внутренних войск, иных воинских формирований, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники органов внешней разведки, федеральных органов государственной безопасности, а также призванные на военные сборы граждане. На общих же основаниях несут ответственность за нарушение таможенных правил воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, а также формирования органов внутренних дел, внешней разведки, федеральных органов государственной безопасности.

Таможенный кодекс России содержит более 40 составов, предусматри­вающих ответственность за нарушения таможенных правил.

Нарушения, за которые предусмотрена административная ответствен­ность, можно условно разделить на:

а) носящие формальный характер упущения, сопровождающие выполнение требований, действующих в таможенном деле (например, нарушение порядка производства таможенного оформления и порядка декларирования товаров и транспортных средств - ст. 258, 262 ТК России, непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки - ст. 253 ТК России, нарушение сроков представления таможенной декларации, документов и дополнительных сведений - ст. 263 ТК России);

б) грубые нарушения таможенного законодательства, наносящие ущерб экономическим интересам и экономической безопасности России, другим жизненно важным для России интересам, посягающие на установленные государством базовые институты и регламентации, в частности, в отношении, скажем, принципов перемещения товаров (например, несоблюдение мер экономической политики и других ограничений - ст. 274 ТК России, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля - ст. 276 ТК России, сокрытие товаров от таможенного контроля - ст. 277 ТК России, перемещение с обманным использованием документов или средств идентификации - ст. 278 ТК России, правонарушения в сфере уплаты таможенных платежей - ст. 281-285 ТК России).

С точки зрения методологии надлежащее применение составов нарушений таможенных правил невозможно без знания и инкорпорирования норм той части Кодекса, которую условно можно обозначить как “экономическая”, а также от разрабатываемых ГТК России на основе Кодекса посвященных этим проблемам приказов, инструкций, указаний и т.п. Как правило, основная часть составов предусматривает ответственность за совершенно конкретное действие (либо бездействие), посягающее на положения, закрепленные в разде-лах Кодекса, предшествующих правоохранительному блоку, и нормативных документах ГТК России.

Так, например, ст. 250 ТК России “Неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации” направлена на пресечение противоправных действий, нарушающих закрепленное в ч. 1 ст. 139 ТК России соответствующее требование.

Применяя, допустим, ст. 281 ТК России, необходимо иметь представле­ние о круге лиц, пользующихся льготами по таможенным платежам (скажем, о положениях Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами - Приказ ГТК России N 416 от 15.08.94, разработанный в целях реализации положений Таможенного кодекса[7].

Останавливаясь на части составов, наиболее часто встречающихся в практике деятельности таможенных органов и сопряженных с наибольшими разночтениями при их правоприменении, хотелось бы отметить, что предлагаемая текстовка представляет собой наработки по некоторым аспектам рассматриваемой проблематики, с целью в какой-то мере восполнить отсутствие постатейного комментария.

Статья 253. “Непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них”. По ст. 253 ТК России следует квалифицировать деяния, выразившиеся в нарушении требований ч. 1 ст. 142 ТК России, т.е. в неуведомлении о прибытии товаров и транспортных средств в порядке и по форме, установленной таможней в соответствии с п. 6.3 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного Приказом ГТК России от 07.10.93 N 388, в сроки, указанные в ч. 1 ст. 142 ТК России.

По данной статье перевозчик подлежит привлечению к ответственности даже в случае, если товары и транспортные средства доставлены в определенное таможенным органом место, однако при этом была нарушена установленная таможенным законодательством сопровождающая завершение процесса доставки технология.

Статья 254. “Выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них”. При применении ст. 254 ТК РФ необходимо исходить из того, что неправомерные действия, перечисленные в диспозиции данной статьи, должны совершаться только в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (см. ст. 192 ТК России “Время нахождения под таможенным контролем”), а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства.

Диспозиция ч. 1 ст. 254 ТК РФ содержит три возможных варианта неправомерного, без разрешения таможенного органа, распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем: их выдача либо утрата, либо недоставление.

Основная трудность при квалификации правонарушений по ч. 1 ст. 254 ТК России проистекает по поводу недоставления товаров и транспортных средств, т.к. у практических работников возникает вопрос о разграничении применения ст. 253 и ч. 1 ст. 254 ТК России. Как об этом было сказано выше, диспозиция ст. 253 ТК России предполагает, что товары и транспортные средства были доставлены в место, установленное таможенным органом, однако после их доставления перевозчик не совершил действий, предписанных ч. 1 ст. 142 ТК России. Ответственность же по ч. 1 ст. 254 ТК России наступает за действие, выразившееся - по форме - как раз в несоблюдении предписания контролирующего (таможенного) органа о месте доставления.

Статья 259. “Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими”. Рассматриваемая норма - правовая реакция на несоблюдение запрета, содержащегося в ст. 131 Кодекса.

Одним из вопросов, возникающих по названной статье, является возможность квалификации по ней действий получателей товаров в случае проведения ими неправомерных операций с товарами, не доставленными в таможенный орган назначения по процедуре ДКД и не прошедшими в этом органе процедуры декларирования.

Нахождение статей, регулирующих действия с товарами и транспортными средствами до проведения основного таможенного оформления (понятие, применяемое в ст. 137 ТК РФ) и помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, в разделе IV ТК России “Таможенное оформление” означает, что товары и транспортные средства в рассматриваемом нами случае подпадают под понятие объектов, “в отношении которых таможенное оформление не завершено”[8].

 В связи с этим в рассматриваемой частной ситуации названным выше лицам возможно вменение ст. 259 ТК России.

Статья 266. “Нарушение режима склада временного хранения”. При применении ст. 266 ТК РФ следует иметь в виду следующее:

а) предельные сроки хранения товаров и транспортных средств определяются Таможенным кодексом. Продолжительность таких сроков в различных случаях изложена в разделе 7 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного Приказом ГТК России от 07.10.93 N 388. Кроме того, в соответствии со ст. 155 ТК России ГТК России может устанавливать более короткие предельные сроки хранения товаров, нарушение которых также влечет ответственность по ст. 266 ТК России. Такие сроки установлены, например, Приказом ГТК России от 12.05.94 N 193 (20 суток в отношении алкогольных напитков и табачных изделий, помещенных на пограничные склады временного хранения), Общими правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Приказом ГТК России от 15.08.94 N 408 (один месяц в отношении товаров, ввозимых физическими лицами);

б) при определении субъекта ответственности следует исходить из того, какое лицо должно было обеспечить выпуск или получение в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров или транспортных средств. Им может быть лицо, перемещающее товары (см. п. 9 ст. 18 ТК России), таможенный брокер, владелец склада временного хранения. Если такое лицо не установлено, это обстоятельство не может препятствовать заведению дела о нарушении таможенных правил;

в) таможенным законодательством установлен ряд требований, которые необходимо выполнить для выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств (уплата таможенных платежей, декларирование, представление разрешений, иных документов, необходимых для таможенных целей и т.д.). Непринятие мер по исполнению этих требований в установленные предельные сроки временного хранения и является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 266 ТК России;

г) доставленные в иное место, нежели на склад временного хранения, товары и транспортные средства рассматриваются как находящиеся на складе временного хранения (п. 1.3 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств);

д) при квалификации правонарушений по ст. 266 ТК России действие, а точнее, бездействие лица, привлекаемого к ответственности, по непроведению декларирования, неуплате таможенных платежей, нарушению сроков представления таможенных документов и т.п. полностью охватываются диспозицией названной статьи, в связи с чем дополнительной квалификации по статьям Кодекса, предусматривающим ответственность за вышеперечислен­ные деяния, не требуется.

Статья 276. “Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля”. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, представляет собой одно из наиболее опасных, наносящих существенный вред охраняемым Кодексом интересам Российской Федерации в сфере таможенного регулирования. Оно посягает на закрепленный в ст. 27 ТК России один из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств, предусматривающий, что пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации, и во время их работы, т.е. под контролем последних.

Непосредственными объектами нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 276 ТК России, являются как товары, так и транспортные средства, понятия которых содержатся соответственно в п. 1 и п. 4 ст. 18 ТК России.

Статья 277. “Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации”.Данное нарушение таможенных правил отличается повышенной степенью общественной опасности. Товары, перемещаемые зафиксированными в диспозиции статьи способами, скрываются от таможенного контроля путем:

а) использования тайников, которыми являются места специально:

    - изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров),

    - оборудованные и приспособленные (т.е. подвергавшиеся конструктив­ным изменениям, разборке, монтажу и т.д.);

б) использования других способов, при которых визуальное обнаружение товаров во время таможенного контроля затруднено;

в) придания одним товарам вида других, т.е. существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

Статья 278. “Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации”. Представляется, что правонаруше­ние, предусмотренное ст. 278 ТК России, представляет собой наибольшую общественную опасность. В отличие от зафиксированного в ст. 277 ТК России так называемого физического сокрытия от таможенного контроля товаров, действия, перечисленные в ст. 278 ТК России, можно отнести к интеллекту­альному сокрытию товаров и транспортных средств от таможенного контроля.

В такого рода ситуациях таможенному контролю предъявляются документы, по содержанию и форме внешне отвечающие необходимым требованиям и порождающие у лица, представляющего их таможенному органу, право на беспрепятственное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Наполнение терминов “недействительные документы”, “документы, полученные незаконным путем” и т.п. зависит от конкретики ситуации, от того, легализуют ли таковые перемещение товаров и транспортных средств[9].

Согласно диспозиции ст. 278 ТК России, в качестве документов, необходимых для таможенных целей, правонарушителем представляются:

а) поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фальшивые документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных и т.п.);

б) недействительные документы, означающие, что их официальное предназначение иное, что они свидетельствуют о фактах, лишь совпадающих с рассматриваемым, или не имеют надлежащего статуса официального (например, просроченная, исчерпавшая себя лицензия);

в) документы, полученные незаконным путем, т.е. документы, полученные заинтересованным лицом в результате предоставления в качестве оснований для выдачи этих документов уполномоченному на то лицу заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

г) документы, содержащие недостоверные сведения, т.е. документы, которые фактически являются подлинными, но в которые внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать и т.п.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются ложными;

д) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам.

В варианте обманного использования документов недостоверности этих документов придается видимость правдоподобия, которая выявляется, как правило, лишь при сопоставлении и анализе всего пакета сделки.

Предъявление ненадлежащих, скажем так, документов должно находиться в причинно-следственной связи с незаконным перемещением товаров и транспортных средств, способствовать ему.

Вне такого контекста, вне определения степени влияния информации, содержащейся в документах, на решение таможенного органа по поводу товаров и транспортных средств налицо только “подделка... иного выдаваемого государственным или общественным предприятием, учреждением, организацией документа, представляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования такого документа самим подделывателем или другим лицом…., использование заведомо подложного документа”.

Законодатель сознательно разделяет документы, содержащие недостоверные сведения, на необходимые для таможенных целей (ст. 278), и применяемые при декларировании (ст. 279). В этой части в обоих составах присутствует только видимая похожесть, но не более того, поскольку правовое пространство их применения, объективная сторона правонарушения разнятся существенно.

Например, в ситуации, когда при осуществлении таможенного контроля обнаруживается не соответствующий действительности сертификат качества, на основании которого в грузовой таможенной декларации указывается недостоверный код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, освобождающий товар от предоставления, скажем, лицензии на вывоз, оптимальная квалификация нарушения предполагает ст. 278 ТК России.

Недостоверные же сведения по формуле ст. 279 ТК России означают, в частности, неполную и поэтому недостоверную информацию в той фактуре в декларации, которая влияет на принимаемое таможенным органом принципиальное по существу решение о материализованных обязанностях держателя груза перед государством (в лице таможенного органа).

Следует иметь в виду, что с условием, оговоренным в абзаце втором пункта 5 ст. 18 ТК России, ст. 278 ТК России применима в случае ввоза товара только при фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации. То есть, действия, связанные с обманным использованием документов во внутренних таможнях, в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу было произведено с соблюдением тамо-женных правил, не образуют состава нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 278 ТК России. В зависимости от обстоятельств дела такие противоправные деяния могут квалифицироваться по другим статьям главы 39 ТК России (например, ст. 279, 282).

Статья 279. “Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств”. И в пассажирском, и в грузовом вариантах прохождения товаров и транспортных средств таможенного контроля наиболее распространенной формой нарушения являются действия, связанные с их ненадлежащим декларированием.

Не вызывающая, как правило, затруднений в правоприменительной практике, статья 279 ТК России, тем не менее, нуждается в пояснениях по некоторым ситуациям.

1. Представляется, что в случае выявления таможенными органами в результате контроля доставки непроведения получателем таможенного оформления товаров, доставленных по процедуре ДКД не в таможенный орган назначения, а непосредственно получателю, действия получателя, выразившиеся в недекларировании товара (т.е. противоправном бездействии), могут быть квалифицированы по чт. 1 ст. 279 ТК России.

2. По ч. 2 ст. 279 ТК России в торговом обороте квалифицируются действия, связанные с ошибками при заполнении грузовой таможенной декларации, если последние не повлияли и не могли повлиять на принятие таможенным органом решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размер таможенных платежей. В неторговом обороте по ч. 2 ст. 279 ТК России квалифицируются случаи заявления таможенному контролю неправильных данных о сумме вывозимой из России инвалюты, если ее размер не превышает 500 долларов США, так как в пределах упомянутой суммы для ее ввоза не требуется предъявления соответствующих разрешительных (оправдательных документов).

Подлежат квалификации по ч. 2 ст. 279 ТК РФ и случаи неправильного заявления таможенному контролю размера ввозимой в Россию инвалюты, так как на данный момент наличная иностранная валюта по действующему валютному и таможенному законодательству может ввозиться в Российскую Федерацию без каких-либо количественных ограничений и предъявления разрешительных документов. (Не исключено, однако, что в случае принятия соответствующих законов, направленных на борьбу с “отмыванием” доходов от преступной деятельности, решение о перемещении в Россию ввозимой инвалюты также будет зависеть от предъявления таможенному контролю разрешительных документов. Естественно, что при таком изменении законодательства заявление недостоверных сведений о ввозимой инвалюте будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 279 ТК России).

Статья 280. “Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими”.Диспозицией данной статьи установлено, что ответственность по ней наступает в случаях:

а) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

б) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля (ст. 277 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

в) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

г) транспортировки, хранения, приобретения недекларированных или недостоверно декларированных товаров и транспортных средств (ч. 1 ст. 279 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

д) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, используемых либо отчуждаемых без разрешения таможенного органа Российской Федерации в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы (ст. 281 ТК России).

Для привлечения лица к ответственности по ст. 280 ТК России необходимо следующее:

а) установленный факт совершения иным лицом, нежели лицо, привлекаемое к ответственности, нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279, 281 ТК России (т.е. субъектом ответственности по ст. 280 ТК России является не лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил, подпадающее под признаки вышеперечисленных статей, - они и подлежат привлечению к ответственности по этим статьям, - а так называемое “третье лицо”, совершающее с незаконно перемещенными либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами действия, предусмотренные диспозицией ст. 280 ТК России);

б) совершение привлекаемым к ответственности лицом действий по транспортировке, хранению, приобретению товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользованию или распоряжению ими;

в) совершение таких действий физическим лицом или должностным лицом умышленно или по неосторожности.

Статья 281. “Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых представлены льготы по таможенным платежам”.По ст. 281 ТК России следует квалифицировать деяния, выразившиеся в нарушении требований, установленных ст. 29 ТК РФ.

При этом следует исходить из того, что в данном случае к условно выпущенным товарам следует относить товары, в связи с которыми лицу были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. На момент написания данной работы значительное количество правонарушений, подпадающих под признаки ст. 281 ТК России, выявляется в сфере предоставления льгот по уплате таможенных платежей физическими лицами при ввозе автомашин.

Имеются в виду случаи, когда физическое лицо, ввезшее автомашину на таможенную территорию Российской Федерации и оформившее ее в таможен­ных органах с использованием льгот по таможенным платежам, впоследствии отчуждает автомашину, де-факто продавая ее, с нарушением установленного порядка - без уплаты таможенных платежей, снятия автомашины владельцем с учета в органах ГИБДД, оформления договора купли-продажи в специализи­рованных магазинах или в органах ГИБДД, постановки на учет в органах ГИБДД. Вместо этого лицо, ввезшее автомашину, оформляет на имя приобретателя доверенность на право пользования и/или распоряжения автомашиной и тем самым избегает обязанности произвести таможенное переоформление автомашины и уплатить таможенные платежи (не считая государственного налога при оформлении договора купли-продажи), что и является нарушением таможенных правил, предусмотренным ст. 281 ТК России (а при умышленном уклонении от уплаты таможенных платежей в крупных либо особо крупных размерах - преступлением, предусмотренным ст. 194 УК РФ).

Статья 282. “Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных правил или их занижение”.В случаях заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, такие действия подлежат квалификации по ст. 282 ТК России.

Примером таких действий может являться указание в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, недостоверного кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и т.п. При этом необходимо исходить из того, что целью заявления недостоверных сведений является освобождение от таможенных платежей или занижение их размера[10].

Статья 284. “Нарушение сроков уплаты таможенных платежей”. Содержащееся в диспозиции ст. 284 ТК России понятие “установленные сроки уплаты таможенных платежей” следует понимать как нарушение сроков уплаты, устанавливаемых не только ТК России (ст. 119), но и таможенными органами в соответствии с нормативными актами ГТК России, иными правовыми актами по таможенному делу (например, установление сроков уплаты при предоставлении отсрочки либо рассрочки).

Статья 288. “Невыполнение должностными лицами и иными лицами требований, действующих в таможенном деле”.Данная статья посвящена правовой оценке действий должностных лиц, иных работников предприятия, учреждения или организации и физических лиц, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера, в случаях, когда соответствующее предприятие, учреждение или организация привлекаются к ответственности за нарушение таможенных правил.

Законодатель формирует диспозицию рассматриваемой нормы через отсылку к нарушениям, предусмотренным в предыдущих составах главы, определяя их для субъектов статьи как невыполнение действующих в таможенном деле требований.

Таким образом, повторяясь, констатируем, что по ст. 288 ТК России

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...