Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пересмотр постановлений и решений по делам о нарушении таможенных правил.

 

Одним из способов обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил является институт обжалования.

Обжалованы могут быть как постановления о наложении взысканий за нарушения таможенных правил, так и иные постановления, указанные в ст. 365 ТК России.

Таможенным кодексом установлена разная подведомственность для обжалования постановлений о наложении взысканий физическими (в т.ч. должностными) лицами и юридическими лицами.

Кроме того, если для физических и должностных лиц предусмотрена альтернативная возможность использования ими по собственному усмотрению одноступенчатой (народный суд) или двуступенчатой (вышестоящий таможенный орган, а затем народный суд) процедуры обжалования, то для юридических лиц такой альтернативы Кодексом не установлено: для них обязателен доарбитражный порядок рассмотрения постановления о наложении взыскания вышестоящим таможенным органом (данное обстоятельство подтверждено и в п. 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N ОЩ-7/сд-99).

Ст. 370 ТК России устанавливает следующие порядок и сроки обжалования постановления о наложении взысканий за нарушения таможенных правил физическими лицами или должностными лицами.

Постановление может быть обжаловано самим физическим или должностным лицом, в отношении которого оно вынесено, либо его адвокатом, либо его представителем.

Жалоба подается в двадцатидневный срок со дня вынесения постановления либо сразу в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание, либо - в вышестоящий по отношению к наложившему взыскание таможенный орган.

В последнем случае таким таможенным органом в отношении таможен центрального подчинения, а также региональных таможенных управлений является Государственный таможенный комитет, а по отношению к таможням, подчиненным региональным таможенным управлениям, - эти управления.

Здесь же необходимо отметить, что по постановлениям, вынесенным в отношении физических лиц начальником таможенного поста, подчиненного таможне, правом рассмотрения жалоб в качестве вышестоящего таможенного органа обладают начальники таможен и их заместители[21].

В случае, если жалоба первоначально подавалась в вышестоящий таможенный орган, лица, названные в ст. 370 Кодекса, наделены правом в течение десяти дней со дня принятия решения по их обращению вышестоящим таможенным органом подать жалобу на это решение и (или) постановление о наложении взыскания. Такая жалоба подается (адресуется) в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание, или вышестоящего таможенного органа, рассматривавшего жалобу.

В обоих рассмотренных случаях решение народного суда является окончательным.

Технологии обжалования постановлений о наложении взысканий юридическими лицами посвящена ст. 371 ТК России.

В соответствии с данной статьей постановление о наложении взыскания обжалуется предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, либо их адвокатами, либо представителями:

- в течение двадцати дней со дня вынесения постановления в вышестоящий таможенный орган;

- в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе вышестоящим таможенным органом это решение и (или) постановление о наложении взыскания обжалуются, как это сказано в ч. 2 ст. 371 ТК России, “в установленном порядке”.

В связи с отсутствием в упомянутой норме конкретного указания на подведомственность таких жалоб после рассмотрения постановления вышестоящим таможенным органом, по инициативе ГТК России этому вопросу было посвящено данное в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N ОЩ-7/сд-99 разъяснение. Согласно п. 10 письма, “в случае, когда региональное таможенное управление оставило постановление таможни без изменения, а жалобу - без удовлетво­рения, исковое заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения таможни, наложившей взыскание. В остальных случаях, независимо от характера постановления, принятого вышестоящим таможенным органом, заявления подаются в арбитражный суд по месту нахождения регионального таможенного управления”.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд моделирует дальнейший порядок обжалования постановлений о наложении взысканий юридическими лицами через присутствие в рассмотрении жалобы в качестве вышестоящего таможенного органа регионального таможенного управления. Очевидно по аналогии с зафиксированным в позиции суда подходом следует исходить и при решении вопроса о дальнейшем обжаловании постановлений о наложении взысканий в том случае, если в качестве вышестоящего таможенного органа жалобу рассматривал Государственный таможенный комитет. Изложенный порядок относится только к обжалованию постановлений о наложении взысканий за нарушения таможенных правил.

Иные постановления таможенных органов обжалуются в следующем порядке:

а) о прекращении производства по делу и о возвращении дела о нарушении таможенных правил для дополнительного производства - лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил (независимо от того, является ли оно физическим, должностным, юридическим лицом) или его адвокатом либо представителем - в вышестоящий таможенный орган в пятидневный срок со дня вынесения постановления; решение вышестоящего таможенного органа является окончательным (ст. 372 ТК РФ);

б) о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, или о направлении материалов об этих преступлениях в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела обжалуются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством России (ст. 218 УПК РФ).

Постановление таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил может быть рассмотрено вышестоящим таможенным органом не только по жалобе, но и в связи с протестом прокурора, а также в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности при производстве по делам и их рассмотрении.

Подача жалобы или принесение протеста прокурора приостанавливает исполнение постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил (за исключением постановления о наложении взыскания в виде предупреждения). Исполнение других постановлений таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил подача жалобы или принесение протеста не приостанавливает.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Право на обжалование вытекает из ст.46 Конституции РФ и регламентируется федеральным законодательством. Особое значение имеет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В нем определен общий круг вопросов обжалования, а также круг субъктов, которые имеют право обращаться с жалобой в суд или в вышестоящий орган.

Право обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях носит факультативный характер. Его использование зависит от усмотрения лиц, которым данное право предоставлено. Право обжалования распространяется как на физических, так и на юридических лиц и обеспечивается обязательным объявлением постановления и вручением его копии, разъяснением порядка обжалования, сроками обжалования.

При составлении жалобы следует обращать внимание на аргументацию приводимых в ней доводов со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, уполномоченное должностное лицо должно было при рассмотрении дела об административном правонарушении применить, но не сделало этого либо применило неправильно, подтверждая свои доводы имеющимися в деле доказательствами. Жалоба должна завершаться изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанций.

Недостатки содержания жалобы не могут повлечь неблагоприятных правовых последствий для заинтересованных лиц: приостановления, прекращения производства и т.д. Подача жалобы с соблюдением правил, установленных ст.30.2 и 30.3 КоАП автоматически вызывает обязанность судей, должностных лиц соответствующих инстанций рассмотреть ее, проверить законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем, т.е. заинтересованными лицами.

Объектом обжалования являются не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. По таким делам установлена подведомственность в зависимости от характера административного правонарушения и места его совершения, а также субъекта административного правонарушения. Строгое соблюдение подведомственности при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, установленное ч.1 комментируемой статьи, является одним из необходимых условий всестороннего, полного и объективного пересмотра постановления.

Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти (должностным лицом) не является препятствием для обращения в суд: в случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение (см. ст.30.7).

В статье 30.1 КоАП устанавливается подведомственность тех или иных жалоб судам соответствующей юрисдикции. Подведомственность зависит от статуса лица, обжалующего постановление о назначении административного наказания. Согласно ч.3 ст.30.1, если постановление обжалует юридическое лицо или лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то жалоба подается в арбитражный суд.

Обжалование осуществляется в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством: путем подачи искового заявления с указанием реквизитов, установленных ч.2 ст.102 АПК. При этом в исковом заявлении должно быть правильно указано наименование арбитражного суда, который должен пересмотреть постановление о назначении административного наказания. Закон обязывает указывать организационно-правовую форму юридического лица и почтовые адреса. Если же исковое заявление (жалоба) подана индивидуальным предпринимателем, то в нем должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и почтовый адрес.

Все обстоятельства, на которые лица, обжалующие постановление по делу об административном правонарушении, ссылаются, должны быть четко и последовательно изложены в исковом заявлении. В подтверждение каждого обстоятельства, составляющего основание иска (жалобы), необходимо привести предусмотренные ст.52 АПК доказательства. Доказательства должны соответствовать требованиям относимости и допустимости. В данном случае речь идет о различных актах, письмах, материалах.

АПК предоставляет лицу право изложить в исковом заявлении (жалобе) и свои ходатайства.

Установление общего порядка подачи жалобы через судью, орган, должностного лица, которыми вынесено постановление, направлено на обеспечение прав участников производства по делу об административном правонарушении. Факт подачи жалобы обязывает указанных лиц в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Как вытекает из смысла и содержания статьи 30.2 КоАП, подача жалобы в арбитражный суд осуществляется в соответствии с правилами, установленными АПК. Так, согласно ст.106 АПК вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда судья решает единолично. В ч.2 ст.106 АПК установлено правило, обязывающее судью принять к производству арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных законом. О принятии искового заявления судья выносит определение.

Сокращенный срок направления жалобы предусматривается в связи с постановлением о назначении административного наказания в виде административного ареста. В этом случае жалоба подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Очевидно, сокращенный срок обусловлен видом административного наказания, связанного с изоляцией от общества.

КоАП не запрещает заинтересованным лицам подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать. Это право лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя.

Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. В этом случае выносится определение о передаче дела по подведомственности.

Вопрос о подведомственности жалобы арбитражному суду решается судьей арбитражного суда при принятии искового заявления. Практика показывает, что судьи в этом вопросе допускают немало ошибок. Это обусловлено прежде всего тем, что в ст.22 АПК, устанавливающей подведомственность дел арбитражному суду, обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, прямо не указано. Здесь необходимо исходить из положения, установленного ч.3 ст.30.1 КоАП.

Согласно КоАП граждане, административные органы и должностные лица освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Поэтому суд не должен обязывать лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, оплачивать государственную пошлину или оставлять жалобу без движения по мотивам неуплаты государственной пошлины.

Как видно, иной порядок установлен АПК. Подача жалобы в арбитражный суд облагается государственной пошлиной (ст.104). Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, является платежное поручение либо квитанция банка. В платежных документах должны быть указаны реквизиты, свидетельствующие о зачислении суммы пошлины в доход федерального бюджета РФ и подтверждающие уплату ее именно по тому делу, к которому документ приобщен.

Порядок вручения копии постановления о наложении административного наказания предусматривает исчисление десятидневного срока для обжалования постановления в вышестоящий орган, суд. Если копия постановления вручена под расписку, то десятидневный срок подачи жалобы исчисляется с даты вручения, зафиксированной в производстве по делу об административном правонарушении. Если же копия постановления высылается по почте, об этом делается соответствующая запись в деле.

Часть 1 статьи 30.3 КоАП не устанавливает исключений из общего правила исчисления срока подачи жалобы. Истекает срок, в течение которого может быть подана жалоба, в двенадцать часов ночи последних суток с момента вручения или получения копии постановления.

При этом не может быть отказано в возбуждении дела по мотивам пропуска срока на подачу жалобы. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. о некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях указано, что недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечение сроков наложения наказания, исполнения постановления. В случае пропуска десятидневного срока обращения по уважительной причине он может быть восстановлен соответствующим вышестоящим органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу, судьей по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление. Уважительной причиной пропуска могут быть признаны, например, болезнь, командировка, другие обстоятельства, помешавшие заинтересованному лицу подать жалобу в срок. Поэтому вопрос об уважительности причины пропуска решается в каждом конкретном случае индивидуально.

Рассмотрение вопроса о восстановлении пропущенного срока решается судьей, органом, должностным лицом, которым подается жалоба. Если ходатайство отклоняется, в этом случае выносится определение об отклонении ходатайства о восстановлении по делу об административном правонарушении.

В отличие от УПК, где факт подачи жалобы приостанавливает исполнение решения, в КоАП данный вопрос не находит закрепления. В этом случае следует рководствоваться общим правилом, установленным Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Согласно п.4 данного Закона, приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении. Ходатайство о приостановлении исполнения решения может быть изложено в жалобе.

Статья 30.6 КоАП устанавливает условия, соблюдение которых является обязательным при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В частности, в ч.1 закреплено общее правило: жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Порядок рассмотрения жалобы вышестоящей инстанцией, как следует из содержания статьи, в основном тот же, что и при рассмотрении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.29.1-29.13 КоАП).

В целях обеспечения всестороннего и объективного разбирательства дела по жалобе должностные лица обязаны тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности лица, его совершившего, и, в частности, выяснить: назначено ли административное взыскание на основании закона и управомоченным на то органом (должностным лицом); был ли соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности; допустил ли заявитель нарушение, за которое законодательством установлена административная ответственность; виновен ли он в совершении данного правонарушения и какова степень его вины; соотетствует ли наложенное взыскание тяжести совершенного правонарушения и какова степень его вины; учтены ли при этом личность виновного, его семейное и имущественное положение; не истекли ли сроки давности для назначения наказания; причинен ли имущественный ущерб и в каком размере; другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверяя законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, вышестоящие инстанции проверяют законность действий и на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку допущенные нарушения на этой стадии могут отразиться на законности и обоснованности постановления в целом. В этих случаях заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП.

Рассматривая жалобу, судья, должностное лицо проверяют соблюдение норм как материального, так и процессуального закона. Большинство нарушений, как правило, сводятся к неправильной квалификации деяния (действия либо бездействия) или ошибкам при назначении административных наказаний. Неправильное применение материальных норм часто является результатом ошибок, связанных с применением процессуальных норм КоАП (неполнота исследования обстоятельств дела, односторонняя оценка доказательств).

Процессуальное нарушение должно влечь отмену постановления не только тогда, когда материалы дела свидетельствуют об ошибочности вывода судьи, должностного лица, коллегиального органа по делу, но и в тех случаях, если ставится под сомнение правильность его разрешения. Несущественные процессуальные нарушения не влекут отмены постановления. Вопрос об отмене постановления вследствие допущенного нарушения процессуального закона решается судьей, должностным лицом, рассматривающим жалобу с учетом конкретных обстоятельств дела.


 

Заключение

 

Статья 248 ТК закрепляет важнейшие требования принципа законности применительно к деятельности таможенных органов и их должностных лиц по борьбе с нарушениями таможенных правил. Эти требования включают в себя, во-первых, наличие законных оснований для применения мер воздействия за нарушения таможенных правил и, во-вторых, возможность их осуществления только в порядке, установленном законом.

  Основания для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил возникают в тех случаях, когда у таможенных органов имеются данные, свидетельствующие о совершении лицом противоправных действий, перечень которых содержится в гл. 39 ТК или ином акте законодательства об административных правонарушениях (Особенной части КоАП). Перечень источников, из которых таможенные органы могут получить эти необходимые данные, приведен в ч. 1 ст. 293 ТК. Основанием привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил является наличие в противоправном деянии лица всех признаков состава нарушения таможенных правил. При наличии основания, необходимого и достаточного для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, применение мер воздействия, предусмотренных ст. 242 ТК, допустимо только с соблюдением определенной процедуры.

  В статье 248 ТК принцип соблюдения законности конкретизируется применительно к различным сторонам деятельности таможенных органов по борьбе с нарушениями таможенных правил: процессу применения взысканий за нарушения таможенных правил (ч. 2), порядку применения таможенными органами мер воздействия за нарушения таможенных правил (ч. 3) и к юридическим гарантиям обеспечения законности при применении таможенными органами мер воздействия за нарушения таможенных правил (ч. 4).

  В соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение, а также исполнение постановлений таможенных органов о наложении взысканий должны осуществляться строго на основании закона.

  Согласно п. 3 ст. 374 ТК такое нарушение принципа законности считается существенным нарушением процессуальных требований ТК и может служить основанием для обжалования (опротестования) постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил.

  В интересах укрепления законности установлено, что меры воздействия за нарушения таможенных правил применяются таможенными органами и их должностными лицами в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством РФ. Статья 290 ТК определяет круг должностных лиц таможенных органов, которые наделены правом вести производство по делу о нарушении таможенных правил, а следовательно, применять к лицам, привлекаемым к ответственности за такие правонарушения, соответствующие меры воздействия. Статья 359 ТК устанавливает круг должностных лиц таможенных органов, правомочных рассматривать дело о нарушении таможенных правил и, следовательно, правомочных привлекать к ответственности за такие правонарушения.

  Юридические гарантии соблюдения требований законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил включают в себя прежде всего систематический контроль со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц.

  Особая роль в укреплении законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил отведена прокурорскому надзору. В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе опротестовать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

  Важные юридические гарантии законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил заключаются в нормах, регламентирующих права лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил: право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться квалифицированной юридической помощью, обжаловать постановление по делу и другие.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. признана не соответствующей Конституции РФ ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Данная статья устанавливает ответственность за нарушение режима склада временного хранения и предусматривает единственную санкцию - конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами (предметами) правонарушения.

  Одним из оснований принятия такого решения послужило отсутствие в статье четких указаний на то, какие конкретно действия (бездействие) составляют объективную сторону данного правонарушения. По мнению Конституционного Суда РФ, это позволяет таможенным органам применять конфискацию имущества произвольно, в том числе и в тех случаях, когда нарушение может быть квалифицировано по другим статьям ТК РФ, либо когда оно вообще не связано с противоправным поведением лица, привлекаемого к ответственности.

  Нетрудно заметить, что неопределенность диспозиции характерна и для других статей ТК РФ. Это обстоятельство в сочетании с практически полным игнорированием таможенными органами положений ТК РФ об основаниях ответственности часто приводит к необоснованному наложению взысканий.

  Диспозиция ст. 266 ТК РФ "Нарушение режима склада временного хранения" сформулирована следующим образом: "Непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения превысил установленные предельные сроки хранения".

  Временное хранение является одним из этапов процедуры таможенного оформления. Согласно ст. 142 ТК РФ товары и транспортные средства, доставленные в таможню назначения, представляются, а документы на них вручаются таможенному органу. Представление товара выражается в уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств, и производится не позднее чем через 30 минут после прибытия (либо после наступления рабочего времени таможни). С момента такого представления товары и транспортные средства в соответствии со ст. 145 ТК РФ приобретают статус находящихся на временном хранении под таможенным контролем и в течение суток должны быть помещены на склад временного хранения. Вывоз со склада временного хранения допускается после принятия таможней решения о выпуске товаров и транспортных средств (либо о предоставлении в распоряжение) в соответствии с избранным таможенным режимом.

  Срок временного хранения устанавливается таможенным органом исходя из времени, необходимого для подачи таможенной декларации, характера товаров и используемого транспортного средства. По усмотрению таможни данный срок может продлеваться, но в определенных пределах. Согласно ст. 155 ТК РФ общий (предельный) срок нахождения товаров и транспортных средств на складах временного хранения составляет не более двух месяцев и не может быть продлен даже в исключительных случаях. Для отдельных видов товаров (подакцизных, скоропортящихся и некоторых других) предусмотрены сокращенные предельные сроки хранения.

  В период временного хранения должны быть завершены все операции по таможенному оформлению и таможенному контролю. В обязанности владельца товаров входит уплата таможенных пошлин и налогов, сборов за таможенное оформление, подача таможенной декларации и иных, необходимых для таможенных целей, документов. Таможенным органом должны быть проведены проверка содержащихся в таможенной декларации сведений, таможенный досмотр товаров и т.д. Кроме того, в этот же период осуществляются контрольные мероприятия со стороны других государственных органов (ветеринарный, фитосанитарный и другие виды контроля).

  Таким образом, ст. 266 ТК РФ, по существу, предусматривает ответственность за неисполнение в течение срока временного хранения требований по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, т.е. за неуплату таможенных платежей и недекларирование товаров.

  Однако неуплата таможенных платежей и непредставление в установленный срок таможенной декларации и иных необходимых для таможенных целей документов и дополнительных сведений образуют самостоятельные составы правонарушений, ответственность за которые предусмотрена соответственно в ст. 284 и 263 ТК РФ. Согласно ст. 263 ТК РФ непредставление таможенной декларации наказывается штрафом в сумме, не превышающей пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В соответствии со ст. 284 ТК РФ неуплата таможенных платежей влечет наложение штрафа в размере от 100 до 300% от суммы неуплаченных таможенных платежей.

  Между тем, текст ст. 263, 266 и 284 ТК РФ не позволяет точно определить, когда правонарушение должно квалифицироваться по ст. 263, 284, а когда по ст. 266 ТК РФ. Очевидно, в основу разграничения не может быть положено нахождение товаров и транспортных средств на складе временного хранения, поскольку ТК РФ не требует декларировать товары и транспортные средства немедленно, до помещения на склад временного хранения. В практической деятельности вопрос о разграничении решался по-разному.

  Одна из точек зрения состояла в том, что по ст. 266 ТК РФ деяние может квалифицироваться лишь в том случае, если лицо, перемещающее товары, не предприняло весь комплекс мер по обеспечению выпуска товаров, т.е. не исполнило ни одну из обязанностей, возложенных на него таможенным законодательством. Однако такое неисполнение можно рассматривать и как совокупность правонарушений и в соответствии со ст. 238 ТК РФ налагать взыскание за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

  Другая позиция была основана на том, что сроки, предусмотренные для декларирования товаров и уплаты таможенных платежей, и сроки временного хранения неодинаковы. Согласно ст. 171 ТК РФ срок подачи таможенной декларации устанавливаются Государственным таможенным комитетом (ГТК РФ) и не могут превышать 15 дней с даты представления товаров таможенному органу. В отношении большинства товаров никаких специальных сроков на сегодняшний день не установлено, поэтому на подачу декларации отводится максимальный 15-дневный срок. Сокращенные сроки (10 дней) введены ГТК РФ для отдельных видов подакцизных товаров.

  Сроки уплаты таможенных платежей напрямую связаны со сроками подачи таможенной декларации. Часть 1 ст. 119 ТК РФ предусматривает, что, если лицу, перемещающему товары, не предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, они должны уплачиваться до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При этом, если декларация подана с просрочкой, срок уплаты таможенных платежей считается истекшим в момент истечения срока на подачу декларации (ч. 3 ст. 119 ТК РФ).

  Из приведенных положений Таможенного кодекса РФ следует, что совершение правонарушений, предусмотренных ст. 263 и 284 ТК РФ, всегда предшествует истечению предельного срока временного хранения. Диспозиция ст. 266 ТК РФ предполагает, что лицо не предпринимает необходимых мер не только в установленный законом 15-дневный срок, но и какое-то время после истечения этого срока, т.е. что противоправное бездействие продолжается и после совершения правонарушения. Однако квалификацию деяния, безусловно, нельзя ставить в зависимость от времени обнаружения правонарушения или пресечения незаконных действий должностными лицами таможни. За совершение правонарушений, предусмотренных ст. 263 и 284 ТК РФ, лицо должно привлекаться к ответственности именно по этим статьям. В то же время в соответствии с принципом однократности наказания за одни и те же действия вынесение постановления о наложении взыскания за данные правонарушения исключает в дальнейшем привлечение к ответственности по ст. 266 ТК РФ.

  В правоприменительной практике спорным также является вопрос о том, в чем состоит неуплата таможенных платежей и непредставление таможенной декларации, какие действия могут рассматриваться как правонарушение.

  В качестве достаточно типичного примера можно привести следующее дело. Общество с ограниченной ответственностью было привлечено к ответственности по ст. 266 ТК РФ за нарушение таможенных правил, выразившееся в неуплате таможенных платежей и недекларировании товаров в предельный двухмесячный срок временного хранения. Состав неуплаты таможенных платежей был установлен на основании лишь того факта, что часть средств была зачислена на счет таможни по истечении названного срока.

  Если бы речь шла о взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки), факт непоступления таможенных платежей на счет таможни действительно мог бы иметь определяющее значение. Однако для применения мер ответственности таможенный орган обязан установить наличие в действиях лица всех признаков таможенного правонарушения. Непоступление средств на счет таможни само по себе не дает оснований утверждать, что таковое было совершено.

  Понятие таможенного правонарушения закреплено в ст. 230 Таможенного кодекса РФ. Согласно этой статье таможенным правонарушением признается противоправное деяние лица (действие либо бездействие), посягающее на установленный законодательством РФ и международными договорами РФ порядок в сфере таможенного дела, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

  В теории права и в законодательстве принято выделять объективные и субъективные признаки правонарушения. Совокупность этих признаков устанавливается законом и характеризует конкретное деяние как определенное правонарушение, тем самым разграничивая различные правонарушения между собой и отделяя их от действий, которые правонарушениями не признаются. Такая совокупность именуется составом правонарушения.

  К объективным признакам относятся объект правонарушения (т.е. общественные отношения, охраняемые определенными нормами законодательства, в данном случае - отношения в сфере таможенного дела) и объективная сторона правонарушения. Под объективной стороной понимаются предусмотренные законом признаки, характеризующие внешние проявления правонарушения, то, в чем оно выражается. Объективную сторону составляют, прежде всего, признаки, характеризующие само деяние, его результат и причинную связь между ними. Субъективные признаки - субъект правонарушения и субъективная сторона - определяют, кто может нести ответственность за правонарушение и каково его отношение к деянию (о субъективной стороне будет сказано далее).

  Реальное деяние может рассматриваться как правонарушение только тогда, когда оно содержит все установленные законом признаки состава правонарушения. Отсутствие одного из них означает отсутствие состава правонарушения в целом и, следовательно, невозможность привлечения к ответственности. Признаки конкретных составов таможенных правонарушений содержатся в гл. 39 ТК РФ "Виды нарушений таможенн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...