Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Сущность, формы и функции




Вопрос 1. Сущность, формы и функции

исторического знания. Принципы научного исследования истории.

Историческое сознание присуще каждому человеку и всему человечеству. Древнейшие сведения о существовании исторической науки относятся к античному времени. Древнейший исторический труд дошедший до нас принадлежит древнегреческому историку Геродоту. Однако в истории Геродота реальные факты переплетаются с фантастическими рассказами. Основы истории как науки заложил древнегреческий историк Фукидид. В его истории исторические факты строго отобраны с позиций научной критики. В труде нет вымысла, а описании реальных событий. История представляет собой непрерывный процесс, протекающий в планетарном масштабе. Это совокупность крупных событий, происходящих в жизни больших масс людей. Историческое знание существует в 2-х основных формах: обыденной (легенды, сказки, былины, мифы); собственно-научной форме. Главной особенностью является стремление выявить и изучить законы исторического развития. Одним из важных понятий исторической науки является понятие народ. У разных народов вырабатывается свою систему этнических и социальных ценностей, но при всех различиях конкретного течения истории существуют и так называется общечеловеческие ценности. К ним относятся: право людей на свободный труд; прав на борьбу на социальную справедливость и достойную жизнь; право на защиту своей земли от иноземных захватчиков. В этих трех моментах и проявляется единство исторического процесса в мировом масштабе. Основными функции исторической науки является: человеко-творческая; познавательная; коммуникативная; ценностная и прогностическая.

 

Историк должен соблюдать следующие принципы в своей практической деятельности:

1 принцип объективности- требует учитывать все факты, которые относиться к данному явлению.

2 принцип социально-классового подхода. Требует чтобы за любыми нравственными, религиозными, политическими и социальными фразами, заявлениями, обещаниями рассматривались интересы различных классов. Классы- большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда значит и по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы были открыты в 18 начале 19 вв: Ф. Гизо, А. Смит, Д. Рикардо.

3. принцип исторического материализма- историзма. Требует чтобы историк никогда не забывал основной исторической связи и на любое явление смотрел с точки зрения того как оно возникло, развивалось и чем стало теперь.

Было это:

1. Историко-генетический(ретроспективный)-он позволяет выявлять истоки исторических явлений попринципу от известного к неизвестному.

2. Историко-сравнительный-позволяет сопоставлять исторические события в пространстве и времени.

3. Историко-тепологический-позволяет упорядочить большие массивы однородной выявить типичные явления и отношения от генеральной нити развития.

4. Историко-системный –позволяет выявить взаимодействие факторов и представить истор. процессы как систему.

5. Идеографический-это описательный метод содержания исторических факторов.

 

 

Вопрос 3. методология и методы исторической науки. Понятие исторического источника. Типы источников.

Методологической основой исторической науки является социология, она базируется на научной материальности, честном понимании истории. В этом случае развитие человеческого общества рассматривается как естественный процесс, подчиненный определенным общественным законам.

Основными методами исторической науки является:

         Историко-генетический метод, применяющийся для изучения происхождения характеристик, свойств, функций исторических объектов, выяснения и генетических корней. История как правило исследует генезис любого явления ретроспективным путем.

         Справочно-исторический метод основан на повторяемости исторических явлений, он применяется для раскрытия сущности явлений, установлении общего и особенного в истории с учетом времени и пространства.

         Апологический метод служит средством классификации исторических фактов на основе общих существенных признаков. Так в истории возникают типичные и единичные явления.

         Системный метод основан на целостном подходе к истории, осознании единства исторического процесса, взаимосвязи событий.

 

Исторический источник – любые остатки прошлого свидетельствующие об исторических событиях имевших место в прошлом.

Все исторические источники делятся на две большие группы:

1. исторические остатки- остатки непосредственно трудовой деятельности людей, вооружение, старые деньги, культовые места, эти источники очень достоверны, их никто не искажал, не имеют фальсификации.

2. 2 исторические традиции- легенды, мифы, сказки- все описанное человеком, особенностью этих источников является то, что они отражают исторический процесс субъективно т. е. так как реальность отразилась в сознании человека, поэтому они часто недостоверны.

Источники: Письменные, Вещественные, Этнографические (пережитки обычаев и традиций), Лингвистические (географические названия, имена, фамилии), Фольклорные материалы (легенды, сказания, песни), Кино и фотодокументы, Устные, изобразительные

Виды письменных источников: летописи, законодательные акты, частные акты, делопроизводственные документы, статистические материалы, периодическая печать, документы личного происхождения (дневники, письма), литературные памятники, публицистические и политические сочинения, научные труды

Критика:

Существует самостоятельная истор. наука, которая занимается изучением источников-источниковеденье, главная задача источниковеда. разработка научной критики истории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...