Вопрос 1. Сущность, формы и функции
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Вопрос 1. Сущность, формы и функции исторического знания. Принципы научного исследования истории. Историческое сознание присуще каждому человеку и всему человечеству. Древнейшие сведения о существовании исторической науки относятся к античному времени. Древнейший исторический труд дошедший до нас принадлежит древнегреческому историку Геродоту. Однако в истории Геродота реальные факты переплетаются с фантастическими рассказами. Основы истории как науки заложил древнегреческий историк Фукидид. В его истории исторические факты строго отобраны с позиций научной критики. В труде нет вымысла, а описании реальных событий. История представляет собой непрерывный процесс, протекающий в планетарном масштабе. Это совокупность крупных событий, происходящих в жизни больших масс людей. Историческое знание существует в 2-х основных формах: обыденной (легенды, сказки, былины, мифы); собственно-научной форме. Главной особенностью является стремление выявить и изучить законы исторического развития. Одним из важных понятий исторической науки является понятие народ. У разных народов вырабатывается свою систему этнических и социальных ценностей, но при всех различиях конкретного течения истории существуют и так называется общечеловеческие ценности. К ним относятся: право людей на свободный труд; прав на борьбу на социальную справедливость и достойную жизнь; право на защиту своей земли от иноземных захватчиков. В этих трех моментах и проявляется единство исторического процесса в мировом масштабе. Основными функции исторической науки является: человеко-творческая; познавательная; коммуникативная; ценностная и прогностическая.
Историк должен соблюдать следующие принципы в своей практической деятельности: 1 принцип объективности- требует учитывать все факты, которые относиться к данному явлению. 2 принцип социально-классового подхода. Требует чтобы за любыми нравственными, религиозными, политическими и социальными фразами, заявлениями, обещаниями рассматривались интересы различных классов. Классы- большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда значит и по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы были открыты в 18 начале 19 вв: Ф. Гизо, А. Смит, Д. Рикардо. 3. принцип исторического материализма- историзма. Требует чтобы историк никогда не забывал основной исторической связи и на любое явление смотрел с точки зрения того как оно возникло, развивалось и чем стало теперь. Было это: 1. Историко-генетический(ретроспективный)-он позволяет выявлять истоки исторических явлений попринципу от известного к неизвестному. 2. Историко-сравнительный-позволяет сопоставлять исторические события в пространстве и времени. 3. Историко-тепологический-позволяет упорядочить большие массивы однородной выявить типичные явления и отношения от генеральной нити развития. 4. Историко-системный –позволяет выявить взаимодействие факторов и представить истор. процессы как систему. 5. Идеографический-это описательный метод содержания исторических факторов.
Вопрос 3. методология и методы исторической науки. Понятие исторического источника. Типы источников. Методологической основой исторической науки является социология, она базируется на научной материальности, честном понимании истории. В этом случае развитие человеческого общества рассматривается как естественный процесс, подчиненный определенным общественным законам.
Основными методами исторической науки является: Историко-генетический метод, применяющийся для изучения происхождения характеристик, свойств, функций исторических объектов, выяснения и генетических корней. История как правило исследует генезис любого явления ретроспективным путем. Справочно-исторический метод основан на повторяемости исторических явлений, он применяется для раскрытия сущности явлений, установлении общего и особенного в истории с учетом времени и пространства. Апологический метод служит средством классификации исторических фактов на основе общих существенных признаков. Так в истории возникают типичные и единичные явления. Системный метод основан на целостном подходе к истории, осознании единства исторического процесса, взаимосвязи событий.
Исторический источник – любые остатки прошлого свидетельствующие об исторических событиях имевших место в прошлом. Все исторические источники делятся на две большие группы: 1. исторические остатки- остатки непосредственно трудовой деятельности людей, вооружение, старые деньги, культовые места, эти источники очень достоверны, их никто не искажал, не имеют фальсификации. 2. 2 исторические традиции- легенды, мифы, сказки- все описанное человеком, особенностью этих источников является то, что они отражают исторический процесс субъективно т. е. так как реальность отразилась в сознании человека, поэтому они часто недостоверны. Источники: Письменные, Вещественные, Этнографические (пережитки обычаев и традиций), Лингвистические (географические названия, имена, фамилии), Фольклорные материалы (легенды, сказания, песни), Кино и фотодокументы, Устные, изобразительные Виды письменных источников: летописи, законодательные акты, частные акты, делопроизводственные документы, статистические материалы, периодическая печать, документы личного происхождения (дневники, письма), литературные памятники, публицистические и политические сочинения, научные труды Критика: Существует самостоятельная истор. наука, которая занимается изучением источников-источниковеденье, главная задача источниковеда. разработка научной критики истории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|