Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий по клавишному синтезатору должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим нормам: естественная вентиляция, хорошее освещение и температурный режим. Класс должен быть оснащен необходимым оборудованием: синтезатор в комплекте с адаптером, пультом, подставкой. Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся желательно также иметь аудиоаппаратуру. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Занятия по программе «Электронные музыкальные инструменты» предполагают освоение теоретических сведений непосредственно в практической деятельности учащихся. В связи с этим в учебно-тематических планах отсутствует разделение на теоретические и практические занятия. Клавишный синтезатор Учебно-тематический план Учебно-тематический план (аудиторные и самостоятельные занятия)
Учебные задачи, связанные:
с освоением художественных возможностей клавишного синтезатора, музыкально-теоретических понятий, с формированием исполнительской техники, с разнообразной музыкально-творческой деятельностью (электронной аранжировкой и исполнением музыки, чтением с листа, игрой в ансамбле, записью на многодорожечный секвенсор, подбором по слуху, импровизацией и элементарным сочинением) - распределяются по годам обучения – классам. Настоящая программа предусматривает обращение к разнообразному репертуару, включающему произведения музыкальной классики и фольклора, современной музыки академического и популярного направлений. При этом большинство этих произведений предназначаются для публичного озвучивания (или промежуточной аттестации), определенная часть – для работы в классе или ознакомления. Годовые требования по классам 1 класс Аудиторные занятия – 2 часа в неделю. Самостоятельная работа – не менее 2 часов в неделю. Ознакомление с основными выразительными возможностями клавишных синтезаторов (многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главными клавишами управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending. Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, названия нот, знаки альтерации, длительности, паузы, тактовый размер 2/4, 3/4, лига, залигованные звуки, наиболее употребительные динамические обозначения, аппликатура. Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш. Тождество и контраст в музыке. Организация целесообразных игровых движений на синтезаторе («постановка рук»). Игра non legato, а затем legato. Переключение настроек регистрационной памяти с помощью клавиш на панели синтезатора или ножной педали (при наличии на инструменте соответствующих возможностей).
Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Исполнение простейших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме «-1». Подготовительные упражнения по созданию аранжировки музыки для синтезатора: определение правильного и неправильного вариантов гармонизация мелодии, удачного и неудачного выбора аккомпанирующего паттерна и голоса для инструментовки мелодической линии. Исполнение на синтезаторе аранжировок небольших пьес. В течение учебного года ученик должен исполнить на синтезаторе 15-20 небольших произведений народной, классической и современной музыки. Примеры программ зачета 1. «Заиграй, моя волынка» русская народная песня Форстер С. «Лебединая река» 2. Моцарт В. Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта» Красев М. «Баю-бай» 3. «Полянка» русская народная песня Питерсон О. Джазовый менуэт
2 класс Аудиторные занятия – 2 часа в неделю. Самостоятельная работа – не менее 2 часов в неделю. Общее ознакомление с банками голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Различные обозначения нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и минорная гаммы, названия октав, тональности до одного знака при ключе, тактовый размер 4/4, затакт, наиболее употребительные обозначения штрихов. Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Композиционная форма. Игра на синтезаторе в одной позиции и с подкладыванием первого пальца. Управление громкостью звучания и артикуляцией с помощью педали экспрессии (при наличии на инструменте соответствующих возможностей). Чтение с листа простейших одноголосных мелодий. Исполнение несложных ансамблевых пьес с педагогом в четыре руки. Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых попевок и песенок. Импровизация (вокальная и инструментальная) коротких (1-2 такта) фраз в процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос – ответ, утверждение – возражение, подтверждение и т.п.). Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии (в режиме упрощенного взятия аккордов – casio chord, single finger и т.п.) на основе трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях мажора в трех-четырех тональностях; подбор паттерна, исходя из метра (двух- или трехдольного) и преобладающего ритмического рисунка мелодии (восьмыми, четвертями); подбор тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой (периода или куплетной).
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 15-20 небольших произведений народной, классической и современной музыки. Примеры программ зачета 1. «Я на горку шла» русская народная песня Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» 2. Тюрк Д. Маленькое рондо Мокроусов Б. «Хороши весной в саду цветочки» 3. Шуберт Ф. Лендлер Никитин С. «Маленький трубач» 3 класс Аудиторные занятия – 2 часа в неделю. Самостоятельная работа – не менее 2 часов в неделю. Характерные особенности банков голосов и паттернов наличных синтезаторов. Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения (D.c., D.c. al fine, D.c. al *-*). Содержание и форма музыки. Понятие об основных элементах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Простая двух- и трехчастная музыкальная форма. Игра на синтезаторе legato и staccato. Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой руки. Чтение с листа в медленном темпе мелодий с сопровождением в виде выдержанных нот в басу. Исполнение ансамблевых пьес в режиме «-1». Подбор по слуху мелодии и баса знакомых детских песен и фрагментов инструментальных произведений с последующим их исполнением с автоаккомпанементом синтезатора (в режиме упрощенного взятия аккордов – casio chord, single finger и т.п.) или под «минусовку» автоаранжировщика. Импровизация музыкальных фраз и предложений в «диалоге» с учителем. Развитие навыков электронной аранжировки музыки: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккорда в восьми-десяти тональностях; обогащение аранжировки с помощью автогармонизации мелодии (Auto Harmonize) и арпеджиатора (Arpeggiator);простейшие случаи применения автоаккомпанемента в режиме обычного взятия аккордов на синтезаторе (fingered); жанровые критерии в выборе паттерна, применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений (fill in), применение автоматических ударных без автоаккомпанемента (drum machine); редактирование паттерна с помощью отключения отдельных дорожек, регулировки их динамического баланса и замены прописанных на них тембров; инструментовка пьес, написанных в простой двух- и трехчастной формах с применением автосопровождения, а также – в режимах обычной (normal) и разделенной (split) клавиатуры.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать 14-18 аранжировок различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|