Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теологическая теория происхождения государства




Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство.

В основе управления родом уже лежала власть (общественная власть), которую возглавлял старейшина в роду, вождь – в племени, совет старейшин и совет союзов родов (т.к. есть племена однородные и неоднородные). Например, Болгария – территория 7 племен, на которую пришли булгары – союз семи племен и булгар. Рим – союз племен латинян, сабинян, этрусков.

Родовой строй – признаки государственности уже есть, но не все, поэтому государства еще нет. Например нет специальной прослойки занимающейся управлением всеми за их счет, власть осуществляется бесплатно, нет налогов, есть общая казна, нет каких либо из признаков гос-ва – организации публичной власти, налогов, армии, суверенитета, права.

Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть.

Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным (От лат. potesta - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.), общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

1. Общее собрание рода;

2. Совет старейшин (старейшина);

3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Черты власти родовой организации следующие:

1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);

2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;

3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);

4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;

5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;

6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.

В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.

Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.

Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.

Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой. Данное определение является наиболее распространённым в отечественной юридической науке, существуют и иные подходы к определению права, к пониманию его природы как социального явления.

 

2. Объективное и субъективное право.

 

В юридической науке понятие "право" используется в двух значениях. Объективное право - это совокупность общеобязательных норм поведения, выраженная в системе правовых норм (см. выше). Субъективное право - это конкретное право, принадлежащее определённому лицу, оно юридически обеспечивает возможность того или иного поведения, возможность действовать определённым образом, а в правоотношениях, когда субъективному праву одного лица соответствует юридическая обязанность другого лица - требовать соответствующего поведения от других лиц.

 

3. Взаимосвязь права и государства.

 

Право и государство находятся во взаимодействии и взаимосвязи, которые проявляются в том, что государство формирует право в виде юридических норм, обеспечивает их реализацию, и вместе с тем государство в своей деятельности должно опираться на право, деятельность государственного аппарата требуют правового закрепления.

 

4. Различные теории происхождения права.

 

Эти теории отражают различные аспекты возникновения и природы права как социального явления. Подробно рассматривая одни аспекты, они зачастую упускают из вида другие, но вместе они дают достаточно полную картину.

 

1) Теологическая теория (представитель - Фома Аквинский, 13 век) рассматривает право как вечное явление, выражающее божью волю. Право создано Богом для регулирования жизни людей и даруется людям, как правило, через правителей. Теория ненаучна, она опирается не на знания, а на веру, вместе с тем она одна из первых связывает право с добром и справедливостью.

 

2) Теория естественного права создавалась и разрабатывалась в различные эпохи и получила признание во многих странах мира. Теория исходит из того, что естественное право исходит от природы и содержит абсолютные и неизменные начала справедливости, естественные права и свободы человека. Оно как бы противопоставляется позитивному праву, создаваемому государством.

 

3) Историческая теория (школа) права возникла в Германии в первой половине 19 века, согласно этой теории право зарождается и развивается исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов.

 

4) Классовая (марксистская) теория (основатели - К.Маркс, Ф.Энгельс) рассматривала право как возведённую в закон волю господствующего класса, как орудие для подавления угнетённого класса господствующим, согласно этой теории право обусловлено экономическими условиями жизни общества и возникло вместе с возникновением классов.

 

5) Психологическая теория (Л.Петражицкий и др.) рассматривает право как результат психологических установок, переживаний, его возникновение и действие объясняется психологией личности.

Теологическая теория. Так же как и теологическая теория происхождения государства, эта теория целиком связывает происхождение права с Божественной волей.

 

По древнеегипетскому мифу правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Ма-ат. Судьи носили изображение этой богини на своей одежде и считались ее жрецами. Считалось также, что земная власть и официально одобренные правила поведения соответствуют или должны соответствовать маат — естественно-божественному порядку справедливости. Древнеегипетское понятие ма-ат имеет аналоги в других языках и у других народов: рта (рита) у индоариев, дао — у древних китайцев, дике — у древних греков, правда — в древнерусском правосознании. Речь во всех этих случаях идет о правде-справедливости, которая в позднейшее время стала пониматься как естественное право.

 

Согласно маат, все люди равны по природе и наделены богами равными возможностями; нарушение такого равенства в человеческих отношениях является отступлением людей от Божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим божественно освященные устои официального порядка, был страх перед наказанием — при жизни или неминуемо после смерти за те или иные прегрешения или проступки.

 

По древнееврейским (иудейским) представлениям еврейскому народу закон дал сам Бог через Моисея. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им Божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. В Библии об этом сказано буквально следующее: «Моисей возошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его». Поскольку Библия признается и главной книгой христианства, то такие воззрения присущи и христианским теориям происхождения права.

 

Один из крупнейших христианских мыслителей Фома Аквинский (1225-1274) выстроил свою пирамиду права, на вершине которой стоит вечный закон — Божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью, но строительство мира еще не закончено. Людям недоступен план Творца, но он проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с Божьим замыслом. Ограниченному человеческому разуму вечный закон в его целостности недоступен. Часть вечного закона — это Божественный закон, выраженный в Библии. Он уже доступен пониманию человека. Если человеческий закон противоречит Божественному закону, выраженному в Библии, то он не должен соблюдаться в любом случае. Поэтому Ф. Аквинский одобрял сопротивление тиранам, вплоть до восстания, если они создают нормы, противоречащие вере.

 

Естественно-правовая теория. Эта теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с договорной теорией происхождения государства, и в значительной степени перекликается с ней, в том числе имеет одних и тех же представителей (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Эта теория чрезвычайно популярна и в наши дни. Зачатки же естественноправовой теории возникли еще в античном мире.

 

Так, Аристотель не отождествлял закон с правом. Закон, по его мнению, условное, волеустановленное право. Закон может быть справедливым и несправедливым. Но тем не менее даже несправедливые законы имеют обязательную силу, иначе в обществе не будет порядка. Иное дело, что законы необходимо совершенствовать. Задача законодателя — создавать законы, соответствующие праву, а не подгонять право к придуманным законам.

 

В Новое время одним из первых естественноправовую теорию развил Г. Гроций. Его основной труд, в котором изложена эта теория, — «О праве войны и мира» — три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Г. Гроций заимствовал у Аристотеля его деление права на естественное и волеустановленное и определял естественное право как предписание здравого разума. Согласно этому предписанию, то или иное действие признается либо морально необходимым, либо морально позорным в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе человека, а не в зависимости от какого-либо волеустановленного (людьми или Богом) предписания (дозволения или запрета).

 

Естественное право, по Г. Гроцию, — есть право в собственном узком смысле. Источником такого права служит сама разумная природа человека. Г. Гроций различал также право в широком смысле — это не только естественное, но и волеустановленное право, которое является правом лишь до тех пор, пока не станет противоречить разумной природе человека и естественному праву.

 

Вождь и идеолог английской буржуазной революции Джон Лилберн (1614-1657) считал, что свобода человека, право собственности, свобода печати и совести, свобода предпринимательства, равенство всех перед законом и судом — это прирожденные права человека. Они возникли раньше государства и раньше всякого позитивного закона. Поэтому никакие власти и никакие органы не вправе нарушать эти права.

 

Т. Гоббс не только делил право на естественное и волеустановленное (позитивное), но и понимал его в другом аспекте, а именно как право субъективное — свободу человека и право объективное — как закон (норму) свободы. В соответствии с этим он выделял естественное субъективное право — свободу и естественный закон и позитивное субъективное право — свободу и позитивный закон.

 

Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии, от природы, все люди одинаковы и свободны. Субъективное право — есть свобода каждого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной жизни. Но безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии оборачивается высшей несвободой, поскольку каждый человек имеет право на все, включая жизнь другого человека. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают ему, что его абсолютное субъективное право (свобода) должно быть ограничено естественным законом, а все естественные законы, по мнению Т. Гоббса, должны быть резюмированы в одном простом правиле, доступном пониманию и самого неспособного человека: не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе.

 

В юридическом аспекте, по Т. Гоббсу, естественные законы конкретизируются в форме позитивного (гражданского) законодательства, издаваемого государственной властью.

 

Д. Локк особо подчеркивал, что такие права человека, как право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые права есть окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

 

Естественноправовая теория занимает значительное место в трудах деятелей французского Просвещения. Но в некоторых случаях французские мыслители подчеркивали наибольшую ценность других естественных прав. Например, для Вольтера (1694-1778) — это свобода личности, частная свобода, стержнем которой служат свобода слова и свобода печати. Ж.-Ж. Руссо, в отличие от Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка и др., не считал естественным право частной собственности, а, наоборот, полагал, что это безусловное социальное зло.

 

В любом случае, пафос всех естественноправовых воззрений в том, что позитивное (человеческое, писаное, позитивное, волеустановленное) право, чаще всего выраженное в законе, не должно противоречить естественному праву. Только тот позитивный закон, который соответствует этим требованиям, относится к праву вообще.

 

Историческая школа права. Эта теория возникла в Германии в конце XVII в. Виднейшими представителями исторической школы права были Густав Гуго (1764-1844), Фридрих Карл Савинъи (1779-1861), Георг Пухта (1798-1846).

 

Главная мишень нападок исторической школы права — естественноправовые доктрины. Теоретики исторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне, даются «сверху» людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но «сделать» его целиком не могут. Позитивное право производно от права обычного, а последнее происходит из недр «национального духа», «народного духа», глубин «народного сознания» и в нем находится.

 

Историческая школа права понимала право как составную часть единой культуры народа наряду с языком, нравами и т. д. Представители исторической школы пытались истолковать право, становление его норм и институтов как объективный ход вещей.

 

Эволюция права, по мнению Г. Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сама собой к потребностям и запросам времени. Поэтому людям лучше всего не вмешиваться в нее, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.

 

К. Ф. Савинъи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс. Она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права — медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, покоится в почве национального духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором — предметом обработки со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своим корнем — общим убеждением народа.

 

С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, не наполненная им, она не может привиться обществу.

 

Психологическая теория. Наиболее выдающимся представителем психологической теории происхождения права был русский ученый Л. И. Петражицкий (1867-1931). Его взгляды изложены в основном в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

 

Л. И. Петражицкий понимал право как явление индивидуальной психики. Сравнивая право с нравственностью, он считал, что нравственность обладает чисто императивным характером, а характер права — императивно-атрибутивный. Императивность Л. И. Петражиц-ким понималась как индивидуально-личностное сознание долга и обязанности, а атрибутивность — это сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворении. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.

 

Марксистско-ленинская теория. По этой теории право возникает одновременно с возникновением частной собственности, разделением общества на классы и государством. Право вытеснило собой родовые обычаи и стало отражать и закреплять общественное неравенство.

 

В рамках этой теории утверждалось, что право ничто без аппарата, способного принудить к исполнению его норм. Важнейшими функциями права признавалась принудительная, репрессивная, карательная функции. Марксистско-ленинская теория всегда подчеркивала неразрывную связь права и государства.

5.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Формы возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

азиатская;

рабовладельческая;

Подчиняясь общим закономерностям, возникновение государств в конкретных исторических условиях подчинено действию специфических закономерностей^ которые вызваны различными условиями. В новейшей литературе доминирует позиция, в соответствии с которой наиболее типичными и распространенными способами возникновения государства явились восточный и европейский пути.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Восточный, или азиатский, путь возникновения государства представлял собой постепенный переход первобытно-родового строя в общество с государственной организацией. Причинами это-

 

 

го процесса явились: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ для развития поливного земледелия; необходимость объединения в этой связи больших масс людей и территорий и, соответственно, учреждение единого, централизованного руководства этими массами.

 

Аппарат государства возникает из структур управления родо-племенными объединениями. Имея свои специфические интересы, отличные от интересов остального общества, он постепенно превращается в силу, которая эксплуатирует труд общинников. Три ведомства - финансовое, военное и публичных работ - составляют бюрократически организованный аппарат власти.

 

Общим для всех восточных государств являлось: господство государственной и общественной собственности на основные средства производства, в особенности на землю, вследствие чего разделение общества производилось не по признаку наличия или отсутствия собственности (как это было характерно для Европы), а по занимаемому социальным субъектом положению в иерархической государственной системе; наличие мощного чиновничьего аппарата, который фактически и являлся собственником средств производства; строгая централизация'государственного аппарата, во главе которого находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и являющийся воплощением Бога на земле.

 

Таким образом, отсутствие на Востоке неотъемлемого элемента западной системы - понятия частной собственности, земельной прежде всего, составляет главное отличие государств восточной цивилизации.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ

 

Античные государства

 

Определяющим фактором возникновения античных государств явилось появление частной собственности на землю, скот, рабов и как следствие этого - разделение общества на классы.

 

Древние Афины. Это классическая, или чистая, форма возникновения государства, являвшаяся в значительной мере типичным примером образования государства вообще. Государство здесь возникает вследствие внутренних противоречий, зародившихся внутри родового строя, без влияния каких-либо внешних факторов. Три обстоятельства повлияли при этом на окончательное разложение родового строя. Во-первых, это реформы Драконта, направленные на: а) ограничение самоуправства правящей знати; б) урегулирование

 

 

личных распрей и ограничение в связи с этим древнего права кровной мести и в) защиту утверждающейся^частной собственности. Во-вторых, реформы Солона, важнейшей из которых явилось разделение всего населения в зависимости от имущественного положения на три разряда. Тем самым сделана была серьезная попытка подорвать самые основы родового строя.

 

В-третьих, реформы Клисфена (509 г. до н.э.), учредившие взамен родоплеменного деления населения территориальное устройство (раздел всей Аттики на 10 территориальных племен-фил), и последовавшие за этим политические преобразования, которые довершили создание афинского государства.

 

Древний Рим. На образование государства в Древнем Риме существенное влияние оказала ожесточенная борьба между римской родовой знатью (патрициями) и плебеями (лично свободными людьми, стоящими вне римских родов). Борьба между ними в конечном счете взорвала родовой строй, и на его развалинах возникает уникальное в своем роде государство. До середины VI в. до н.э. плебеи считались чужеродным элементом и, по существу, не обладали политической правоспособностью, а вследствие этого не могли приобрести право собственности на землю. Борьба патрициев и плебеев занимает весь догосударственный период истории Рима. Важным событием в этой связи была реформа Сервия Туллия, шестого римского царя. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ (трибу). Учреждено было 4 городских и 17 сельских триб, состоящих из гентильных и соседских общин, в которых жили как плебеи, так и патриции. Таким образом, Сервий, Туллий перемешал римское население, как это сделал в Афинах Клисфен.

 

Впоследствии законодательство Рима последовательно закрепляет усиливавшиеся притязания плебеев. В законах XII таблиц закрепляется их правовое положение. Далее римское законодательство признает законность браков плебеев с патрициями (444 г. до н. э.); допускает выбор плебеев в состав жреческих коллегий (300 г. до н.э.) и т.д. Удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества: сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает, и в начале III в. до н.э. Рим предстает сильным и монолитным государством.

 

Таким образом, для античных государств характерно то, что их становление происходило через последовательное разложение родового строя в процессе перехода от коллективной к частной собственности на землю.

 

 

Государства Западной и Восточной Европы

 

Государства Западной и Восточной Европы возникают в процессе разложения первобытной родовой реорганизации власти как государства феодального типа. Государства этой группы относят к так называемым вторичным государствам: унаследовав черты первичных государств, в частности Римской империи, они в то же время несли на себе печать собственного уклада в науке, культуре и т.д.

 

Франкское государство. Возникновение государства у франков происходило иначе, чем это было характерно для античных и восточных государств. Существенное значение здесь имел фактор завоевания и подчинения варварскими племенами обширной территории Римской империи. Завоевание ускорило, стимулировало государствообразующие процессы, способствовало возникновению государства.

 

Образование государства у франков - восточно-германских племен, среди которых более всего выделялись салические франки, совпадает с распадом родоплеменного строя и зарождением феодальных отношений. Этот фактор, а также потребность держать в повиновении население огромных территорий Галлии обусловили то, что на смену учреждениям родоплеменного строя приходят новые институты власти. Военный вождь уступает место королю и лично преданной ему дружине.

 

Формируется новая публичная власть, возникает государство.

 

Охватывавшее территорию почти всей Западной Европы, Франкское государство к середине IX в. распадается на три королевства - западно-франкское (Франция), восточно-франкское (Германия) и срединное (Италия).

 

Государство у славянских народов

 

Процесс образования государства у славян связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений. Образование государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического развития славянских народов. Б VI^-VIII вв. в экономической жизни славян наступают значительные изменения. Наряду с подсечным земледелием развивалось пашенное. Первое было связано с коллективным трудом, общественной собственностью на средства производства. Пашенное земледелие велось с применением более совершенных орудий труда, вследствие чего появилась возможность вести хозяйство отдельными семьями, а это, в свою очередь, привело к тому, что родовая община уступила место общине соседской. Начался процесс

 

 

общественного расслоения, накопления богатств родовыми вождями, старейшинами.

 

Важнейшей особенностью, характеризующей возникновение славянской государственности, специалисты считают фактор постоянной внешней угрозы. Так, известно, что в VII и даже в VIII вв. хазары брали дань с полян, радимичей, вятичей. Фактор германской экспансии на Восток крайне отрицательно сказался на судьбах всего западного славянства. Угрозу с Севера, со стороны норманнов, постоянно испытывали восточные славяне. В летописях упоминается факт, что с 859 по 861 г. северные племена кривичей, славян ильменских, а также финские племена чуди и мери платили дань варягам. Угроза порабощения, таким образом, служила непосредственным государствообразующим фактором для всех славянских народов.

 

Значительными особенностями характеризовалось возникновение Российского государства.

 

Историки считают, что славянское общество неоднократно приступало к стадии формирования государственности: в VI -IV вв. до н.э. и в III-IV вв. н.э. Лишь третья попытка увенчалась успехом - в IX в. образовалась Киевская Русь.

 

Специфика возникновения Российского государства достаточно очевидна. Известный русский историк С.М. Соловьев не без основания считал, что Россия как "ворота из Азии в Европу" породила специфический тип цивилизации. Можно указать на ряд факторов, которые в определяющей степени оказали влияние на становление Древнерусского государства.

 

Географический в числе этих факторов занимает едва ли не приоритетное место. Не случайно ученые XIX столетия почти единодушно выдвигали географический фактор в качестве доминанты исторического процесса при объяснении русской истории. По мнению того же С.М. Соловьева, в русской истории "ход событий постоянно подчиняется природным условиям".

 

Историки, антропологи, исследователи русской истории единодушны в том,.что огромная пространственная протяженность и географические условия страны, наличие практически неисчерпаемых ресурсов для развития земледелия и другие факторы географического характера в значительной степени предопределили специфику формирования (а в дальнейшем'И развития) российской государственности.

 

Колонизация - следующий принципиально важный фактор, оказавший влияние на государственное и социальное развитие Рос-

 

 

сии. Известно высказывание В.О. Ключевского, а впоследствии и историка М.К. Любавекого о том, что "история России есть история страны; которая колонизуется". Колонизация, производная от географической среды, по мнению историков, определила движение славянского племени, его направление и способствовала в конечном счете "созданию народности".

 

Особенным для образования Российского государства является и внешний фактор, связанный с признанием роли варягов в становлении государственности у восточных славян.

 

Географическое положение страны, расположенной на значительной части территории Европы и азиатского континента, полиэтнический состав населения предрасполагали Россию к заимствованию черт двух разных типов цивилизаций - западной и восточной. Это обстоятельство не только обусловило специфику возникновения Российского государства, но и существенным образом повлияло на его дальнейшее развитие.

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др.

Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.

Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политиче- скис факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория происхождения государства

Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Пет- ражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь в качестве моментов государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Патримониальная теория

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства явился К. Галлер.

Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть — собственность» представители данной теории приоритет отводят праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновою господства над территорией.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т. п. постепенно формируются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего становления государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно- политических, национальных, религиозных и иных факторов.

Ирригационная теория

Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель.

Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т. д.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджериальной» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев- чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. (А. Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...