Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.




Политическая власть — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства.

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других, следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр. Признаки государственной власти:

1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);

2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);

3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);

4. Охватывает все население государства;

5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).

6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

7. Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

Структура государственной власти:

1. Статистический подход: воля и сила (то, чем воля подкрепляется). Друг без друга не целесообразны.

2. Динамическй подход (выделяет 5 элементов): субъект (тот, кто осуществляет); объект (на кого направлена); содержание (отношение между субъектом и объектом); средства (государственные органы, НПА, СМИ и т.д.); методы (убеждения и принуждения, кто-то выделяет метод поощрения).

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Государственное принуждение - психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т. е. тех признаков, которые являются определяющими, наиболее устойчивыми и закономерными в данном явлении. Кроме того, в понятие государства включается также его социальное назначение — служебная роль и историческая цель.

Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Однако следует признать ошибочной советскую трактовку понятия «государство» исключительно с классовых позиций, согласно данной трактовке государство — это организация политической власти именно экономически господствующего класса (таково марксистское понимание государства в обществе с антагонистическими классами). Такой подход обеднял и искажал представление о государстве, так как являлся односторонним, содержал понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций, ориентировал на обострение классовых противоречий.

 

В связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка сущности понятия «государство» исключительно с классовой позиции стала неприемлемой. Марксистский подход к понятию государства отвергал все немарксистские учения о государстве, начиная от Аристотеля и заканчивая современными теориями. Большинство немарксистских теорий государства и его социального назначения, сформулированных М.М. Сперанским, Б.Н. Чичериным и другими мыслителями, в той или иной мере сходились в понимании государства как института социального компромисса и достижения общественного блага.

 

Однако указанные выше немарксистские теории также являлись односторонними, т. к. признавали в государстве лишь одну его сторону — общесоциальную, общечеловеческую. При этом следует отметить, что К. Маркс в своем научном труде «Капитал» все-таки говорил о двух основных моментах в деятельности любого государства:

 

• выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества,

 

• выполнение специфических классовых функций.

 

Стало быть, в приведенном выше суждении К. Маркса была сделана попытка понимания понятия «государство» как единства двух его сторон, тесно взаимосвязанных друг с другом, — общечеловеческой стороны и классовой стороны.

 

К выполнению общих дел государства, прежде всего можно отнести осуществление разнообразных коллективных потребностей общества. Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит именно в том, чтобы стать инструментом социального компромисса между различными слоями населения и общественными силами, а также инструментом обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех государственных функций.

 

Только учитывая одновременно и общечеловеческое, и классовое начала в сущности государства, можно достигнуть научной объективности в изучении данного понятия. При этом следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым началами в государстве в различные исторические эпохи было неодинаково. В современных же условиях налицо приоритет общечеловеческих ценностей.

 

Таким образом, можно дать следующее определение понятия «государство». Итак, государство — это такая организация политической власти, которая необходима для выполнения как сугубо классовых задач (приоритетных для того или иного слоя населения), так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (обеспечение общественного блага).

 

Государство, которое преимущественно выступает как орудие социального компромисса, как правило, должно соответствовать уровню развития демократии в обществе. Демократически цивилизованное государство, пределы власти которого строго основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, признается правовым государством. При этом демократия и правовое государство предполагают необходимые для всякого общества законность и правопорядок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...