• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
ñ полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
ñ в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять пос тавленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,
ñ коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание курса
Тематическое планирование
Кол-во часов по классам
Характеристика деятельности учащихся
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Рукотворный мир как результат труда человека
Человек - творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды
Наблюдатьсвязи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.
Сравниватьконструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, пониматьособенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности)
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда
Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности; традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.
Соблюдение при работе безопасных приёмов труда
Природа в художественно-практической деятельности человека
Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.
Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве.
Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)
Анализироватьпредлагаемые задания: пониматьпоставленную цель, отделятьизвестное от неизвестного, прогнозироватьполучение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находитьи использоватьв соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
Искать, отбиратьи использовать
необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов, использоватьинформационно-компьютерные технологии)1.
Планироватьпредстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Организовыватьсвою деятельность: подготавливатьсвоё рабочее место, рационально размещатьматериалы и инструменты, соблюдатьприёмы безопасного и рационального труда; работатьв малых группах, осуществлятьсотрудничество, исполнятьразные социальные роли (уметь слушатьи вступатьв диалог, участвоватьв коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействоватьи сотрудничатьсо сверстниками и взрослыми).
Исследоватьконструкторско-техно-логические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искатьнаиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.
Оцениватьрезультат деятельности: проверятьизделие в действии, корректироватьпри необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурироватьи формулировать)то новое, что усвоено
Природа и техническая среда
Человек - наблюдатель и изобретатель.
Машины и механизмы -помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.
Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).
Проблемы экологии.
Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции оформления, стилевая гармония)
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Подготовка материалов к работе.
Бережное использование и экономное расходование материалов.
Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства — способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приёмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.
Анализироватьконструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделятьизвестное и неизвестное, осуществлятьинформационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализироватьи читатьграфические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
Создаватьмысленный образ конструкции с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определён- ной художественно-стилистической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда.
Планироватьпоследовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбиратьнаиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
Участвоватьв совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.
Осуществлятьсамоконтроль и корректировкухода работы и конечного результата.Обобщать (осознавать, структурироватьи формулировать)то новое, что открыто и усвоено на уроке
Инструменты и приспособления для обработки материалов
Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений
Общее представление о технологическом процессе
Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)
Подбор материалов и инструментов.
Разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля).
Выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения)
Графические изображения в технике и технологии
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема.
Линии чертежа.
Чтение условных графических изображений.
Разметка с опорой на доступные графические изображения
3. Конструирование и моделирование
Изделие и его конструкция
Изделие, деталь изделия.
Конструкция изделия; виды конструкций и способы их сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия)
Сравниватьразличные виды конструкций и способы их сборки. Характеризоватьосновные требования к изделию.
Моделироватьнесложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного).
Конструироватьобъекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определятьособенности конструкции, подбиратьсоответствующие материалы и инструменты, читатьпростейшую техническую документацию и выполнятьпо ней работу.
Проектироватьизделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовыватьзамысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций, при необходимости корректироватьконструкцию и технологию её изготовления.
Планироватьпоследовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбиратьнаиболее эффективные способы решения конструкторско-техно-логических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
Участвоватьв совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.
Осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Обобщать (структурироватьиформулировать)то новое, что открыто и усвоено на уроке
Элементарные представления о конструкции
Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)1
Знакомство с компьютером
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью.
Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере
Наблюдатьмир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять):
— материальные и информационные объекты;
— инструменты материальных и информационных технологий;
- элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширина и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;
- технологические свойства - способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов.
Работа с информацией
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок).
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий
Проектироватьинформационные изделия: создаватьобраз в соответствии с замыслом, реализовывать
замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологии, корректироватьзамысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды.
Искать, отбиратьи использоватьнеобходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео).
Планироватьпоследовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбиратьнаиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды.
Осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Обобщать (осознавать, структурироватьи формулировать)то новое, что открыто и усвоено на уроке
Компьютерное письмо
Правила клавиатурного письма.
Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца)