Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическое осмысление самоубийства в науке




Первыми феноменом самоубийства заинтересовались философы. Для философов вопрос о жизни и смерти является одним из ключевых вопросов бытия. Феномен самоубийства рассматривается ими в контексте свободы выбора, смысла жизни и т.п. Античные философы считали возможность лишения себя жизни высшим проявлением свободы выбора человека перед лицом трудных жизненных обстоятельств. Особенное внимание самоубийству как явлению современной культуры уделялось представителями экзистенциальной философии и, прежде всего, Альбертом Камю – автором работы «Миф о Сизифе». Камю интересует, почему некоторые «нормальные» люди отдают предпочтение смерти перед жизнью, так как известно, что есть немало людей, которые, если и не пытались уйти из жизни, то хотя бы задумывались об этом. [6. C. 247].

Переходя от свободы выбора и смысла жизни, которые волновали философов, психологи пытались понять, связаны ли попытки совершения самоубийства с психологическими расстройствами и отклонениями. В рамках данного направления получила распространение концепция Зигмунда Фрейда, изложенная им в работе «Печаль и меланхолия». Суть концепции состояла в указании на неправильное психосексуальное развитие личности, которое приводит в результате к наличию многих комплексов, а в определенный момент – к самоубийству.

27 апреля 1910 г. состоялось дискуссия на заседании Венского психоаналитического общества на тему «Самоубийство у детей». З. Фрейд говорил, что, хоть о самоубийстве известно мало, но оно действительно является отрицанием жизни из-за страстного желания самой смерти. Данное замечание предвещало появление более позднего представления З. Фрейда о существовании инстинкта смерти.

Норман Фарбероу считается основателем современной суицидологии. Его совместная работа с Эдвином Шнейдманом «Крик о помощи», посвящена людям, страдающим от одиночества, ведь именно одиночество авторы считали основной причиной суицидального человека. Изучая личностные причины самоубийств у пациентов психиатрических стационаров, Норман Фарбероу выделил четыре основные группы самоубийств:

1. Суицид для обретения лучшей жизни;

2. Самоубийство в результате заболевания психозом;

3. Самоубийство как акт мести любимому;

4. Суицид как избавление от страданий.

Н. Фарбероу также выделил и описал понятие «непрямое саморазрушение», к которому он отнес курение, алкоголизм, наркоманию, делинквентное поведение, склонность к риску, азартность. Воздействие «непрямого саморазрушения» может привести к смерти человека. Такой подход позволил рассматривать в рамках суицидологии не только завершенные самоубийства, но и другие формы саморазрушающего поведения.

Американский психолог Эдвин Шнейдман является одним из создателей современной теории суицида. Он рассматривает самоубийство как преднамеренную смерть - акт лишения себя жизни, при котором человек действует намеренно, целенаправленно и сознательно. Э. Шнейдман дал описания четырех типов людей, намеренно стремящихся положить конец своему существованию: искатели смерти, инициаторы смерти, отрицатели смерти и игроки со смертью. Он также выделил особую, суицидоподобную категорию, названную им «непреднамеренная смерть», при которой человек играет косвенную, скрытую, отчетливо не выраженную или бессознательную роль в своей собственной смерти. Причиной суицида, по мнению Э. Шнейдмана, выступают конфликты, СПИД или рак, отсутствие оптимизма, депрессивное состояние. В группу риска входят люди, неадекватно реагирующие на неудачи в любовных, супружеских делах, имеющие такие личностные характеристики как импульсивность, психическая неустойчивость, болезненное самолюбие.

Работа Фрейда «Печаль и меланхолия» посвящена его теории суицида. Согласно Фрейду, есть два вида влечений: один из них - инстинкт жизни, Эрос, другой - это влечение к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Для Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степени напористым «до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти» [7. C. 44-54].

Суицид и убийство представляют собой проявление импульсивно разрушительного влияния Танатоса. Оба явления относятся к агрессии, только убийство направленно на других, а суицид направлен на себя. Фрейд подчеркнул, что убийство и суицид не должны быть оправданы и эти явления должны быть предотвращены потому, что суицид также является убийством, но наизнанку.

Основой для многих современных работ по предотвращению и объяснению явления самоубийства были работы с социологическим подходом к изучению самоубийств, но заложил фундамент социологического подхода к изучению проблемы самоубийства знаменитый французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он отказался от изучения самоубийств на индивидуальном уровне, он рассматривал самоубийство как социальный феномен. Дюркгейм заявил, что факт того, что люди с психологическими отклонениями имеют больше шансов совершить самоубийство, не является ключевым для понимания данного явления, хоть и не опровергал его. Он проследил корреляции между частотой самоубийств, с одной стороны, и психическими отклонениями (как наследственными, так и приобретенными) и склонностью людей к подражанию, с другой, и не нашел их существенными. Гораздо более важен был факт влияния общества на индивида. Как и другие виды отклоняющегося поведения, самоубийство свидетельствует о глубоких противоречиях во взаимоотношениях индивида и общества.

В своей работе «Самоубийство: социологический этюд», Дюркгейм утверждал, что самоубийство, которое в то время считалось чисто личностным феноменом, должно быть объяснено как реакция человека на особенности того мира или общества, в котором он живет. Частоту саморазрушения личности можно связать с определенными социальными условиями. Так, Дюркгейм установил взаимосвязь самоубийства - поступка конкретного индивида - с тем окружением, в котором он существует. Рассматривая самоубийство как «социальный факт», французский социолог настаивал на том, что оно может быть объяснено только другими социальными фактами. В ХХ в. именно социологический подход к изучению и пониманию самоубийства оказывает наибольшее влияние на ученых, которые работают в данной области [4. C. 275].

Исследования проблемы самоубийства не теряет актуальности у современных ученых. С развитой структурой СМИ, информация о самоубийствах фильтруется и не доходит до остального населения, но в интернете можно найти упоминания о случаях самоубийств. Существуют сайты и форумы для предотвращения самоубийства наряду с телефонами доверия.

Большее количество работ на тему самоубийства написано психологами, но выделяется и признается значимость влияния социальных процессов и явлений на изменение самоубийств, а не индивидуальный характер совершения самоубийства. К уже выдвинутым положениям Э. Дюркгеймом и П. Сорокиным, добавляются новые заключения и выводы, пересматриваются старые работы.

Проблемой самоубийства занимаются ученые разных наук. В рамках исследований данной проблемы можно отметить как общие, так и различные точки зрения. Но можно говорить о двух подходах к изучению и решению данной проблемы самоубийства: психологический и социологический подходы.

В отечественной литературе широкое признание получила теоретическая концепция самоубийства А. Г. Амбрумовой, которая считает, что изучение самоубийств с медицинской точки зрения невозможно, этот феномен нужно рассматривать, оказывая внимания на социальную среду, где существует индивид. Она считает, что общей предпосылкой суицидального поведения является социально-психологическая дезадаптация личности. Вторичной предпосылкой является конфликт между актуальной потребностью и тенденцией, препятствующей ее удовлетворению [8. C. 97].

Конфликтная ситуация чаще возникает не по объективным причинам, а в связи с завышенными требованиями, претензиями на лучшее, которые невозможно воплотить в жизнь по объективным причинам: недостаток образования, злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами и т.п. Амбрумова считает, что необходимо рассматривать самоубийства не только в общем, но и обращает внимание на конкретные случаи, мотивы и личность самоубийц. Общество динамично и быстро развивается, но при этом не способно дать жизненных ориентиров для дальнейшего существования личности, поэтому возникает конфликт между желаниями и возможностями, по данной причине и нужно рассматривать конкретные случаи самоубийств, после чего в совокупности они дают информацию об общих тенденциях и конфликтах.

С. Г. Смидович считает, что самоубийство крайняя форма социальной патологии. На основании анализа статистики самоубийств, он делает вывод о том, что самоубийство выступает в качестве индикатора состояния общества. Еще он делает вывод о том, что уровень самоубийств, примерно, в три раза выше, чем уровень убийств. Мужчины прибегают к самоубийству в три раза чаще, чем женщины. К тем же выводам пришла и Е. С. Ушакова, когда рассматривала суицидальные риски в 2008 г.

С. Г. Смидович рассматривает территориальную динамику самоубийств, выделяя два типа распространения самоубийств: азиатский и европейский. В азиатских странах самоубийства чаще встречаются среди сельских жителей, а в европейских – среди городского населения, это свидетельствует о неоднородности социальных и экономических условий совершения самоубийств. Самоубийства могут быть индикаторами степени благополучия социальной и экономической ситуации в отдельно взятых городах. Смидович использует статистику с 1975 г. по 1985 г. [9. С. 62]

А. А. Давыдов делает акцент на рассмотрении соотношения завершенных самоубийств среди мужчин и женщин. Он утверждает, что каждое отдельно взятое общество является системой, а, значит, есть количественные показатели его строения и функционирования. Одним из показателей данного исследования выступает «золотое сечение», которое выражает оптимальное равновесие между частями и целым. Числа ряда «золотого сечения» сравнивались с индексом сверхсуицидальности мужчин, то есть числа мужчин-самоубийц приходящееся на одну лишившую себя жизни женщину. «Золотое сечение представляет собой отношение, возникающее при делении отрезка на две неравные части таким образом, что большая часть относится к меньшей так, как весь отрезок к этой большей части» [10. C. 17]. Можно сделать вывод, что чем больше интервал, в который попадает соотношение, тем хуже ситуация в стране и, наоборот, чем показатель ниже, тем больше возможности общества удовлетворить потребности в самореализации мужчин.

И. Б. Орлова утверждает, что крайняя степень дезадаптации и утраты социальных связей являются состояниями, приводящими к самоубийству. Культурно-исторические и религиозные особенности оказывают косвенное влияние на изменение количества самоубийств, отмечает автор. Главными причинами признаются социально-психологические: утрата социальных связей, депрессия, фрустрация, алкоголизм, потеря перспективы, семейные неурядицы и т.д. Отмечаются характерные черты присущие только России, основной из них, если говорить терминологий Э. Дюркгейма, является аномический характер суицидальных актов, увеличение суицидальных актов связано с ценностно-нормативным кризисом в обществе. Орлова сделала вывод о том, что российское общество само воспроизводит саморазрушительное поведение. [20]

Наибольшее количество прикладных исследований по теме суицидального поведения провёл В. Ф. Войцех. Он изучал такие вопросы, как нарушения адаптации и суицидальное поведение молодёжи; факторы риска повторных суицидальных актов в случаи незавершённых самоубийств; суицидальные отравления и динамика суицидов в регионах России. В. Ф. Войцех выделяет несколько факторов суицида: возрастные особенности, половые различия, психологические заболевания, биологические и социальные факторы, влияние окружающей среды и факторы, связанные с историей жизни индивида. К факторам риска учёный относит психосоциальные стрессы, распад семьи, депрессию, одиночество, алкоголизм, социальный статус, факт суицида кого-либо из близких людей, расстройство личности, а также отмечается двойственная функция семьи. Накладывает свой отпечаток на личность момент, когда суицидальные попытки неоднократны. Каждая последующая попытка более опасна, чем предыдущая, самоповреждения становятся более серьёзными, с каждой новой попыткой желающий совершить самоубийство более тщательно продумывает процесс суицидального акта и оставляет всё меньше возможностей на спасение с каждой последующей попыткой. [11. C. 35]

В. Ф. Войцех делает следующие выводы в отношении суицидального поведения молодежи: в отношении подростков к самоубийству нет гендерных различий; при опросе о возможности самоубийства, они представляют конкретную жизненную ситуацию; количество самоубийств зависит от социальной среды. Изучая динамику самоубийств в России, ученый приходит к выводу о том, что среди способов самоубийств доминируют повешение и отравление; в сельской местности уровень суицидов выше, чем в городе.

В. А. Розанов говорит, что склонность к самоубийству складывается из трёх параметров измерения:

· социум (особое внимание ученый уделяет микросоциуму);

· индивидуум и личность (в особенности психические характеристики, склонности);

· биологические предрасположенности личности (психофизические данные, темперамент, нейробиологические механизмы и лежащие в их основе генетические факторы).

Также большое внимание ученый уделяет возможности генетической обусловленности суицидального поведения. Говорится о том, что совокупность определенных неблагоприятных генов может вызвать предрасположенность к самоубийству, но данное предположение на данный момент не имеет под собой убедительной исследовательской базы.

Общим для российских ученых является то, что они проводят исследования, классифицируют причины и основные особенности самоубийств, однако в результате нет полной картины данного явления, мы можем анализировать только отдельные исследования, не сведенные в общую систему изучения проблемы самоубийства [12. C. 74].

В настоящее время происходит отказ от нескольких положений выдвинутых Э. Дюркгеймом и П. Сорокиным, к примеру, часто оспаривается возможность такого вида самоубийств как альтруистический вид, так как не все ученые признают эти факты самоубийствами. Также ставится вопрос о возможности генетически обусловленной склонности к суициду, находятся примеры того, что сельские жители более склонны к совершению суицидов, чем городское население.

 

Совокупность множества причин совершения самоубийства не позволяет выделить ученым одной основной причины самоубийства населения.

В современных концепциях психологического характера чаще стали рассматриваться социальные аспекты явления самоубийства. Исходя из того, что человек – это существо одновременно биологическое и социальные, на которое оказывают свое влияние социальные, экономические, культурные и другие факторы, нельзя рассматривать суицидальную активность сугубо с медицинской или психологической точки зрения.

Проблема самоубийства является проблемой всего мира. Зарубежные специалисты, исследуя проблему самоубийства, делают попытки разобраться с этим сложным явлением. У зарубежных авторов в поле зрении находится зависимость изменения числа самоубийств от пола, религии образования, и семьи и другие факторы, влияющие на людей. Также они пытаются определить основную причину самоубийств и способы повлиять на их количество.

Такие ученые, как Р. Ф. Валойс, К. Зюллиг, С. Хабнер и Д. Ванзер изучали связь между удовлетворённостью жизнью и самоубийствами среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет, так как увеличивается показатель самоубийства среди подростков. Учёные говорят о том, что в последние годы в США самоубийства стоят на третьем месте среди причин смерти людей в возрасте от 14 до 18 лет. Результаты исследования показывают, что необходимы программы по предотвращению самоубийств, которыми государственные школы должны пользоваться. В программах должна наблюдаться связь трёх элементов: первый состоит из разработки программ оказания помощи сверстниками, взаимодействие семьи и школы, создание команд профилактики; второй характеризуется оценкой риска самоубийств, обеспечение безопасности учащихся; третий – если самоубийство произошло, требуется максимально уменьшить вероятность и возможность подражания среди сверстников. «Это исследование показало, значимые, надежные отношения между воспринимаемой неудовлетворённостью жизнью и самооценкой, нарушениями психического здоровья, мыслями о самоубийстве, суицидальным поведением. В свою очередь, эффективные программы профилактики самоубийств должны быть построены достаточно, чтобы обеспечить школы специалистами с руководящими принципами, которым необходимо следовать при рассмотрении этого вопроса, но достаточно гибкими, чтобы обеспечить надлежащее обращение с уникальной ситуацией» [13. C. 99].

Ученые говорят о необходимости отслеживания и предотвращения суицидального поведения ещё в период школьного возраста и о необходимости появления квалифицированных специалистов, способных справиться с нестандартной ситуацией и помочь преодолеть трудности.

М. Х. де Гроот и Й. Неелеман в своей статье «Суицидальность: расстройство, не признающее границ» говорят о том, что существует риск самоубийства при некоторых личностных характеристиках, таких как невротизм и импульсивность, они проявляют себя при определенных ситуациях. На возникновение суицидального поведения могут повлиять имитация и межличностный перенос, у человека, который желает совершить самоубийство, может наблюдаться желание любыми способами постараться ускорить разрешения конфликта. К факторам, которые усугубляют ситуацию, авторы статьи относят резкие социальные изменения, освещение суицидальной активности в СМИ, доступность большинства эффективных средств для совершения самоубийства, низкий уровень интеллектуального развития, низкий социально-экономический статус и т.п. Только социальные контакты, которые имеет индивид, играют защитную роль от совершения самоубийства.

Другой нидерландский ученый Г. М. Ван Прааг говорит о нераскрытой роли антидепрессантов. Депрессия считается одной из причин совершения самоубийства, но в последние двадцать лет растет применение антидепрессантов, а частота суицидальных проявлений сохраняется и даже наблюдается рост количества суицидальных попыток в отдельных территориях. Этот вопрос остается мало изученным и мало раскрытым, но это не уменьшает его актуальности. Он актуален не только для Нидерландов, но для других стран, в числе которых находится и Россия. Значимость данной концепции заключается в том, что определенное лечение депрессии может уменьшить количество самоубийств.

Рассмотрев несколько зарубежных подходов к изучению проблемы самоубийства, можно отметить, что зарубежных авторов волнует взаимосвязь семьи и учебных заведений различного профиля с явлением самоубийства, считается, что именно на уровне учебных заведений должны создаваться специальные программы по предотвращению самоубийства, с помощью которых будут проводить профилактику самоубийств, что, возможно, уменьшит их количество. В центре внимания остаются социальные проблемы, а именно проблемы взаимодействия.

Среди особенностей зарубежного взгляда на самоубийство, наблюдается направленность на макроуровень. Зарубежные ученые сравнивают распределение самоубийств на территории нескольких стран одновременно, к примеру, Франция и США, так как у них схожее территориальное деление [14. C. 122].

Результаты и выводы исследований ученых проблемы самоубийства совпадают между собой, а именно касающиеся взаимной связи пола и возраста с изменением количества самоубийств. Ученые не ставят перед собой задачи построения моделей суицидального поведения, проводят одиночные исследования, которые были направлены на получение эмпирических данных о самоубийствах. На основании результатов эмпирического исследования делаются выводы по каждому конкретному показателю, который влияет на изменение количества самоубийств. В их исследованиях говорится о том, что вероятность летального исхода самоубийства выше у мужской части населения мира, нежели у женщин, хоть и данный результат достигается разными методами исследования, что также доказывает неопровержимость данного результата. Разница между зарубежными и отечественными исследователями состоит лишь в направленности изучения данного явления и применении результатов исследований.

В истории о самоубийствах сложилось три основных подхода: философский, психологический и социологический. Основы социологического подхода были заложены Э. Дюркгеймом в XIX в. В истории отечественной социологии научное признание и широкое распространение получила концепция социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта, которая была создана во второй половине ХХ в. А. Г. Амбрумовой.

В настоящие время ученые, занимающиеся проблемой самоубийства, в основном проводят эмпирические исследования для получения эмпирических данных о самоубийствах, на основании которых делаются выводы по конкретному фактору, который влияет на изменение количества самоубийств.

Проблема самоубийства является сложным многофакторным явлением. Систематизация знаний о его теоретическом осмыслении позволяет выделить наиболее ярких западных и отечественных представителей суицидологи как науки и определить основные направления данного осмысления: философское, психологическое и социологическое.

Социологический подход к исследованию самоубийства сложился в конце XIX в. под влиянием Э. Дюркгейма и получил широкое распространение в ХХ в. Суть данного подхода состоит в выявлении социальной обусловленности самоубийства: установлении его связи с культурным, историческим, структурным контекстом, а также с индивидуальными и коллективными действиями людей.

Первые теории самоубийства в социологии строились на основе метода дедукции - логических построений, выводящих из «общего», теоретических положений, к «частному», гипотезы, допускающие проверку эмпирическими данными. Теории такого типа представляют собой эмпирически обоснованные концептуальные модели самоубийства «теории среднего уровня» Р. Мертона или «аналитические теории» П. Штомпки.

В настоящее время получили широкое распространение теории самоубийства, построенные с помощью метода индукции - логических построений, ведущих от «частного», отдельных фактов, к «общему», обобщению, позволяющему строить концептуальную модель самоубийства, т.е. теорию. Теории этого типа называются «объяснительными» (П. Штомпка).

Таким образом, теоретическое осмысление проблемы самоубийства осуществлялось в рамках различных наук: медицины, психологии, социологии, правоведения, философии и т.п. В истории науки сложилось несколько подходов к пониманию природы и факторов самоубийства: медико-биологический, психологический, социальный, юридический и философский. Однако осознание сложности суицидального поведения, а также ограниченности каждого, отдельно взятого, подхода, привело к созданию во второй половине XX века такой области научного знания, как суицидология. Появление суицидологии, аккумулировавшей весь диапазон проявлений суицидального поведения, способствовало формированию комплексного подхода, который подразумевает привлечение для всестороннего изучения суицидального поведения специалистов разного профиля: психиатров, психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников и других. Суицидология исследует причины самоубийства, разрабатывает пути их превенции, методы диагностики суицидального поведения, направления помощи суицидентам и другие аспекты данного феномена и позволяет выявить категории людей, особо склонных к суициду.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...