Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проявление этнических факторов самоубийства в России и Южной Корее




По общему мнению специалистов, изучающих проблему самоубийства, не существует одной общей причины его совершения, так как для каждого человека эта причина своя.

Основной причиной совершения самоубийства молодежи с психологической точки зрения является преобладание в подростке чувств безнадежности и беспомощности в определенных проблемах жизни, которые кажутся им непреодолимыми. У молодых людей, которые пытаются предпринять попытки самоубийства, диагностируется сниженная самооценка, их гложет чувство ненужности в обществе, где они живут. Самоубийство детей и подростков, часто происходят после семейных неурядиц, где ребенок считает, что лучше этой семье было бы без него. Более старшее поколение подвергается огромному психологическому давлению в школе или на работе, где поводом самоубийства может быть невозможность сдачи экзамена или страх перед провалом на экзамене. Также событием, которое толкает молодежь на совершение самоубийства, считается чувство переживания от утраты или потери взаимоотношения с близким или любимым человеком, смена места жительства и т.п. Семьи, где проявляется жестокость, насилие и отвержение ребенка, связаны с поведением подростка и его саморазрушительным желанием покончить с собой [7. C. 44-52].

В зависимости от интерпретации проблемы самоубийства социологии и психологии по-разному смотрят на данную проблему. Социологи интерпретируют суицид как барометр социального напряжения общества, а психологи видят в самоубийстве реакцию личности на давление со стороны окружающего общества. Но представители обеих наук сходятся к одному мнению, что желание покончить с собой возникает при появлении у личности такого чувства, как отсутствие правильного пути к достойному существованию в окружающем обществе. Но далеко не каждый, у кого есть проблемы на работе или теряется связь с окружающим обществом, хочет покончить жизнь самоубийством. [17. C. 305-306].

Существует связь между частотой случаев самоубийства и временем года, днем, полом и возрастом людей совершающих самоубийство. Данная связь была рассмотрена Э. Дюркгеймом и эти факторы были названы как «космические факторы». По статистике ХХ века, частота случаев самоубийств увеличивалась с приближением весны, а особенно опасными месяцами считались май и июнь так называемые «убийственные месяцы», временем совершения самоубийства считались с раннего утра до 12:00 то есть до полудня [4. C. 270].

Возрастной характеристикой или возрастным фактором самоубийства фиксируют период от 20 до 40 лет, средним и самым опасным возрастом считается около 30 лет, вне зависимости географического расположения людей задумавших самоубийство. Отсюда и принято считать, что молодые люди переходящие во взрослую жизнь, не знают что их ждет в ближайшее десятилетие, распланировав жизнь они сталкиваются с проблемами с которыми они не в силах справиться в одиночку и не получив помощи от окружающих и совершают самоубийства.

Половая принадлежность как фактор показывает, что мужская половина населения чаще совершает законченное самоубийство, т.е. самоубийство заканчивается летальным исходом. По статистике современных исследователей проблемы самоубийства считаются, что женское население чаще совершает попытки самоубийства, но доводят их до смерти, это объясняют как привлечение к себе внимания окружающих людей к своей личности или проблеме.

Психологический фактор самоубийства встречается очень часто в современной Корее. В последние годы участились случаи самоубийства среди лиц шоу-бизнеса и других представителей культурной сферы страны по причине депрессии или одиночества.

Самоубийство корейской актрисы повергло в шок всю Корею и фанатов других стран. 7 марта 2009 года актриса Янь Я-Ёнь совершила самоубийство, повесившись в своей квартире. После исследования предсмертной записки полицией было установлено, что за участие во многих проектах ей приходилось заниматься сексом с влиятельными людьми и журналистами из шоу-бизнеса. Эта причина и послужила развитию депрессии и дальнейшего самоубийства. (www.koreatimes.co.k)

Также покончила жизнь самоубийством через повешенье корейская актриса, считавшаяся звездой «первой величины» Чхве Чжин Силь в возрасте 39 лет. Вся собранная информация полиции показала, что актриса совершила самоубийство в приступе депрессии. Полиция сообщает, что Чхве уже говорила о намерениях совершить самоубийство. После скандального развода с профессиональным баскетболистом у Чхве и начались первые приступы депрессии. В дальнейшей жизни актрисы были тяжелые моменты: ее ложно обвиняли в разных видах проступков; актриса переживала это очень болезненно, но пыталась отстоять свой звездный статус. У Чхве остались двое детей от ее брака с бывшим мужем, актриса в последнем разговоре с репортером просила присмотреть за ними. [28]

После смерти множества актеров последовала череда самоубийств молодежи. Полиция предполагает, что это своего рода подражание, хотя предсмертных записок и достоверной информации доказывающей данный факт нет.

Этнический фактор связан множеством факторов, в большей или меньшей степени. Трудность выявления связи именно этнического фактора с уже совершенными самоубийствами связана с существованием множества других факторов, с помощью которых можно объяснить любое совершенное самоубийство, но можно связать их с этническим аспектом.

Религиозный фактор также связан с самоубийством, но основные мировые религии запрещают совершение самоубийства и называют греховным деянием.

В истории общества были зафиксированы ритуальные самоубийства для присоединения с Всевышним. В христианстве также присутствовало самоубийство среди первых последователей, ради быстрой встречи с Богом, но позднее данное деяние было запрещено и названо греховным. У индейцев майя также присутствовало ритуальное самоубийство в честь Бога, и таких самоубийц уважали и почитали, так как они отдавали свою жизнь ради высшей цели. Есть люди считающие данные действия не самоубийствами, а самопожертвованием. Современные религиозные общины или секты, которые пропагандируют самоубийство ради спасения или совершившие массовое самоубийство, строго наказываются судебным законодательством большинства стран и называются «Деструктивными сектами». После того как 18 ноября 1978 года на северо-западе Гайаны было совершенно массовое самоубийство 914 последователей и их детей идейно религиозной общины «Храм народов». Это событие всполошило общество, понизило репутации многих религиозных общин в мире и снизилось численность многих религиозных общин в мире. [42]

Религия играет большую роль в жизни человека: она полностью определяет его связь с обществом, в котором он живет, объединяет его со своими потомками. В современной Южной Корее развиваются многие виды религий, все больше строятся каталитические церкви. Но основной религией остается буддизм. Считается, что совершение самоубийства буддистом не является грехом, а наоборот – уважительным способом ухода из жизни, тем более для престарелого человека. Только для престарелого населения разрешается кармически нейтральное совершение самоубийства или самопожертвования. [42] Одной из идей буддизма является идея реинкарнации, а жизнь – лишь цепь страданий. И религия помогает смириться с принятием смерти, и подталкивает его на совершение самоубийства. Но самоубийство может быть только самопожертвованием, иначе, совершение самоубийства будет рассматриваться как греховное деяние.

В России также распространен буддизм: в республике Бурятия он стоит на втором месте после христианства. Также Бурятия входит в один из опаснейших регионов мира по уровню самоубийства. По данным на 2008 г. республика Бурятия находилась на третьем месте по уровню самоубийств (73,3 на 100 тыс.), а в 2013 г. Бурятия поднялась на второе место в России. На сегодняшний день увеличивается частота самоубийств в Бурятии: среди самоубийц часто встречаются призывники в армию; школьницы совершают самоубийства из-за экзаменов и полицейские - по неизвестным причинам. По сообщениям главной СМИ республики Бурятии, бабушка, не дождавшись жилья от властей, покончила жизнь самоубийством, оставив собственную квартиру детям. [31]

Брачно-семейный фактор. 26 апреля в Таганском районе обнаружен труп мужчины. 36-летний москвич повесился на капроновом шнурке, привязанном к балконному подоконнику. Тело погибшего обнаружила супруга, вернувшаяся утром с работы. Об этом телеканалу "360" сообщил источник в правоохранительных органах. 26 апреля в 10:03 в дежурную часть поступила информация о трупе в квартире, который находился на балконе с затянутым на шее капроновым шнуром", - сообщил источник. Супруга покойного сообщила, что незадолго до самоубийства у них произошел семейный скандал по причине скорого развода. По ее словам, мужчина сильно переживал по этому поводу. Предсмертной записки не обнаружено. [32]

Данные о самоубийствах брачно-семейного фактора в Южной Корее отсутствует, доказывая, что семейные узы в Южной Корее не являются причиной лишения себя жизни.

Природный фактор. В ходе истории России, на ее территорию иммигрировали многие народы и люди других национальностей, они обживали менее населенные пункты РФ, так появлялись новые регионы страны. Уровень случаев самоубийств на территории России отличается в зависимости от регионов. В республике Коми и Удмуртии фиксируют самые высокие уровни самоубийств, примерно, от 70 до 120 случаев на 100 тыс. населения, но попыток совершить самоубийство насчитывают в 10 раз больше. В Удмуртской республике наибольшее количество самоубийств пришлось на Устиновский район. Причинами самоубийства считаются безработица, алкоголизм населения, низкая духовная культура, а отсутствие профилактических служб только утруждают события. [33]

С ситуацией самоубийств в Южной Корее этнического фактора проходит намного проще в плане исследований так, как по переписи в Республике Корея проживают в основном южнокорейцы, китайцы и беженцы из других стран с долгосрочной визой, их принято называть этнические корейцы, потому что они или их родственники были беженцами из этой страны. Они убегали от конфликтов Южной Кореи и Северной Кореи, в основе беженцы переезжают в республику Корею из стран КНДР и Узбекистана. Из КНДР люди бегут от тирании, но путь их в Южной Корее не становится радостней.

По опубликованным статистическим данным Министерства Южной Кореи по делам воссоединения 13% от всех умерших северокорейских беженцев уходят из жизни, совершая самоубийство. Данный процент самоубийства превышает число самоубийств среди местного населения Республики Корея. По мнению специалистов, причин совершения самоубийств беженцев не так много, в основном это депрессия от одиночества, потому что их родина находится близко, но она недосягаема. Беженка Ким Рен Хи на пресс-конференции, со слезами на глазах, рассказала что хочет домой. Она сказала, что свобода, материальные блага и другие соблазны жизни в Южной Корее не сравнятся с ее семьей и родным домом, она вернулась бы домой, если даже придется умереть от голода.

Второй причинной совершения самоубийства среди беженцев считается то, что идеальные представления беженцев об устойчивой материальной жизни в Южной Корее разбиваются реальной жизнью. Идеальные представления об успешной материальной жизни в Южной Корее пришли в Северную Корею из контрабандных копий южнокорейских сериалов. Хотя многие беженцы добиваются некоторого материального успеха в жизни, но для этого нужно пройти трудный путь. Отличным примером успешности беженца в Южной Корее является бывший офицер северно-корейской армии Ким Сон Ир. На своем пути к материальной устойчивости он сменил 7 работодателей, был водителем городского автобуса, чернорабочим по найму, управлял рестораном, а теперь имеет бройлерный бизнес. Он отмечает, что когда он был чернорабочим, это было самое трудное время в его жизни, так как приходилось выполнять приказы работодателя. Из личных убеждений ему это давалось особенно тяжело, потому что раньше он был офицерам и сам раздавал приказы. В интервью он рассказал о своем пути и особенно выделил: «Все мои прошлые начинания заканчивались провалом. Я три раза пытался покончить жизнь самоубийством. Теперь вот приходится напоминать себе, чем я рисковал, пока не достиг того, что у меня есть сегодня».

По данным исследований, считается, что 26% процентов всех беженцев состояли в высших слоях общества на севере, а остальные 74% относят себя к низшим слоям. [34]

Правительство Южной Кореи поддерживает беженцев, создавая трехмесячные курсы для улучшения адаптации их к жизни обычного южнокорейца. Благотворительные организации под влиянием христианкой церкви также предлагают курсы, обучая беженцев прикладным наукам. Они считают, что даже простые умения бариста кафе в дальнейшем будущем помогут беженцам адаптироваться к ритмичной жизни Южной Кореи. Беженцам из Узбекистана или России, которые предпочитают себя называть «русско-корейцы», также помогают в адаптации в Корее религиозные организации: мечети или христианские церкви, там их учат корейскому языку, культуре и т.п. Также данные курсы помогают со связями с будущими работодателями по всей территории республики Кореи, обеспечивая их работой, жильем и едой.

В России, по данным статистики, регионами с высочайшим уровнем самоубийства являются республика Коми и Удмуртия. В данных регионах проживают группы финно-угорского населения. Еще Дюркгеймом было доказано, что в группу риска с большей вероятностью совершения самоубийство входит именно финно-угорские группы населения мира. Данный доказанный факт не теряет актуальности и на сегодняшний день, население финно-угорской группы в 2 раза чаще совершают самоубийство, чем русское население вышеуказанных регионов, по данным на 2006 год. Многие исследователи данного феномена пытались выявить этот патологический интерес финно-угорского народа к смерти через совершение самоубийства. Начиная от мифов и иносказаний, что, мол, проклят народ, разделившийся при стремительном развитии общества, заканчивая изучением генетики народов, относящихся к финно-угорской группе, поисками гена, отвечающего за самоубийство, так называемого «испорченного гена».[35]

Генетический фактор. Неизлечимая болезнь является одним из факторов, которые толкают людей на совершение самоубийства. Одним из случаев является самоубийство южнокорейской телеведущей и автора книг о гармонии Чхве Юн Хи, которая в возрасте 63 лет совершила самоубийство вместе со своим мужем. То есть, женщина, получившая прозвище «проповедник счастья», потому что призывала соотечественников жить в гармонии с собой и окружающим миром и радоваться жизни, покончила жизнь самоубийством. В предсмертной записке, которую нашли полицейские, автор книг о счастье сказала, что страдала болезнью легких и сердца в последние годы. Полиция предполагает, что ее муж помог ей сделать выбор и уйти из жизни вместе. Так как они были найдены вместе в номере мотеля. [36]

В связи с неизлечимой болезнью, такой как СПИД или ВИЧ, люди совершают самоубийство. Примерно 30% южнокорейцев, болеющих ВИЧ-инфекцией, рано или поздно совершают самоубийство. По данным Корейского центра по контролю заболеваемости и профилактике из 864 смертей, которые связаны со СПИДом и ВИЧ-инфекцией, в 258 таких случаев пациенты сами расстаются с жизнью путем самоубийства. Уровень самоубийства ВИЧ-инфицированных с 18 за 2002 год вырос до 33 в 2006 году. Рост таких случаев самоубийств, как утверждают эксперты, является следствием изолированности от общества и отвержения людьми пациентов, которые живут с ВИЧ-инфекцией. Менеджер Корейского альянса по борьбе со СПИДом говорит: «Предрассудки против СПИДа приводят к дискриминации, что создает чувство изоляции. Чтобы это изменить, мы должны открыто говорить с людьми о СПИДе». [37]

В России самоубийство по причине неизлечимой болезни совершил профессор и доктор психологических наук М. Ю. Кондратьев. Не смотря прогрессирующее онкозаболевание и отказ ног, он все же продолжал работу в университете. Профессор совершил самоубийство, выстрелив себе в голову из огнестрельного оружия. Труп профессора обнаружили соседи, услышав выстрел, возле него на коляске лежало ружье и предсмертная записка, в которой он объяснил, что не может терпеть боли от болезни и что виновных содеянном нет. [38]

Возможно, считать, что фактором совершения самоубийства была неизлечимая болезнь, не правильно, поскольку многие болезни сейчас можно вылечить или продлить жизнь до естественной смерти, если брать в качестве примера людей, болеющих ВИЧ-инфекцией. Людей на совершение самоубийства толкает боль, которую они чувствуют в ходе болезни.

Социально-экономические факторы. В истории любой страны экономический кризис или кризис в политической сфере, приводили к росту количества и уровня самоубийств. Во время экономического кризиса люди из-за недостаточности денег могут взять кредит, после чего не могут выплатить его в срок по причине прямого отсутствия денег или нехватки полной суммы для погашения долга. Многие люди, не получив поддержки окружающих, не видят другого выхода как покончить с собой.

В Ростовской области уже присутствует самоубийство людей, которые взяли небольшой кредит и не успели отдать деньги в срок. Мать пяти детей Диана Ночивная в возрасте 32 лет, взяла кредит в размере 10 тыс. рублей, но не смогла расплатиться. После чего приехала к мосту, проходящему над железнодорожными путями, и бросилась вниз, упав на высоковольтные провода и умерев после глубоких ожогов в больнице. Шансов выжить, как врачи утверждают, у нее не было. Кредитные самоубийства - результат функционирования денежно-кредитной системы, в ходе которой люди взявшие деньги в банке и неспособные их отдать, могут покончить жизнь самоубийством. [39]

Республику Корея проблема самоубийств в период мирового экономического кризиса не проходит мимо. Так, в период экономического кризиса с 1997 по 1998 гг. уровень самоубийств подскочил. 80% всех случаев самоубийства в период мирового экономического кризиса совершались мужчинами в возрасте от 15 до 45 лет. То есть пик уровня самоубийства пришелся на трудоспособную часть населения Республики Корея. [40]

Культурные факторы. В ходе истории Южной Кореи, у людей сформировалась традиция в духе конфуцианской этики: родители должны помогать детям до их свадьбы, а дети – после ухода родителей на пенсию. Традиция утратила свою актуальность, так как ситуация, сложившаяся на сегодняшний день очень удручающая. Среди стран, входящих в ОЭСР, Южная Корея тратит меньше всех на поддержку пожилых людей - 1,9% ВВП. Данная ситуация начала складываться вместе со стремительным развитием страны, урбанизацией и индустриализацией в 1970-х годах и стала причиной разделения семей и поколений. По данным, полученным из банков в 1980 г., переводы денег от детей составлял 73% дохода их родителей, но в 2003 г. процент уменьшился до 31%. Также процент людей, способных к труду, упал с 90% до 37%. В последнее десятилетие ХХ века 70% пожилых людей проживали вместе с детьми. К началу ХХI века этот показатель упал до 30% в связи с ростом урбанизации и застройки городов. Поэтому многие пожилые люди и совершают самоубийство, чтобы «не быть обузой для своих детей», как сказала в предсмертной записке южнокорейская пенсионерка, оставившая ее зятю, после чего она с супругом покончила жизнь самоубийством. [41]

На форумах в социальных сетях молодежь финно-угорских народов очень интересует проблема самоубийств их народа, потому что она затронула их семьи. Они хотят знать, почему же происходит это множество случаев. Многие считают, что причиной этого является язычество и отношение к смерти в их семьях. Один парень рассказал, что в его языческой семье к смерти относятся как к продолжению жизни, как к чему-то положительному. Его мать говорит о смерти, даже приготовила себе одежду, в которой ее должны будут похоронить, и выбрала место для захоронения. Возможно, это и дает последний толчок при встрече с определенной проблемой, которую они не могут решить. Так сказать, уже собралась.

Влияние этнического фактора на состояние и динамику самоубийства связано с действием других факторов, что и затрудняет исследование данной проблемы. Исследования влияния этнических факторов нужно связать сравнением между исследованиями основных факторов совершения самоубийства двух или более стран, что может дать расширенную картину общего или различного поведения разных этносов по отношению к самоубийству.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоубийство – явление социальное, оно существует в обществе и им воспроизводится. Совершение самоубийство дело сугубо индивидуальное, но основные факторы индивидуального решения ухода из жизни создаются социальными причинами.

При работе над квалификационной работой, была поставлена цель систематизация знаний о социальной обусловленности самоубийства, влияние этнического фактора на состояние и динамику самоубийства (на материале России и Южной Кореи) и выдвижение рекомендаций для снижения уровня самоубийств.

Достижение целей исследования было сопряжено с решением ряда поставленных задач. Результатом решения задач являются поставленные выводы.

Понятие самоубийства как социального явления может быть представлено как система определений самоубийства. В проведенной работе было рассмотрено несколько определений самоубийств, но классическим определением самоубийства было принято данное Э. Дюркгеймом. Самоубийство – всякий смертный случай, который является непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного акта, совершенного самим человеком, если этот последний знал о его последствиях.

Классификация самоубийств осуществляется по разным основаниям, в зависимости от исследователей. Основной классификацией самоубийств за счет первой социологической работы Э. Дюркгейма. Его классификация и была выбрана. Фундаментом данной классификации лежит характер отношений личности и общества. Видами самоубийств выделяются: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое самоубийство.

Систематизация знаний о теоретическом осмыслении самоубийства позволила, не только выделить наиболее ярких западных и отечественных представителей суицидологи как науки, но и определить основные направления этого осмысления: философское, психологическое и социологическое, основоположником которого был вышеупомянутый Э.Дюркгейм.

Социологический подход к исследованию самоубийства сложился в конце XIX века под влиянием Э. Дюркгейма и получил широкое распространение в XX веке. Суть этого подхода состоит в выявлении социальной обусловленности самоубийства: установлении его связи с культурным, историческим, структурным контекстом, а также с индивидуальными и коллективными действиями людей (П. Штомпка).

Первые социологические теории самоубийства строились на основе метода дедукции – логических построений, выводящих из “общего” (теоретических положений) “частное” (гипотезы, допускающие проверку эмпирическими данными). Теории этого типа представляют собой эмпирически обоснованные концептуальные модели самоубийства – “теории среднего уровня” (Р. Мертон) или “аналитические теории” (П. Штомпка).

Состояние и динамика самоубийств в России свидетельствуют о заметной социальной окраске данного феномена. Показатели менялись с каждым поколением, достигая своего пика в периоды, когда в стране происходили сложные ситуации. Например, периоды репрессии (1937, 1947 гг.), период социального застоя (1960-1980 гг.), или резких социально-экономических перемен (1980-2000 гг.). Но уровень самоубийства падал в периоды социального оптимизма (хрущевская «оттепель», горбачевская «перестройка»).

Так, если в 1984 г. уровень самоубийств в РФ составлял 38,7, то в 1986 г. – 23,1. Однако быстро наступившее разочарование реформами послужило катализатором для нового, еще более резкого скачка в уровне самоубийств. Уровень самоубийств, начиная с 1988 г. (24,4), стал расти, достигнув своего пика в 1994 г. (41,8). Некоторое его снижение наблюдалось в конце 1990 – начале 2000-х гг., а резкий спад пришелся на вторую половину первого десятилетия нового века и составил в 2011 г. 21,8, а в первой половине 2013 г. – 20,8. Статистика самоубийств на 2015 год снизилась по сравнению с предыдущим годом, 21,3 тысячи случаев самоубийств населения России. Уровень случаев самоубийств составляет 17,5 случаев на 100 тыс. населения. Аналитики предполагают, что в ближайшие годы будет наблюдаться спад до среднемирового показателя случаев самоубийства до 11,4 на 100 тыс. населения. [24]

По опубликованной статистике Росстата, на апрель 2016 года наблюдается снижение общего показателя самоубийства в России до 15,7 случаев на 100 тыс. населения, что доказывает прогнозы аналитиков о снижении случаев самоубийств. [25]

Состояние и динамика самоубийств в Южной Корее не менее отличается движением частоты от минимального уровня до его пика в периоды социальных потрясений. В период мирового экономического кризиса с 1997 по 1998 год уровень самоубийств подскочил. 80% всех случаев самоубийства в период мирового экономического кризиса происходили мужчинами в возрасте от 15 до 45 лет. Уровень случаев совершения самоубийства вырос вдвое с 1982 по 2011гг., с 6,8 случаев на 100 тыс. населения 1982 года до 28,4 случаев на 100 тыс. населения в 2011 году, причину этому корейцы видят в быстром развитии общества, и влиянием на нее со стороны Европы и Америки.

Социальный фактор считается основным фактором совершения самоубийств населения, к нему относят:

1. Урбанизацию населения;

2. Высокое влияние СМИ;

3. Доступ к информации о самоубийстве и способах его совершения;

4. Заразительность и коллективность феномена самоубийства;

5. Ослабление института семьи и разрешение ее внутренней гармонии;

6. Специфику национальной окраски данного явления, также определенную связь с характером вероисповедания;

7. Социальная дезорганизация общества, то есть аномия.

Влияние этнического фактора на состояние и динамику самоубийства имеет широкую связанность с другими факторами, что и затрудняет исследование данной проблемы. Связь религии и язычества с народами, которые проживают на той или иной стране, также влияют на состояние самоубийства, что также входит в этнос, как характеристика народов. Этнический фактор самоубийств можно связать со сравнением уровня самоубийств между той или иной национальности или сравнение уровней самоубийств в определено выбранных странах. Если взять эти сравнения, то мы получаем, что у азиатских народов больше вероятности совершить самоубийство, чем у российского народа, но в российскую статистику также входят европейская группа, такие как финно-угорские народы и мари, что делает статистику исконно русского населения еще меньше.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Специальная литература

1. Депрессии позднего возраста: клиника, вопросы патогенеза, лечение: Сборник научных трудов / Московский НИИ психиатрии. - М., 2005.-50 с.

2. Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. Сборник научных трудов московского научно-исследовательского института психиатрии. М., 2005. - 201 с.

3. Шизофрения. Клиника и патогенез. / Под ред. А.В. Снежневского.-М.: ИНФРАМ – М., 2000. - 305 с.

4. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм. - М.: Мысль, 1994. – 399 с.

5. Амбрумова, А.Г. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации московского НИИ психиатрии, составленные / А.Г. Амбрумовой, В.А. Тихоненко. - М.: ИНФРАМ – М, 2004. - 474 с.

6. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. Падение / А. Камю, 2016. -416 с.

7. Фрейд, З. Печаль и меланхолия / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 1999.-44-52 с.

8. Чуев, Ю.Ф. Психотерапевтическая коррекция больных депрессиями в постсуицидальном периоде / Немедикаментозные методы мед. реабилитации.- Х., 2000.-97 с.

9. Смидович, С.Г. Самоубийства в зеркале статистики /С. Г. Смидович // СОЦИС, - 1990. - №4. – С. 88-89.

10. Давыдов, А.А. Самоубийства, пол и золотое сечение / А. А. Давыдов // СОЦИС. - 2001. – С. 17-24.

11. Войцех, В.Ф. Факторы риска повторных суицидальных попыток / В.Ф. Войцех // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. - №3.- С. 35-39.

12. Чуев, Ю.Ф. Особенности суицидального поведения у больных депрессиями инволюционного возраста. Автореферат диссертации. - Х., 2001.-569 с.

13. Комплексные исследования в суицидологии. Сборник научных трудов московского научно-исследовательского института психиатрии. - М., 2001.- 110 с.

14. Чуев, Ю.Ф. Особенности формирования суицидального поведения при стрессовой ситуационной нагрузке / Неврология и психиатрия. - Киев, 2003.-122с.

15. Пятницкий, Н.Ю. Непсихотические депрессии при циклотимии и вялотекущей шизофрении. Автореферат диссертации. - М.: МАКС-Пресс, 2005.-237 с.

16. Смидович, Г.С. Самоубийства в зеркале статистики / Г. С. Смидович // СОЦИС, 2000.-89 с.

17. Менингер, К. Человек против самого себя / К. Менингер. – М.: МАКС-Пресс, 2000.-305-306 с.

18. Наку, А.Г. Клиника некоторых вариантов динамики психопатии. - К., 2002.-272 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...