Синтез кулачкового механизма
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Кулачковым механизмом называется механизм, в состав которого входит кулачок (звено, рабочая поверхность которого имеет переменную кривизну). Зубчатый механизм можно рассматривать как многокулачковый механизм. Кулачковые механизмы широко применяются в двигателях внутреннего сгорания, в текстильных машинах, в полиграфических машинах, в машинах – автоматах различного назначения, в разнообразных приборах. Достоинство кулачковых механизмов – возможность воспроизводить почти любой закон движения, причем синтез их относительно несложен. Недостатки – наличие высшей кинематической пары и, как следствие, ограниченная долговечность, сложность изготовления, высокая стоимость. Кулачковый механизм состоит из кулачка (обычно вращающегося) и толкателя, совершающего возвратно – поступательное движение. Иногда толкатель совершает колебательное движение, в таком случае он называется колебателем или коромыслом. Для уменьшения трения толкатель снабжают роликом. Схемы кулачковых механизмов чрезвычайно разнообразны. Кулачковые механизмы бывают плоские и пространственные, с толкателем, имеющим рабочим элементом острие, ролик или плоскость, центральные и дезаксиальные (рис. 6.1).
Билет №12 Теория зацепления Эвольвента обладает следующими свойствами, которые используются в теории зацепления: форма эвольвенты определяется радиусом основной окружности; нормаль к эвольвенте в любой ее точке является касательной к основной окружности. Точка касания нормали с основной окружностью является центром кривизны эвольвенты в рассматриваемой точке; эвольвенты одной и той же основной окружности являются эквидистантными (равноотстоящими друг от друга) кривыми. Планетарные и дифференциальные механизмы В практике применяются зубчатые механизмы, имеющие колеса с подвижными геометрическими осями (сателлиты). Такие механизмы называются планетарными (если имеют одну степень свободы) или дифференциальными (если степень свободы равна двум). Планетарные и дифференциальные механизмы позволяют получить более высокий кинематический эффект, более высокий кпд, более удобную компоновку. Дифференциальные механизмы позволяют также раскладывать одно движение на два или складывать два движения в одно. а) б) Рисунок 37 На рисунке 37 приведен пример дифференциального (рисунок 37 а) и планетарного механизмов (рисунок 37 б). В этих механизмах колесо "2" имеет подвижную геометрическую ось – это и есть сателлит. Неподвижная геометрическая ось, вокруг которой движется ось сателлита, называется центральной осью. Колеса, геометрические оси которых совпадают с центральной, также называются центральными (на рисунке 37 колеса "1" и "3" – иногда такие колеса называют солнечными). Звено, соединяющее ось сателлитов с центральной осью, называется водилом (водило обычно обозначается "H").
При кинематическом исследовании дифференциальных и планетарных механизмов применяется метод обращения движения (по-другому его называют методом остановки водила). Смысл этого метода заключается в том, что если всем звеньям системы добавить (с любым знаком) одну и ту же скорость, то характер относительного движения этих звеньев не изменится. Рассмотрим решение с помощью этого метода на примере механизмов, изображенных на рисунке 37. Пусть звенья этого механизма имеют соответственно угловые скорости: ω1, ω2, ω3, ωH. Добавим всем этим звеньям угловую скорость (– H). Тогда они будут иметь следующие скорости: (ω1– ωH), (ω2 – ωH), (ω3 – ωH), (ωH – ωH) = 0. Водило стало неподвижным, значит и ось сателлита 2 также стала неподвижной, т.е. механизм превратился в обычный многоступенчатый механизм с неподвижными осями всех зубчатых колес. Записываем уравнение передаточного отношения между центральными колесами этого многоступенчатого механизма (для того, чтобы отличить передаточное отношение механизма с остановленным водилом от первоначально заданного, в верхнем индексе ставят обозначение водила H. Для данного примера читается – передаточное отношение от первого к третьему при остановленном водиле): Формулу такого типа, полученную на основе метода обращения движения, называют формулой Виллиса. В данном конкретном механизме (рисунок 38) имеется еще одна особенность – колесо 2 входит последовательно в два зацепления(с первым и третьим колесами), являясь ведомым для первого колеса и ведущим – для второго. В результате в уравнении его число зубьев сократилось, т.е. его число зубьев не влияет на общее передаточное отношения механизма. Такие колеса часто называют «паразитными», хотя правильно их называть ведомо-ведущими. Полученная формула является универсальной для обоих механизмов, изображенных на рисунке 37. Дифференциальный механизм, изображенный на рисунке 37а, имеет две степени свободы, а поэтому для определенности движения надо задать законы движения двум звеньям. При этом возможны следующие варианты: 1) заданы ω1 и ω3; из записанной формулы определяется ωH (вариант, изображенный на рисунке 37 а);
2) заданы ω1 и ωH; из записанной формулы определяется ω3; 3) заданы ωH и ω3; из записанной формулы определяется ω1. Так как звеньям можно задавать любые законы движения, то, как частный случай, одному из центральных колес зададим угловую скорость, равную нулю. Например, в рассматриваемом механизме зададим ω3=0, другим словами, затормозим третье колесо. Таким приемом отнимается одна из двух степеней свободы, и механизм из дифференциального превращается в планетарный (рисунок 37 б). Таким образом, планетарный механизм это частный случай дифференциального, когда одно из центральных колес неподвижно (заторможено). Поэтому решаются эти механизмы совершенно одинаково, по одним и тем же уравнениям, только в планетарном механизме для неподвижного колеса в уравнение подставляется значение угловой скорости, равное нулю. Для изображенного на рисунке 37б планетарного механизма: Здесь приведен конкретный пример решения, но на самом деле на этом примере надо усвоить метод решения, подход к решению такого рода задач, т.к. метод один, но для каждой схемы механизма будут получаться свои уравнения. 4) Сложные механизмы Существуют механизмы, включающие в свой состав различные части (обычные, планетарные, дифференциальные). В этом случае необходимо разделить механизм на части, записать уравнения передаточных отношений для каждой из них, используя соответствующий метод решения. Совместным решением полученных алгебраических уравнений находят общее передаточное отношение механизма. Билет №13 1.Геометрические параметры косозубых зубчатых колес имеют преимущественное распространение рис. 2.3.14. ; Рис. 2.3.1 Цилиндрическая косозубая а) и шевронная б) передачаС увеличением угла наклона линии зуба плавность зацепления и нагрузочная способность передачи увеличиваются рис.2.3.15, но при этом увеличивается и осевая сила Fа, что нежелательно. Поэтому в косозубых передачах принимают угол .
Рисунок 2.3.15 Геометрия косозубых колес
Основные геометрические размеры зависят от модуля и числа зубьев. При расчёте косозубых колёс учитывают два шага: нормальный шаг зубьев pn - в нормальном сечении, ( диаметр вершин и косых субьев (2.3.26) (2.3.27) Межосевое расстояние (2.3.28) Эквивалентное веществоПрофиль косого колеса в нормальном сечении n-n (рис. 3) соответствует исходному контуру инструментальной р ейки и, следовательно, совпадает с профилем прямозу: (2.3.29) Силы в зацеплении Силы в зацеплении определяют в полюсе зацепления. Сила , действующая на зуб косозубого колеса рис. 2.3.16, направлена по нормали к профилю зуба, т.е. по линии зацепления эквивалентного прямозубого колеса и составляет угол с касательной к эллипсу. Рисунок 2.3.16Схема действия сил в зацеплении косозубых колес
Разложим эту силу на две составляющие: окружную силу на эквивалентном колесе: (2.3.22) Переходя от эквивалентного к косозубому колесу, заметим, что сила является радиальной силой и для этого колеса, т.е.
сила Ft расположена в плоскости, касательной к начальному цилиндру, и составляет угол с осью колеса. Разложим силу Ft на две составляющие: Окружная сила известна. Её определяют по передаваемому моменту и диаметру делительной окружности зубчатого колеса (2.3.37) Тогда из формулы (2.3.35): следует Подставив силу и выражения , окончательно получим: радиальную силу (2.3.38) На зубья шестерни и колеса действуют одинаковые, но противоположно направленные силы. При определении их направления учитывают направление вращения колёс и направление наклона линии зубьев (правое и левое). Наличие в зацеплении осевой силы, которая дополнительно нагружает валы и подшипники, является недостатком косозубых передач.
Расчет на контрактную площадьпределяют по формуле (2.3.17): ,где Ка = 43 МПа – для косозубых колес. ,где - коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряжениям; ,Если условие не выполняется, то изменяют ширину венца колеса b2, не выходя за пределы рекомендуемых значений . Если это не даст желательного результата, то либо назначает другие материалы колёс или другую термообработку, и расчёт повторяют. Расчет допускаемых напряжений ведется аналогично расчету прямозубых колес Расчет зубьев на изгиб и . Формула проверочного расчёта косозубых передач (2.3.41),где YF - коэффициент формы зуба выбирают по эквивалентному числу зубьев zv; - коэффициент, учитывающий наклон зуба; - коэффициент распределения нагрузки по ширине венца определяют по аналогии с прямозубыми передачами; = 0,81-0,91 - коэффициент распределения нагрузки между зубьями; - коэффициент нагрузки, учитывающий дополнительные динамические нагрузки =1,2 при твердости зубьев не больше 350НВ, = 1,1 при твердости зубьев более 350 НВ. Нормальный модуль зубьев mn определяют по аналогии с прямозубыми передачами. При некоторых средних значениях коэффициентов получим формулу для приближенного определения модуля косозубых передач (2.3.42), и для шеврочных передач (2.3.43), При проверке по формуле (2.3.41): можно получить значительно меньше , что не является недопустимым, так как нагрузочная способность большинства передач ограничивается контактной прочностью, а не прочностью на изгиб.Если расчётное значение превышает допускаемое, то применяют колёса, нарезанные с положительным смещением инструмента, или увеличивают m; > означает, что в передаче из данных материалов решающее значение имеет не контактная прочность, а прочность зубьев на изгиб. На практике к таким передачам относятся передачи с высокой твёрдостью рабочих поверхностей зубьев – 51…63HRCэ (цементация, нитроцементация, азотирование). Проектировочный расчёт таких передач следует выполнять с целью обеспечения прочности зубьев на изгиб по форме определения минимально допустимого модуля m, а затем выполнить проверочный расчёт зубьев на контактную прочность. Гидравлические и пневматические механизмы Гидравлические и пневматические исполнительные механизмы можно подразделять на поршневые, мембранные, лопастные как одностороннего, так и двустороннего действия. [ 1 ] Гидравлические и пневматические исполнительные механизмы по принципу действия и конструктивному оформлению не имеют существенных различий. Однако отдельные узлы из-за различных свойств рабочих сред (жидкости и газа) имеют некоторые конструктивные особенности. В зависимости от рабочей среды выбирают материалы для деталей приводов (корпусов, поршней, штоков, диафрагм и др.), а также конструктивное оформление уплотнений движущихся деталей. [ 2 ] Гидравлические и пневматические исполнительные механизмы характеризуются простотой конструкции, большими выходными моментами, надежностью и возможностью получать различные скорости перемещения регулирующего органа. В качестве привода электрических исполнительных механизмов используют электродвигатели переменного или постоянного тока. [ 3 ] Гидравлические и пневматические исполнительные механизмы характеризуются простотой конструкции, большими выходными моментами, надежностью и возможностью получать различные скорости перемещения регулирующего органа. В качестве привода электрических исполнительных механизмов используют электродвигатели переменного или постоянного тока. К недостаткам этих исполнительных механизмов следует отнести сложность регулирования скорости при использовании трехфазных электродвигателей. [ 4 ] В машинах-автоматах с гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами не существует жесткой кинематической связи между движением рабочих органов; время перемещения рабочих органов определяется из уравнений динамики и зависит от ряда факторов, в том числе и случайных. Вследствие этого в автоматах с управлением от коммутационных барабанов, командоаппаратов и с системой управления путевой контроль совмещение фаз движения исполнительных механизмов может быть проведено лишь в тех случаях, когда отклонения во времени срабатывания рабочих органов исполнительных механизмов, выполняющих операции, последовательно идущие одна за другой, не могут привести к нарушению работы машины. [ 5 ] Обслуживание и ремонт регуляторов прямого действия, гидравлических и пневматических исполнительных механизмов на технологическом оборудовании проводит цех, в котором установлено это оборудование. Механическую часть обдувочных аппаратов и выдвижных форсунок с электромеханическим приводом обслуживает и ремонтирует котельный цех. [ 6 ] В материалах этого раздела впервые и весьма обстоятельно проведено сравнение гидравлических и пневматических исполнительных механизмов по большому числу факторов, определяющих их статические и динамические характеристики. В результате сделан вывод, что гидравлические механизмы при одинаковых нагрузках и подводимом давлении обладают в 50 раз. [ 7 ] Основой реле времени механического типа является часовой механизм; в реле гидравлического и пневматического типов, которые обычно используются в машинах-автоматах с гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами, длительность выдержки определяется временем истечения жидкости или воздуха через калиброванное отверстие. [ 8 ] Исполнительные механизмы с переменной скоростью перемещения имеют скорость перемещения выходного вала (или штока) переменную, зависящую от величины управляющего воздействия и пропорциональную ей. С пропорциональной скоростью работают гидравлические и пневматические исполнительные механизмы. [ 9 ] К первой группе относятся в основном все электромоторные исполнительные механизмы переменного тока. Ко второй группе относятся гидравлические и пневматические исполнительные механизмы. [ 10 ] Исполнительные механизмы с переменной скоростью перемещения имеют скорость перемещения выходного вала (или штока) переменную, зависящую от величины управляющего воздействия и пропорциональную ей. С пропорциональной скоростью работают гидравлические и пневматические исполнительные механизмы. [ 11 ] В механизмах эпизодического действия Я может быть 1, что зависит от конкретных условий их использования. Начальным звеном может быть как звено /, так и поршень 3, как это имеет место в гидравлических и пневматических исполнительных механизмах. В гидравлическом исполнительном механизме скорость поршня определяется секундным расходом поступающей в цилиндр жидкости, в пневматическом механизме скорость должна быть определена в результате решения уравнений динамики и газодинамики. В механизмах эпизодического действия А, может быть 5s 1, что зависит от конкретных условий их использования. Начальным звеном может быть как звено /, так и поршень 3, как это имеет место вгидравлических и пневматических исполнительных механизмах. В гидравлическом исполнительном механизме скорость поршня определяется секундным расходом поступающей в цилиндр жидкости, в пневматическом механизме скорость должна быть определена в результате решения уравнений динамики и газодинамики. [ 1 ] В машинах-автоматах с жесткими связями время рабочего цикла практически постоянно и от длительности работы машины не зависит. Следовательно, постоянными являются технологическая и цикловая производительность машины. В машинах сгидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами колебания времени рабочего цикла более значительны, так как свойства рабочего телг (масла, воздуха) зависят от температуры и других факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|