Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России.




Разделение властей - принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Принцип разделения властей – это развитие принципа издержек и пртиворечий, то есть в то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Законодательная, исполнительная и судебная власть в современной России.

В силу федеративного устройства государственный аппарат состоит из двух уровней: центральных (федеральных) органов и ор-ганов субъектов РФ. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Феде-ральное Собрание, Правительство РФ, Суды РФ. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Конституция РФ как бы выводит Президента за рамки разделения властей. Конституция РФ провозглашает Пре-зидента главой государства, гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны. Как глава государства Президент назначает ряд должностных лиц государства, ведает вопросами гражданства и помилования, присваивает государ-ственные награды. Кроме того, Президент обладает обширными полномочиями в сфере законодательной и, особенно, исполни-тельной ветвей власти (фактически Правительство полностью находится под контролем Президента).

Федеральное Собрание (Парламент) — высший представительный законодательный орган гос. власти РФ, состоит из двух палат. Гос. Дума избирается всем населением в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе.

Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ. ФЗ принимает Гос. Дума. Гос. Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя ЦБ РФ, назначает Уполномоченного по правам человека. Совет Федерации назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ. Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. Конституции РФ называет Правительство РФ органом, стоящим во главе исполнительной власти. Однако, это не совсем верно, поскольку решения Правительства могут быть отменены Президентом РФ, так как именно Президент формирует Правительство РФ. В него входят: Председатель, его Заместитель и федеральные министры. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства его Председатель. В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она как бы является независимым арбитром для орг.гос.властии физ. лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем. Судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно Конституции РФ в России существует 4 вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти установленными федеральным законом. Таким образом, на уровне субъектов РФ также действует принцип разделения властей.

Субъекты РФ: статус, виды, состав.

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия*(1), Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия*(2), Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым*(3), Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания*(4), Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия*(5);

Алтайский край, Забайкальский край*(6), Камчатский край*(7), Краснодарский край, Красноярский край*(8), Пермский край*(9), Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область*(10), Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь*(11) - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра*(12), Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 66

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...