Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классический этап древнегреческой философии.Объективный идеализм Платона




Учение Гераклита Эфесского

Гераклит Эфесский (родился ок. 540 г. до н. э. - умер ок. 480 г. до н. э.) — древнегреческий философ-досократик..

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Мир, согласно Гераклиту, находится в вечном процессе возникновения и уничтожения. Гераклит видел в своем огне не только то, что лежит в основе всего сущего, но и то, из чего все возникает. Возникновение, из огня космоса Гераклит называл «путем вниз» и «недостатком» огня. Этот «космос», по Гераклиту, один и тот же для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, пламенеющим не беспорядочно, а мерами вспыхивающим и мерами угасающим. Он приписывал движение всем вещам. В своей диалектике Гераклит исходит из того, что все изменчиво, ибо «все течет, все изменяется». Гераклит, как никто из древних философов, был убежден, что в мироздании нет ничего неизменного. Он уподоблял мир реке и говорил, что «в ту же реку вступаем и не вступаем» («в одну реку нельзя войти дважды…»), потому что «на входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды».

Атомистическое учение Демокрита

Демокри́т Абдерский (родился ок. 460 г. до н. э., Абдеры – умер ок. 370 г. до н. э.)— древнегреческий философ-материалист, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Атомы бесконечны, как и их формы (идей, греч. «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Платона). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. Атомы имеют свойство тяжести, т.к., по Демокриту, они имеют размер. Атомы неизменны.

.

Этика и религия. Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья. На основе своих материалистичких мировозрений Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхестественного в возникновении мира.

 

Онтологизм древнегреческой философии

Онтологизм (термин «онтология» в переводе с греч. означает «учение о бытии», ontos с греч. - сущее, loqos - учение) древнегреческой философии состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового. В древнегреческой философии именно элеаты развивают традиции исследования проблемы бытия. Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

 

Пармениид из Элеи (родился ок. 540 г. до н. э. – умер ок. 470 г. до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель, представитель элейской школы. Он был другом и учеником Ксенофана. Парменид занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Парменид делает весьма резкое различие между подлинной истиной, являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением, опирающимся на чувственное познание. Основным для него, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. Бытие –тождественно мысли – главное у Парменида: бытие и мысль – неразделимое одно. Парменид указывает, что бытие всегда неизменно, оно постоянно, целостно и едино. Доказывая, что существует только вечное и неизменное бытие, тождественное мысли о нем, он опирался на следующий основной тезис: «Бытие есть, а небытия — нет», он вытекает и из следующих оснований. Бытие имеет материальный характер, оно вечно, из него исключены изменение, движение и развитие.

 

Поворот к человеку в философии софистов и Сократа.

Софисты

Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. Софисты (от др.-греч. «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»): широком смысле — древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека; в узком — философская школа, представители которой (в основном греки 5—4 вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги. Учителя этой школы назывались софистами, «специалистами по мудрости». В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать.

Сократ

Сократ (родился ок. 469 г. до н. э.— умер ок. 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ.. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Известно, что в 399 году до н.э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен. Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд. Сократ знаменит не только тем, как жил, но и как принял свою смерть.

Он обратил внимание философов на значение человеческой личности. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Сократ выступал против софистов, в то же время в своих взглядах продолжал некоторые идеи софистов. По Сократу, философия должна заниматься нравственными качествами человека и сущностью знания. Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им философским методом. Целью этого метода достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Подбирая вопросы, Сократ выяснял слабые знания противника. Метод вопросов Сократа, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии», важнейшей целью которой было направление мысли человека на более глубокое и содержательное знание о предмете спора.

 

Классический этап древнегреческой философии.Объективный идеализм Платона

Платон (родился ок. 427 г. до н. э.— умер ок. 347 г. до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Платон оставил довольно богатое философское наследие. Кроме «Апологии Сократа», «Законов», писем и эпиграмм он написал еще 34 работы в форме диалога (у 27 из них авторство Платона бесспорно, относительно остальных семи есть некоторые сомнения в подлинности).

Идеализм Платона. Философия Платона опирается на предшествующие философские системы, им создается рациональная идеалистическая система с рационально обоснованными принципами. Платон следующим образом излагает принципы своей идеалистической системы. Материальный чувственный мир (чувственно воспринимаемые вещи) является «тенью» мира идей, он вторичен. Мир идей он называет подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи) и стоит выше других идей. Познание этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.

Учение о познании. Всё, доступное познанию, Платон в «Государстве» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Истинное, настоящее познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности. В диалоге «Менон» теорию воспоминания Платон демонстрирует на примере разговора Сократа с неким юношей. Последний, хотя никогда не изучал математику и не имел никакого образования, правильно выбранными вопросами был подведен к самостоятельному формированию теоремы Пифагора. Из этого Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к воспоминаниям. На основе теории воспоминания Платон производит и определенную иерархизацию души, о чем еще будет сказано. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть - влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.

Учение о государстве. Государство, по Платону, возникает для удовлетворения главных потребностей человека. Платон развивает теорию идеального государства. В идеальном государстве он выделяет три социальные группы: правители - философы, стратеги - воины, стоящие на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев - чувственность и влечения, которые должны, однако, быть умеренными. Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость не относится к отдельным сословиям, но является «надсословной», некоей «державной» добродетелью.

Платон делит государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и неприемлимые - упадочные. К приемлемым государственным формам относится идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика. К упадочным государственным формам он относит тимократию. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. Ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Самыми неприемлемыми государственными формами являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В идеальном государстве должно быть совершенное образование и воспитание. Низший класс не нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам научаются в практическом освоении. Для сословия охранников Платон считает необходимым быть образованными в гимнастике и музыке для укрепления в их душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Общность мужей и жен, а значит и детей, дополнялась запретом на любую форму собственности. Задача низшего класса - умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Мужчины и женщины сословия стражников подлежали одинаковому образованию и им предназначались одинаковые жилища. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая концепция воспитания имела единственной целью построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить чувство собственности. Частная собственность должна была уступить место общественной.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...