Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская система Аристотеля




Аристотель (родился ок. 384 г. до н. э. – умер ок. 322 г. до н. э.). - древнегреческий философ, ученик Платона. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа.. Ок. 343-342 гг. он начинает заниматься воспитанием Александра Македонского. При македонском дворе он оставался до тех пор, пока Александр не взошел на трон. т.е. примерно до 336 г. После тридцати лет странствий Аристотель возвратился в Афины, где обосновал собственную философскую школу, Лицей (свои лекции Аристотель читал, прогуливаясь по тропинкам сада, школа стала называться перипатетической (Peripatos - от греч. – прогулка). В 323 г. до н.э. умер Александр, это событие вызвало сильную реакцию в Афинах, что не могло не затронуть и Аристотеля. Философ был вынужден бежать в Халкиду, где у него было поместье, оставив Теофрасту управление Лицеем. После немногих месяцев ссылки он умер в 322 г. до н.э.

Аристотель можно назвать энциклопедистом. В его учение отражены самые разыне вопросы, касающиеся самых разных отраслей знания. Несомненной заслугой Аристотеля стала первая попытка классификации наук. Он делит науки на: теоретические, где познание ведется ради него самого (метафизика, физика и математика), практические, дающие руководящие идеи для поведения человека (этика, экономика, политика) и творческие, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного (поэтика, риторика).

Аристотель определяет философию как науку о первых причинах и началах бытия, как науку наук. Это высшее знание.

Аристотель критикует учение об идеях Платона. Если Платон признавал первичными реальным бытием общие и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого.

Онтология. К первопричинам бытия направлена метафизика. Термин «метафизика» (буквально то, что после физики), как уже было сказано, введен, скорее всего, с изданием сочинений Аристотеля Андроником Родосским в 1 веке до н.э. Сам Аристотель употреблял выражение «первая философия». Аристотелевский смысл этого понятия означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы чувственного мира. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю, понятие которой в философию вводится Аристотелем для обозначения субстрата, лежащего в основе всего сущего Материя, по Аристотелю, чистая возможность быть чем- угодно, лишенная каких-либо свойств, качеств, величины и строения. Материя есть возможность. Форма — это деятельное, активное начало, определяющее суть вещей. Аристотель формирует ответ на вопрос о существовании вещей. Для этого он развивает учение он выделяет следующие причины: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную, или целевую. Первые две причины есть ничто иное, как материя и форма, образующие все вещи. Активная, или воздействующая (движущая), причина также соединена с источником движения и с процессом перехода возможности в действительность. Аристотель отдает приоритет целевой, или конечной, причине, которая объясняет цель и смысл движения.

Движение. Важную роль в его учении играет и понятие движения. Аристотель утверждал, движения не существует вне вещей. Встречаются различные толькования Аристотелем источника движения. Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение. присуще самим вещам и является самодвижением, с другой стороны, он рассматривает движение при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

Теория познания. Первым уровнем познания он считает чувственное познание.

Логика. Логику он понимал как орудие познания, скорее, научного познания. Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных законов.

Учение о душе. По Аристотелю, душа присуща и растениям, и животным, и человеку. В ряде своих работ он формулирует принцип единства душа и материи. Т.о., душа неотрывно связана с телом. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Восприятие, т. е. способность иметь ощущения, характерно для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией разумной души. Ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела, но разум, разумная душа не связана с телесностью, она вечна.

Учение о государстве. Аристотеля исследовал историю и политическое устройство различных греческих полисов. Человек, по Аристотелю, по своей природе есть общественное (политическое) животное. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Формы организации семьи он часто переносит на государство. Самый приемлемый строй, который защищается в концепции государства Аристотелем, - рабовладельческий. Он утверждает, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению и являются рабами, а другие - к господству и являются рабовладельцами. При этом он выступает и против чрезмерного богатства, которое, нарушает стабильность общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан. Сущность государства - в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие (правильные) и три плохие (неправильные) формы государства, последние возникают как деформация хороших. К хорошим относятся: монархия (один), аристократия (богатое меньшинство) и полития (правление большинства с использованием принципов монархии и аристократии); к плохим - тирания (возникающую как деформация монархии), олигархия (деформация аристократии) и демократия (деформация политии).

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он критикует концепцию идеального государства Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев.

Т.о., Аристотель не только подвел итог развитию античной мысли до Платона включительно, но и создал дифференцированную систему знаний и сам стиль научного мышления. Фактически Аристотель разработал понятийный аппарат, которым философия пользовалась на всем протяжении своей истории до настоящего времени.

  Философия Средних веков 1. Особенности развития, основные черты, этапы средневековой философии. Период патристики. Философия Августина. Философия Средневековья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов – в центре бог, вся философия связана с христианством. В философии Средневековья можно выделить два этапа: Первый этап –патристика. Начало этого периода еще связывают с апологетикой. К этому этапу относятся взгляды таких философов: Василий Великий, Григорий Богослов, Аврелий Августин. Второй этап– схоластика. К этому этапу относятся взгляды Фомы Аквинского. Особенности Средневековой философии: -теоцентризм - Бог в центре философии, источник бытия; -креационизм - всё изменяемое сотворено Богом из ничего, а всё сотворённое стремиться к ничтожному; -провиденциализм - Бог правит миром, историей, человеком; -персонализм - человек рассматривается как персона, неделимая личность, сотворённая по образу и подобию Бога, наделённое свободой и волей; -ревеляционизм - познание самых важных истин состоит в постижении священного писания, которое заключают в себе божественные откровения. Патристика –философия отцов церкви.Мыслители средневековой философии имели прямое отношение к церкви, все свои труды они писали в духе идей христианства.Начало становления патристики связано с деятельностью апологетов (период – апологетика – от слова защита) – защитников от различного рода нападений, например, еретиков. Среди апологетов известны: Ориген, Мученик, Тертуллиан. Основные идеи патристики:- идеи связанные с тем, что философия и наука полностью подчинены религии; -в этот период закладывались основы христианского вероучения, разрабатывались догматы(основные положения); - истина исходит из откровения; - философия полностью подчинена авторитету религии; -авторитет патристики – Платон. Аврелий Августин (354-430гг.). Мать христианка, отец язычник. Он не сразу пришёл к христианству, достаточно долго времени уходит на то, чтобы стать христианином; изучая его, он постепенно приходит к нему. Работы:«Исповедь» - биография, «О Граде Божием» - труд, в котором он представил развёрнутую концепцию философии истории. В труде «О Граде Божием» он писал, что в мире существует два государства: Божий Град(церковь) и Град Земной(госудаство). Любовь к Богу порождает Град Небесный, зло как любовь к себе составляет основу Града Земного. Положения его философии: 1. Теоцентризм – Бог в центре. 2. Теодицея. По Августину всё зло, которое есть у человека, идёт от него самого, а не от Бога. 3.Теория познания – выдвигает приоритет веры над разумом («Верую, дабы понимать»). 4. Время. Бог находится вне времени, он вечен. Время – понятие человеческое. 5. Рассуждение о личности. Человек – личность, связанная с Богом. 6. Рассуждение о душе. Она близка к Богу, бессмертна, приоритет над телом. 7. Человек понимается через его волю, а не через разум. 8. Он выдвинул идею необратимости истории. История – это противоборство двух градов (Божьего и Земного). 3. Период схоластики. Великий схоласт Фома Аквинский.   Схоластика(VII—XIV вв.) В своем первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный». Схоласты искали рациональные пути познания Бога. Истина веры доказывалась через разум. Основные идеи схоластики в соответствии с тремя периодами развития: - рациональное доказательство бытия Бога, - соотношение веры и разума – в схоластике вера и разум становятся самостоятельными, в отличие от патристик, где важнейшую роль играет только вера, Схоластику принято делить на три периода: 1. Ранняя схоластика (IX—XII века) – пока еще существует взаимопроникновение науки, философии, теологии, развивается спор об универсалиях. Главные представители схоластики: Иоанн Скот Эриугена, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура. Спор об универсалиях – спор между реалистами и номиналистами. Реалисты вслед за Платоном заявляли, что универсалии существуют реально до конкретных вещей, которые представляют собой воплощение первых. Номиналисты утверждали, что конкретные вещи существуют до универсалий, а последние – только имена вещей, пустой звук. 2. Средняя схоластика (XIII век) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии. Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. В западное философское мышление внедрядось учение Аристотеля. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота. 3. Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления. Главные представители поздней схоластики: Уильям Оккам; в Италии — Данте (которого уже иногда причисляют к гуманистам Возрождения) и др.   Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский(1225— 1274). Он родился в Италии в местечке Аквино, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Основные положения философии: 1) Мир сотворен Богом. Бог – это истинное бытие. Он выделяет 4 уровня бытийности вещей: 1 ступень – низшая – это неорганические стихии минералы, 2 ступень – растительный, 3 ступень – животный мир, 4 ступень – высшая – дух, или ум, или разумная душа 2) выдвинул идею гармонии веры и разума. Аквинат говорит, что к богу можно прийти и путем разума. Разум и вера помогают друг другу в познании истины, разум – опора веры. 3) выдвигает рациональные доказательства существования бога. Их пять: 1. Мир есть движение, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, первоисточник, таким первоисточником движения мог стать только Бог. 2. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог. 3. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность.. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог. 4. Мир представляет собой многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог. 5. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен. Источником целесообразности и смысла мира может быть только Бог. 3.Философия Ибн-Сины и Ибн-Рушда. Авиценна (араб. Ибн Сина, 980-1037) происходил из туркестанской Бухары.Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны былтрактат энциклопедического характера "Книга исцеления", содержащий основылогики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал комментариик Аристотелю и много других книг, из которых большое признание приобрелтрактат "Канон медицины". 1.Соотношение теоцентризма и материалистического сотворения мира. Мир он понимал как произведение божественного разума, но мир был сотворен из материи, а не из ничего, материя же является вечной 2. Понимание универсалий. Он учит, что об универсалиях можно говорить трояким способом: - они существуют до единичных вещей в божественном разуме (ante res); - они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность (inrebus); - они существуют после вещей в головах людей как образованные имипонятия (post res). Его волновали и проблемы биологии. Он изучал жизнь животных, растений, особенно лекарственных. Он интересовался и таким вопросом как происходит перерождение растений в животное. Он рассматривал медицину, как науку, познающую состояние тела человека, поскольку оно здорово, или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. В труде «Канон врачебной науки» особые разделы посвящены профилактическим мероприятиям направленным на предупреждение болезни, описано анатомия, хирургия. Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то королемарабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую философию, был Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126-1196). Происходил он из испанской Кордовы. Известен как теолог, юрист, врач математик и прежде всего философ. Является автором известных комментариев к Аристотелю, которого он считал величайшим из людей, подлинным философом. Он занимал высокие должности, выполнял важные государственные функции, однако в эпоху правления халифа аль-Мансура был отправлен в изгнание. Его трактаты, которые были отвергнуты исламскими теологами, сохранились лишь благодаря испанским евреям 1. По Аверроэсу, материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия. 2. Он отрицал и бессмертность индивидуальной души; при этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединена с телом, как форма с материей, в каждом конкретном существе. Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку. 3. Высшая и чистая правда, которую познает философ, в религии проявляется в чувственных образах, что может быть полезным для простых, необразованных людей. Религиозные же представления в объяснении философов простые люди понимают иначе. Соотношение религии и философии (науки) называют теорией "двойственной истины", смысл ее заключался в стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от влияния церкви. Неудивительно, что философия Аверроэса (впрочем, как и философия Авиценны) была резко осуждена исламом, а его трактаты было предписано сжечь. Он написал также книгу по медицине «Colliget» (арабское «Куллийят» — «система»), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась. Многие его произведения переведены также на иврит.   4. Философия эпохи Возрождения, особенности развития. Гуманизм. Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от Средневековья к Новому времени - 14-16 вв. Возрождение связано с обращением к культуре, философии, языкам Античности – отсюда и название «Возрождение». На смену теоцентризму приходит антропоцентризм- признаются творческие способности человека, утверждается вера в сои собственные силы. Развивается пантеизм – учение, отождествляющее бога с мировым целым. Формула пантеизма – «бог в вещах». Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется. Основные философские направления эпохи Возрождения: 1) гуманизм. Гуманизм – это идейное движение, содержанием и изучением которого становится изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Представители: Данте, Петрарка, Лоренцо Вала; 2) натурфилософия - философское и научное постижение природы и космоса. Представители: Н.Коперник, Н. Кузанский, Д. Бруно, Г. Галилей. 3) утопический социализм – поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности. Представители: Т. Мор, Т. Кампанелла. 4) политическая философия - Представитель: (Н. Макиавелли). Гуманизм эпохи Возрождения. Гуманизм (лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, постулирует способность человека к постоянному совершенствованию и провозглашает уверенность в его безграничных возможностях. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Все гуманисты выступали против схоластики, в центр ставили человека, возвышали его, обращались к античности, ее культуре, философии, писали не только на латыни. Представители: Франческо Петрарка (Италия), Дезидерий-Эразм из Роттердама (Голландия), Мишель де Монтень (Франция). Главным центром гуманистического движения во всех его аспектах стала Италия -Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего в бессмертной «Комедии». Человек, по Данте, определен двояким способом: с одной стороны, богом, с другой - природой. Петрарка Франческо (1304-1374) считается "первым гуманистом", его называют "отцом гуманизма". Философ, поэт. Работы Петрарки: сборник Канцоньере (Canzoniere), состоящий из двух частей: «На жизнь Мадонны Лауры» (InVitadiMadonnaLaura) и «На смерть Мадонны Лауры» (LamortediMadonnaLaura); «Инвективы против врачей» (Invectivacontromedicum) (1351–1353 гг.); «О невежестве собственном и другихлюдей» (Desuiipsiusetmultorumignorantia) (1366г.) и др. Среди работ Петрараки интересны работы, посвященные Лауре, прекрасной женщине, о которой он пишет уже как о земном существе. К античной культуре и образованию он подходил исторически, не усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но старался наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников. Считал, что Рим является классическим образцом цивилизации вообще. Он считал, что человек может сам себя развивать и творить, его антропоцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму.   5. Натурфилософия Возрождения.   Философия Н. Кузанского. Настоящее имя Николай Кребс Основные произведения: «Простец», «Об ученом незнании», «Об искании бога». Родился в южной Германии в селении Куза. Выдвинул требование методического использования математики, требование счета, точного измерения при изучении природных явлений. Это требование призывало к экспериментальному методу познания. Основные философские идеи Н. Кузанского: - в онтологии развивал идею пантеизма: «Единое есть все». Речь идет о соотношении конечного мира с их бесконечной сущностью, с безмерно великим первоначалом – богом. - Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя, - учение о естественном «развертывании». Этот термин он применяет для характеристики процесса перехода от бога к миру (он избегает толкования творения мира как единовременного акта). Мир – это сжатый максимум. Весь мир есть развертывание богом собственной сущности. - идея бесконечности Вселенной, отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа. Его заслуга в том, что он подготовил переворот в астрономии – смену птолемеевской системы на гелиоцентрическую; - в гносеологии разрабатывает концепцию «ученого незнания» (которое он противопоставляет самоуверенному схоластическому «знанию» о боге). К понятию бога можно сколь угодно приближаться, но его совершенно нельзя достичь Николай Коперник   Николай Коперник родился в Торуни (польский городок на берегу реки Вислы, немецкое название - Торн, в Померании) Николай был зачислен в Ягеллонский университет в Кракове, на факультет искусств.   Будучи известным врачом, Коперник участвует в борьбе с эпидемией 1519 г. Он неутомимо боролся с нашествиями и захватом территорий Вармии воинами Тевтонского ордена. Наиболее известная работа Коперника "Об обращениях небесных сфер"(«О круговых движениях небесных тел»).   В своей работе он разрушил старое геоцентрическое представление об устройстве космоса, и создал новую гелиоцентрическую теорию. В своем основном труде он обосновывает следующие положения: - Во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. - Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и бесконечна, а Земля очень мала по сравнению с Вселенной.   Вопрос 7. Социально-политические и утопические теории эпохи Возрождения. Центром социальных теорий было государство, в котором прогрессивные силы общества, представленные мещанством, рассматривались как главное орудие против универсальной церкви во главе с папой. Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества. Никколо Макиавелли (1469-1527). П ервоначально он занимал важную политическую должность во Флорентийской республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и написал свои политические трактаты. Наиболее известны из них "Заметки о первых десяти книгах Тита Ливия", "Правитель", и др. Политику определяют не бог или мораль, но сама практика,естественные законы жизни и человеческая психология. О правителе. Тот, кто встал на пути "судьбы", должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Поэтому в госудраственной политике "цель оправдывает средства", ведь если нужно для бага госдарства, то управление может быть очень жестким.   Томас Мор (1479-1555) происходил из богатой семьи королевского юриста.Его гуманистическое мировоззрение формировалось в Оксфордском университете. В своем главном произведении "Книжка поистине золотая и равно полезная,как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия" \Утопия - дословно: место, которое не существует он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Идеалом, который он конкретно демонстрирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д.Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. Томмазо Кампанелла (1568-1639) был одним из представителей итальянской философии природы; однако более значительную роль сыграло его социальное учение: кроме "Города Солнца". Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации проекта силой массового восстания. Кампанелла становится во главе заговора в Калабрии, оккупированной испанцами. После поражения заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Провел в тюрьме больше 25 лет, написал там большинство своих книг, в том числе "Город Солнца". Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник. Метафизик, отмеченный солнечным символом. Его помощники - Власть,Мудрость и Любовь - занимаются вопросами воины и мира, военным искусством иремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием; вопросамиконтроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в их объединении. В программе Кампанеллы, его видении будущего также есть требование всемирного объединения людей, возглавить которое должен папа. Римский сенат,состоящий из представителей других государств, должен решать все спорные вопросы мирным путем.    
  Философия Нового времени 1. Особенности развития философии эпох Нового времени. Философия Нового времени длилась с 17 по 18 вв. В эту развивается производство (прежде всего мануфактурное), осуществляется научная революция. Особенности философии Нового времени: 1. сциентоцентризм - теория познания выдвигается на первый план философских исследований. 2. в онтологии господствовал механицизм – все в мире объясняется через законы механики. 3. деизм – признание существования бога в качестве безличной причины мира. В философии Нового времени выделяют рационализм и эмпиризм. Эмпиризм(от греч. «опыт»)(Сенсуализм – нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Может рассматриваться как крайняя степень эмпиризма). Главный источник знания и критерий достоверности — чувственный опыт. Основной метод познания — индукция, т.е. движение мысли от единичного к общему. Представители: Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм Рационализм(от лат. «разум») философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. Представители: Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б. Спиноза. 2.Эмпиризм Ф.Бэкона Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) – английский мыслитель. Основные труды: «Новый Органон» (1620), «Опровержение философией» (1608), «Новая Атлантида» (вышла посмертно). Философия Ф. Бэкона: 1) дал критику всей предшествующей философии, схоластической философии; 2) обосновал новый подход к науке. Наука должна иметь прочную опытно-экспериментальную базу и служить средством подчинения природы, использования ее в интересах человека и совершенствования общества. Господствовать над природой возможно только подчиняясь ее законам: «Знание — сила». 3) Главное условие реформирования науки – очищение разума от заблуждений, которые стоят на пути истинного знания. Он выделял 4 рода предрассудков, препятствующих адекватному познанию природы: идолы рода — предрассудки ума, присущие всему человеческому роду. идолы пещеры — предрассудки, связанные с человеческой субъективностью восприятия окружающего мира. идолы рынка (площади) — иллюзии, порожденные неправильным использованием слов. идолы театра — иллюзии, предрассудки сознания, возникающие в связи с некритическим отношением к различным философским системам, слепой веры в авторитеты. 4) обосновал ведущую роль эмпирического познания. 5) разработал индуктивный метод познания. 3. Рационалистическая философия Р. Декарта. Рене Декарт – французский мыслитель, (латинизированное имя Картезий) родился в Ляэ, в Турени (1596-1650). Основные труды: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Страсти души», "Правила для руководства ума" и др. Для философии Декарта характерны следующие идеи: 1) выдвинул рационализм в качестве теории познания. Он видел источник знаний и критерий их истинности не во внешнем мире, а в разуме человека. Всеобщее и необходимое знание не может быть выведено из опыта. Основание для него находится в самом разуме. Рационализм Декарта лежит на следующих основаниях: а) принцип философского сомнения. С омнение — свидетельство несовершенства человеческой мысли, сомневаться нужно во всем, кроме того, что мы сомневаемся. Невозможно сомневаться в существовании Бога. б) врожденный характер идей. Он полагал, что в душе человека с самого начала имеется запас как бы дремлющих идей. Они даны от бога, заложены в наш разум до опыта при рождении. 2) обосновывает приоритет дедуктивного метода познания. Дедукция — это движение мысли от общего к частному, когда из некоторого правила выводятся следствия применительно к конкретным предметам. Он выдвинул 4 основных правила метода дедукции: 1. Принимать за истинное только то, что познается интеллектуальной индукцией несомненно, ясно и отчетливо. 2. Мысленно разделить исследуемое на предельно простые элементы. 3. Постепенно восходить от простого к сложному. 4. Последовательно перечислять все звенья индукции, не пропускать ни одного звена в выводе; 3) дуализм в области онтологии. Он исходил из признания двух начал в основе сотворенного — материальную (протяженную) и духовную (мыслящую); 4.Учение об общественном договоре Т. Гоббса и Дж. Локка. Томас Гоббс – английский мыслитель, родился (1588-1679 гг.) г. в Мальсбери в семье сельского священника. Основные труды: «О гражданине», «О теле», «О человеке», «Левиафан». Философские идеи Гоббса: 1) В центре его философии - понятие тела - большая совокупность вещей и явлений, это то, что имеет свойства, что подвержено возникновению или уничтожению. 2) Первая часть философии природы у Гоббса сводится к рассуждению о движении, которое рассматривается механистически. 3) Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве(где изложены идеи политического и правового устройства) является "естественное состояние людей". Сначала люди живут в естественном состоянии и вредят себе, он называет это «войной всех против всех». Выход из войны Гоббс видит в образовании общества. Но так как общество может покоиться лишь на согласии интересов, а это "согласие между людьми основано лишь на соглашении», необходимо,чтобы "кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу". Единственным путем, ведущим к созданию такой власти, Гоббс считает передачу всей "власти и силы"единственному человеку или группе людей. Гоббс является сторонником сильной абсолютистской государственной власти, так как он считает, что только она способна устранить все остатки "естественного состояния" и все споры и беспорядки. Требование крепкой и сильной государственной власти (опирающейся на разум) объективно соответствовало и интересам формирующейся буржуазии. Джон Локкродился 29 августа 1632 г. в 1632 г. в Рингтоне. Основные философские и политические труды Локка: "Опыт о человеческом разуме", "Два трактата об управлении государством", "Письма о терпимости". Основные философские идеи Дж. Локка: 1) Нет врожденных идей, все познание рождается в опыте. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Он считает душу чистым листом бумаги. Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами. 3) В области общественно-научных представлений Локк является защитником конституционной монархии. В своих взглядах Локк исходит из естественного состояния общества. Это "состояние равенства ". Локк считает, что "договор" возникает на основе уважения естественного закона, естественного права. Поэтому, если правитель нарушит эти права, его подданные вправе отказаться от договора. 5. Учение о субстанции Б. Спинозы. Монадология Г. Лейбница. Барух де Спиноза (1632-1677) Сочинения Б. Спинозы: "Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье", "Трактат об усовершенствовании разума, "Этика", "Богословско-политический трактат", "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом", "Метафизические размышления". Основные учения: 1. Учение о субстанции и модусах. Слово «субстанция» по-латински означает «то, что лежит в основе», «подлежащее». Свою субстанцию Спиноза называет еще Природой и Богом. Спиноза определяет субстанцию как «причину себя» (CausaSui), то есть как вещь, которая не зависит ни от чего, кроме себя. Субстанция является абсолютно бесконечной и вечной. Спиноза доказывает, что существует только одна субстанция, а все прочие вещи, существующие в природе, все идеи и тела – от элементарной частицы материи до целой вселенной, – являются ее Модусами, то есть состояниями и действиями субстанции. Субстанция обладает бесчисленными Атрибутами. Атрибут – это конкретная форма существования субстанции. Человеческому разуму известны только два ее атрибута – протяжение (материя) и мышление. Иначе говоря, субстанция является Вещью мыслящей и протяженной. 2. Учение о душе и решение психофизической проблемы. Душа и тело это Две Разные Формы Проявления Од
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...