Вопрос 51. Учет денежных средств и расчетов.
Хозяйственные связи — необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции, оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое — их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком С момента создания предприятия у него появляются денежные средства: вначале — перечисленные на расчетный счет предприятия его учредителями, затем — полученные от клиентов за проданные товары или оказанные услуги. Денежные средства предприятий - совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относят также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получение денежных средств. Нормативная база: ГК РФ (ст. 819, 807, 140), Письмо ЦБ РФ № 373-П от 13.10.2011 г. «Положение о порядке ведения кассовых операций», Указания ЦБ РФ от 20.06.07 г. №1843-у, Постановление Госкомстата РФ №88 от 18.06.98. и др. Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: 1. своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов; 2. оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; 3. контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению; 4. контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
5. контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками; 6. своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами. Наличные денежные средства и денежные документы хранятся и учитываются в кассе предприятия. Общие правила хранения, использования и учета денежных средств в кассе устанавливаются ЦБ РФ. Основными документами по учету поступления денег и их выдачи являются приходные и расходные кассовые ордера. К оформлению всех денежных документов предъявляются особые требования. В них не допускаются никакие исправления. Выдача зарплаты, пособий, пенсий, стипендий оформляется платежными ведомостями, подписанными руководителем и главным бухгалтером предприятия без оформления расходных кассовых ордеров на каждого получателя. Д/с на выдачу зп могут хранится в кассе в течении 5 дней. Текущий учет движения денежных средств в кассе ведется кассиром в кассовой книге. Кассовая должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной печатью и заверена руководителем и главным бухгалтером предприятия. Второй экземпляр - отчет кассира, который подшивается вместе со всеми приходными и расходными документами. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов. Лимит остатка наличных денег в кассе - максимально допустимая сумма наличных на конец рабочего дня. Он устанавливается ежегодно в начале года. Организации сами устанавливают лимит остатка денежных средств в кассе (положение ЦБ РФ от 12.10.11 № 373-П). Лимит определяется по формуле: Л = О: P × Пc, Л – это лимит остатка наличных, О – объём выручки за расчётный период, Р – расчетный период, Пc – количество рабочих дней между днями сдачи наличности в банк. Важно, чтобы в выбранном организацией расчётном периоде было не больше 92 рабочих дней. Показатель Пc - число рабочих дней между двумя днями, когда компания сдает наличные в банк, не должен превышать семи.
Учет кассовых операций ведется на счете 50 "Касса". К нему могут быть открыты субсчета: 50.1 - Касса организации; 50.2-Операционная касса; 50.3 -Денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки). По дебету счета ведутся записи о поступлении денег. По кредиту отражаются расход денежных средств из кассы.
Периодически в сроки, установленные руководителем, производится инвентаризация денежных средств (например, при смене кассиров). Создаются специальные комиссии по инвентаризации, результаты оформляются актом специальной формы. Выявленные при инвентаризации излишки денег приходуются зачислением их в доход организации (Д 50 - К 99). Обнаруженные при инвентаризации недостачи взыскиваются с кассиров с помощью следующих проводок: Списание недостающих денег в кассе (Д 94 - К 50); Предъявление иска кассиру (Д 73.2 - К 94); По мере взносов кассира в возмещении недостачи (Д 50, 51, 70 - К 73.2). За нарушение установленного порядка налагаются различные административные штрафы. Учет операций на р/с Поступление и списание денежных средств с расчетного счета могут производится двумя способами: 1) Наличными – при взносе наличных на расчетный счет оформляется «объявление на взнос наличными», выдача наличных производится по чекам. Денежные средства полученные по чеку, должны быть оприходованы в кассу приходным кассовым ордером. 2) Безналичными. Безналичный расчет осуществляется на основании следующих документов: - платежное поручение – это распоряжение банку о снятии или зачислении денежных средств на р/с. - аккредитив – замораживание ден. средств на определенные цели - инкассовое поручение – безакцептные - платежные требования – с акцептом - чек Бухгалтерский учет по расчетному счету ведется на счете 51 «расчетный счет». Если на предприятии несколько расчетных счетов, то к счету 51 открываются субсчета. По дебету счета отражается поступление денежных средств на расчетный счет, а по кредиту отражается списание денежных средств со счета.
Учет расчетов с подотчетными лицами. В соответствии с положением №373-П, для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица (ИП), сотруднику под отчет оформляется расходным кассовым ордером. При этом сотрудник, как подотчетное лицо, обязан составить письменное заявление в произвольной форме на выдачу подотчетных сумм. Данное заявление должно содержать собственноручную надпись руководителя компании о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются. В заявлении так же должна быть дата и подпись руководителем компании. Такой порядок действует с 01.01.2012 г. Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу сдать в бухгалтерию авансовый отчет с приложением подтверждающих документов. Если в установленные сроки сотрудник авансовый отчет не представил, подотчетная сумма может быть удержана из заработной платы сотрудника в соответствии с Трудовым кодексом. Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. Приказом, утвержденным руководителем организации устанавливаются сроки: · проверки авансового отчета бухгалтерией, · утверждение отчета руководителем, · окончательный расчет по авансовому отчету. Прием остатка наличных денег, полученных под отчет, проводится кассиром по приходному кассовому ордеру. В настоящее время все большую популярность приобретают безналичные расчеты с подотчетными лицами. Для расчетов с подотчетными лицами предназначен счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Д 71 К 50/51выданы под отчет денежные средства на расходы сотруднику. Д 20/25/26/44 (счета учета расходов) К 71 учтены расходы Д 08/10/41 (счета учета материальных ценностей) К 71 оприходованы ОС, МПЗ, товары.
Д 60/76 К 71 сотрудником погашена задолженность перед контрагентами Д 50 К 71 сотрудником возвращены в кассу не использованные подотчетные суммы. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Любое предприятие в процессе работы пользуется услугами сторонних организаций поставщиков и подрядчиков. От поставщиков на предприятие поступают товарно-материальные ценности (сырье, материалы, запасные части и т. д.). Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, к которым относится и договор поставки. В связи с несовпадением моментов исполнения сторонами договора своих обязательств в зависимости от условий договора у организации при расчетах с поставщиками и подрядчиками может образовываться как кредиторская, так и дебиторская задолженность. Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Образование задолженности перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги отражается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по кредиту; суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками – по дебету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|