Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность акмеологической диагностики




Методы акмеологической науки и практики

 

План:

1. Методы акмеологического исследования и акмеологической практики

2. Сущность акмеологической диагностики

3. Профессиография и акмеография

4. Акмеологический мониторинг личностно-профессионального развития

5. Акмеологический тренинг

6. Субъектогенетический подход к акмеологической практике

7. Психолого-акмеологическое консультирование

 

  1. Методы акмеологического исследования и акмеологической практики

 

К задачам акмеологических исследований адаптируются методы из психологии, социологии, педагогики и других наук, а также разрабатываются собственные оригинальные эмпирические и развивающие методы:

    • лонгитюдный метод в сочетании с биографическим;
    • составление акмеологическо­го описания;
    • сравнительный анализ высокопродуктивной и малопродуктивной профессиональной деятельности;
    • сопо­ставление профессиограммы, психограммы и акмеограммы, анализирующих различные виды профессиональной дея­тельности, ее цели, мотивы, средства, структуру, функции, алгоритмы действий и операций;
    • акмеологические тренин­ги программно-целевой направленности;
    • акмеологические тренинги субъектогенетической направленности;
    • акмеоло­гические технологии игромоделирования и др.

В акмеологических исследованиях используются следую­щие группы методов:

  • диагностические и коррекционные тесты, которые обеспечивают мониторинг готовности личности, груп­пы к деятельности и обучению, программно-целевое моделирование и прогнозирование профессиональной деятельности и саморазвития, определение компетент­ности кадров;
  • отслеживание процессов личностно-профессионального роста, аттестации кадров и созда­ние банка данных их профессиональной пригодности;
  • экспертные оценки профессионального продвижения личности и проектирования карьеры, овладения алго­ритмами продуктивного решения профессиональных задач и достижения профессионального мастерства;
  • методы стимуляции самопознания, самокоррекции рефлексивной саморегуляции и самоорганизации про­фессионального и творческого Я специалиста;
  • акмеологические технологии профессионального кон­сультирования кадров, технологии лидерства и форми­рования управленческих команд, подбора и расстанов­ки кадров.

Реализация задач конкретного акмеологического иссле­дования предполагает:

• разработку эмпирических схем исследования, устанав­ливающих последовательность эмпирических проце­дур и рассматриваемых систем, между которыми выяв­ляются связи — социально-психологические, личност­ные, профессиональные и т. д.;

• использование математических моделей и математи­ческих методов установления связей, прямых и косвен­ных зависимостей, иерархий,уровней;

• типологизацию и классификацию полученных резуль­татов.

Один и тот же метод может выполнять различные функции:

диагностическую (диагностика профессионально важных качеств; диагностика для целей отбора — образовательного, обучающего, профессионального, т.е. профессионально-целевая диагностика; диагно­стика успешности обучения, тренинга, профессио­нальных проб; диагностика компетентности и экс­пертиза; аттестация кадров и др.);

развивающую (методы духовного и личностно-профессионального совершенствования, личностного роста; рефлексивные методы; методы саморегуляции; игротехники и различного рода групповые тренинги как акмеологические технологии личностно-профессионального совершенствования и др.).

субъектно-деятельностную (сбор характеристик и тре­бований профессиональной деятельности, ее средств, объектов, условий, ситуаций, видов, составление профессиограмм с помощью информационных, моделиру­ющих, контролирующих, аттестационных, обучающих, алгоритмизирующих и других методов).

Широко известные методы в акмеологических исследо­ваниях приобретают новое качество в связи со специальной, отвечающей целям исследования стратегией.

Сущность акмеологической диагностики

 

Акмеологическая диагностика по природе своей явля­ется комплексной, основанной на широком спектре данных:

· физиологического,

· психофизиологического,

· пси­хологического,

· социально-психологического и

· социоло­гического характера,

полученных методами соответствую­щих наук и интегрированными в единую картину индиви­дуального состояния. Если личностно-профессиональная диагностика остается в традиционных рамках психологи­ческого изучения личности, то акмеологическая диагностика выходит за пределы этих рамок и привлекает данные смежных дисциплин, например медицины, социологии и т. д. Такой подход вполне соответствует широкой междисциплинарности акмеологии1.

Комплексность акмеологической диагностики может рассматриваться в двух планах.

· Во-первых, это может быть комплексное исследование актуального индивидуального состояния.

· Во-вторых, можно добавить еще одно измерение исследования и рассмотреть временной аспект развития личности.

Целью акмеологической диагностики является исследо­вание динамики развития личности и механизмов достиже­ния ею высокого уровня профессионализма и самореализа­ции.

Однако, чтобы человек мог достичь высокого уровня профессионализма и самореализоваться, недостаточно лишь отслеживать особенности индивидуального развития, необходимо активно ему содействовать. Поэтому важной особенностью акмеологической диагностики является ее ак­тивность по отношению к развитию личности. Таким обра­зом, акмеологическая диагностика — это развивающая диа­гностика.

Развивающая диагностика относится к диагностируемой личности не как к объекту, а как к активно мыслящему, чув­ствующему и действующему субъекту, не навязывает ему пути и способы его развития, а позволяет на основе знания возможных сценариев и траекторий такого развития само­стоятельно выбрать свой жизненный путь.

Кроме того, акме­ологическая диагностика методически опирается на исполь­зование диагностируемого, в первую очередь, в роли экспер­та и изучение не только актуального для каждого момента времени состояния личности, но и системы ее ресурсов, определяющих возможности ее развития, ее личностный по­тенциал'. 1 Личностно-профессиональнос развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга: Коллективная монография / Под общ. ред. Л. А. Деркача, — М.: РЛГС, 2004. — 232 с.

2 Там же.

Акмеологическая диагностика является одним из важнейших средств оптимизации процессов подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов, обеспечивая решение широкого круга задач как на этапе от­бора, так и в ходе самого процесса обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...