Психолого-акмеологическое консультирование
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Психолого-акмеологическое консультирование — это способ акмеологической поддержки самоопределения человека как субъекта личностно-профессиональных достижений. Процесс психолого-акмеологического консультирования включает в себя три стороны работы акмеолога-консультанта: 1) индивидуальное психологическое консультирование, 2) психологическая консультативная работа с организационной нормозадающей группой и 3) психодиагностическое обеспечение всего консультативного процесса. 1 Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности: Авто-реф. лис.... д-ра психол. наук. — М., 1993. — 70 с. Индивидуальные формы психолого-акмеологического консультирования служащих, руководителей, топ-менеджеров отличаются от других видов психологической помощи: • на уровне первичного запроса проблемы, которые клиент ставит перед консультантом, крайне редко носят личностный характер; • предметом психологического анализа в процессе психолого-акмеологического консультирования часто становятся не причины неудовлетворительного состояния служебной, управленческой, организационной деятельности клиента, а поиски оптимального пути движения к желаемому результату; • позиция клиента-руководителя, клиента-менеджера, служащего, занимаемая им по отношению к консультанту-акмеологу, будет тяготеть к «начальнически-родительской позиции», к общению с консультантом «сверху-вниз»; • отношение клиента к процессу консультирования противоречиво, вследствие того что, с одной стороны, клиент-руководитель привык чувствовать себя успешным, привык опираться на свои способности анализировать, принимать решения, брать на себя ответственность, а с другой — сам факт обращения за психологической помощью может восприниматься им как утрата этих способностей; кроме того, привлечение акмеолога-консультанта к решению управленческих проблем неизбежно, с точки зрения клиента-руководителя, связано со снижением его информационной безопасности;
• клиенты принципиально не ориентированы на психотерапию, коммуникативный тренинг в его каноническом, «чистом» виде. Анализ первичных запросов клиентов на психолого-акмеологическое консультирование позволяет выделить три особенности начального состояния клиентов: • склонность клиента акцентировать свое внимание на внешних причинах затруднений, не зависящих от него самого. • недооценку собственных возможностей влиять на неудовлетворяющую ситуацию. • не вполне ясное, порой отсутствующее либо упрощенное представление клиента о желаемом состоянии его организации, при котором не будет имеющихся сегодня затруднений. Глубоко сосредоточившись на имеющихся проблемах, клиент, как правило, почти не задумывается, что он будет делать, как он будет работать, если непреодолимая проблема исчезнет. Предпочтительным программным направлением развития консультативного процесса будет совместное с клиентом построение образа желаемого будущего состояния, как его (клиента), так и его организации. Для продуктивного движения по обозначенному направлению консультативного процесса необходима система средств и методов, приемов и психотехнических способов работы с клиентом. Центральным критерием пригодности конкретного средства, метода, психотехники при построении образа желаемого будущего клиента и его организации полезно избрать потенциал конкретизации содержания, обсуждаемого с клиентом (группой клиентов), заложенный в той или иной технике, процедуре консультирования. Консультативная практика показывает, что полезной для клиента будет активная, в режиме ограниченного времени работа по выделению приоритетов во всех выявленных противоречиях его образа желаемого будущего. Это в большей мере способствует инициированию «работы выбора» клиента, чем психоаналитическое по духу интерпретирование причин сложившихся способов «сосуществования» с данными противоречиями. Первый путь важен клиенту, второй более интересен акмеологу-консультанту. И хотя второй путь по большому счету основательнее работает на длительную перспективу, здесь нельзя не учитывать особенности клиента, не склонного, образно говоря, бесконечно «копаться в двигателе, а стремящегося как можно быстрее завести мотор»1.
Завершающей частью работы консультанта с образом желаемого будущего клиента становится создание предпосылок к самостоятельной систематизации отдельных слагаемых образа желаемого будущего, структурированию и определению очередности частных целей и промежуточных этапов, ведущих к нему. Следующим стратегическим направлением развития консультативного процесса, если следовать заданной логике его проведения, должна стать конкретизация, инвентаризация и систематизация тех факторов воздействия на «проблемное месиво», которые зависят от деятельностной активности самого клиента, т е. ключевых факторов успеха. На этапе работы с ключевыми факторами успеха важно создать предпосылки для самостоятельного определения клиентом-руководителем зависящих от него аспектов и усилий для реализации целей в работе с образом желаемого будущего. В большинстве случаев руководителям, служащим свойственно недооценивать ключевые факторы успеха, пренебрегать ими или даже не видеть их. Те способы, которые могут повлиять на ситуацию, на «проблемное месиво», заранее интерпретируются как обреченные на провал. Здесь клиент-руководитель невольно, неосознанно сопротивляется консультанту, тяготея к привычному увязанию в «проблемном месиве». Вскрытие механизмов и сущности системы субъективных психологических представлений клиента о себе нередко оказывается полезным началом в работе с клиентом над ключевыми факторами его успеха. Кроме трансакционных приемов в работе с сопротивлением клиента на данном этапе могут помочь психотехнические приемы, основанные на парадоксальной интенции, работе с привычными психологическими представлениями, расширении субъективного представления о личных возможностях и долженствованиях, диалогической интерпретации, группового модерационного анализа. Направление работы с ключевыми факторами успеха тесно связано с проработкой образа желаемого будущего, являющейся, безусловно, основным стратегическим направлением всего консультативного процесса.
1 ДеркачА. Л. Психолого-акмеологичсское консультирование управленческих кадров/А. А. Дсркач, Г. И. Марасанов. — М.: РАГС, 1996. — 129 с. Третье направление, по которому развивается процесс консультирования, возникает как следствие первых двух. Оно приводит к переструктурированию «проблемного месива», т.е. всего поля проблем и трудностей клиента, клиентской организации таким образом, что в проблемном поле остается лишь действительно неподвластное деятельностной активности клиента. По окончании консультирования клиент и/или его нормозадающая группа приходят в сбалансированное состояние. Здесь восприятие образа желаемого будущего настолько же конкретно и непротиворечиво, насколько детальны представления служащего о ключевых факторах его успеха. Область так называемых «объективных трудностей», крайне малозависящих от деятельностной активности клиента, перестает доминировать, перевешивать в сознании клиента и сокращается до реальных размеров. В настоящее время основой для большинства алгоритмов психологического консультирования стала техника эмпатического слушания, являющаяся центральной в консультативном процессе. Без ее освоения консультант-акмеолог не может восприниматься как профессионал. Это необходимая, но недостаточная составляющая профессионализма консультанта. Для ускорения и облегчения контакта с клиентом рекомендуется модель, операционализирующая принцип молчания, т. е. избегания консультантом ответа на главные вопросы клиента. На начальных этапах она предполагает в качестве единиц речевой активности консультанта использовать преимущественно «Я-сообщения», и только после установления контакта переходить к «Ты-сообщениям».
Кроме того, существует серия приемов, способов и правил, повышающих интенсивность, уплотняющих эмоциональную, смысловую, информационную насыщенность консультативной беседы. К ним относятся работа с образом желаемого будущего, правило создания новых переживаний, отказ от попыток избавить клиента от значимых для него переживаний, работа с обобщениями, искажениями, игнорированием реальности, содержащей проблему клиента, эмоциональный возврат в проблему и т. д. В индивидуальном психолого-акмеологическом консультировании успешно применяются подходы, разработанные в смежных областях консультативной психологии: · методы парадоксальной интенции, · приемы, связанные с техникой списков и техникой контрактов, · консультирование по схеме «анализ —диагноз — прогноз — рекомендация», · моделирование и анализ проблемных ситуаций с помощью карточных методик, · техника работы с «барьерами общения», · методика работы с системой субъективных психологических представлений, · позитивное консультирование с помощью метафор, · проективных рассказов, · метод «режиссерской постановки симптома» и др. Эклектичность в сочетании приемов, различающихся по стилям, концептуальным основам, консультативным психологическим школам, является в данном случае катализатором продуктивности консультативного процесса1. 1 Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|