Содержательная линия (содержательно-структурный компонент)
| Количество часов
| Основные понятия
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Практические задания
|
1 ступень обучения 2-4 классы (Информатика в играх и задачах А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина)
| | | | |
План действий и его описание
|
| Последовательность действий, план действий, последовательность состояний в природе.
| Приводить примеры последовательности действий в быту; точно выполнять действия под диктовку учителя.
| -
|
Отличительные признаки и составные части предметов
|
| Признаки предметов, сравнение предметов, разбиение предметов по признакам, составные части предметов
| Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам.
| -
|
Логические рассуждения
|
| Истинность и ложность высказываний, логические рассуждения, высказывания и множества, вложенные множества, отрицания высказываний, графы и табличное описание, пути в графах, деревья.
| Разбить предложенное множество фигур на два подмножества по значения разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию.
| -
|
Алгоритмы
|
| Алгоритм, формы записи алгоритмов, выполнение алгоритма, вложенные алгоритмы, алгоритмы с параметрами.
| Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами.
| -
|
Группы объектов (объекты)
|
| Объекты, составные объекты, адреса объектов, связь между объектами.
| Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит.
| -
|
Модели в информатике
|
| Игры, выигрышная стратегия, аналогичные закономерности, аналогия.
| По заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если-то»; записывать выводы в виде правил «если-то»; изображать множества с разным взаимным расположением.
| -
|
2 ступень обучения 5-9 классы (информатика 5-6 классы Босова Л., Босова А., информатика и ИКТ 7-9 классы Н. Угринович)
| | | | |
Введение
|
| Информация, информатика
| Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект; различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях.
| Работа с клавиатурным тренажером
|
Компьютер для начинающих
|
| Техника безопасности и организация рабочего места, что умеет компьютер, ввод информации в память компьютера, программы и файлы, рабочий стол, главное меню, запуск программ.
| Приводить примеры информационных носителей; запускать программы из меню Пуск; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места.
| Знакомимся с клавиатурой, осваиваем мышь, запускаем программы, знакомимся с компьютерным меню, выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор, клавиатурный тренажер.
|
Информация вокруг нас. Начало.
|
| Действия с информацией, хранение информации, носители информации, передача информации, в мире кодов, формы представления информации, язык жестов.
| Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; различать программное и аппаратное обеспечение; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; приводить примеры информационных носителей; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации.
| Клавиатурный тренажер, логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
|
Информационные технологии
|
| Текстовый редактор и текстовый процессор, этапы подготовки документа, компьютерная графика, графические редакторы, изображение на экране монитора.
| Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.
| Вводим текст, редактируем текст, работаем с фрагментами текста, форматируем текст, начинаем рисовать, создаем комбинированные документы.
|
Информация вокруг нас. Продолжение.
|
| Обработка информации, систематизация информации, поиск информации, получение новой информации.
| Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации; определять устройство компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
| Работаем с графическими объектами, создаем анимацию на заданную тему, создаем анимацию на свободную тему.
|
Повторение изученного
|
| | | Коллективная работа над проектом «История письменности», создание слайд-шоу.
|
Компьютер и информация
|
| Компьютер, файлы и папки, двоичное кодирование цифровой информации, перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную, тексты в памяти компьютера, единицы измерения информации.
| Иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно; уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; определять назначение файла по его расширению; выполнять основные операции с файлами.
| Работаем с файлами и папками, знакомимся с текстовым процессором, редактируем и форматируем текст, нумерованные списки, маркированные списки.
|
Человек и информация
|
| Информация и знания, чувственное познание окружающего мира, мышление и его формы, содержание и объем понятия, определение понятий, суждения, умозаключения.
| Понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; приводить примеры единичных и общих понятий между понятиями; различать необходимые и достаточные условия.
| Создаем таблицы, строим диаграммы, изучаем графический редактор, рисуем в текстовом редакторе.
|
Элементы алгоритмизации
|
| Алгоритм, исполнители алгоритмов, формы записи алгоритма, типы алгоритмов.
| Иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; иметь представление об исполнителях и СКИ.
| PowerPoint «Часы», PowerPoint «Времена года», PowerPoint «Скакалочка», работаем с файлами и папками.
|
Аппаратные и программные средства ИКТ
|
| Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы. Загрузка компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером.
| Программный принцип работы компьютера; назначение и функции операционных систем; назначение центрального устройства, оперативной памяти, внешних устройств;
| Соединение блоков и устройств компьютера. Оперирование компьютерными информационными объектами. Планирование собственного информационного пространства, создание папок и т. д.
|
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
|
| Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Цифровое видео.
| Знать кодирование графической информации; уметь рисовать векторные рисунки и растровые; знать формат графических файлов; уметь создавать графические презентации;
| Кодирование графической информации. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения. Разработка мультимедийной презентации.
|
Моделирование и формализация
|
| Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного, модели, управляемые компьютером, виды информационных моделей, чертежи, двумерная и трехмерная графика, диаграммы, планы, карты.
| Создания простейших моделей объектов и процессов в идее изображений и чертежей; проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
| Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории, построение генеалогического древа семьи, создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования, построение и исследование компьютерной модели.
|
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность
|
| Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
| Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; предпринимать меры антивирусной безопасности; смысл информационного взаимодействия и его отличие от других видов взаимодействий;
| Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов. Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
|
Повторение, резерв времени
|
| | | |
Информация и информационные процессы
|
| Информация, информационные объекты различных видов, основные информационные процессы, роль информации в жизни людей, понятие количества информации.
| Виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации; виды информационных процессов; определения количества информации; основные области применения компьютера;
| Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
|
Кодирование и обработка текстовой информации
|
| Кодирование текстовой информации, кодировки русского алфавита, нумерация и ориентация страниц, колонтитулы, параметры шрифта и параметры абзаца, таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты, проверка правописания, компьютерные словари и системы перевода текстов.
| Создавать информационные объекты, в том числе гипертекстовые документы; принцип кодирования текстовой информации;
| Кодирование текстовой информации. Создание визитных карточек на основе шаблона. Вставка в документ формул. Форматирование символов и абзацев. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
|
Кодирование и обработка числовой информации
|
| Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в системах счисления. Представление чисел в компьютере. Типы данных. Встроенные функции.
| Уметь переводить числа с одной системы счисления в другую; арифметические операции в системах счисления; уметь применять встроенные функции;
| Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. Арифметические вычисления. Построение диаграмм различных типов.
|
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования
|
| Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, СКИ. Формальное исполнение алгоритмов. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Основные алгоритмические структуры.
| Основные свойства алгоритмов, типы алгоритмических конструкций, следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма; выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить алгоритмы;
| Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов». Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных». Проект «Ветвление. Выбор. Цикл».
|
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
|
| Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принцип работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных
| Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера; понятия признака и запроса на поиск информации в базе данных;
| Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.
|
Коммуникационные технологии
|
| Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передачи, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Электронная почта как средство связи. Архивирование и разархивирование.
| Назначении и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов; ресурсы и сервисы Интернет; пользоваться услугами электронной почты;
| Регистрация почтового ящика электронной почты. Путешествие по всемирной паутине. Участие в форумах, телеконференциях. Создание архива файлов и раскрытие архива. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички.
|
3 ступень (10 – 11 классы Информатика и ИКТ Н. Угринович)
| | | | |
Информация и информационные процессы
|
| Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный подход к определению количества информации. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления
| Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначении и функции операционных систем;
| Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. Решение задач на кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления.
|
Информационные модели
|
| Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
| оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты к реальным объектам; распознавать и описывать информационные процессы социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базе данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
| Приближенное решение уравнений графическим методом. Построение геометрических моделей. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
|
Информационные системы
|
| Понятие и типы информационных систем. Базы данных. Системы управления базами данных. Формы представления данных. Реляционные базы данных.
| | Знакомство с ситемой управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных.
|
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
|
| Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
| | Тестирование компьютера. Настройка и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом. Работа с архиваторами и антивирусными программами.
|
Резерв учебного времени
|
| | | |
Компьютерные технологии представления информации
|
| Универсальность цифрового представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации.
| | Решение задач на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления.
|
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
|
| Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Динамические таблицы как информационные объекты. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
| Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства.
| Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Решение задач с помощью электронных таблиц. Создание мультимедийной презентации.
|
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
|
| Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Возможности и преимущества сетевых технологий. Топологии локальных сетей. Информационные сервисы сети Интернет.
| | Подключение к Интернету. Настройка модема. Путешествие по всемирной паутине. Разработка веб-сайтов на заданную тему. Гиперссылки на веб-страницах.
|
Основы социальной информатики
|
| Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
| | |
Вещество, энергия, информация - основные понятия науки.
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные основы процессов управления.
Информационная культура человека. Информационное общество.
Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.
Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.
Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.
Основные логические устройства компьютера (регистр, сумматор).
Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь.
Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции.
Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных.
Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Техника безопасности в компьютерном классе.
Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование.
Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.
Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.
Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Различные технологии программирования. Алгоритмическое программирование: основные типы данных, процедуры и функции. Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом.
Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).
Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст.
Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.
Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.
Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.
Разработка документов и проектов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология WorldWideWeb (WWW). Публикации в WWW. Поиск информации.