Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели организаций как объектов управление




Организация, управление, эффективность В своем развитии организации прошли несколько этапов, различающихся по представлению об их сущностных чертах, взаимо­отношениях с внешней средой и обществом в целом, о роли и функциях управления, а также о критериях успешности их функционирования и развития. Эволюцию этих понятий на протяжении последнего века можно проследить по четырем типам моделей, которые отражают как развитие теории организаций, так и практику использования ее основных положе­ний:

модель организации, базирующаяся на теоретических положе­ниях школы научного управления;

модель организации, базирующаяся на положениях теорий че­ловеческих отношений и поведенческих наук; модель организации, базирующаяся на положениях теории си­стем;

модель организации, базирующаяся на представлении о роли организации как общественного института. Конечно, жизнь богаче любой модели, особенно когда речь идет о такой сложной системе, как предприятие, но моделирование по­зволяет выделить главное во взаимосвязи параметров организации, управления и эффективности. Следовательно, оно имеет значение не только с точки зрения теории, но и практики, нацеленной на успешное развитие организации.'

Базовые модели организаций Первая модель, известная под названием «механистической, или модели рациональной бюрократии», отражает представление об орга­низации, сформировавшееся в конце прошлого века и получившее широкое распространение в первой половине XX столетия. Ее теоре­тической базой являются положения школы научного управления. Родоначальник этого направления Ф. Тейлор рассматривал эффек­тивность совместного труда в организации с позиций времени и дви­жения. Расчленение работы на автономные, полностью программи­руемые элементы и последующий оптимальный сбор их в единое целое — обязательные условия, которые в соответствии с этой теори­ей формируют высокопроизводительную организацию. Другой пред­ставитель этого теоретического направления. — немецкий социолог М. Вебер — выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой человеческой организации является ра­циональная бюрократия. Предприятие — это механизм, представля­ющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается анализу технико-экономических связей и зависимости различных факторов производства.Многие положения школы научного управления организацией не потеряли своего значения и в настоящее время, особенно для крупных предприятий, в которых сконцентрированы огромные и разнообразные по своему назначению ресурсы. В то же время механистическая модель в целом критически оценива­ется современной наукой и практикой из-за ее приоритетной ориентации на крупные организации; выбора в качестве орудия завоевания рынка снижение издержек, а не рост доходов; использования аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике; стрем­ления к сохранению стабильности (консерватизм); всеобщего контроля и над­зора за качеством и выполнением плановых заданий; представления о высших руководителях как о людях, которые «мудрее, чем рынок» и т.п. Все это ставит определенные рамки в использовании механистической модели организации.

Механистическая модель: управление и эффективность

Вторая модель построена на определении организации как кол­лектива людей, выполняющих общую работу, используя принципы разделения и кооперации труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам и связано с именами таких известных ученых, как Э. Мэйо, Д. Макгрегор, Ч. Варнард и Ф. Селзник, создавших осно­вы теории человеческих отношений и поведенческих наук. В нашей стране идеи научного управления трудовыми коллективами, рабо­тающими на социалистических предприятиях, развивали А.К. Гас-тев, О.А. Ерманский, Н.А. Витке и многие другие ученые и практи­ки, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда в 20—30-е годы. Модель организации строится исходя из главного положения теории о том, что важнейшим фак­тором производительности на предприятии является человек как со­циальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, комму­никации, лояльность, участие в принятии решений. Другими слова­ми, моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. При этом особое внимание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели производительности и удов­летворенности работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю, обеспечивающему наиболее полное рас­крытие способностей работающих за счет их вовлеченности не толь­ко в процесс исполнения, но и в процесс разработки управленчес­ких решений.

Возможности модели, построенной на основе теории человеческих отно­шений и поведенческих наук, в поиске резервов эффективности организации ограничиваются тем, что внимание концентрируется только на одном внутрен­нем факторе — человеческом ресурсе и подчинении ему всех остальных фак­торов производства.

Модель, ориентированная на человеческие ресурсы:управление и эффективность

В третьей модели организация представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу составляет общая теория систем (основополагающий вклад за рубежом был сделан А. Чандлером, П. Лоуренсом, Дж. Лоршем; в нашей<стране эти проблемы исследовались И.В. Блаубергом, Э.Г. Юдиным, В.В. Дружининым, В.Н. Садовским, В.Г. Афанасье­вым и многими другими учеными, разрабатывавшими их по самым различным направлениям), главная идея которой заключается в при­знании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организации рассматриваются как со­ставные части рынка, предопределяющего их структуру и системы управления. Ключевые факторы успеха их деятельности находятся в двух сферах: во внешней (из которой они получают все виды ресур­сов, включая информацию, т.е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для пре­образования ресурсов в продукцию и услуги).

При оценке этой модели необходимо учитывать, что, несмотря на большое значение внешней среды, она лишь определяет «правила игры». Внутренняя среда любой организации, которая формируется под воздействием непрерыв­но принимаемых руководством управленческих решений, реально определяет уровень системной эффективности.

Системная модель: управление и эффективность

Четвертая модель представляет организацию как общественное образование, в деятельности которой заинтересованы различные группы как внутри, так и вне ее границ. Взаимосвязь интересов предопределяется тем, что организация для коллективного, осно­ванного на разделении труда, производства товаров и услуг, исполь­зует ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых, в свою очередь, удовлетворяются продукцией данной организации. Таким образом, цели организаций трактуются не только в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, но и с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей'лоставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом. В основе этой модели (она формируется с 80-х го­дов) лежит концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные ин­тересы партнеров, круг которых может быть довольно широким.

Модель организации как общественного института:управление и эффективность

В США рассматриваются предложения о новом типе корпорации, получившей название «R» Corporation, что подчеркивает ее ответственность (Rresponsible) не только перед акционерами, но и перед другими заин­тересованными группами.

Главная идея учреждения корпорации «R» — поощрять компании, которые вкладывают средства в развитие персонала и общин, а не занима­ются бесконечным сокращением численности работающих с целью повы­шения текущей прибыли. Предлагаются следующие условия их деятельно­сти: снижение налогов с 18 до 11%; сокращение налогов на заработную плату; полное освобождение от налогов сумм, потраченных на обучение персонала и научно-исследовательские работы и др.

С этой целью корпорация должна: отчислять 3% фонда оплаты труда в подвижный пенсионный план, выделять 2% на обучение персонала, вып­лачивать половину затрат на здравоохранение и осуществлять долевое рас­пределение прибыли или передачу части акций в собственность персонала. Еще одно требование: довести соотношение в оплате труда наиболее высо­кооплачиваемых к самым низкооплачиваемым работникам не более чем до 50: 1, тогда как сейчас во многих корпорациях оно составляет 130: 1.

Корпорация должна заключать соглашение об ответственности перед общиной, смягчающее проблемы, связанные с изменениями в размещении предприятий и с увольнениями работников. В ней обязательно должен быть профсоюз или план участия работающих в управлении. Налагается запрет на использование труда детей или заключенных. Новые инвестиции и вновь нанимаемый персонал должны быть по крайней мере наполовину связаны с США. За счет доходов корпорации предполагается финансировать соци­альные программы, направленные на обучение рабочих, подготовку быв­ших школьников к работе, расширение производства, поддержку экспор­та, технологические исследования и развитие.

Новая концепция существенно повышает сферу ответственности ком­паний, вводя в круг интересов корпорации помимо акционеров (которые нередко предпочитают не долгосрочные, а текущие выгоды) еще и работ­ников, и общины (

Практика показывает, что в реальной действительности нет орга­низаций, которые строили бы свою деятельность в полном соответ­ствии с какой-либо одной моделью. Чаще всего наблюдается процесс эволюционного перехода от одних приоритетов к другим, например от модели закрытого типа с ориентацией на оптимальное использо­вание ресурсов к модели, представляющей собой открытую систему, результаты деятельности которой определяются по системному эф­фекту. В деятельности многих организаций (особенно, крупных) мож­но отметить наличие элементов всех четырех базисных концепций, каждая из которых используется там и в той мере, где и насколько это диктуется ситуационными условиями, учитывающими воздействие совокупности внешних и внутренних факторов.

Производственно хозяйственная деятельность каждого предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:

· решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений

· все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений

· на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.

Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления.

Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ- это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.

В основу структуры управления положена определенная система. Известно три основные системы управления производством: линейная функциональная смешанная

ЛИНЕЙНАЯ - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ - система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... В чистом виде эта система используется очень редко.

Наиболее распространена СМЕШАННАЯ система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.

Наиболее простой структурой является безцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые мастерами. Мастера могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.

Основным производственным звеном крупного промышленного предприятия является цех. При цеховой структуре управления руководителю предприятия подчиняются начальники цехов. Начальнику цеха подчиняются начальники участков, либо старшие мастера, либо мастера. Старшему мастеру подчиняются мастера. Начальнику участка подчиняются старшие мастера, которым в свою очередь подчиняются мастера.

На особо крупных предприятиях может использоваться корпусная структура. В этом случае предприятие подразделяется на корпуса, корпуса делятся на цеха, а цеха - на участки.

На предприятиях могут применяться и смешанные структуры управления. Например, на предприятиях с структурой могут быть отдельные цеха, а на предприятиях с цеховой структурой - участки, подчиненные непосредственно руководству предприятия. Экспертным путем установлено, что возможно три варианта количественного состава сотрудников, подчиненные одному руководителю:

пять - семь человек, если подчиненные выполняют различные функции,

восемь - двадцать человек, если подчиненные выполняют сходные функции,

двадцать один - пятьдесят человек, если подчиненные выполняют одинаковые функции.

Управление предприятием в современных условиях должно осуществляться на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника на использование своего имущества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...